Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тропы и стилистические фигуры





Название Определение Пример употребления Основное назначение в тексте
Т Р О П Ы (В основе – переносное значение).
Аллегория (иносказание) Изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Весы – символ правосудия; лиса – хитрый коварный, изворотливый человек. Изображаются определенные социальные явления или лица иносказательно.
Аллюзия Одна из форм иносказания, употребление какого – либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или общественно – политический. «Такого отечества такой дым разве настолько уж приятен? (В.В. Маяковский). Сравни: «И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С. Грибоедов).  
Сравнение Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов (в широком смысле). Изображаемое явление уподобляется др. по к-л. Общему для них признаку (исп. слова как, будто, словно и др.). Как дым, седая мгла мороза. Как привидение, береза. (Бунин). Образно представить предмет, явление.
Метафора Скрытое сравнение (отсутствуют слова как, будто, словно и др., но подразумеваются). Свойства одного предмета переносятся на др. Ковры снегов Образное, ассоциативное представление.
Овеществление Перенос черт неодуш. предмета на человека. Глядишь и не знаешь:ест или не ест он. Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он. Два аршина безлицого розоватого теста: Хоть бы метка была в уголочке вышита. (Маяковский).  
Олицетворение Черты живого существа приписываются неодуш. предметам. Золотистые лица купальниц. Их стебель влажен. Это вышли молчальницы Поступью важной В лесные душистые скважины. (Блок). Глагольные метафоры (вышли молчальницы), вещественные метафоры (лица купальниц), метафорический эпитет(поступью важной). Образно представить предмет, явление.    
Эпитет (приложение) Образное определение к-л лица, предмета, явления. Не следует путать с обычным логическим определением. Различаются эпитеты 1) цветовые, 2)оценочные, 3)метафорические, 4)постоянные. 1) желтеющая нива; 2) таинственная сага, мирный край; 3) свежий лес; 4) девица красная, ворон черный; В индивидуальном эпитете проявляется авторское отношение к изображаемому предмету, явлению, указывает на одно из свойств.
Ирония (притворство, насмешка) Приобретение словом в контексте противоположного значения. Откуда, умная, бредешь ты голова? (об осле). Проявляется авторское отношение к изображаемому предмету
Метонимия (переименование) Замена одного слова другим, имеющим с ним причинную связь. Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа… (Пушкин).  
Перифраз Описательный оборот. Царь зверей (о льве). Разнообразие лексического строя.
Синекдоха (соотнесение) Разновидность метонимии. Целое выявляется через часть (соотносится вещь и материал, содержимое и содержащее, творение и творец). Прощай, немытая Россия, / страна рабов, страна господ, / И вы, мундиры голубые… (Лермонтов); (не то на серебре – на золоте едал; трещит затопленная печь; Белинского и Гоголя … с базара понесет) Образно представить предмет, явление.  
Катархеза вид метафоры, не ощущается как прием Ножка стола  
С Т И Л И С Т И Ч Е С К И Е Ф И Г У Р Ы
Параллелизм (идущий рядом) Композиционный прием. Сходное использование элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый образ. Выделяют поэтический параллелизм и параллелизм синтаксический (одинаково построенные фрагменты предложений0. Пела, пела пташечка И затихло; Знало сердце радости И забыло.  
Антитеза (противоположение) Резкое противопоставление образов, понятий, положений. Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной… Сопоставление резко контрастных или резко противоположных понятий и образов усиливает впечатление.
Оксюморон (остроумно – глупое) Совмещение несовместимых понятий. Живой труп, ужасно красивый, грешная молитва. Яркость речи.
Инверсия (перестановка) Изменение обычного порядка слов в предложении. Под кровом черных сосен и вязов наклоненных… (Жуковский). Логисеское и смысловое выделение какого-либо слова.
Хиазм (имеющий облик буквы Х) Совмещение в двух соседних словосочетаниях или предложениях обычного порядка и инверсии. См. выше.  
Анаколуф (непоследовательный) Допущение в предложении синтаксической несогласованности, нарушения нормы расстановки слов. Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир… - приходят какие-то мальчишки и объявляют все это насмарку. (Брюсов). Придание речи разговорности, эмоциональности.
Бессоюзие (убавление) Союзы намеренно опущены Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. (Бальмонт). Придание речи сжатости, компактности.
Многосоюзие (противоположность бессоюзия) Связь слов посредством повтора одного и того же союза. Как будто душа о желанном просила, Исделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно. (Бальмонт). Создается «рыдающий» ритм, замедляется художественное время.
Анафора Повторение слова или словосочетания в начале стихотворных строк. (Единоначатие).    
Эпифора Повторение слова или словосочетания в конце стихотворных строк.    
Рефрен Повтор отдельных фраз. Как пример можно рассматривать припев в песнях. Усиление определенного настроения.
Лейтмотив См. выше.    
Риторическое обращение Обращение, не предполагающее прямого ответа.    
Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий прямого ответа. Ты проснешься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, все, что мог ты уже совершил: создал песню, подобную стону, и навеки духовно почил? (Некрасов).  
Риторическое восклицание   Приветствую тебя, пустынный уголок!.. (Пушкин).  
Эллипсис (выпадение, опущение) Пропуск подразумеваемого слова.   Придает эффект лирической взволнованности.
Апосиопеза (сокрытие, утаивание) Умолчание в середине или в конце фразы (обозначается многоточием).   Придает ощущение особенной значимости речи, взволнованности.
Гипербола Художественное преувеличение.   Усиление художественного впечатления.
Гротеск (причудливый) Преувеличение, доведенное до фантастических размеров, искажает норму действительности. См. прозу Щедрина. Усиление художественного впечатления.
Литота (простота) Художественное преуменьшение; обратная гипербола. Ваш шпиц, прелестный шпиц, / не более наперстка… (Грибоедов). Отношение автора к изображаемому.
Парцелляция Искусственное членение одного предложения на две части. Я сегодня был в клубе. Впервые. Логическое и эмоциональное выделение того, что необходимо выделить. То,что отделят, называют парцеллятом.
Градация Группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Не жалею, не зову, не плачу… (Есенин). Передает нарастающую напряженность чувства, переживания.
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает определенный эффект. Грусть – тоска (УНТ) вообще-то – речевая ошибка.  

 

Date: 2015-09-05; view: 787; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию