Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разновидности стилистически оправданных повторов





1. Повторы фонетического уровня:

– повторы согласных звуков (аллитерация): Чёрный читает чтец (М. Цветаева).

– повтор гласных (ассонанс): Брожу ли я вдоль улиц шумных.

– повтор различного рода звукосочетаний: С трёх берёзок рясу росы на лицо моё отряси. Бывает слоговой повтор: Коло, коло, колокольчик!

2. Морфемные повторы (повторяются суффиксы, корни):

Буян задумчивый и важный,

Хирург, юрист, физиол о г,

Идеол о г и филол о г (А.С. Пушкин).

* Здесь морфемный повтор с ударением на О рассчитан на комический эффект.

3. Лексический повтор:

Сребристый месяц, лёд хрустящий,

Окно в вечерней вышине,

И верь душе, и верь звенящей,

И верь натянутой струне (А. Блок).

Заметим: повторяются «не случайные слова, а слова ключевые для данного текста, основные по смыслу» (Д.С. Лихачёв).

4. Синтаксический повтор (синтаксический параллелизм):

Утихает светлый вечер,

Наступает серый вечер. (А. Блок).

(Повтор одноструктурных словосочетаний.)

Подъемлю солнце я с востока,

С заката подыми его. (А.С. Пушкин).

(Повторение грамматической формы).

IV. Анафора ( греч. – единоначатие) – вид частичного повтора, при котором совпадают начала фраз (стихотворных строк).

 

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…

(М. Лермонтов)

V. Эпифора ( греч.– единоокончание) – вид частичного повтора, при котором совпадают окончания фраз (стихотворных строк):

 

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь. (В. Брюсов).

 

Этот стилистический приём любил С. Есенин:

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

………………………………….

Прояснилась омуть в сердце мглистом,

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

VI. Кольцо – в художественном произведении разновидность повтора; повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых).

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок).

Кольцо в этом стихотворении поддерживает идею замкнутого круга, бессмысленного повторения.

* Кольцо может быть звуковым, лексическим, строфическим:

Зв онко раздавались нестройные зв уки (М. Лермонтов).

 

Подарю я шаль из Хоросана

И ковёр ширазский подарю. (С. Есенин).

 

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…

Уж поздно. Вечереет день. (Ф. Тютчев).

(Повторение в конце строфы её начала.)

* Кольцо цельного стихотворения называется кольцевой композицией.

VII. Стык (эпанафора, подхват) – комбинация эпифоры и анафоры:

О весна без конца и без края,

Без конца и без края мечта.

* Разновидностью данной фигуры является многократный подхват:

Так и вышло – запнулся и завяз… завяз и покраснел; покраснел и потерялся; потерялся и поднял глаза; поднял глаза и обвёл их кругом; обвёл их кругом и – и обмер… (Ф.М. Достоевский).

VIII. Эллипсис – синтаксическое сжатие речи, пропуск слов с целью умолчания или придания речи динамичности. Пропускается слово, которое подразумевается из контекста:

Татьяна – в лес,

Медведь – за ней (А. Пушкин).

 

Мы сёла – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский).

IX. Умолчание – особая стилистическая фигура поэтического синтаксиса, сознательная незавершённость предложения, недоговорённость. Умолчание следует отличать от эллипсиса. Говорящий (пишущий) как бы даёт возможность слушателю (читателю) задуматься и самому продолжить мысль. Пунктуация в таких случаях (многоточие) позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего.

Примеры:

«Ужели, – думает Евгений, –

Ужель она? Но точно… Нет…

Как! Из глуши степных селений…»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

(Выдержка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – встреча Онегина с Татьяной после долгой разлуки.)

X. Период (греч. – обход, круговращение) – стилистическая фигура, построенная с использованием однородного ряда с обобщающим словом или сложноподчинённого предложения с однородными придаточными. Состоит из двух частей: 1) перечисляемые компоненты, 2) обобщение. Первая часть строится на восходящей интонации, вторая – на нисходящей. Количество однотипных частей (колонов) обычно не более четырёх.


Пример: стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», построенное как сложноподчинённое предложение с тремя однородными придаточными (каждое из которых начинается союзом «когда») и главной частью с обобщающим значением. Между частями периода обычно ставится тире и запятая; при этом тире показывает смысловую и интонационную двухчастность предложения, а запятая в данном тексте поставлена согласно общепринятым правилам пунктуации.

Период может быть и стихотворным, и прозаическим.

XI. Инверсия (лат. – перестановка) – стилистическая фигура, основанная на изменении, по сравнению с нормативным, порядка членов предложения или его частей (разрушение контактного расположения, замена препозиции на постпозицию и др.) с целью придания большей выразительности инвертированному фрагменту. Заметим, что в расширительном значении слово «инверсия» может означать и нарушение привычной композиции текста.

Например:

Скука меня томила страшная (И. Тургенев). Ранний перепадал снежок (М. Шолохов). Невидимый звенел жаворонок (Ю. Нагибин). Досадно было, боя ждали (М. Лермонтов).

XII. Градация (греч. – усиление, постепенное возвышение) – стилистическая фигура, основанная на расположении в ряд слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им общего эмоционально-смыслового значения. Градация может быть восходящей (усиление признака) и нисходящей (ослабление признака).

Примеры:

Вдали, вдали

Звенело, гасло, уходило

И отрывалось от земли.

И умерло. (А. Блок).

«Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!» (Н. Гоголь).

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (И. Аксаков).

Риторические фигуры представляют собой сильное средство создания эмфатической интонации.

Эмфаза (от греч. эмфазис – указание, выразительность) – это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи. Различные приёмы, создающие эмфатическую интонацию, свойственны преимущественно поэзии, ораторской речи, причём рассчитаны на слуховое её восприятие, позволяющее оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, то есть все оттенки звучащей фразы.

XIII. Риторическое восклицание создаёт особую эмфатическую интонацию. Риторические вопросы заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряжённость речи.

Например:

Пышный! Ему нет равной реки в мире! (Н.В. Гоголь о Днепре). Таким восклицаниям часто сопутствует гиперболизация. Нередко они сочетаются с риторическими вопросами:

Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал? (Н.В. Гоголь).

XIV. Риторический вопрос – стилистическая фигура, основанная на употребления вопросительного предложения в значении подчёркнутого утверждения или отрицания. Риторический вопрос не требует ответа. Риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно иногда после риторического вопроса ставится восклицательный знак, а иногда два знака: вопросительный и восклицательный.


Пример:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы? (А. Грибоедов).

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?.. (М. Лермонтов).

XV. Алогизм (греч. – лишённый логики) – сопоставление несопоставимых понятий, приём построения речи, в отличие от непреднамеренного нарушения логики высказывания, основанный на нарочитом нарушении причинно-следственных связей, лексической и грамматической связности, в результате чего подчёркивается противоречие образа естественной логике.

Примеры:

«Чичиков, вынув из кармана бумажку (денежную ассигнацию), положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что её не нужно показывать» (Н.В. Гоголь).

«Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» (М.А. Булгаков).

XVI. Перифраза (перифраз) – (греч. – перетолкование) – стилистическая фигура, основанная на непрямом, описательном обозначении предмета или явления, при котором название заменяется указанием на наиболее характерные признаки: царь птиц (вместо: орёл), «друг Марса, Вакха и Венеры» – о Лунине (А.С. Пушкин).

Перифразы бывают общеязыковые и индивидуально-авторские.

Город на Неве (Петербург) – общеязыковая перифраза.

Солнце русской поэзии (Пушкин) – образная перифраза.

XVII. Парцелляция. (Присоединительные конструкции)

Термин парцелляция происходит от латинского слова particular – частица и обозначает такое членение предложения, при котором какая-то часть его (парцеллят) отделяется от основной, базовой части в устной речи длительной паузой, а на письме – точкой, иногда многоточием или тире. В устной речи парцеллированная конструкция произносится с такой интонацией, которая подчёркивает, усиливает её значение. Парцелляция позволяет акцентировать внимание читателей (и слушателей) на тех компонентах предложения, которые несут на себе наибольшую смысловую нагрузку.

1) На земле проглядывала совсем ещё свежая травка. Зелёная, как весной (С. Баруздин). В предложении может быть несколько парцеллированных рядов. Например:

«Разным я его видел. И в разное время. И в разном настроении. И поэтом. И гражданином. И другом. И всегда – человеком». (В. Некрасов. Воспоминание о Твардовском). Парцеллирование целесообразно в том случае, если оно помогает выразить мысль наиболее убедительно и ярко.

XVIII. Именительный представления. В отличие от присоединительных конструкций, которые всегда постпозитивны, именительный представления, как правило, стоит на первом месте. Называя тему последующей фразы, именительный представления призван пробудить особый интерес к предмету высказывания:


Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз…

(С. Есенин)

Классический пример именительного представления находим у Пушкина:

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нём отозвалось!

XIX. Смещение конструкции – конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада…

(А.С. Пушкин)

Читая выделенные строки, мы замечаем, что после слов «модный дом и вечера» могло бы оказаться сказуемое (наскучили, надоели), но предложение завершается в ином плане – риторическим вопросом.

XX. Вставные конструкции – стилистическое средство экспрессивного синтаксиса. Вставные конструкции представляют собой попутные замечания, уточнения к высказыванию, добавочные сведения. Например:

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой. (А. Пушкин)

 

И каждый вечер в час назначенный

(иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне. (А. Блок)

XXI. Вопрос и ответ. Для привлечения внимания читателя (слушателя) к тому, о чём пойдёт речь далее, нередко в начале текста или абзаца используют вопрос. Например:

«Зачем мы ходим в театр? Затем, что он освещает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями и открывает нам новый, преображённый и дивный мир страстей жизни!» (В. Белинский).

XXII. Многосоюзие (полисиндетон) – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий:

«Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…» (А. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон)– сознательный отказ от соединения союзами перечисляемых понятий:

Был тиф, и лёд, и голод, и блокада,

Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб,

Безумный город превратился в склеп,

Где гулко отдавалась канонада. (Г. Шенгели).

Отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки ловки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики. (А.С. Пушкин).

XXIII. Аппликация – приём построения речи, заключающийся в использовании говорящим или пишушим различного рода фрагментов (словосочетаний, фраз, стихотворных строк) широко известного произведения в качестве «строительного материала» для собственного текста. При аппликации не указывается ни автор, ни произведение-источник, что отличает этот приём от цитирования. Например:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец.

(А.С. Пушкин).

В 19 веке служившим дворянам по увольнении из департамента или иного присутственного места выдавался аттестат (характеристика), в котором было клише «отлично-благородно».

Аппликация широко используется и в публицистических текстах.

Например: После многих реформ общество оказалось у разбитого корыта.







Date: 2015-09-05; view: 1715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию