Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына





Снова лютый и началозлобный змий, поднимая на нас свою главу, нашептывает противное истине. Лучше же сказать, пораженный в голову (????????????????????) [11] Христовым крестом, каждого из тех, кто в [разных] поколениях послушен его губительным советам, делает своей головой, и таким образом, — вместо одной вытянув наподобие гидры многие головы, — не ослабевает, неправду ими на высоту глаголя [12]. Так, приспособив [для сего] ариев, аполлинариев, евномиев и македониев, и многих других, выросших на его туловище [13], посредством их языков излил свой яд против святых церквей, вместо своих зубов пользуясь их словами и вонзая их в основание (????) благочестия, словно в некий корень по юношески процветшего красотой растения и отягощенного прекраснейшими плодами, и не возмог этим повредить им. Но наоборот, от погрызенного сокрушились его [собственные] зубы [14], от тех, кто истинно соделал своей главою Христа.

{стр. 14}

Сей, стало быть, мысленный и оттого еще более проклятый змий, — первое и среднее, и последнее зло, — лукавый и вечно питающийся низменным и земным лукавством, неусыпный блюститель пяты [15], то есть заблуждения, на всякое богомерзкое учение находчивый изобретатель и неискусный искусник, никогда не забывающий своего злохудожества, через послушных ему латинян привносит новые речи о Боге, кажущиеся содержащими [лишь] малое изменение, но служащие предлогом для великих зол и несущие для благочестия ужасные [последствия, весьма] неуместные и неестественные, и всем ясно показывающие, что и малейшее из относящегося к Богу не является малым. Ибо если в отношении каждого из сущих у нас [предметов] будет положено неправильное начало, и получается много неуместного, то насколько больше нелепостей произойдет, если в отношении общего для всех Начала и соответствующих ему как бы недоказуемых начал будет неблагочестиво привнесено нечто необычное (?????)? К этим несообразностям род латинский явно ниспал бы, если бы мы, говоря против [их] догматического новшества, не упразднили значительную часть злославия. Ибо они настолько бывают припираемы [нами к стене], что говорят, будто мыслят одинаково с нами, [хотя] они и противоречат в словах, от безвыходности прибегая ко лжи о самих себе.

Ведь если мы говорим, что не и от ипостаси Сына бытие Святого Духа, а они — что оно и от Сына, то невозможно оба мнения свести к одному, так как один только есть Единородный и одно бытие Духа. Ведь отрицание всегда противостоит утверждению, и всегда одно ложно, если другое истинно, и утверждать и [одновременно] отрицать одно и то же в отношении одного и того же несовместимо с истиной.

{стр. 15}

Но что они не только говорят, но и мыслят противно нам, никто, я думаю, из благоразумных и не единомысленных с ними не возьмется оспаривать. Так как они догматствуют не только противно нам, но и самому слову истины, которое сохранено нами без прибавления или убавления совершенно неизменным, что вы все (я имею в виду полноту благочестивых) точно знаете и без [всякого] силлогистического доказательства (??????????). Однако будет показано, Бог даст, и через сие слово, так что и всякая противоглаголющая уста заградятся [16], и клонящееся на обе стороны утвердится в едином исповедании.

Но, о Боже всего, единый Податель и Хранитель истинного богословия и согласных с ним догматов и речений, Единая Единоначальнейшая Троица, — не только потому, что Ты являешься началом всего, но и потому, что Ты в Себе Самой имеешь единое сверхначальное начало [17], единую беспричинную Единицу, из которой происходят (??????????) и к которой возводятся безлетно и безвиновно (??????????????????) Сын и Дух, Дух Святой, господственный [18], имеющий [ипостасное] бытие (???????) от Бога Отца по образу исхождения (??????????), и через Сына право в Тебя верующим и подаваемый, и посылаемый, и являемый. Сыне Единородный, от Бога Отца по образу рождения {стр. 16} (????????) имеющий бытие (???????), и чрез Святаго Духа в сердцах верующих образуемый и обитающий, и невидимо видимый. Отче единый нерожденный и неисходный, и — говоря вообще — беспричинный, единый Отец неотторжимых от Тебя и равночестных Тебе Светов [19]. Едина Держава, едина Сила, Создательница тварных и [сущих] под рукой Твоей светов, всякого знания Подательница, произведшая многовидные идеи познающих и познаваемых, и соответственно познающим и их природе вложившая знания: мысленным — простые и бесстрастные умозрения (???????); чувственным — многочастные и страстные ощущения; нам же — смешанным [из чувственной и мысленной природы] — и те и другие. [Ты], Которая знание о Себе, насколько его возможно вместить, даруешь одним лишь Твоим словесным творениям по неизреченной благости, дай и нам должным образом богословствовать благоугодно Тебе и согласно с от века Тебе словом и делом благоугодившими, дабы нам и не богоугодно о Тебе богословствующих обличить, и воистину Тебя ищущих утвердить в истине, да все мы познаем Тебя, единую Источную Божественность [20], единого Отца и Изводителя, и Твоего Сына единого и Сына единственного, но не Изводителя, и Твоего единого Духа Святаго, и единое Изведение [21], но не творение; и да прославим Единого Бога во едином и простом, богатом, так сказать, и безграничном Божестве, и да взаимно прославимся от Тебя в богатом обожении и трисиятельном светолитии, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

{стр. 17}

Это общая для всех, почитающих Единое Начало, молитва. Вы же что скажете, говорящие применительно к Божеству о двух началах? Ибо что с того, если вы говорите это не явно, но это выводится из того, что вы говорите. Таковы глубины сатанинские, таинства лукавого, которые он нашептывает подставляющим ему ухо, не понижая и не ослабляя тон [своего] голоса, но скрывая пагубность намерения. Так, я полагаю, нашептывал он и Еве.

Но мы, наученные богопремудростью (?????????) [22] отцов не неразумевати умышлений его [23], являющихся обычно неявным началом для многих [зол], никогда вас не примем в общение, пока вы говорите, что Дух [исходит] от Сына.

Ибо разве, говоря так, не являетесь вы прежде всего откровенно прилагающими [нечто] к изъявляющему [24] [истину] о Святом и поклоняемом Духе богословию Самоистины — Христа, Который, Бог сый превечный [25], ради нас стал и Богословом, Который, на самом деле будучи Истиной, явился для нас проповедником истины, Который на сие прииде в мир, да свидетельствует истину, Коего всяк, иже есть от истины и воистину взыскует ее, послушает истинного гласа [26]?

Итак, разве вы не противоречите прежде всего Ему, Первому из всех богословствовавшему таковым образом {стр. 18} (ибо Он говорит: Дух Истины, иже от Отца исходит [27], затем — самовидцам [28] и самослышателям, ставшим Его учениками и апостолами, прежде же всего — и самому Святому Духу, Который и пришел согласно дарованному им Спасителем обетованию [29], и Который научил их всему [30], Который не научил их тому, что не от одного Отца Светов [31] Он исходит, но и от Сына? Если же так научил их Он, то и нас они научили подобным же образом.

Затем, наученные и просвещенные, они были посланы для того, чтобы научить так, как были научены; и чтобы просветить так, как были просвещены, чтобы они проповедывали в дерзновении, еже во уши слышаша, то есть — не во всеуслышание; чтобы рещи во свете то, что глаголано бысть во тьме [32], — как бы я сказал, чрез откровение в пресветлом мраке [33], хотя бы и притчами, — и что, подобно темному слову [34] у Соломона, проясняется причастившемуся премудрости. Если угодно, тьма раскрывается наедине и сокровенно, и никогда — явно для многих.

Но [обратимся] к тому, о чем у нас сейчас речь, что не было сказано дерзновенно изрекшими истину, что не возвестил Дух, возвестивший всяку истину [35], о чем не засвидетельствовал и не известил Тот, Кто обо всем, яже слыша от Отца [36] известил возлюбленных [учеников], Кто прииде, {стр. 19} да свидетельствует истину [37]. Как вы смеете говорить это, вводя таким образом чуждое прибавление в определение веры, которое избранные отцы, собравшиеся для сего, будучи движимы Духом, вместе, написали и предали всем предъизбранным право править слово истины [38] [в качестве] символа неложной веры (?????) в Отца и Сына и Святого Духа, и как пробный камень беспримесного богопознания, и как твердое исповедание?

1. Ибо то, что вы считаете [извиняющим вас] поводом, то есть [будто из–за] говорящих, что Сын не равен Отцу, поскольку Он не имеет также изведения, вы, спеша показать [Его] равным [Отцу], ввели прибавление, не имеет никакого разумного основания. Ибо если некоторые скажут, что Ему нужно обладать и [свойством] рождать, чтобы без этой прибавки не пропало равенство, то необходимо будет приложить и это, слушая неразумных, и вообще не говорить, что по причине Отец больше Сына, дабы не отвергать равенство Сына [по отношению] к Нему.

Итак, вот что вы думаете хитро ввести в противность евангельским догматам и учениям. Ибо говорящий, что и Сын — причина божества, отвергает Сына, ясно в Евангелии сказавшего: Отец Мой болий Мене [39], не как человека только, но и как Бога — тем, что Он является Причиной божества. Поэтому Он и не «Бог» сказал, но «Отец». Ибо [Он] не как Бог больше Сына, — прочь от нечестия! — но как Причина божества, как и изъяснили нам богоносные отцы [40]. Итак, вы, как кажется, противоречите сим богоносцам и самому Христу — Богу богоносцев, называющих Сына не равным Отцу по причине.

{стр. 20}

Но мы знаем и равенство Сына с Отцом по природе, и превосходство исповедуем Отца по причинности, которая объемлет собою и то и другое: рождение и исхождение. И самим же изначально написавшим символ веры — при том, что у них [как раз] была борьба за сращенность [41] Сына с Отцом, то есть за равночестность — он показался достаточным без вашего прибавления [42].

{стр. 21}

Итак, не оправдано и не благочестиво вы вводите таковое прибавление в определение веры, которое собравшиеся вместе избранные отцы написали и предали нам, будучи движимы Духом, и к которому вовсе не дозволяется прилагать что–либо, или отнимать от него, после Собора, последовавшего во времени Собору этих святых, которым дерзнувший на сие подвергается проклятиям и извергается из Церкви, и также — [дерзнувший приложить] прибавление, не изреченную, как говорится, Словом, ни открытую Духом, и не обретаемую в записанных словах святых апостолов.

С ними же в согласии изложили и изложившие сие божественное определение веры, и те, что были после них, присоединились, пусть даже они и не составляли [его] вместе с ними. Ведь вы не можете сказать, что одни не так составили [Символ], а другие — не согласились с теми, кто в начале составил [его], будучи обличаемы написавшими по порядку [деяния] всех святых Соборов, — и этого самого их Собора, [и последующих, даже] до сего дня. Более того, [вы обличаетесь] всегдашним согласием четырех патриарших престолов и самих многих и различных народов и языков, несущих неразличающееся и непреложное изначальное изложение [веры].

Итак, общие [для всех] изъясняющие голоса богоносных богословов, евангелистов, апостолов и предшествовавших им от века пророков таким образом согласно говорят о Духе и так [исповедуют] согласно с Богочеловеком Словом. К тому же — и все Соборы, собранные по разным причинам и в разные времена в защиту благочестия, и, — что почти то же самое, — всякий богоносный язык, ибо ни на одном из этих Соборов не богословствовали, что Дух [происходит] и от Сына.

{стр. 22}

Я бы достаточно показал вам, что это самое [исповедание] и все без исключения богословы — каждый в свою очередь — неизменно сохраняли в составленных каждым из них по [разным] частным случаям словах. Но спорливость латинянина не выдержит такой протяженности наших словес, и ответит, говоря: «но и вы каким образом и где обрели такое прибавление, что считаете, будто Святой Дух исходит от одного только Отца (и поэтому думаете, что мы инославные), если этого не сказал ни Христос, ни Его ученики?»

На это мы немедленно ответим: говоря так, полнота благочестивых, ставших на [общее] благо едиными устами, построила башню благочестия, всяко возвышающуюся над мысленным потопом нечестия. Ибо и к ним, собирающимся строить, пришла Совершительница [43] благ — Троица, не сливая, но связуя и мнения, и языки в благочестивейшее и православное единомыслие. И вот, пребывая в этой безопасной крепости, мы прежде всего метко и доблестно поразим оттуда выступающих против правых догматов, впрочем, с пользой для них, если они [сами того] пожелают. Затем [употребим] доказательства истины из многих источников, лучше же [сказать], из числа отовсюду являемых, — которые мы извлечем для них, возводя и их к желанию ее [то есть истины], да скажу по написанному: да поне осяжут ю и обрящут, яко недалече от них сущу [44]. Ныне же их скорее не мы, но как бы оное словесное укрепление благочестия и {стр. 23} повергнет, и поразит, и обратит в бегство, если же угодно, то и исцелит.

Ибо таково сие божественное определение божественных вещей, что не только окружает пребывающих в нем и сохраняет в безопасности, но и сражается в [их] защиту и непобедимо противоборствует восстающим [на него]; а как [оно это делает] — послушай.

2. «Верую во единаго Бога, Отца, Вседержителя,… и во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век» [45]. Но разве вместе с этим не подразумевается и не слышится «от одного», и разве не от одного Отца Он был рожден, пусть даже и не прилагается «от одного»? И очень даже подразумевается, и не меньше, чем если бы это было присовокуплено. Если захочешь быть всецело благочестивым то, пожалуй, скажешь так. Отсюда, стало быть, научись и о Духе. И когда ты слышишь в том же самом символе «Духа Святаго, от Отца исходящаго», то по необходимости считай, что вместе с тем слышится и «единаго», и, слушая, не думай о нашем прибавлении иначе, [разве как то, что оно сделано] ради истины, для того, чтобы ты отложил приложенное в ваших рассуждениях. Если же нет, то тогда ты не согласишься, что и в отношении рождения Сына от Отца подразумевается «от единаго», и таким образом ты умножишь свое злочестие (?????????).

3. Поразмысли же и над тем, что слышащие в символе веры про Сына, «от Отца рожденнаго прежде всех век», [со словами] «от Отца», подразумевают и имеют в виду и «единаго», как и ты бы сказал [это] вместе с нами, однако никто никогда не приложил там «от единаго», так что если бы было признанным и твое мнение, что и от Сына {стр. 24} исходит Дух, и так же представлялось бы и нам, и всей вообще Христовой Церкви, то и тогда вам не следовало бы прилагать его в Символе веры.

4. Было бы самым справедливым и вовсе не удостаивать вас слова, пока вы не прекратите делать прибавление к священному Символу. А когда ваше прибавление вами же будет прежде убрано, тогда уже обсуждать, и от Сына ли, или не и от Сына Дух Святой, и обнаруженное подтверждать согласием с богоносцами. Но и тогда не [следовало бы] делать прибавление к Символу Веры, подобно тому, как относительно двух природ, и воль, и действий единого Христа, единения по ипостаси и именования Девы–Матери, прекрасно и благочестиво поступили те, что были прежде нас, потому что вместе с благочестием они заботились и об общем мире, хотя они и неоднократно собирались вместе [на Соборах], причем по временам при участии или согласии архиереев–предстоятелей Ветхого Рима. Поэтому не стоит принимать во внимание высокое седалище нынешнего папы, ибо не должно ради него, или тех, кто после них [то есть отцов], мы возненавидели их, таких и толиких, блаженным концом запечатлевших освященную и многообразно засвидетельствованную Богом жизнь.

5. Но не только Символ Православной Веры, — следует говорить ради тех, кто будет благосклонно слушать, — не только Символ Веры, но и почти всякий богословский язык, проповедующий рожденного от Отца Сына и от Того же Отца исходящего Дух Святой, не прибавляет «от одного». И что это хотя и не прибавляется, но по необходимости подразумевается, ты узнаешь, раскрыв и исследовав эти богословские книги. Ради тебя, однако, и мы предложим кое–что, пусть и кратко написанное. Итак, Афанасий Великий говорит: «Что есть Бог? Начало всего, согласно Апостолу, {стр. 25} говорящему: един Бог Отец, из негоже вся [46]. И Слово от Него — по образу рождения (????????), а Дух от Него — по образу исхождения (??????????)» [47]. Видишь, что в обоих случаях [он] одинаково [говорит] «от Него», но нигде словами не приложено «от одного»? Стало быть, и ты подобным образом или применительно к обоим употребишь свое прибавление, или по необходимости будешь подразумевать «от одного».

Что же, разве [стоящий] сразу после него по времени, но не после него по величию у Бога, знаменательно именующийся по царственному священству [48] не согласуется и не единомудрствует с ним? Но послушай и научись: «в собственном смысле Сын от Бога и Дух от Бога, поскольку Сын от Отца исшел (??????) и Дух от Отца исходит (???????????); но Сын от Отца исходит по образу рождения, а Дух — неизреченно от Бога» [49]. Вот как многообразно установлено одинаково относительно обоих [то есть Сына и Духа], что они от Отца. Итак, можешь ли еще вообще говорить, что не от одного Отца Дух Святой, поскольку не прилагается [слово] «одного»?

Хочешь ли послушать и великого Богослова Григория, собирающего все вкратце, и словно скальпелем отрезающего твое прибавление, и к обоим применяющего «от одного» (и самое удивительное — это не то, что он прилагает, а то, что он не прилагает)? «У нас один Бог, — говорит он, — ибо едино Божество, и к Единому возводятся (???????? {стр. 26}????) Те, что из Него, хотя и веруется в Трех» [50]. Слышал? Он сказал, что от Него Оба. Итак, еще не будем думать «от одного», но будем думать «не от одного», и помыслим и прибавим, что Оба происходят (??????????) от Отца и иного некоего, поскольку не прилагается «от единого», и поэтому отпадем от Единого Бога высочайшей Троицы? Да не случится с тобой этого, а тем более — да не пребудешь неисцеленным, пострадав [таким образом], ибо тебе уже стало известным правое [исповедание].

6. И ведь мы говорим, что бытие Сына — от Отца, как рожденного из божественной сущности, то есть согласно отеческой ипостаси. Ибо одна есть сущность Трех; так что, [свойство] рождать прилагается к отеческой ипостаси, и невозможно Сыну быть от Духа. Поскольку же и Дух Святой — от Отца, то и Он является исходящим от божественной сущности согласно отеческой ипостаси, ибо сущность Трех всегда и во всем едина. Стало быть, [свойство] изводить прилагается к отеческой ипостаси, и невозможно Духу быть и от Сына, так как невозможно, чтобы Сын обладал относящимся к Отчей ипостаси.

Ибо согласно священнейшему Дамаскину «различие божественных ипостасей мы признаем в одних только трех особенностях: беспричинной и отеческой, обусловленной причиной и сыновней, и обусловленной причиной и исходной» [51]. Видишь, как ипостась Сына не является [вместе] и причиной, но только обусловленной причиной? Ибо одну только — говорит он — эту [ипостась Сына] имеет особенность, так же как и [ипостась] Духа. {стр. 27} Видишь же вместе с тем и то, что отеческая [ипостась], как отеческая особенность, объемлет и рождение, и изведение? Итак, если и от Сына Святой Дух, то и Сын будет Причиной и тоже Отцом, как Причина.

7. Итак, невозможно Сыну иметь что–либо из относящегося к отеческой ипостаси. Если же Он имеет, то тогда или две будут причины, так как в двух ипостасях будет [особенность] изведения (ибо так есть двое обусловленных причиной, так как обусловленность причиной созерцается в двух ипостасях), или Отец и Сын сходятся в одну ипостась. Следовательно, от одного только Отца исходит Дух Святой, и ближайшим образом и непосредственно (?????????????????) [52] от Отца, как и Сын рождается от Отца.

Поэтому и Григорий, божественный Нисский председатель говорит: «Все человеческие лица не от одного и того же лица ближайшим образом имеют бытие, так как вдобавок к обусловленным [ими как] причиной [лицам] есть многие и различные [лица] виновники [их бытия]. А в отношении Святой Троицы — не так, ибо одно и то же лицо Отца, из Которого рождается Сын и исходит Святой Дух. Поэтому мы в собственном смысле слова (??????) единую Причину с Обусловленными Ею как причиной дерзновенно называем одним Богом» [53].

Итак, стяжал ли ты разум, будучи поражен словом истины, и учишься ли теперь [54] истине, и веришь ли ты Богу и отцам по Богу, что слышащий об [исходящем] от Отца Духе, одновременно [как бы] слышит «от одного» и уже не богословствуешь, что Он получает свое существование от {стр. 28} разных лиц, но, — по внимательном рассмотрении, — что только от Одного, [то есть] от Отца не только Сын, но и Дух Святой? Считаешь ли Бога одним причинностным Лицом с [двумя] обусловленными Им, как причиной, а не говоришь, что два Лица являются одной причиной Одного, поскольку они одной и той же сущности, ибо так получается много причин, как это случается у нас, и тогда уже не один Бог, как и мы все — не один человек, хотя мы и одной сущности?

Итак, покоряешься ли ты в этом Богу и богословствующим по Богу, или желаешь еще и от грома услышать, подобно тем, кто после многих богознамений (?????????) Иисуса искали видеть знамение с небесе [55]? Послушай же и гром, Иоанна, богословнейшего из Господних учеников, который говорит: видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца [56]. Что же, не скажем ли, что Единородный от одного Отца, поскольку не прибавляется «от одного»? Но и Сам Господь, глаголя к Иудеям: аще Бог Отец ваш бы был, любили убо бысте Мене, яко от Бога изыдох и приидох [57], и также: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога, Сей виде Отца [58], как же не прибавил «от единого», говоря «от Отца единаго изыдох» или «Сый от единаго Отца»? Не потому ли, что по это необходимости подразумевается?

Итак, столько раз сказано о Сыне, что Он от Отца, и никогда не прилагается [слово] «одного», но ты сам везде подразумеваешь это и не возмущаешься теми, кто везде подразумевает. Но скорее ты будешь возмущаться на тех, кто не понимает этого, и будешь порицать их как злочестивых или даже [вовсе] нечестивых. Но что с тобой такое, что, слыша о Святом Духе, исходящем от Отца, ты [не только] не {стр. 29} понимаешь того, что по необходимости подразумевается, но и обращаешься к противоположному мнению, и в чем справедливо порицаешь худо думающих о Сыне, в то сам неправедно впал по отношению к Духу, без всякого совершенно повода, вызывающего нечестие.

8. Ибо не только поскольку говорится, что Дух от Отца, — как Слово Божие прежде век от Отца, — по необходимости понимается, что Он исходит только от Отца, но и потому что, согласно мудрому свидетелю истины Иустину, «как Сын есть от Отца, так [же точно] и Дух Святой от Отца, кроме тропоса существования (????????????????????????) [59], ибо один по образу рождения воссиял от Света, а другой, — тоже будучи Светом от Света, — не по образу рождения, а по образу исхождения происшел» [60]. Если Сын — непосредственно от Отца, то непосредственно от Отца и Дух; и если Сын — не и от Духа, то и Дух — не и от Сына; и если Сын — от одного Отца, то и Дух — от одного Отца. Потому что ведь Дух Святой исходен (??????????) от Отца, как Сын — рожден от Отца, и Он таким же образом исходен, как рожденный от Отца Сын, [то есть] исходен от одного Отца. Следовательно, Дух Святой [есть] Бог, от единого Бога Отца происходящий по образу исхождения (??????????????????????).

{стр. 30}

Итак, [о Них] то же самое и сходным образом и говорится, и есть [на самом деле] — и [касательно обоих] вместе, и каждого по отдельности. Через то, что Они существуют сходным образом, они подают нам причинностное разъяснение истины, а через то, что о Них сходным образом говорится, — доказательное. Ибо не только вместе от Присносущего (????????) [61] Сын и Дух, [и] сего ради не из [того, что говорится про] Сына мы узнаем относящееся к Духу, но так как нам более известно то, что относится к Сыну, мы из этого более известного покажем и [свойства] Духа.

9. Ведь и согласно божественному Павлу духом и умом Христовым называется Дух Святой [62], как великий Василий, говоря о Духе, пишет: «что бытие Духа от Бога — ясно возвестил апостол, глаголя: Духа иже от Бога прияхом [63]; а что Дух явился через Сына — наименовав Его Духом Сына, равно как и [Духом] Бога, и нарекши умом Христовым, равно как {стр. 31} и Духом Божиим [назвал Его подобно тому], как [говорят про] дух человека» [64].

Итак, как у людей каждый имеет свой ум, и ум каждого из них есть его собственный ум, но не [происходящий] от него самого, а от того, от кого и сам он [произошел] [65]. Стало быть, не из самого [субъекта происходит] собственный ум каждого, разве только по энергии это так, и божественный Дух, естественно пребывающий в Сыне как в Боге, является Его духом и умом. И по Своей энергии Он [также] и от Него, будучи вдуваем и посылаем, и являем; а по бытию и ипостаси Своей Он не от Него, а от Родившего Его.

10. Итак, дабы нам совершенно лишить тебя поводов [восставать] против истины, [скажем, что] Сын и Слово Божие, естеством Сый от Бога, по естеству рождается, а не по благодати становится от Отца. Поелику же Рождающий — Источная Божественность (????????????) [66] и Источник божественности [67], то Рождаемый источается. Поскольку же Отец — единый Источник божественности [68] и Источная Божественность, как согласно изрекают Дионисий Ареопагит и Афанасий Великий, то следовательно Тот, Кто естеством (?????) Сын, существует от одного Отца, а кто [сын] положением (?????) — тот не от одного, но от Отца через Сына. Впрочем, он не только сыном, но и духом является по благодати: прилепляяйся Господеви един дух есть [69], — говорит апостол. А Дух Святой не по благо{стр. 32}дати, а по природе [Своей] есть от Бога, как и Сын и Слово Божие — от Бога. Будучи же по природе Духом от Бога, Он по природе исходит от Бога; а по природе исходя, Он источается от Бога; а источаясь от Бога, Он источается от источной божественности, каковой является один только Отец. Ведь Дух Святой — по природе Бог, источающийся от одного только Бога Отца по образу исхождения.

11. Если же кто не исповедует, что это есть так, то будет изобличен и в том, что он и о Сыне худо мыслит. В пользу этого доказательства истины свидетельствует и богословнейший Григорий, «каким же, — говоря, — не именуется [Дух] из [именований] Христовых, кроме рождения?» [70]И [также]: «все, что [составляет отличительные признаки] Сына, [отличает] и Духа, кроме сыновства» [71]. А божественный Дамаскин говорит: «По причине Отца, то есть, по причине бытия Отца, имеют Сын и Дух все, что имеют, то есть, потому что Отец имеет это; [это касается всего] кроме нерожденности, рождения и исхождения» [72].

Итак, ни один из Них не имеет [свойства] рождать или изводить; и как Дух никоим образом не имеет рождения, так и Сын никоим образом не имеет исхождения. Стало быть, одно и то же определение Сына и Духа, за исключением [понятий] «по образу рождения» и «по образу исхождения», по которым только одним Они и разнятся между собой.

И это подобает всячески хранить тому, кто желает не богохульствовать, а богословствовать. Ибо как один {стр. 33} и единственный существует рожденный Сын, почему Он и [называется] Единородный, так и Дух Святой — один и единственный является исходящим. И как Сын рожден от одного Отца, так и Дух Святой исходен от одного Отца. И как Сын рожден непосредственно от Отца, так и Дух Святой исходен непосредственно от Отца.

12. Видишь [теперь], что прибавляемое нами есть выявление истины, произносимое по причине твоего отклонения от истины? Ибо присутствует ли оно или отсутствует, смысл остается тем же. А твое не прибавлением должно было бы назвать, если быть точным, но определенно — противоположностью и искажением благочестивого мудрования, ибо оно превращает разум слышащих в противоположное, и побуждает вместо одного помышлять два начала применительно к одному божеству, и открывает путь к политеистическому заблуждению. Кто же из слышащих или говорящих, или думающих одно из [этих] двух будет думать по другому?

«Но ничего нет неуместного, — скажет [латинянин], — если кто говорит о двух началах — не противоположных, конечно, но [так, что происходит] одно [из них] от другого, как и Григорий Богослов говорит о Сыне: "Начало от Начала" [73], ибо так опять же будет единое начало, и догмат единоначалия сохранится». На это мы скажем, что если и говорим о Боге от Бога, то отнюдь не о двух богах.

13. Впрочем, раз это Начало проявляет [себя как] творческое, то, пожалуй, кто–нибудь скажет, что [их] не два только, хотя это и не хорошо, но даже больше [74]. Ведь {стр. 34} это Начало является триипостасным, будучи [в то же время] одной общей природы. А если [природа] является общей, то как же и Дух не будет обладать тем же началом? И беседовавший с Иовом о правде Божией Елиус, говоря: Дух Божий сотворивый мя [75], не творческим ли началом называет Духа? И божественный песнопевец Давид, воспевая, что Словом Господним небеса утвердишася, Духом же силы небесные [76], разве не свидетельствует в пользу того, что как Сыну, так и Духу [присуще] творческое начало? Итак, если, по твоему, из–за того, что пишется о «Начале от Начала», ничто не мешает говорить о двух Началах, то стало быть ничто не мешает говорить и двух Творцах, раз написано, что и Дух — Творец; или же, поскольку [написано, что] Словом Божиим и Духом утвердилась или, — что то же, — составилась тварь, то нет ничего неуместного в том, чтобы сказать [и] о трех Началах.

Но никто из богословов нигде не говорил ни о двух, ни о трех. Ведь как Богом мы называем каждую из трех покланяемых оных Ипостасей, и каждую из двух [обусловленных] — Богом от Бога, и, несмотря на это, никак не три и не два бога, так говорим и «Начало от Начала», и никак не [получается у нас] два начала. Ибо о втором начале мы даже до сего дня не слышали от благочестивых, равно как и о втором боге. Но у нас покланяемым является один Бог и единоначалие, не из двух богов, ни из двух начал совокупляющееся воедино, потому что и вообще не расчленимо таким образом почитаемое нами. И поистине Оно не расчленяется и не сходится таким образом, а разделяется ипостасными особенностями, тогда как природными — объединяется.

Если же ничто не мешает говорить о двух началах, то они, стало быть, суть те [части], по которым [единое] рас{стр. 35}членяется. И тогда невозможно им соединиться обратно, и, стало быть, два — не одно. Но лучше, вернувшись и дав слову другое начало, разъясним по мере силы то, что относится к единоначальнейшему Началу, чтобы показать знаменательно носящего прозвание богословия [77] и изобличить учащих о двух началах одного Святого Духа в том, что они [именно] этому учат, и что это не хорошо.

14. Творческое начало едино — Отец, Сын и Дух Святой. Когда же называем [происшедшим] от Бога произведенное из небытия, благость, по которой они получили бытие, и [изначально] присущую благодать, по которой каждое [из сущих] подобающим для него образом было причастно благобытию, и прившедшую после, по которой возвратилось к благобытию отпадшее, когда [то есть] мы говорим таким образом и о таковых предметах, то и Сына во Святом Духе называем Началом, Источником и Причиной. Не иным [началом], — прочь [таковое нечестие], — но тем же, что и Отца, через Него во Святом Духе производящего, и возвращающего и добре содержащего все [сущее]. А Отец, вдобавок к тому, что является Источником всего через Сына во Святом Духе, является еще и Источником и Началом божественности, будучи один богородящим (????????) [78]. И мы это видим лучше или доказательно, когда это ясно высказано в боговдохновенных речениях.

Итак, когда слышишь, о Сыне: «Начало от Начала» и «зовущий Его от родов началом» [79], и «с Тобою начало в {стр. 36} день силы Твоея» [80], то [говорящий это] разумеет [Его началом] творений, как и Иоанн яснейшим образом в Апокалипсисе громогласно возвещает о Нем [говоря]: начаток созданий Божиих [81], не как начальное [из них] [82], — прочь [таковое мнение], — ведь Он — Бог, — но как Создатель их, ибо Он — причастник отеческого Начала, из которого сии [получили бытие], и именем которого называется владычество надо всем [83].

А началом Духа в этом смысле как назовет кто–либо Сына, если не [назовет также] и Духа подчиненным (??????) и созданным? Но поскольку Дух — Бог, то Сын — не начало Ему в этом смысле, если только Он — не начало божественности. Если же Сын является началом божественности Святого Духа, — а быть общником Отцу в этом начальствовании невозможно, ибо о Нем одном богословствуется, что Он — Источная Божественность, — то, значит, Сын является началом некой иной, отличной божественности, и отсек Дух от струящейся от Отца божественности. Или дадим Сему одному [то есть Духу] две разных божественности, мы, признающие и для Трех только одну божественность?

И каким же образом, согласно латинянам, два начала Духа являются одним началом? Ведь они не потребуют, чтобы мы принимали на веру их начинание (????????), но и софистически не оправдаются, выставляя один ответ вместо другого. Ибо когда мы спрашиваем, как, по их мнению, {стр. 37} [могут быть] у одного Духа два начала? — они утверждают, что у двух есть только одно начало. Мы же не о двух Лицах спрашиваем, а об одном, так как о Нем ведем с ними речь.

Потому что если у двух — по справедливости одно начало, то как у одного будет два начала, и как два, по их мнению, будут одним? И вот они говорят, что это потому, что одно [начало] существует от другого. Что же тогда, Сиф родился от одного начала, раз Ева была [сотворена] из Адама, и не два суть начала сего единого, раз одно [из них] — от другого? Что же [теперь] Ева — не другое начало тех, кто от нее [произошел], раз и она взяла [свое] начало от Адама? Ибо один только Адам из земли. Так что и они или говорили бы тогда уже, что Дух — от одного Сына, и таким бы образом говорили, что Он от одного начала, [и тогда говорили бы] сообразно самим себе, хотя и не благочестиво, ибо [тогда] Он не из того же [начала], от которого и Сын, и опять есть два начала божественности, и Отец уже не болий Сына в смысле причинности, поскольку и Сей — виновник божества [Духа], или, говоря, что Дух — от одного Отца, благочестиво давали бы и Духу одно начало, как и Сыну. До тех же пор, пока они говорят [об исхождении Духа] от Сына или от Обоих, а не от одного Отца, не может [у них] быть одного начала божественности одного Духа.

Ибо простершись в таковые [учения], если и будет кто говорить о едином начале, то [лишь] омонимически, потому что [на самом деле оно] не одно. Если же посмотрит на ипостаси, [мысленно] разделяя их по одной, то по необходимости у одной [из них] явно будет два начала. У меня же вызывает удивление и крайнее безумие считающих и называющих одним, два начала, о которых [сами же] говорят. Ибо если Сын является общником Отца в богорождении (??????????????), производя Духа, и одно у Них богорождение и само исхождение (???????) от Сих, то [значит] это {стр. 38} относится к природе, и не два суть начала, ни два — одно, но просто одно, и отчуждается от божественной природы Сам Дух, поскольку Он не причастен богорождению. Если же Сын не является в этом общником Отца, то не одно у них это [свойство] изводить (??????????), и исхождение (???????) Духа [оказывается свойственным] Сыну по ипостаси и отличным от исхождения Духа от Отца, ибо ипостасные [особенности] различны.

15. Итак, каким образом являются одним различные начала? Ведь говорит же великий Дионисий во второй главе слова о божественных именах: «что принадлежит Отцу и Сыну, то же и богоначальному Духу прилагается как общее достояние и в равной степени» [84]; и великий Василий в своих опровержительных главах к евномианам: «все общее Отцу и Сыну обще и Духу» [85]. Если же общим Отцу и Сыну является изведение, то оно является общим и Духу, и Троица будет четверицей, и Дух изведет иного духа. Если же не общим является, согласно латинянам, Отцу и Сыну изведение, так как Отец, по их мнению, опосредованно, а Сын непосредственно изводит Духа, ибо они таким образом говорят, что Сыну по ипостаси свойственно изводить, то, следовательно, и творить, и освящать и вообще все природные свойства, согласно им, суть не общие Отцу и Сыну, поскольку Отец через Сына и при посредстве Сына творит и освящает, а Сын — не через Сына. Стало быть, согласно им, Сыну по ипостаси свойственно творить и освящать, — непосредственно, а не опосредованно, как Отец, — и так, согласно им, природные свойства оказываются ничем не отличными от ипостасных, а, следовательно, и природа [ничем не разнится] от ипостаси, так что Божество оказывается у них либо не триипостасным, либо трехприродным.

{стр. 39}

А если говорить, что Сын творит и освящает через Духа, то, во–первых, богословам не свойственно утверждать, что Сын или Отец является Создателем твари через [посредство] Духа, но [скорее] во Святом Духе. Затем, вдобавок к тому, что и таким образом им не избегнуть показанной выше несуразности, — ибо [Сам] Сын не через Сына показывается [ими] Творцом, как Отец, — им придется сказать, что [свойство] творить и освящать для Духа не является общим [с Отцом и Сыном], так как Он не через иного (то есть, не как Отец и Сын) производит это действие. Итак, согласно им, свойством творить Дух обладает ипостасно, как творящий и освящающий не опосредованно, как Отец. Отсюда опять же, согласно им, природные свойства показываются тождественными и неотличимыми от ипостасных. Если же так, то и природа тождественна и неотличима от ипостасей. И не явно ли отпадут от Всевышней Троицы и единства веры и причастия Святаго Духа [86] те, кто так и таким образом говорит и мудрствует?

Но вернемся к тому, от чего мы отступили. Кто же из слышащих или говорящих, или верующих, что Дух Святой имеет бытие от Обоих, — от Отца и от Сына: от Сына непосредственно, а от Отца опосредованно, — и [прочее] баснословимое и распеваемое ими во–первых, во–вторых и в–третьих; кто [спрашиваю], слыша и веруя этому, не будет учить о двух началах одного Духа? Как не будет Сын причиной [божества] вместе с Отцом, если только не всуе говорится, что и от Него [исходит Святой Дух]? Как же не будет Дух тварью? Ибо это в отношении твари Сын совиновен Отцу.

И ведь в отношении твари, для которой и Сын очевидно является Виновником и совиновным Отцу, как получившей бытие от Него и от Отца через Него, совершенно нечестивым было бы сказать, будто мы не утверждаем, что {стр. 40} тварь — от Сына, и что творить является свойством ипостаси Отца. Стало быть, если и сущий по образу исхождения Святой Дух имеет бытие от Отца через Сына и от [Самого] Сына, то не было бы вполне благочестивым сказать, что мы не говорим, что Дух — и от Сына, и что изводительное свойство присуще только Отцу.

Поскольку же так говорят богоотец Давид [87] и Григорий, ярчайшее светило Ниссы, и Дамаскин богоносный, то по необходимости называющие Сына совиновным Отцу по отношению к Всесвятому Духу и приписывающие Ему бытие от Отца через Сына и [также] от Сына, настолько отстоят от благочестия, насколько придерживаются его вышеперечисленные святые и согласно с ними богословствующие.

17. И необходимо иметь в виду, что как мы, имея бытие (???????) от Отца через Сына и от Сына, каждого из Них вместе и по отдельности называем и согласно признаем Отцом [88] и Создателем, так и Божественного Духа каждый из Них вместе и по отдельности назывался бы Отцом и Изводителем, если бы от Отца через Сына и от Сына Дух имел бы бытие (???????). Но все таковое очевидно выявляет многообразно смешивающего божественные ипостаси, поскольку не и от Сына имеет бытие Дух Святой.

18. И вот же, «все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, — по Григорию Богослову, — кроме причины» [89]. Какой [же именно] причины? Причины тварей? Прочь такую мысль: ведь их началом и причиной является и Сын. Стало быть — кроме причины и начала постигаемого в Троице божества. Итак, Сын имеет все, что принадлежит {стр. 41} Отцу, кроме того, чтобы и Ему быть началом и виновником божества Духа. Следовательно, от одного только Отца исходит Дух Святой, — как и Сын от одного Отца рождается, и ближайшим образом и непосредственно соприкасается с Отцом по [Своему] существованию (???'???????), как и Сын, хотя и чрез Отца Сына Дух получил бытие, как являющегося Изводителем и Отцом.

19. Поскольку же и двух человек свидетельство является истинным по слову Господа, что при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол [90], то и мы, оставляя в настоящий момент в стороне остальных по причине продолжительности [какую бы обрела тогда наша речь], представим тебе трех свидетелей, ясно воспрещающих твое прибавление. И пусть первым выступит первый и по времени Василий Великий, ибо он в своих «Главах против Евномия» говорит: «Рождает Бог не как человек, а рождает истинно, и рожденным являет из Себя Слово не человеческое, но Слово истинное являет из Себя; посылает Дух из уст не как [это бывает] по–человечески, потому что и уста Божьи — не телесны; но Дух — от Него, а не от иного» [91]. Видишь, что не от иного [исходит Дух], но от одного лишь Того, Кто рождает и Сына? А потому не от Сына Дух, так как о Сыне великий [Василий] богословствует здесь как о Слове, а не как об устах Отца. Он же в другом месте показал и [Само] сие Слово происходящим из Его уст, говоря: «ибо если не веруешь в Духа, — что Он изошел из уст Божьих, — то не поверишь и в Сына» [92]. Видишь ли [теперь] ясно, что Сын — Слово, а не уста Отца, из каковых уст, — согласно Василию Великому, — происходит в смысле существования (??????????'???????) и Дух Святой?

{стр. 42}

Таким же образом и являющийся ему братом и братски мудрствующий Григорий в слове «О богопознании» говорит: «… Дух, исходящий от Отеческой ипостаси. Ибо для того Давид нарек Его Духом уст [93], а не словом уст, чтобы веровали в одному лишь Отцу присущее свойство изводить» [94].

После него неложным свидетелем истины пусть выступит ставший живым светилом Александрии Кирилл, свидетельствуя согласно [с ними], ибо он говорит в [своей книге] «О Святой Троице»: «Три поклоняемые ипостаси познаются и веруются в безначальном Отце и единородном Сыне и во Святом Духе, исходящем от Отца не по образу рождения, как Сын, но исходящем, — как сказано, — от единого Отца как бы из уст, явившемся же через Сына и глаголавшем во всех святых пророках и апостолах» [95]. И в другом месте опять: «не как Сын от Отца по образу рождения, так же и Дух Святой от Сына {стр. 43} по образу исхождения, — прочь от такого богохульства и многобожия, — ведь у нас одна Причина и Связь для обоих [обусловленных Им] Лиц — Отец» [96].

Приводить ли еще яснейшее обличение твоего злочестия? Человеку бы не показалось [это нужным]. Но и это нам подал Дух, умудривший Иоанна из Дамаска, ибо он говорит: «Духом Сына Его называем, но не говорим, что Дух — от Сына; исповедуем же, что через Сына Он открылся и раздается нам» [97].

Итак, оставив [занятие] перечислять тебе по порядку других [отцов], — потому что их гораздо больше, и [даже] пожалуй, все отцы, живущие каждый в своих писаниях, говорят [то же], — от словес твоих сужду тя [98], всяко же [не только я, но] и Бог. Ибо когда ты сам говоришь, что Дух исходит от Отца и Сына, и не прибавляешь «от одного», разве не имеешь в виду, что Дух — от Них одних, не подразумеваешь [ли это], хотя и не произносишь вслух? Но потребуем ли тогда, согласно твоей — так сказать, «любомногоисходной» (??????????????????) — мысли, чтобы Дух исходил и от [еще кого–либо] иного, по причине твоего умолчания [99]об «одном»? [100]

20. Конечно же, нет! Но чтобы снова из того же [самого] приготовить тебе лекарство от действительной язвы и вытащить [тебя] из [пагубы] злочестивых догматов и словес, {стр. 44} скажи мне, о добрейший: если кто спросит тебя о Сыне, то будешь ли, — поскольку написано, что видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца [101], и что «верую во единаго Сына, иже от Отца рожденнаго прежде век», и прочее, что тебе было перечислено выше, где не прилагается «от одного», — [будешь ли] прибавляя [к этому от себя], говорить, что Сын рожден от Отца и Святого Духа, выставляя в качестве предлога то, что не присовокуплено «от одного»? Полагаю, ты скажешь: «прочь [от такового нечестия]». И самого возрождения свыше лишится прибавивший сие и не учащий о том, что Слово родилось от одного Отца, ибо Дух нигде не назван родителем, — хорошо скажешь ты вместе с нами. И Он не имеет ничего общего с Отцом, что также не было бы общим и для Сына, и не из двоицы происходит (?????????) Одно, ни к двоице возводится, ни Единица подвиглась в единицу и затем двоица в другую единицу, но Единица, боголепно подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице [102]. И один у нас Бог, не только потому что одно божество, но и потому что к Единому возводятся [103] Те, что из Него. И один Отец — Источная Божественность и единый Виновник и Источник божественности. Следовательно, не те же суть отличающие Его [ипостасные] признаки, — ведь Он один, — и никакого участия не будет иметь в них Святой Дух, поскольку относящееся к сверхсущественному богорождению не обращается [наоборот] друг на друга [104], — сказал бы в свою очередь небомудрый Дионисий.

Но отлично [уже показано] тебе в этих [цитатах] непреложное согласие с богомудрыми отцами нас, наученных ими. Побежден ты все–таки, так сказать, своими собствен{стр. 45}ными стрелами, и поистине удачно поразил сам себя противостоящим правому [слову] словом, ибо, насколько это возможно, не только поранился, но и получил исцеление от Бога по сказанному: поражу и Аз исцелю [105].

Ибо что бы ты не сказал вместе с нами и истиной говорящим, что Сын рожден от Отца и Духа, непщующим иные вины о гресех [106], — лучше сказать, о злочестиях, — и [в том числе], что де не прибавляется к сказанному о рождении от Отца слово «одного», то же и сам тотчас же услышишь от нас и истины ты, говорящий, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, и от другого убедившись в этом, удостоверишься, что и [слово] «одного» не прибавляется к словам об исхождении от Отца, и самого сыноположения [совершающегося] при посредстве Святого Духа лишается говорящий о том, что Дух [исходит] и от Сына.

21. Ибо где в богодухновенных речениях найдет кто, чтобы Сын именовался бы изводителем (????????), хотя у Григория, великого Богослова, и перечислены многократно все наименования Сына, и не только перечисленные [в Писании], но и мысленно выводимые [из него]? Он, и имя «единородный» изъясняя, говорит [что Он именуется так] «не потому, что Единый от Единого и только, но и [потому что] единообразно» [107], что в другом месте он обозначил как «исключительно» (?????) и «своеобразно» (??????????) [108], еще раз изъясняя то же самое. А «единый» — это как «один»; так что «от единого» [означает] как бы от девственности рожденного, или, что то же самое, не от супружества. А «только» что иное будет [значить], если не что [Он] только Сын, а не [вместе с тем] и Отец или Изводитель? Если и Отец называется только Отцом, то естественно — ведь {стр. 46} Дух от Отца — и Дух называется Духом Отца, и Отец будет называться Отцом Духа, как [Его] Причина; ведь называет Его великий Иаков Брат Божий Отцом Светов [109], то есть — Сына и Духа, как, объясняя это, говорит и Афанасий Великий [110]. Если же это так, то и Сын назывался бы отцом Света, то есть Духа, если бы и от Него, согласно тебе, [исходил] Дух.

Ведь если бы так подобало [Его] именовать, как отца Света или Изводителя Святого Духа, то как же великий в богословии Григорий не предложил это в числе почти всех других Его имен, хотя он и подвизался за то, чтобы показать Его равночестность с Отцом? Потому что он говорит: «если велико для Отца — ниоткуда не начинаться (????????), то не меньше для Сына — [начинаться] от такого Отца. И присовокупляется Сыну толикое дело рождения» [111]. Если же бы присовокуплялось и то, чтобы Ему быть изводителем, то как бы он не сказал о такой важной вещи, посредством которой он бы еще лучше показал [Сына] равным Отцу? Но он не сказал, а стало быть, и не прилагается.

22. Ибо этот великий богослов не просто так полагает характерным свойством (???????) Духа исхождение, но исхождение от Отца, прозревая, должно быть, и заранее ниспровергая твое злочестивое прибавление. Ибо немного выше, назвав Отца родителем и изводителем, Сына не назвал изводителем, но только порождением, а далее говорит: «мы, стоя в своих [данных нам] пределах, вводим [божество] нерожденное, рожденное и от Отца исходящее» [112]. Он не сказал, что просто исхождение является характерным {стр. 47} свойством Духа, дабы кто–нибудь не подумал, будто Дух Святой исходит от Сына или же — и от Сына; ибо [понятие] «рожденное» вместе с собой вводит и мысль об отце, а «исходящее» — не так. По этой–то причине он полагает характерным свойством Духа исхождение от Отца. «Ибо сей признак ипостасного свойства, — говорит и Василий Великий, — Святой Дух имеет отличительным, [а именно то] чтобы после Сына и вместе с Ним познаваться и осуществляться от Отца» [113]. Но видишь, что справедливо удалены нами от общения те, кто не пребывает в наших пределах и благочестии?

Ибо либо ты будешь сверх должного называть Сына отцом, как это и показано выше, дабы Дух был у тебя исходящим и от Него, или исходить от Отца не будет у тебя характерным свойством Духа; также ты не будешь считать, что и характерным свойством Отца является изводить, и будешь богословствовать противоположное по отношению к стяжавшему себе прозвание от богословия [114], и к поистине противоположной участи устремишься, и будешь нами справедливо провозглашен [отлученным], ибо мы знаем, что его слова суть изъявления Святого Духа. Но ведь, как жидкость исходит из влажных тел, и это является ее характерным свойством, а характерным свойством влажных тел является изводить жидкость, таким же образом и характерным свойством Духа является исходить от Отца, а характерным свойством Отца по необходимости является изводить Духа.

Итак, одному лишь Отцу принадлежит изведение Духа; и от одного Отца присно исходит Дух в смысле сущностного, а не относящегося к [Его] явлению вовне, исхож{стр. 48}дения. Ибо и в тех [богословских положениях], в которых вместе со словами об исхождении не говорится явно «от Отца», это всегда слышится слушающим разумно, как и в отношении Сына это подразумевается словами о рождении. Ибо и каждый из нас — рожденный; рожденный же от Отца (или, говоря то же самое, от Бога Отца) — один Сын, так что это является его характерным свойством, и всегда подразумевается, даже если и не произносится. Таким же образом ты назвал бы исходящим и наш дух [то есть, дыхание]. Стало быть, не просто исхождение является характерным свойством Святого Духа, но исхождение от Отца, ибо Он присно является Отцом. И относится к числу невозможного, чтобы [Дух] был исходящим от Сына, если не будет Сын у тебя отцом. И не только «от Отца» подразумевается, когда говорят об исхождении, но и «от одного Отца», как и тогда, когда говорят о рождении. Ибо как нас учат боговдохновенные богословы, — как и мы говорили это выше, без [терминов] «по образу рождения» и «по образу исхождения, — как Сын от Отца, так точно и Дух. Следовательно, совершенно невозможно Ему быть и от Сына.

23. К тому же, если и от Сына Дух и через Него, по твоему, имеет бытие, то Сей является единением Отца и Духа. Как же тогда сам великий в богословии Григорий говорит: «Безначальное, Начало и Сущее с Началом — один Бог» [115], «природа же у Трех одна, единение же — Отец, из Которого и к Которому возводятся Следующие [за Ним в порядке перечисления], не смешиваясь, но непосредственно соприкасаясь (?????????)» [116].

Ведь слыша, что через Сына Дух связан с Отцом, человек, пожалуй, должен будет помышлять, что это говорится, по причине [последовательности] произнесения [имен] {стр. 49} в исповедании [символа], где Сын находится посередине. И что Дух не иначе бы назывался Отчим, как только из–за Сына [117]. Как же тогда Отец будет единением, если Он не ближайшим образом относится к Обоим, непосредственно произведя Каждого их Них? Но и [выражение] «не смешиваясь, А непосредственно соприкасаясь» указывает на ближайшую и непосредственную связь с Ним.

24. Что же, что «Безначальное, Начало и Сущее с Началом — один Бог»? Ведь если бы он знал Духа [исходящим] от Сына, то сказал бы «Сущее от Начала», а не «Сущее с Началом».

25. Следовательно, когда слышишь, что Дух исходит через Сына, помышляй Его как сопутствующего Сыну [118]. Так и [предлог] «через» изменяй не худым образом в «от», но, вторя получившему прозвание от богословия, в «с». «Ибо мы узнали Духа, — говорит божественный Дамаскин, — сопутствующего Сыну и являющего Его действие» [119]. «Сопутствовать» же означает «сопровождать», как и сам он там говорит, что не и от Сына Дух, но вместе с Сыном [имеет бытие] от Отца [120], так что исхождение вневременно и непротяженно сопровождает рождение. А «мы узнали» сказал он, [имея в виду] прежде него учивших так богоносцев, от которых быв научен так разуметь [слова] «Дух через Сына», совершенно запретил говорить, что Он — от Сына.

{стр. 50}

Если же Василий Великий говорит, что нет никакой фальши в том, чтобы изменять «через» в «от», но [говорит это] в отношении тварей, почему он и приводит апостола, говорящего: от Того и чрез Того и в Него всяческая [121] все сущее От Него создано и Им (??'?????) содержится [в бытии] и к Нему возвращается [122], а божественный Дамаскин, хотя в седьмой из своих «Богословских глав» и предложил снова то, о чем мы выше сказали, но чуть ниже, вторя «Огласительному слову» боговдохновенного Нисского Григория, называет Святой Дух «сущностной Силой, созерцаемой Самой по Себе в особенной ипостаси и являющейся Его (то есть Слова) обнаружительницей, не могущей быть отделенной от Бога, в Котором Она есть, и от Слова, Которому Она сопутствует» [123], то не ясно ли [следует] отсюда, что не и от Сына Дух Святой?

26. Безусловно, не так. Но поскольку богословами иногда Отец называется средним между Сыном и Духом, иногда же Сын — средним между Отцом и Духом, а иногда Дух — средним между Отцом и Сыном, то Дух не будет третьим от Отца, ни от Отца через Сына будет иметь бытие. Ибо среди трех расположенных в ряд точек никогда не будет одна из двух, находящихся с краю, серединой. Но в богословии понимаемое под серединой подобно крайним точкам на углах равностороннего треугольника, где каждая является средней для двух других. Если же и первую занимающую центральное положение в числах, распространив, как бы положишь на плоскости, то таким образом и про{стр. 51}стое число сделаешь действительно треугольным [124], и какую ни возьмешь из сущих в нем единиц — она будет средней по отношению к двум остальным.

Что же, говорящие, будто каждая из них имеет по отношению к другой не меньше, чем к себе самой, разве не вполне Очевидно представят их непосредственно имеющими отношение друг к другу?

28. Что же тот, кто стихотворными «Песнями» (?????) богословски и вместе отечески повелевает [тебе]: «если услышишь о Сыне и Духе, что Они второе по Боге Отце занимают место, так призываю тебя понимать словеса бездонной (??????????) премудрости, что она восходит к безначальному корню, а не божество рассекает» [125]? [126] Ведь если бы не непосредственно от Отца был Дух, то Он бы не был поставлен на второе место после Отца, так же как и Сын.

29. И конечно исхождение, по отношению к чему бы [это слово] ни говорилось, является неким выступлением [вовне] и движением, соответствующим изводящему и изводимому. А выступление (???????) Духа двояко возвещается {стр. 52} богодухновенным Писанием: ибо Он проистекает от Отца через Сына, или, если угодно, то даже и от Сына, на всех достойных, в которых и почивает и обитает. Итак, это движение и выступление, а если угодно, то и исхождение, мы никогда не подвергнем осмеянию, ссорясь из–за именований, поскольку и Давид говорит: Боже, внегда исходити тебе посреде людей твоих, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся [127], и здесь называющий исхождением излияние Духа на всяку плоть [128], уверовавшую во Христа, которая прежде была пустыней благодати [129], равно как и землетрясением — преставление от идолопоклонства к Богу [130] — это, стало быть, от Отца и Сына выступление Духа не будет ли также и через достойных [Бога] (и это же [исхождение] также и к ним), в которых живет и почивает (??????????) Дух Святой [своей] благодатью? Ибо есть упокоение в них (?????????) Духа, а не движение [Его] из них, но скорее окончание движения [то есть, нисхождения Его] на них; [ибо] хотя некоторые [из них] и стяжали способность передавать [другим дар Духа], но совершенно иным образом.

Причем это от Отца через Сына выступление Духа, о котором мы сказали, называется и благоволением Отца и Сына, — как совершаемое всячески из человеколюбия, — и посланием, и даянием, и схождением, и всегда во времени происходит (?????????) и к кому–то, и по [разным] причинам, дабы освятить и научить, и напомнить, и непокорных обличить; [и все такое совершает] одно это движение и выступление Духа.

{стр. 53}

Есть же и [сущее] беспричинно и совершенно абсолютно и превыше благоволения и человеколюбия, как не по воле, но по одной лишь природе сущее от Отца предвечное и сверхъестественнейшее Духа исхождение, движение и выступление. Спросить же подобает нас, имеет ли и согласно этому неизреченному и недомыслимому движению исходящий от Отца Дух согласно Писанию «где почить» боголепно? Спрашивая же, обретаем Отца Единородного Бога [131], благоволившего [132] научить и открыть сие прежде всего Иоанну, Господнему Предтече и Крестителю, как [сам он] говорит: и аз не ведех Его, но пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым [133]. Посему и свидетелствова Иоанн, глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем [134].

Но чтобы кто–нибудь, подумав, что это по причине вочеловечения Господа сказано и совершено Отцом, не сказал бы, что это не достаточный пример для разрешения недоумения, да услышится сказанное божественным Дамаскиным, пишущим в восьмой из [своих] догматических [глав]: «веруем и во единого Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего» [135]; и в [главе] «О месте Божьем»: «Бог есть и Дух Святой, Сила освящающая, ипостасная, от Отца неразлучно исходящая и в Сыне почивающая» [136]. Поэтому и Христос как истинный Сын Божий называется и является раздаятелем (??????) божественного Духа. Что показывая, и божественный Кирилл {стр. 54} говорит в «Сокровищах»: «всяческая необходимость [належит] говорить, что Дух Святой — божественной природы, которой и является начатком (??????) согласно апостолу; если же так, то Он — не тварь, но Бог, как [сущий] от Бога и в Боге» [137]. И снова: «Бог, стало быть, есть Дух, естественным образом сущий в Сыне от Отца и обладающий всецелым Его действием» [138]. Но и божественный Григорий Двоеслов в последнем своем слове говорит, что Дух Святой от Отца исходит и в Сыне пребывает [139]. Ибо смотря таким образом, сможем почтить Источник живота [140], созерцая Его в Себя Самого изливающимся и на Себе Самом останавливающимся [141], согласно великому в боговидцах Дионисию.

Итак, Дух Святой, в предвечном оном и недомыслимом исхождении и выступлении от Отца исходящий и в Сыне почивающий, как будет через Сына, в Котором Он почивает, иметь то же самое выступление? Значит, если о Нем и богословствуется; что Он происходит также и от Сына, то всяко [говорится] не об этом, а о другом выступлении, которое есть явление (?????????) [Его] нам и преподание (?????????) достойным. Ибо Христос является согласно Григорию Богослову раздаятелем Духа [142] как Бог и Сын Божий. А раздаятель всяко не из себя самого производит то, что дает, хотя и естественным образом имеет в Себе Духа Святого Тот, Кто является Богом от Бога, и естес{стр. 55}твенно [имеет Его] исходящим от Него к достойным, а не имеющим от Него бытие. То же самое и Сам Господь глаголет: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца [143], как от Отца исходящий и в Нем [то есть в Сыне] почивающий и таким образом посылаемый [Им] к своим [для Него человекам].

30. Если же как имеющий бытие от Сына, — так же как через Сына Дух посылается (????????) от Него [то есть Отца], — и Сей [то есть Дух] имеет началом Сына, то, значит, и [Он] является одним из сотворенных. И да свидетельствует [нам] снова богословский глас: «Да хранится же, по моему рассуждению, — говорит он, — [вера в то, что] един Бог, тем, что к единой Причине будем возводить и Сына и Духа, согласно одному и тому же, — назову это так, — божественному движению и хотению, и по тождеству сущности. А [веру в] три ипостаси [будем хранить] не придумывая никакого стирания границ, разложения или слияния, а помышляя и называя Отца безначальным и началом (началом, как Причину и как Источник, и как присносущный Свет); Сына — никак не безначал

Date: 2015-09-05; view: 253; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию