Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Его же второе слово об исхождении Святого Духа, показывающее, что оно не совершается и от Сына, и на приводимое латинянами из божественного Писания якобы в оправдание себе
1. Итак, разобравшись сперва посильно в том, что требовалось и самим тем, кто причисляется к благочестивым (????????????????????????????), для прояснения и утверждения правого мудрования, и в том, что вкратце являет все злочестие противостоящих [истине] латинян, мы не привели по порядку всего того, что они выставляют против нас и благочестия, и посредством чего пытаются доказать, будто ничуть не новшествуют, но мыслят и говорят соответственно с божественными словесами Самого Христа, ни в чем не противореча богословствовавшим согласно Христу, и не изобличили это. Поэтому теперь рассмотрим одно за другим и увидим, что они говорят, и какими силлогизмами или какими изречениями и мыслями Писания пользуясь или, лучше сказать, злоупотребляя, они отпали от богоизреченного и преданного от отцов исповедания. И что хуже всего — не восхотели вернуться и крепко ухватиться за то, от чего отпали, но подающим им руку [помощи] для исправления, [употребляя] поистине необученную истине силу красноречия, словно некие воистину невоспитанные, чрезвычайно досаждают и противоречат. 2. Ибо отпадать от правого [исповедания] было обычным [делом] для всех церквей, так как на протяжении многого времени зло находило себе пристанище то тут, то там. А отпасть и больше не возвращаться — такое случилось только с церковью латинян, хотя бы она и была величайшей и самой выдающейся из патриарших кафедр. И с ней — величайшей из церквей — случилось то же, что и с величайшим {стр. 83} из животных — слоном, о котором говорят, что он даже во время сна не преклоняется на землю для передышки, но отдыхает, лишь немного подгибая конечности. Если же случится с ним что–либо, и он упадет, то уже никак не сможет встать. Но у слонов причиной этого является тяжесть их тела и излишняя тучность плоти, удерживающая их на земле подобно некоему грузу во много талантов свинца, возложенному на них, а у латинян, — я думаю, — одна лишь их гордыня — страсть почти, я вынужден сказать, неизлечимая, свойственная, согласно апостолу, одному лишь лукавому, из–за чего он и пребывает во веки неисцельным. Если же сие племя латинян отложит сию [гордыню], — ведь это возможно им, поскольку они суть человеки, — тогда бы [все] мы, соединенные в правом [исповедании] во едино как бы некими хоботами, которые природа изобрела для помощи упавшим слонам со стороны не лежащих, смогли бы, воспользовавшись богодухновенными словесами, восставить их прямо, неуклонно придерживающихся правила благочестия. А добровольно лежащим не поможет абсолютно ничто, хотя бы и самими небесными умами было изготовлено и предложено [им] лекарство от лжеучения. Ибо к таковым [относится] слово, явленное пророческими речениями, что врачевахом Вавилона и не изцеле [186]. 3. Итак, едва ли не всуе подает им руку [помощи] подающий, разве что себе самому доставляя это чрезвычайное благо и воздавая Богу доказательство свойственной [Ему] благости (????????????), а тех лишь показывая добровольно пребывающими во зле (??????????????) и, возможно, останавливая [их] от дальнейшего преуспеяния в несообразностях. И теперь ведь, если только они не возжелают явно разногласить (???????????), какое лучшее лекарство нашлось бы для [их] исправления, нежели [то положение] {стр. 84} что Святой Дух имеет бытие от одного только Отца, а не и от Сына? Каковое [положение] прежде доказано многими и тем, что подразумевается «от одного», посредством чего сделалось яснейшим православное разумение безопасного богословствования о Святом Духе и явственно обличено их прибавление как противное правильно распространяемой проповеди истины. Но и помимо этого мы не видим совершенно никакой необходимости переменять духодвижные постановления [бывших] от века святых Соборов и переделывать преданный от отцов Символ благочестия [187], прибавляя и утверждая, будто Святой Дух исходит и от Сына. Ибо что, — если в богодухновенном Писании есть нечто, кажущееся противоречащим тому, что прояснено общими усилиями богословов [188] и отсюда признаваемо всеми нами, — то разве мы не скорее примирим это по мере возможности с той истиной, которая по всему обладает несомненностью, нежели сами отпадем ради этого от истины? И разве не признаем нечто превосходящим наше разумение и не уступим кому–нибудь другому понимание этого, — тому, кто будет удостоен [познания] даже последних и глубочайших тайн Духа, — считая себя самих недостойными их, и не смиримся под крепкую руку Божию [189], но — о, ужас! — лишимся познания и Самого Бога из–за того, что ни в чем не хотим признать себя не знающими, подобно не познавшим божество Сына по причине того, что неудобопонятно написано о Нем? Ни в {стр. 85} коем случае! Ибо и тем свидетельства от Писания, не хорошо ими понятые, не смогли помочь, — так как они некстати отказывались [от помощи], — или избавить их от нечестия и вечного за него осуждения, но они подвергнутся вечному суду, потому что, отвергнув ясные изречения и по своей кичливости знанием исследовав неясные, — лучше же сказать, не исследовав, ни послушав истинно исследовавших, — от этого кичливого знания справедливо пожали истинное неразумие. 4. Впрочем, много есть этих изречений, которые для духовно незрячих лишают Сына собезначальности и равночестности Отцу и даже самого владычественного достоинства и бесконечного царства: и Сын, — говорят они, — покорится [190], и подобает Ему царствовати дондеже… [191], и Отец болий [192], и создася Премудрость [193], и «не знает нечто из созданного Им» [194], и о Себе не может творити ничесоже [195], и сниде не да творит волю Свою [196], и бе об нощь в молитве Божии [197], и навыче [198], и преспеваше [199], и вознесеся [200], и прославися [201], и скончася [202], и все, что относится к смиренному со{стр. 86}стоянию нашего смешения, и к, — так сказать, — признательности Рожденного Родителю, и к доказательствам того, что Он не есть антибог, и к [подаваемым] нам посредством деяний примерам добродетели. Что же теперь, нужно отвергнуть ради этих [изречений] свидетельствуемую в других местах бесконечную высоту Сына, [как, например,] что Он в начале бе [203] и к Богу бе, и Бог бе [204], и прежде всех холмов раждается [205], и прежде солнца пребывает имя Его [206], и Сей Бог и не приложится ин к Нему [207], ибо Он есть Тот, Кто по сем на земли явися и с человеки поживе [208], что Он и Отец едино суть [209], и что Он во Отце и Отец в Нем [210], и что видевый Его виде Отца [211], и что с Ним начало в день силы Его [212], и обладает после того, как отымется луна [213], и что всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних [214], и что царство Его — царство вечное [215] и царю иному не останется [216]. Итак, неужели мы вместе с ними сбросим [со счетов] это и все другое, — что подобно этому, что настолько чудесно, настолько возвышенно, так безмерно, — ради тех изречений, что представляют Его смиренным, а не исследуем и согласимся, что сокрытое в кажущихся пресмыкающимися {стр. 87} по земле [речениях] — высоко, и, став [причастными] благочестивого смысла [этих речений], опровергнем противное [мнение]? Отнюдь: писмя бо убывает [217], низвергая с высоты тех, кто не взирает горе к Духу. 5. Поэтому и мы, — которые истинно принадлежим Духу, которые богословствуем так, как Он Сам прояснил о Себе, которые ничего недостойного Его не мудрствуем и не проповедуем, и это [недостойное Его] не следует из того, что мы говорим, — поэтому, стало быть, мы, хотя бы нечто и казалось не согласным с богословием о едином Святом и поклоняемом Духе, будучи также данным [нам Тем же] Духом, будем понимать духовно [218] и тщательно разберем, и раскидаем камни преткновения, и всеми способами покажем позднейших отцов — всех вместе и каждого по отдельности — исповедующими [согласно] с ранними, и также себя самих [исповедующими согласно] с ними, и всех [нас] вместе — [согласно] с общим нашим по природе Владыкой и по благодати Отцом. Поскольку то из Писания, что латиняне почти игнорируют, они по причине непонимания или лукавого произволения (???????????) переиначивают, превратно толкуя, а [в Писании] больше тех мест, которые они игнорируют, нежели тех, что кажутся им неоспоримыми, и посредством которых, — как бы являющихся ясными, — они обманывают свой простой народ [219], то мы теперь, упомянув их и с помощью Божьей изобличив их в том, что они неправильно понимают эти места, и как бы положив некое основание, покажем, что все здание их злочестия — гнилое. 6. Давай же сперва представим [к рассмотрению] то, что им кажется самым непреоборимым [доказательством], как изреченное Словом истины: дуну им и глагола: приими {стр. 88} те Дух Свят [220]. «Видишь, — говорят они, — что Дух очевидным образом [исходит] и от Сына?» Итак, неужели, если [Господь], дунув, сказал: приимите Дух Свят, то дуновение это было [Самим] Святым Духом, — так что исхождение есть одно и то же с плотским дуновением, — или, тем, что Он подается (??????????) посредством дуновения, доказывается, что Святой Дух есть дуновение Христова божества, и отсюда следует, что Он исходит от Сына? Но какое бы из этих двух положений они не утверждали, да заградятся прямо тут же уста их немногими словами: ибо не сказал Господь, дунув: «примите Духа» (??????????????), но без [определенного] артикля: приимите Дух Свят (?????????????????), то есть — некую малость Духа. Итак, ясно, что Он подал посредством дуновения частное действие (энергию) Духа, а не самую [Его] природу или ипостась, ибо природа и ипостась Святого Духа абсолютно неделимы. Почему же Он, [именно] дунув, подал то, что подал? — Чтобы показать единой энергию Свою и божественного Духа и представить отсюда обоюдное — Свое и Того — тесное соприкосновение и сращенность и равночестность, как говорит и Златоустый богослов, который пишет: «некоторые же говорят, что Он не Духа подал, но их приготовил их посредством дуновения [соделав] способными к восприятию [Оного]. Не погрешит же и тот, кто скажет, что тогда они восприняли некую духовную власть и благодать, дабы им оставлять грехи. Поэтому Он и прибавил: имже аще отпустите, отпустятся [221], показывая, какого рода энергию подает, поскольку благодать Духа неизреченна и дар многообразен. Сие же совершается, чтобы ты научился, что един есть дар и власть Отца и Сына и Святого Духа» [222]. {стр. 89} 7. Дабы ответить им и еще подробнее [скажем]: если дуновение Господне было [Самим] Святым Духом, то, значит, и вдох, которым Он воспользовался, и при помощи которого осуществилось дуновение, был Святым Духом. И тогда, стало быть, Он не подобным нам сделался человеком, но либо призрачно [воплотился], согласно фантазиям [223]акефалов [224], либо прежде, нежели водвориться среди человеков, изначально имел в некотором отношении телесную природу, составленную [воедино с божественной], согласно безумствам Аполлинария. Однако Сам Господь всяко сказал и сие: глаголы, яже Аз глаголю, Дух суть и живот суть [225]. Если же они Дух суть, то [значит] они являются и Духом Святым; ибо как иначе? Следовательно, согласно толкованию итальянцами дуновения, и Дух есть Слово и Слово Божие. Что же услышишь новее [этого мнения]? Скорее уж тогда словеса будут Словами Божиими, ибо речений множество. Следует поэтому остановиться [вниманием] на том, что Он не сказал [с определенным артиклем], что глаголы, яже Аз глаголю, Дух суть и живот суть (???????? '?????????????????????????), но без артикля, показывая, что они не суть ипостась Святого Духа, но суть исполнены энергии божественного Духа, и животворящая энергия Духа подается через них. {стр. 90} 8. В том [смысле], в каком в данном случае [говорит] Слово, и нами возглашаются словеса Господни, ибо устнама моима, — глаголет Писание, — возвестих вся суды уст Твоих [226]. Что же тогда и от нас исходит Дух Святой? Но и исследуется, и изучается, и хранится, и совершается, и уразумевается все то, во что низводит Святого Духа толкующий сказанное Духом не с помощью Духа, равно как и то, [из чего можно понять] каково различие Господних словес: заповедей, законов, свидетельств, оправданий, судов. И бысть глагол Господень ко Иоанну [сыну] Захариину [227], — как повествует божественный евангелист Лука; и якоже глагола Господь святыми Своими пророки сотворити милость [228], — говорит Захария; и на Ионе [сыне)] Амафиине слово Господне бысть [229]; и слово бывшее ко Исаии [230]; и в иное время [было слово Господне] на ином [пророке]; и глагола Господь к Моисею [231]и к тому–то, и к другому–то, и ко стольким, что их сейчас и перечислить–то трудно. Что же, все это был Дух Святой и не глаголал Он, по написанному, через пророков, но Сам изглаголался ими или к ним изглаголался? Долой такую хулу! Если же и эти [слова], бестелесно сказанные бестелесным Богом, не были Духом Святым, то тем более ни Христовы глаголы, произнесенные телесно. Если же ни эти [слова не были Духом Святым], то ни дыхание, в котором они запечатлеваются и [которым] доводятся [до слушающих]. Если же ни сие [не было Духом Святым], то и не дуновение, бывшее посредством него. Кроме того, и не то, на что оно намекает. Хотя это и совершенно невозможно, однако допустим, что дуно{стр. 91}вение было [совершено посредством] не плоти, а божества Сына; более того, положим, как говорят латиняне, будто посредством чувственного [дуновения] обозначается мысленное [дуновение] Спасителя. Но Он и вначале дунул в лицо первого создания. Что же Он [тогда] вдунул? — Дыхание жизни [232]. — Что же такое это дыхание жизни? — Живая душа. Пусть же тебя научит Павел: бысть первый человек в думу живу [233]. — Что же значит «живая»? — Присноживущая, бессмертная, или — что то же самое — разумная (??????), ибо бессмертная — значит разумная, и не только это, но и божественно облагодатствованная. Ибо такова поистине живая душа. Это [значит] то же самое, что и по образу, а если угодно, то и что по подобию [234]. О, какая потеря! Из чего и во что мы превратились?! 9. Узрели тогда очи ангелов сопряженную с чувством и плотью душу человека, и узрели [в его лице] иного бога, не просто сотворенного на земле по причине божественной благости, одного и того же, являющегося плотью и умом, но по причине преизбытка этой [божественной благости] преображенного по благодати Божией, так что он стал плотью, умом и Духом, а душа его стала в совершенстве обладать божественным образом и подобием, будучи единой в уме и слове и Духе. Но увидело это и завистливое око, и не вынес [этого] началозлобный змий. Я думаю, что он обнаружил такое упорство, что уготовал под языком самый действенный яд [235] и как бы приготовил и коварно примешал к сладкой речи [вливаемую] через слух отраву, пришел, очаровал, укусил, — увы моей удобопреклонности и его злобе, — влил яд в душу и умертвил живущее ради нее [236], то есть {стр. 92} тело, а живущую саму по себе душу — помрачил; ибо отнялась божественная доброта и мы лишились божественного образа, отбросили [от себя] свет, разрушили [в себе] подобие самому Высочайшему Свету, облеклись во мрак словно в ризу, о горе!, и словно в двойной плащ завернулись в тьму. Но пожалел [Свое] дарование, — дабы мне не удлинять свое слово, — Тот, Коего природой является благость и [проистекающая] от нее милость, и ради меня, падшего, сошел и бысть, — как говорит апостол, — в Дух животворящь [237], чтобы, оживотворив, обновить [Свой] почерневший образ. Итак, совершая теперь это и показывая, что Он есть Тот, Кто в начале сотворил [человека] посредством дуновения, Он дует на учеников и Своим словом являет [им] дар, не говоря, что–де снова влагаю душу, но Дух, и снова соделываю душу — через преподание [ей] дарований — божественным Духом. Скажи нам, Павел, взяв слово, — как [Он это сделал]? — ибо я знаю тебя как воистину уста Христовы. Как сказал бы Он, — говорит [Павел], — [Я сделал это] соединив сию [душу] с Моим Духом, так чтобы Мои [ученики] как бы дышали вместе со Мной и по благодати имели бы от тесного со Мною соприкосновения естественно присущую Святому Духу власть связывать и разрешать. Мы бо, — глаголет, — ум Христов имамы [238], и прилепляяйся Господеви един Дух есть [239]. 10. Но видишь, как относительно этого дуновения намекается, что [в нем] присутствует Дух и совершает обновление человеческой души к лучшему, каковое [обновление] мы полагаем совершающимся от Отца через Сына во Святом Духе, и что этим [дуновением] подается Дух и [именно] Дух Святой, но [подается] по дару и силе и по {стр. 93} благодати и действию (энергии), — которое состоит в том, чтобы разрешать и связывать грехи людей, — а не сама [подается] ипостась Всесвятого Духа? Ибо она не может быть воспринята никем. А дарования Духа, отнюдь не отделяемые от Него природные силы и энергии, приемлются достойными того, чтобы через них действовал Дух, о которых, — поскольку они соединились с Ним и помазались Его энергией (ибо один лишь единственный Христос помазался всецелым Помазывающим согласно сказавшему, что [Он есть] Христос по причине божества, освящающего [Его человечество] не энергией, подобно другим помазанникам, а присутствием всего Помазывающего [240]), — говорится, что они прияли Духа Святого являющим Себя через них, и что Он подается им через Сына или даже, если угодно, и от Сына. Ведь это [говорится о них] по причине того, что [они удостоились] соединиться [с Ним] посредством [исходящей] от Него божественной энергии и послужить орудиями Духа [241]. И это показал Сын, дунув и сказав ученикам: приимите Дух Свят, как научил нас и божественный Дамаскин. Ибо сказав: «не говорим, что Дух — от Сына; Духом же Сына [Его] именуем и исповедуем, что Он через Сына явился и подается нам», он сразу прибавил: «дуну бо и глагола ученикам: приимите Дух Свят» [242]. Итак, не ясно ли, что дамасский Отец понимал и показал на примере этого дуновения, что Дух Святой не бытие получает и от Сына, но лишь является и подается через Него? {стр. 94} 11. Латиняне же безумно помышляют и учат противно оному [учителю], ибо не видят, что эти дарования и энергии, по которым через Сына подается Дух Святой, даются не только Сыном, но и Самим Всевышним Отцом. Всяк бо дар совершен, — говорит [апостол], — свыше есть от Отца светов [243]. А что есть совершеннее власти отпускать или удерживать грехи? И [эта власть происходит] не только от Отца и Сына, но и от Самого и через Самого Святого Духа, ибо Бог сказал через Иоиля: излию от Духа Моего на всяку плоть [244]; к каковому излиянию всяко относится и данный Христом ученикам в дуновении Дух. И овому убо, — говорит [апостол], — Духом дается слово премудрости, овому же слово видения [245], и все прочее, что перечислено избранным сосудом [божественных] дарований — Павлом, сподобленным от Духа чрезвычайных откровений, и потому говорящим: нам же откры Бог Духом Своим [246] не только не познанное знаменитыми за свою добродетель и благочестие отцами, но превосходящее даже и самое ангельское ведение. И мы знаем это, — говорит богословнейший из апостолов Иоанн, — от Духа, Егоже прияхом от Него [247]. И вообще, всякое подаяние благ по отношению к твари источается от Него, и «вовсе не существует дарования, — говорит великий Василий, — которое бы достигало твари без [содействия] Святого Духа» [248]. Он же, перечислив и все дары и харизмы и действия Духа, затем говорит: «всем этим присно обладает Дух Святой, но Источающееся от Бога [249] является воипостасным, а из Него источаемое {стр. 95} суть Его энергии» [250]. Стало быть, и от Себя Самого исходит Дух Святой, раз от Него и через Него [совершается] всякое подаяние благ, в числе коих всяко находится и власть вязать и решить, которую Господь подал ученикам через дуновение? Прочь такую несуразность! Но подавать [блага] является общим [свойством] для трех Ипостасей, как свидетельствует и апостол, говоря, что разделения же дарований суть, а Тойжде Дух; и разделения служений суть, а Тойжде Господь; и разделения действ (энергий) суть, а Тойжде Бог [251]. 12. Ибо общими являются для единой Святой и поклоняемой Троицы божественные энергии и силы, посредством которых Бог вселяется и ходит [252] согласно обетованию [253] в достойных, действуя и познаваясь через них. Каковых божественных энергий источником называется в богословии не только Отец и Сын, но и Святой Дух, как говорит и великий Василий, который пишет в своих антирретических главах: «Каковы же суть энергии Духа? Неизреченны по величию, неисчислимы по множеству» [254]. И еще: «У Святого Духа все совершенное: любы, радость, мир, долготерпение, благость [255], премудрость, разум, совет, безопасность, благочестие, ведение, святыня, искупление, вера, действия сил, дарования исцелений и все тому подобное. Он ничего не имеет в Себе приобретенного, но все имеет присно, как Дух Божий, как от Него явившийся, Его Себе имеющий Причиной как Свой Источник, из Которого Он источается. Но и Сам Он — источник перечисленных выше благ. Но Источающееся от Бога является воипостасным, а из {стр. 96} Него источаемое суть Его энергии» [256]. Таковы суть характерные величия божественной природы. Итак, желая показать Себя единосущным по божеству Отцу и Духу, Господь наш Иисус Христос подает ученикам по благодати ту же природную энергию божества, как и Отец прежде подавал отдельные из этих энергий пророкам. И Дух Святой, сошедший по восхождении Спасителя, также подал ученикам таковые энергии, показывая и Себя посредством их единосущным Отцу и Сыну. Ибо суть многие и общие для единой Святой и поклоняемой Троицы божественные дарования, [ниспосылаемые] от Нее к нам, и [общим является] подаяние их, а исхождение Святого Духа одно и есть собственное Отцу и предвечное. 13. Но чтобы запечатлеть свой ответ, и да всякия противящиеся уста заградятся [257], представлю, по примеру бывших прежде нас, свидетелем истины настоящего слова само Слово Истины, показав Его говорящим согласно с нами. Ибо Он, ниоткуда не отлучаясь, восходя от земли к небесному Отцу, пребывшим с Ним до конца повеле от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене [258]. Но что это за обетование? Что имате, — говорит Он, — креститися Духом Святым не по мнозех сих днех [259]. Следовательно, до вознесения Спасителя они не улучили обетования, и значит не через дуновение был подан им Святой Дух, ибо в этом [заключалось] обетование. Когда же ученики слышали Спасителя обетовавшим это? Когда Он собирался добровольно умереть за нас, — о, какое величие Его к нам расположения! — то не только предал Себя за нас на заклание, но и [Своим] завещанием назначил нас наслед{стр. 97}никами Своего достояния, открыв нам сокровища и передав и само сращенное [с Собою] и превосходящее всякую тварь богатство Духа, Аз бо, — глаголя, — умолю Отца и инаго Утешителя даст вам, да будет с вами в век [260]. И затем немного спустя: Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему [261]. Затем снова после сладких оных наставлений, после пленяющих душу слов, после побуждений к хранению [даруемого] богатства, Он говорит: егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне [262]. Видел ты запоры истинного сокровища отчасти открытыми? Лучше же скажу более богословски: видишь ли отчасти воссиявающее нам просвещение? 14. Но [возвращаясь к тому] о чем у нас сейчас речь, рассмотрим обетование, где [было сказано]: не по мнозех сих днех? Немного прежде того Он сказал и следующее из великих [Своих] слов, утешая своих присных: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам [263]. Как же дерзнет кто–либо сказать, будто через дуновение [Утешитель уже] пришел к ученикам Господним прежде, нежели Он вознесся? «Но пусть будет [так], — говорит [некто], — ведь не был дан прежде вознесения Господня другой утешитель». Может, скажешь еще и что [Дух] не был послан Им по [Его] восхождении на небеса, как и Сам Он ясно обещал ученикам, говоря: Егоже Аз послю вам, и аще ли же Аз иду, послю Его к вам [264]? «Здорово ты привел это после того», — возможно, ответит кто–либо сказавшему [это], ибо он спустился [в своих {стр. 98} доводах] уровнем ниже, по сравнению с кажущимися вам поддерживающими [вашу точку зрения изречениями] из Писания. Ведь хотя и это — слово Слова Истины, но «дуть» и «посылать» не одинаковым образом показывает то, что «от Него Самого» (?????'???????????????); ибо дунувший по всей необходимости из Себя дунул Духом–от–Себя (?????'??????????????), или, — сказать то же самое, — исходящим от Него Самого дыханием. Но не всякий посылающий посылает [непременно что–либо] сущее у него или от него исходящее (?????'??????????????????????????), но и поступившее к нему от [кого–либо] другого. Поэтому и Господь, прилагая старание, чтобы никто не склонился считать, будто Святой Дух исходит и от Него, дуновение, которое скорее побуждало думать так, подал тогда, когда объявил и сообщил о пришествии Святого Духа, сказав «послю» и приложив «от Отца». Ибо хотя и говорит «послю», но не от Себя, а приняв от Отца, от Которого Он исходит; ибо один лишь Отец посылает [Духа] от Себя, как имеющий Его от Себя исходящим и присно имеющий Его исходящим, а не тогда только имеющим исходить, когда и Сам Я «послю», и не от Меня [имеет Его Отец] непротяженно [то есть, не во времени] посылаемым, подобно тому, как [Он является непротяженно] от Него исходящим, ибо, сказав «послю», Я не прибавил «от Отца исходящего», дабы не прилагалось к Отцу понятие «некогда». И, намереваясь прибавить «иже от Отца исходит», Я, предварив [эти слова], сказал не «Егоже Аз посылаю», а «Егоже Аз послю», дабы не подразумевалось и обо Мне [что я посылаю Его] «присно». Date: 2015-09-05; view: 269; Нарушение авторских прав |