Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ибо то, чтобы посылать Святой Дух достойным, равно принадлежит Отцу и Сыну от века, и Каждый из Них, а лучше сказать — Оба, посылают Его во времени, когда подобает. 1 page





15. Итак, эти [слова] могут предполагать и заранее назначенный срок, и будущее время, а обладание [способнос{стр. 99}тью] изводить никак не предшествует изведению и отнюдь не может находиться в области обетования, ни допускать будущее время: прочь от хулы, в которую впадают полагающие, будто послание Духа Сыном является вечным. Ибо Он послан неким [людям] и подан ученикам от Сына, принявшего [Его] от Отца во времени [265], притом, что послание самих приемлющих [Его] является позднейшим и обусловленным причиной, лучше же сказать — многими причинами: да будет, — глаголет [Господь], — с вами в век [266]; да научит вы и воспомянет вам вся, яже рех вам [267]; да свидетельствует о Мне [268] и да свидетельствует вместе с вами о том, что касается Меня, когда вы будете свидетельствовать [обо всем этом] от начала до конца, да обличишь мiр [269], виновный во грехе, назвавший грехом Мою праведность: праведность, которая и самого начальника греха лишила начальства над грешниками, справедливо осудив [его], потому что он поистине праведного неправедно подвел под одну ответственность с грешниками; да Мя прославит [270], наставив вы на всяку истину [271]. Ибо Он есть Дух Истины [272], и не от Себе глаголет, но елика аще услышит [273]от Отца, якоже Аз ничесоже о Себе глаголах [274]; поелику же Отец — Мой, и вся, елика имать Отец, Моя суть [275], то [и Он] от Моего приимет и возвестит [276], ибо общее для Нас и богатство и дарования.

{стр. 100}

Послан, стало быть, [Дух Святой] от Отца и Сына во времени и к неким и по [некоторой] причине, а от Самого лишь Отца исходит вневременно и беспричинно, Самого лишь Его имея Себе Причиной — единого нерожденного Отца, творящего все из небытия по единой общей Ему и Тем благости и имеющего Сына от начала рожденным, а Святого Духа — исходящим.

16. Ну, обрел ли ты ум, о противник, и воссиял ли тебе свет ведения от Слова Истины? Лучше же сказать, сам ты начал ли раскрывать свои очи и пристально смотреть навстречу свету, воспринимая, — если и не совершенно, то хотя бы смутно, — явную и не неясную зарю, дабы осязать и видеть, что «давать» и «посылать», будучи столько раз сказано, ни разу не сказано без [указания] причины или лица приемлющего [Святой Дух], ради которого [Он] и посылается, но всегда сопряженным с причиной подает [Его] Тот, Кто один является и Богом, и Богословом, тогда как исходящим полагает Его абсолютно и без какой бы то ни было причины? Ибо совечное и сущее без причины послание Он усвоил только лишь Отцу, тогда как в отношении подлежащего определению времени и всегда соединенного с причиной, являющегося общим, открыл, что оно [принадлежит] Ему Самому и Отцу, дабы, осознав это, ты больше не богохульствовал бы, почитая и называя послание тождественным изведению или из одного выводя другое и поэтому говоря, будто бы божественный Дух имеет [Свою] ипостась от Отца и от Сына. Ибо как Бог беспричинен, так и бытие Божие беспричинно, ибо [Он] имеет Причиной Того, от Кого существует беспричинно, а не как существующий от Него по [некоей] причине. И как Бог и Божие бытие беспричинно, так и пришедшее в бытие (?????????) по причине является общим для Самого Беспричинного и беспричинно от Него Существующих. А общее для них не является характерным признаком божественной ипостаси. Поэтому быть посланным принадлежит и Сыну, и Духу, равно как и по{стр. 101}сылать — [всем] Троим, ибо [это совершается] ради [некоей] причины. А исходить или же и изводить — не принадлежит и Сыну, ибо это и не ради [некоей] причины. Итак, когда услышишь, что Дух Святой посылаем к неким и от Сына или через Сына, или от Обоих, то понимай это в смысле обусловленного временем и причиной выступления, но не того безотносительного и превыше причины сущего вечного [исхождения] от Отца.

17. Что же? Уже убедили мы [тебя], и прояснился для тебя свет, или еще продолжать нам собирать доказательства и рассеивать тьму твоего неведения? Ибо [значит] ты имеешь ее великой и глубокой и покрывающей очи ума [твоего], если даже и теперь еще не воззришь к истине, несмотря на то, что «дам» и «пошлю» суть одно и то же. Ибо поскольку ни Посылаемое не перемещается в пространстве, ни Сам Посылающий не отстоит от Посылаемого (ибо и вечно, и везде [пребывают] и Посылающий, и через Него Посылаемое, или же, если угодно, и от Него — ведь не в слогах наше благочестие); итак, поскольку не разделяется в пространстве и не объемлется пространством Посылающее и Посылаемое, то, значит, не дает Посылающий? Так и Сам Господь, просвещая нас, сказал один раз: Егоже даст Отец [277], а в другой — Егоже послет Отец [278], употребляя оба [эти выражения] в одном и том же смысле. Но и о Самом о Нем то написано, что Он «послан» [279] Отцом, то — что «дан» [280], так как в отношении Сих [то есть Сына и Духа] «посылать» и «давать» суть одно и то же.

Но как, на самом деле, прибудет и дастся [Дух Святой], Иже везде сый и вся исполняяй [281], и через все {стр. 102} проникающий? Ясно, что являя и актуализируя (???????) энергию благодати [282]. Стало быть, «посылаться» и «даваться» применительно к Богу ничего иного не означает, кроме как «являться». А латинянам, учащим о вечном послании Духа Сыном, придется тогда учить и о вечном Его явлении, а отсюда [возникает] необходимость быть совечными [Духу] и тем, кому [адресовано] это явление, да к тому же и этим не доказывается бытие божественного Духа от Сына.

18. Если же они скажут, что из явления заключают о бытии, то мы обогатились исповеданием веры, следуя не умозаключениям, а богоглаголанным словесам. Мы знаем также, что Святой Дух и Сам по Себе приходит и является, но не выводим отсюда, что Он и Сам от Себя исходит. Итак, посылающий или подающий Святого Духа не изводит Его через то, что посылает, а [лишь] делает явным. Это совершил и Господь, прежде Своего вознесения отчасти явив ученикам Духа посредством общей для Них и от Них [обоих] поданной тогда частичной благодати. Это же, — я, пожалуй сказал бы, — было причиной и того, что в начале душа человека была сотворена посредством дуновения.

Ибо, поскольку и глаголющий Отец, и Его всемогущее Слово уже были возвещены благодаря сотворению [Ими] всяческих, но не осуществилось еще явление Духа, тогда как подобало, чтобы созданному человеку не было неизвестно ни одно Лицо Троицы, то по этой причине к Слову и ко Глаголющему, — то есть, к Сыну и к Родителю, — присовокупляется и [слово] «дунул», открывающее ипостась Духа. Это и совершил Господь, обновляя нас, ибо когда существует Сын, то этим указывается на Отца, а дуновением возвещается Дух, Коих общим делом является и наше изначальное сотворение, и последующая благодать воссоздания.

{стр. 103}

Вот как ради нас явившийся на земле подобным нам [человеком] Единородный Сын Отчий прежде Своего вознесения отчасти явил ипостась Святого Духа, посредством [совершенного] через дуновение дара намекая ученикам и соразмеряя учение силе приемлющих [его]. А по Своем вознесении Он послал Грядущего, Сам совершеннейшим образом являя Того, Кто и Сам по Себе является, и Сам Собою показывается в особой ипостаси. Ибо в том и заключается таинство домостроительства, чтобы уверовали в то, что Бог является Одним и Тремя, и что общей Причиной Двух является лишь Одно. По этой причине общим является у Них всякий дар и сила, но по временам Они разделяются друг от друга, являясь Каждое по отдельности и вместе с Собой присно являя Остальные.

19. Первым явился Отец, подавая пророкам по благодати [воспевать] величия божественной природы, отличительные признаки (????????) божества, его природные и сущностные энергии, чтобы одновременно показать и то, что Он существует Сам по Себе, и что Он не есть от кого–либо иного, но Сам является началом божественности. И более того, показывая и Другие [ипостаси] сущими из Себя и соединенными с Собою, Он прежде всего объявляется [Писанием] творящим посредством слова и дуновения.

После Него явился Сын, те же величия той же природы, те же отличительные признаки божества, его природные и сущностные энергии, от которых [происходят] дарования исцелений [283], действия сил [284] и тому подобное, подавая по благодати ученикам, дабы таким образом и Ему одновременно показать, что Он и [ипостасно] существует Сам по Себе (ибо не существующему [ипостасно] невозможно обладать энергиями или подавать их), и что Он не являет{стр. 104}ся началом, но Сам [получает бытие] от Начала. И таким образом, с одной стороны показывая через Себя Отца (ибо является Сыном), с другой, подавая духовные дарования и называя их божественным Духом, Он явил соединенным с Собой и Святого Духа. И поскольку Он явился воспринявшим нашу природу, то показал сие не только делами, но и [человеческим] языком проповедал божество Отца и Духа и что есть единая Причина, а что — [происходящее] от Нее.

20. После Него явился Святой Дух, так же подавая по благодати апостолам те же величия той же природы, отличительные признаки божества и Свои природные и сущностные энергии. Ибо Божие царство, коего обручение святые получают уже здесь, — как говорит божественный Максим в схолиях [адресованных] к Фалласию, — «есть преподание по благодати [человеку] естественно присущих Богу [свойств], которые человек по благодати получил и в самом начале, как только был сотворен Богом» [285]; как и божественный Кирилл пишет в послании к Соиму, говоря, что «Бог, сотворив человека, привел его [в бытие] одушевленным, имеющим духовные дарования, премудрость, праведность и все, что сущностно присутствует в Боге; ибо Дух одновременно и вложил в [Свое] создание жизнь, и боголепно запечатлел в нем Свои отличительные черты (??????????)» [286]. Итак, когда услышишь его говорящим, что {стр. 105} Святой Дух — от Обоих, как сущностью от Отца через Сына изливаемый (???????????), то благочестиво помышляй, что он учит о преподании этих природных сил и энергий Божиих, а не об излиянии божественной ипостаси Духа.

Итак, Святой Дух явился после Сына ради того, чтобы подать достойным эти силы и энергии, чтобы одновременно и показать то, что Он существует Сам по Себе, и что Он умудрил учеников и облек их духовной силой, и самих [учеников] заставить понять (а через них проповедать [и] всем) проповеди Спасителя, которыми и Сам Он проповедуется сущим от одного лишь Отца и не после Сына в отношении бытия, но вместе с Сыном, и не как Сын, но особым образом, будучи естественно соединенным с Отцом и Сыном неразлучно и вечно. А почему Дух не сразу же [следует] за Отцом, — хотя и Он — непосредственно сущий от Отца, — но сперва Сын явился мipy, и почему богословы из [сказанного в отношении] Сына выводят то, что относится к Духу, то причины этого мы показали в предыдущих главах.

21. Поскольку же дела Триипостасного Божества являются общими, а одно из [этих] дел — явление, постольку [Святой Дух] и Сам по Себе приходит к нам, и посылается от Отца и Сына, — через Коих является и Им Самим являемое, — как прежде Него и Сын. Итак, будучи посылаем и от Сына, Дух Святой является, а не исходит. А если не так, то и посольство и соответствующее ему посылание (????????????????'?????????????) не есть явление, но исхождение; ведь и Сын был прежде послан Им (я говорю о Святом Духе) и Отцом, ибо Он говорит: Господь посла Мя и Дух Его [287]. Значит, и Сын или рождается, или исходит от {стр. 106} Отца и Духа? Прочь от такого нечестия! Если же кто–нибудь скажет, что Сын послан как человек, то вот ответ: да, Он послан как человек, а если и как Бог, то что с того? Понимай под посольством благоволение Отца [288], как тебе повелевает получивший прозвание от богословия Григорий, и я [так понимаю] посольство Сына и Духа, повинуясь ему и истине.

Поскольку же и как Бог посылается (????????????) Сын и от Обоих, — Отца и Духа, — то согласно латинянам и Он имеет рождение от Них Обоих, если только и Дух, поскольку Он посылается от Обоих, — Отца и Сына, — исходит от Них Обоих. И если бы [латинянин] сказал, что они не понимают под посланием (????????) исхождение, но умозаключают об этом на основании того, то [и тогда] это же умозаключение, само собой разумеется, будет [верным] и в отношении рождения Сына.

Чем же отличается от того, чтобы понимать под посланием рождение или исхождение, то, чтобы говорить, будто Дух присно имеет [свойство] посылать Сына, а Сын — Духа? Ибо Этот послал Того в последнее время в мip, а Он [в Свою очередь] послал Духа Своим ученикам, возвращаясь туда, откуда сошел. Но Сын и Богом является, и человеком стал, и поэтому послан и как человек, а Дух не вочеловечился.

22. Итак, поскольку Дух, будучи Богом, был послан от Отца, то следует понимать это послание как благоволение согласно богословам. Благоволение же есть благое хотение (?????????????). Латиняне же полагают это послание тождественным исхождению, и, стало быть, исхождение согласно им является хотением. А поскольку Святой Дух имеет бытие посредством исхождения, то, значит, по их мне{стр. 107}нию, Он обладает бытием посредством хотения. О, какое нечестие! Ведь тогда Он уже не является нетварным, ибо Бог и Отец произвел Его, как и тварь, посредством хотения, а не путем естественного возникновения (???????????), коли исхождение есть благоволение и хотение. Ведь согласно богословам это тварей Бог произвел не путем естественного возникновения, а посредством хотения. Ибо делом природы является, по ним, предвечное и вневременное рождение, а делом божественного произволения — творение.

Но ариане говорили, будто Сын пришел в бытие изволением Отца, выдумывая это на основании якобы того, что не невольно [со стороны Отца] Он получил от Него бытие. Латиняне же выставляют Святого Духа пришедшим в бытие по воле Отца или же [Отца] и Сына из–за того, что понимают исхождение как послание по благоволению и хотению. Скажем же и мы им то же, что и великий Афанасий сказал арианам, что то, что по природе, выше того, чтобы изволить [289]; и природа не подлежит изволению [290]. Поэтому как рождение не есть благоволение и хотение, но превыше благоволения и хотения (ибо оно показывает, что Сын [происходит] от Отца по природе как родной и единосущный Ему, а не по хотению, как тварь), так и исхождение Духа не есть послание, благоволение и хотение. Ибо исхождение показывает, что Святой Дух [происходит] от Отца по природе как родной и единосущный Ему, а не по хотению, подобно твари.

Итак, латиняне, говоря, что исхождение Святого Духа тождественно посланию, со всей необходимостью вводят {стр. 108} [мнение], что Дух является тварным. И конечно, поскольку благоволением Отца является, как мы научились, либо послание Сына как Бога Отцом и Духом и Духа — Отцом и Сыном, поскольку Каждый из Них в свое время захотел прийти к нам, а Отец благоволил [тому быть]. Благоволение это осуществилось, разумеется, ни по какой другой причине, как только ради человеколюбия. Стало быть, если, согласно латинянам, исхождение тождественно посланию Духа, а послание [имеет место] из человеколюбия, то и предвечное исхождение от Отца и само бытие Духа — не превыше причины, но [лишь] ради человеколюбия. Что же можно услышать злочестивее и новее этого?

23. К тому же, если одно и то же — послание и исхождение, то значит ради меня (увы [таковому] злословию, ибо я не могу говорить об этом без дрожи и изумления!) Дух исходит от Отца, ибо ради меня Он послан. Если же ради меня [Дух], то, несомненно, и после меня или немного прежде меня, но во времени, как и я [существую во времени], а не совечен Отцу и Сыну. И не только это, но и подчиняется [Их] владычеству. Вот, куда низводится неблагодарными рабами обладающий по природе владычеством над всей тварью, ибо суббота, — говорит [Господь], — человека ради, а не человек субботы ради: темже Господь есть Сын Человеческий и суббот [291]. Видишь, насколько отстоит послание от исхождения? Настолько же, насколько вечность от времени и Бог от тварей, и естеством Господь от естеством рабов.

24. Итак, наученный Богом и истинными богословами, слыша о вдунутом посредством дуновения Духе, понимает, что речь идет о том, что Он пребывает в Дунувшем и сроден [Ему], а не о том, будто Он является дуновением, так что по необходимости имеет бытие от Того, Чье дуно{стр. 109}вение. Если же [слышит] о посылаемом, то [понимает Его] являемым; если же о подаваемом — то признает и соединенность Посылаемого и Посылающего; а если о нами принимаемом — то знает, что как Бог Он непостижим, а доступными для нас являются Его дарования. Если же услышит, что Он посылаем, подаваем, выдыхаем Сыном, то тут же и то сознает вместе с прочим, что Он от Отца исходит, как и великий в богословии Григорий мудро требует, чтобы мы это понимали. Ибо он говорит: «а то, что [в Писании] говорится о Святом Духе уничижительного: "дается", "посылается", "разделяется", "дарование", "дар", "дуновение", "обетование" или еще что другое, подобное тому, — то надобно это возводить к первой Причине, чтобы было явно, от Кого [Он] (то есть, от Отца, ибо Он — первая Причина), и [христиане] не принимали бы по многобожнически три раздельные начала» [292], как это случилось с тобой, не поднимающимся посредством этих речений к первой Причине.

25. И ты не стыдишься явно проповедовать два начала, уча, что Дух Святой имеет бытие от Отца и Сына, оставляя выводить и третью из того, что ты говоришь. Ведь если [Дух] по причине того, что посылается Сыном, от Него и исходит, притом, что и Дух посылает Сына и не только как человека, но и как Бога, как было показано выше, и даже Отца [посылают] Сын и Дух, как понимает это золотой богослов Иоанн, истолковывая пророческое [высказывание]: Господь посла Мя и Дух Его [293], то вот тебе и Дух — начало, и от Отца и Духа рождается или исходит Сын.

Ибо я не буду здесь говорить об Отце, — хотя из латинского новшества и это вытекает, — остерегаясь такой {стр. 110} чрезмерности. Можно заметить, что и другие из вытекающих несуразиц не лишены чрезмерности в дурном, ибо они оказываются взаимоисключающими, если под посланием мы будем разуметь исхождение или рождение. Ибо если это понимать под посланием, то каждое из этого не есть тропос существования, хотя бы оно и было предвечным. Если же под предвечным исхождением и рождением будем понимать послание к нам, то будет какое–то вневременное и вечное послание к нам, или некое временное существование Сына и Духа.

Подобает же разумному слушателю внимательно отнестись и к тому, что тезоименитый богословию Григорий причислил к уничижительным выражениям о Святом Духе и [слово] «посылаться», тогда как «исходить» — велико и более чем велико. Ибо если велико для Отца — ни от кого не происходить (?????????????????), то не менее велико для Духа — исходить от такого Отца [294]. Ведь «послание» выражает готовность ко снисхождению к нам, а «исхождение» является наименованием самого по себе бытия Духа от Отца. И первое есть то, по чему мы сделались причастниками благобытия (????????????????????), а второе представляет равночестно соединенным с Отцом Святой Дух, по одной лишь ипостаси отличающийся от Него и Сына.

26. Ты же, видя разделение, происходящее из твоих слов по причине твоих новин и уже разделяющее тебя с Богом (ибо что есть [различение между исхождением] «ближайшим образом» и «не ближайшим образом» если не что–то близкое к разделению?), чтобы, с другой стороны, избегнуть того, что [сам же] придумываешь, вводишь в это свое богословие великое различие. А мы и у пишущих {стр. 111} Духом увидели тайны Божии, и веруем и проповедуем, что сущие Друг в Друге вмещаются Друг в Друга без смешения и не ближе относятся Каждое к Самому Себе, чем Друг ко Другу. Если же к Самому Себе Каждое относится непротиворечиво (??????????) и непосредственно (ибо как иначе?), то как Они будут опосредованно относиться Друг к Другу? Когда же изыскиваем причину этого неизреченного и превышающего всякий ум [Их] отношения Друг ко Другу и выступающей за пределы [разумения] сращенности, и непостижимого взаимопроникновения (????????????) [295], то сразу находим и проповедуем Отца, зная Его Самого Единением, Его Самого Союзом, Его Самого и Отцом и Изводителем и Содержателем (???????) [296] Рожденного и Изведенного, и таким образом полагаем Его Их Серединой и Началом.

От Кого же из Них — я имею в виду Сына и Духа — ни увидим домостроительно являемого нам инаго Утешителя [297], тотчас же через Него возводимся к первому и единственному Началу, ибо посылающий или дающий Духа Сын откуда имеет Его, если не от первого и единственного Начала? Итак, Он так Его посылает и дает, как имею{стр. 112}щий Его осуществованным от Отца, а не как соизводящий и со–осуществляющий. И, посылая и подавая [Его], Он именно то показывает нам, что [Дух] де есть Мой, но не от Меня, а от Отца.

27. Это имея в виду и сильный в богословии и поистине великий Афанасий, — лучше же сказать, быв просвещен и нам передав [своим] словом свет [истины], — в одном из своих «Посланий к Серапиону» говорит: «Поскольку один есть Сын, Живое Слово, то и освящающей и просвещающей жизни, подобает быть единой и совершенной, как Его энергии и дару, о котором говорится, что он исходит от Отца, потому что воссиявает и посылается Словом, сущим от Отца. Тако бо возлюби Бог мiр, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть [298], а Сын посылает Духа» [299]. Это то же самое, что и сказанное немного выше тезоименитым богословию Григорием, что наиболее уничижительное из говоримого о Духе — «дарование», «дар» и тому подобное — должно быть возводимо к первой Причине, чтобы было явно, от Кого [Он]. Ибо святой, назвав здесь Святого Духа смиренным даром и энергией Слова, показал, что речь у него идет не о бытии или ипостаси Духа (ибо энергия скорее действуется, нежели действует, а Дух Святой является подающим и распределяющим Свои дары). Итак, ясно показав, что он говорит не о предвечном исхождении, [Афанасий] прибавил, что Он воссиявает и посылается Словом, сущим от Отца.

28. Что же, разве, говоря что Он «воссиявает» и «посылается» Словом, мы разумеем под этим, что Он от Него исходит? Да не будет, — говорит он, — ибо этим ты попадаешь далеко мимо цели; но мы разумеем под этим и гово{стр. 113}рим, что Он от Отца исходит, поскольку подается и посылается Сыном. Ибо оттуда [то есть, от Отца] имея Святого Духа предвечно сосуществующим, Сын теперь посылает и подает Его нам. Поскольку же даяние является воссиянием (и это знают посвященные в тайну, те, которые и видели, и испытали на опыте светлость Божию, которые видели славу Господню яко единороднаго от Отца [300], которых облистал на горе свет божества, а с ними и им веровавшие), поскольку, стало быть, даяние является воссиянием, то они вместо того [чтобы сказать], что Он Сыном дается и посылается, сказали, что Он Сыном воссиявает и посылается. И это еще яснее показывается из строя речи [когда святой Афанасий говорит]: «Бог и Отец Сына Своего за нас дал есть, а Сын — Духа» [301].

Но ведь как даяние или послание Отцом Сына для спасения мipa не есть рождение и уж тем более — не предвечное рождение; так и даяние или послание Сыном Святого Духа не есть исхождение, и тем паче [оно не есть исхождение] прежде веков от Отца, не [то, чтобы] начавшее быть [302] (да не будет!), но и прежде них сущее и собезначальное Отцу.

Будет ли еще кто–нибудь по причине послания говорить, что Дух Святой исходит от Отца и Сына? Я не думаю, если только он не захочет явно богоборствовать. Но, — говорит он, — Дух называется [духом] Самого Сына и собственным Его [духом]. Посла бо Бог, — говорит апостол, — Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче [303].

{стр. 114}

29. Превосходно: значит, оставив [предлог] «от», ты, — кем бы ты ни был, о новый противник, — приводишь теперь нам [местоимение] «его» без него; или у тебя и из «Его» посредством диалектики [в отношении] непостижимого выводится и подразумевается «от Него»? Скажи же мне: а сам ты не свой? В этом–то, полагаю, ты уклонишься от нас. Мне кажется, что ты не слышал сказавшего: «стань своим, человек» [304]. Ибо если, услышав и послушав, ты бы возлюбил преданное [нам] о Боге посредством превышающих меру человека слова и дел, и ничего бы не придумывал нового в отношении этого. Но если человек — свой [собственный], то, стало быть, по–твоему, и человек [происходит] сам от себя. А что Сына, — говорит он, — мы не называем [Сыном] Духа — то справедливо, ибо тогда Дух покажется Отцом, поскольку [слово] «Сын» вместе с собой приводит на ум Отца. Поэтому–то мы и не говорим о «Сыне Духа», чтобы не казалось, что Сын — от Духа; а о Духе Сына говорим, но из этого не следует, что Он — и от Сына, ибо о Духе говорится, что Он — Его не в том смысле, что «от Него», но в том, что Он пребывает в Нем.

Научись же и этому от апостола, говорящего: никтоже весть, яже в человеке, точию дух человека, живущий в нем [305]. Итак, как дух называется [духом] человека, но не потому, чтобы он был от человека, а потому, что он пребывает в человеке, так и божественный Дух называется [Духом] Сына, но не как [сущий] от Сына, а как естественным образом извечно пребывающий в Сыне и ускользающий из [пут] кажущихся тебе неразрешимыми силлогизмов.

Ибо латиномудрствующий говорит, делая выводы из членения [306]: «поскольку Дух есть [Дух] Сына, то Он есть [Его] {стр. 115} либо как через его подаваемый, либо как единосущный, либо как от Него исходящий. Но Он не является [таковым] как подаваемый, ибо Он предвечно является Духом Сына, а подаяние — позднейшее [явление]. И не как единосущный, ибо тогда бы и Сын назывался бы [Сыном] Духа. Остается, значит, быть и именоваться Ему Духом Сына как от Него исходящему». Что же, если вдруг явится что–либо помимо этого членения, согласно чему бы Дух назывался [Духом Сына], то этот твой предполагаемый силлогизм, [выводимый] из [этого] членения, не будет ли совершенно нелогичным (????????????)?

Ибо Дух является [Духом] Сына как от веков и во веки от Отца исходящий и в Сыне естественно сущий и почивающий, и поэтому Он называется Духом Сына, но не говорится, что Он — от Сына. Ведь и ум человека является произведенным от Бога и в нем — то есть, в человеке — сущим, и [однако] он называется умом человека, а человек не называется [человеком] ума, и не говорится, что ум — от человека. Впрочем, это что касается сущности, ибо сейчас речь у нас не идет об энергии. Следовательно, Дух не есть от Сына, если не называть Духом благодать и энергию, ибо и ум, — когда этим именем обозначишь энергию, — назовешь [сущим] от человека, как [от него] являемый и передаваемый.

30. Ведь можно видеть богословов, говорящих и что Дух является умом Христовым, ибо божественный Кирилл в четвертой главе своих «Сокровищ» говорит, «что, будучи умом Христовым, Он изъясняет ученикам все, что в Нем» [307]. Итак, как в случае с нами ум является [умом] человека и по сущности, и по энергии, — и по сущности он является его умом, но не от него [сущим], а по энергии — и {стр. 116} его, и от него, — так и Дух Святой является [Духом] Христа как Бога и по сущности, и по энергии. Но по сущности и по ипостаси Он — Его, но не от Него; а по энергии — и Его, и от Него. Латиняне же, называя [Его] Духом Сына, но не так, что Он — [Дух] Сына, но не от Сына, упраздняют и отлагают саму сущность и ипостась Всесвятого Духа.

31. Итак, вывод из членения гипотетического латинского силлогизма совершенно опровергнут и обратился в ничто; лучше же сказать — в полностью противоположное. Если же посмотрит кто на изрекаемое и самим латинянином, дабы единое по необходимости показалось бы неопрокидываемым, то увидит его явным образом противоречащим святым. Ведь он говорит, будто «Дух является и называется [Духом] Сына не как от Него подаваемый или являемый (поскольку Дух безначально является [Духом] Сына, а подаяние — не безначально), ни как единосущный, ибо в таком случае говорилось бы, что и Сын — Духов».

Но великий Василий, коего и безыскусственная речь гораздо сильнее латинских силлогизмов и членений, говорит в своем Слове о Святом Духе: «то, что Дух явился через Сына, апостол сделал явным, наименовав Его Духом Сына» [308]. Видишь, что Дух называется Христовым как Им подаваемый и являемый? Итак, Он безначально является и именуется Духом Сына; но и самим свойством подавать [Его] Сын обладает безначально, поскольку там нет никакого прибавления или убавления, подобно тому, как подвластные времени приемлющие [Духа] приняли [это] раздаяние во времени.

Но и как единоприродный и единосущный [Он] мог бы называться Духом Сына, как тот же самый вели{стр. 117}кий Василий говорит в восемнадцатой главе «[Послания] к Амфилохию»: «Духом Христовым [Он] называется как по природе обитающий в Нем» [309]. И божественный Кирилл в своем полемическом Слове о Святом Духе говорит: «Дух Святой как по сущности есть Бога и Отца, так же по сущности Он есть и Сына как неизреченно исходящий от Отца вместе с сущностно рожденным Сыном» [310]. И в Толковании на Евангелие от Луки он говорит: «как палец связан с рукой, будучи не чуждым ей, но естественным образом [пребывая] в ней, так и Святой Дух в смысле единосущности (??????????????????????) сопричтен в единство с Сыном, а исходит от Бога и Отца» [311]. Итак, Дух может быть назван [Духом] Сына как единоприродный, а о Сыне не говорится, что Он — Духа, дабы Дух не казался Отцом.

Date: 2015-09-05; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию