Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конечные автоматы
Если динамическая система дискретна по множеству времен Т и по множествам входов U и выходов Y, то для моделирования таких систем используются конечные автоматы. Простейший элемент дискретной системы – это реле. Реле – это элемент, входная и выходная величина которого могут принимать лишь конечное число значений (как правило, два или три). Типичный релейный элемент – это электромеханическое реле, контакты которого могут принимать два устойчивых состояния – замкнутое и разомкнутое. Все релейные устройства можно разделить на два основных класса: однотактные и многотактные. В однотактных устройствах – выходные сигналы зависят только от входных сигналов в тот же момент времени. Эти устройства называются также устройства без памяти. В многотактных устройствах выходной сигнал зависит не только от входного сигнала, но и от внутреннего состояния устройства. Эти устройства – устройства с памятью. Конечные автоматы удобны для моделирования многотактных релейных систем, т.е. устройств с памятью. Конечные автоматы изучаются в кибернетике. Аппарат теории конечных автоматов используется как инструмент анализа и синтеза цифровых вычислительных машин и разнообразных автоматических устройств, основанных на релейных схемах, которые широко используются при управлении технологическими процессами. С помощью конечных автоматов обычно описываются функции логического управления – т.е. операции запуска и останова оборудования в определенном порядке. Конечные автоматы можно представить в виде “черного ящика”, на вход которого подается конечное множество входных сигналов, а с выхода снимается конечное множество выходных сигналов. В теории автоматов конечные множества называются алфавит, а сигналы – буквами. Конечная упорядоченная совокупность букв (не обязательно различных) называется словом в данном алфавите. Конечный автомат представляет собой объект, функционирующий в моменты автоматного времени T = { t 0 < t 1 < t 2 < …}; в каждый момент tj,·из этой совокупности он находится в одном из возможных состояний , где X – конечноемножество состояний автомата. Моменты автоматного времени tj называются тактами. У классического конечного автомата имеется 1 вход и 1 выход. В начальный момент времени t 0 автомат находится в состоянии x 0= x (t 0). В каждый момент , начиная с t 0 на вход автомата поступает входной сигнал – одна из букв u входного алфавита U. По числу состояний различают конечные автоматы с памятью и без памяти. Автоматы без памяти обладают одним состоянием. Автоматы без памяти – комбинационные или логические схемы. Автомат без памяти реализует только функцию выхода: . Функция зависит только от входного сигнала. Эта функция называется двоичной или булевой, если входной и выходной алфавиты состоят только из двух букв. Автоматы такого вида используются для моделирования однотактных релейных схем.
Автоматы с памятью имеют более одного состояния. Текущее состояние характеризует память системы – т.е. историю его поведения. Для описания автомата с памятью используются следующие функции. Во-первых, состояние автомата изменяется в соответствии с одношаговой функцией переходов Во-вторых, в каждый момент автоматного времени на выходе автомата появляется выходной сигнал у (t) – буква выходного алфавита Y, определяемый функцией выходов Рассматриваемый конечный автомат называется автоматом Мили.
Для автоматов Мура функция выходов имеет другой вид и называется сдвинутой функцией выходов. Выход автомата Мура зависит только от внутреннего состояния системы.
Конечный автомат может быть задан при помощи таблиц переходов и выходов. Рассмотрим конечный автомат с входным алфавитом , множеством· состояний и выходным алфавитом . Поведение этого автомата можно описать следующими таблицами.
Если в автомат, находящийся в состоянии x 0, поступает входной сигнал u 1, то выходной сигнал будет y 1,а состояние изменится на x 2. На пересечениях строк и столбцов таблица переходов находятся значения функции переходов, а на пересечении строк и столбцов матрицы выходов – значения функции выходов. Автомат может быть описан при помощи ориентированного графа: состояниям автомата соответствуют вершины графа, а стрелки (i, j) показывают переход из состояния xi всостояние xj ,под влиянием входного сигнала u. Соответствующие сигналы (входные и выходные) записываются вдоль стрелок графа. На следующем рисунке представлен граф для автомата, заданного выше таблицами переходов и выходов. Конечный автомат можно рассматривать как динамическую систему. Находясь в некотором состоянии, он воспринимает очередной символ из входного алфавита, мгновенно реагирует на него, формируя последовательность выходных символов, и меняет свое состояние. Пример 1. Рассмотрим работу турникета на входе в метро В первом, «грубом» приближении множество значении входа этой системы имеет два элемента: человек с жетоном (и 1)и человек без жетона (и 2),т. е. U= { и 1, и 2}. После небольшого размышления становится ясно, что следует включить еще отсутствие пассажира (и 0), т. е. U= { и 0, и 1, и 2}.Множество значений выхода содержит элементы «открыто» (y 0) и «закрыто» (y 1). Таким образом, Y= { y 1, y 2}и система является дискретной. В простейшем случае можно пренебречь памятью системы и описывать ее статической моделью, имеющей вид таблицы или графа:
Пример 2. Если нас интересует более детально устройство самого турникета (т.е. системой является турникет), то придется учесть, что входными воздействиями (сигналами) для него являются опускание пятака и прохождение человека через турникет. Таким образом, система имеет два входа, каждый из которых может принимать два значения («есть» или «нет»). Пренебрегая возможностью одновременного опускания жетона и прохождения, вводим три значения входа: и 0– «нет воздействия», и 1– «опускание жетона», и 2–«прохождение». Множество Y можно задать так же, как и в примере 1. Однако теперь значение выхода y (t)не определяется только значением входа u (t), а зависит еще и оттого, был ли опущен жетон раньше, т. е. от значений u (s)при s < t. Система имеет «память». Простейший тип ММ для описания дискретных систем с памятью – это конечный автомат. Для его построения вводится конечное множество внутренних состояний системы X, определяющее «память». В данном случае в X достаточно включить два элемента: Х 0– «жетон не был брошен», Х 1– «жетон был брошен». Значения состояния системы в следующий момент времени и выхода в текущий момент зависят от текущих значений состояния и входа, т. е. x (k+ 1) =F (x (k), u (k)), y (k) =G (x (k), u (k)), где k –номер момента времени такта. Функцию переходов F (х,и)и функцию выходов G (x, и)можно задать таблично:
Можно также построить графы переходов и выходов:
|