Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое обеспечение информационной безопасности
Информационной безопасности в последнее время уделяется достаточно большое внимание, начато формирование базы правового обеспечения инфор- мационной безопасности. Нормативными актами в данной области информаци- онной сферы являются: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 года, федеральные законы «Об информации…», «О безопасности», "О государственной тайне", Концепция национальной без- опасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфе- ре, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г.). Общие принципы информационной безопасности изложены в Доктрине информационной безопасности РФ. 31 Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокуп- ность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направле- ния обеспечения информационной безопасности России. Развивая Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере, она создает базу для формирования государственной политики в области информа- ционной безопасности, совершенствования правового и иного обеспечения и разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности. Доктрина исходит из определения национальных интересов РФ в инфор- мационной сфере и приводит принципы, основные направления, методы их обеспечения; содержит основные положения государственной политики обес- печения информационной безопасности РФ и первоочередные мероприятия по ее реализации. Подчеркивая, что информационная сфера является системообра- зующим фактором жизни общества, а национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, Доктрина выделяет четыре основные составляющие нацио- нальных интересов РФ в информационной сфере: – соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею; – информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к открытым государственным ин- формационным ресурсам; – развитие современных информационных технологий, отечественной ин- дустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, теле- коммуникации и связи, а также обеспечение накопления, сохранности и эффек- тивного использования отечественных информационных ресурсов; – защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем. Современная трактовка информационной безопасности исходит из опреде- ления угроз в данной сфере. В соответствии с указанными выше основными со- ставляющими информационной безопасности Доктрина выделяет следующие виды угроз информационной безопасности: – угрозы конституционным правам и свободам человека; – угрозы информационному обеспечению государственной политики Рос- сийской Федерации; – угрозы развитию отечественной индустрии информации; – угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем. При этом подчеркивается, что источники угроз информационной безопас- ности Российской Федерации могут быть внешними и внутренними. Недоста- точная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная прак- тика выступают одной из внутренних угроз информационной безопасности РФ. Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: – соблюдение Конституции и законодательства Российской Федерации, 32 общепризнанных принципов и норм международного права; – открытость в реализации функций федеральных органов государствен- ной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений; – правовое равенство всех участников процесса информационного взаимо- действия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации лю- бым законным способом; – приоритетное развитие современных отечественных информационных и телекоммуникационных технологий, их подключение к глобальным информа- ционным сетям. Общие методы обеспечения информационной безопасности разделяются на правовые, организационно-технические и экономические. Правовое обеспе- чение информационной безопасности Российской Федерации должно базиро- ваться, как подчеркивается в Доктрине, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере. Принцип законности требует неукоснительно руководствоваться законода- тельными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отно- шения в информационной сфере. Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федераль- ных органов государственной власти и органов государственной власти субъек- тов РФ. Также принципом может выступать тезис о том, что разработка меха- низмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Фе- дерации должна включать в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом. В Доктрине подчеркивается, что совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в об- ласти обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Этот процесс включает в себя: – оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку про- граммы их совершенствования; – создание организационно-правовых механизмов обеспечения информа- ционной безопасности; – определение правового статуса всех субъектов отношений в информаци- онной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникацион- ных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодатель- ства Российской Федерации в данной сфере; – создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз инфор- мационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; 33 – разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; – разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включе- ние соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, администра- тивный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о госу- дарственной службе; – совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Следует заметить, что правовое обеспечение информационной безопасно- сти обладает спецификой, обусловленной направленностью правового регули- рования на противодействие угрозам. Как подчеркивает профессор А.А.Стрельцов, в значительной части случаев это связано с обеспечением субъ- ективного права требования или притязания в области гражданских отношений и с использованием государственного принуждения в области публичных от- ношений субъектов информационной сферы, связанных с нанесением ущерба объектам национальных интересов в информационной сфере. Возникающие при этом отношения имеют своим объектом действия, направленные на нару- шение норм правового регулирования информационных отношений, но к ним не относящиеся1. Одним из элементов информационной безопасности выступает защита ин- формации, понимаемая как система правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничто- жения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, рас- пространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации. Следует подчеркнуть, что, несмотря на близость указанных терминов, за- щита информации является лишь одним компонентом информационной без- опасности. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства в информационной сфере. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информа- ционных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполни- тельной власти, уполномоченным в области противодействия техническим раз- 1 См.: Стрельцов А.А. Цель, структура, принципы, методы и задачи правового обеспечения информационной безопасности // Информатизация и информационная безопасность право- охранительных органов: Сборник трудов. – М., 2003. – С. 13. 34 ведкам и технической защиты информации. Этим требованиям должны удовле- творять все методы и способы защиты, используемые при создании и эксплуа- тации государственных информационных систем в целях защиты информации. Организация работы по защите информации осуществляется в соответ- ствии со статьей 16 Закона об информации, который устанавливает обязанности обладателя информации или оператора информационной системы. Эти субъек- ты должны обеспечить: – предотвращение несанкционированного доступа к информации или пе- редачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; – своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; – предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; – недопущение воздействия на технические средства обработки информа- ции, в результате которого нарушается их функционирование; – возможность незамедлительного восстановления информации, модифи- цированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; – постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информа- ции. 35 Date: 2015-09-05; view: 996; Нарушение авторских прав |