Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава тринадцатая. В кабинете у него большая икона в дорогой ризе, на особом возвышении, и
В кабинете у него большая икона в дорогой ризе, на особом возвышении, и трисоставная лампада в три огня горит. Сакен прежде всего подошёл к иконе, перекрестился и поклонился в землю, а потом обернулся ко мне и говорит: - Ваш полковой командир за вас заступается. Он вас даже хвалит - говорит, что вы были хороший офицер, но я не могу, чтобы вас оставить на службе! Я отвечаю, что я об этом и не прошу. - Не просите! Почему же не просите? - Я знаю, что это нельзя, и не прошу о невозможном. - Вы горды! - Никак нет. - Почему же вы так говорите - "о невозможном?" Французский дух! гордость! У бога всё возможно! Гордость! - Во мне нет гордости. - Вздор!.. Я вижу. Всё французская болезнь!.. своеволие!.. Хотите всё по-своему сделать!.. Но вас я действительно оставить не могу. Надо мною тоже выше начальство есть... Эта ваша вольнодумная выходка может дойти до государя... Что это вам пришла за фантазия!.. - Казак, - говорю, - по дурному примеру напился пьян до безумия и ударил меня без всякого сознания. - А вы ему это простили? - Да, я не мог не простить!.. - На каком же основании? - Так, по влиянию сердца. - Гм!.. сердце!.. На службе прежде всего долг службы, а не сердце... Вы по крайней мере раскаиваетесь? - Я не мог иначе. - Значит, даже и не каетесь? - Нет. - И не жалеете? - О нём я жалею, а о себе нет. - И ещё бы во второй раз, пожалуй, простили? - Во второй раз, я думаю, даже легче будет. - Вон как!.. вон как у нас!.. солдат его по одной щеке ударил, а он ещё другую готов подставить. Я подумал: "Цыц! не смей этим шутить!" - и молча посмотрел на него с таковым выражением. Он как бы смутился, но опять по-генеральски напетушился и задает: - А где же у вас гордость? - Я сейчас имел честь вам доложить, что у меня нет гордости. - Вы дворянин? - Я из дворян. - И что же, этой... noblesse oblige... {благородное происхождение обязывает (франц.)} дворянской гордости у вас тоже нет? - Тоже нет. - Дворянин без всякой гордости? Я молчал, а сам думал: "Ну да, ну да: дворянин, и без всякой гордости, - ну что же ты со мной поделаешь?" А он не отстает - говорит: - Что же вы молчите? Я вас спрашиваю об этой - о благородной гордости? Я опять промолчал, но он ещё повторяет: - Я вас спрашиваю о благородной гордости, которая возвышает человека. Сирах велел "пещись об имени своем"... Тогда я, чувствуя себя уже как бы отставным и потому человеком свободным, ответил, что я ни про какую благородную гордость ничего в Евангелии не встречал, а читал про одну только гордость сатаны, которая противна богу. Сакен вдруг отступил и говорит: - Перекреститесь!.. Слышите: я вам приказываю, сейчас перекреститесь! Я перекрестился. - Ещё раз! Я опять перекрестился. - И ещё... до трех раз! Я и в третий раз перекрестился. Тогда он подошёл ко мне и сам меня перекрестил и прошептал: - Не надо про сатану! Вы ведь православный? - Православный. - За вас восприемники у купели отреклись от сатаны... и от гордыни и от всех дел его и на него плюнули. О бунтовщик и отец лжи. Плюньте сейчас. Я плюнул. - И ещё! Я ещё плюнул. - Хорошенько!.. До трёх раз на него плюньте! Я плюнул, и Сакен сам плюнул и ногою растер. Всего сатану мы оплевали. - Вот так!.. А теперь... скажите, того... Что же вы будете с собой делать в отставке? - Не знаю ещё. - У вас есть состояние? - Нет. - Нехорошо! Родственники со связями есть? - Тоже нет. - Скверно! На кого же вы надеетесь? - Не на князей и не на сынов человеческих: воробей не пропадает у бога, и я не пропаду. - Ого-го, как вы, однако, начитаны!.. Хотите в монахи? - Никак нет - не хочу. - Отчего? Я могу написать Иннокентию. - Я не чувствую призвания в монахи. - Чего же вы хотите? - Я хочу только того, чтобы вы не думали, что я умолчал о полученном мною ударе из-за того, чтобы остаться на службе: я это сделал просто... - Спасти свою душу! Понимаю вас, понимаю! я вам потому и говорю: идите в монахи. - Нет, я в монахи не могу, и спасать свою душу не думал, а просто я пожалел другого человека, чтобы его не били насмерть палками. - Наказание бывает человеку в пользу. "Любяй наказует". Вы не дочитали... А впрочем, мне вас всё-таки жалко. Вы пострадали!.. Хотите в комиссариатскую комиссию? - Нет, благодарю покорно. - Это отчего? - Я не знаю, право, как вам об этом правдивее доложить... я туда неспособен. - Ну, в провианты? - Тоже не гожусь. - Ну, в цейхвартеры! - там, случается, бывают люди и честные. Так он меня этим своим разговором отяготил, что я просто будто замагнитизировался и спать хочу до самой невозможности. А Сакен стоит передо мною - и мерно, в такт головою покачивает и, загиная одною рукою пальцы другой руки, вычисляет: - В Писании начитан; благородной гордости не имеет; по лицу бит; в комиссариат не хочет; в провиантские не хочет и в монахи не хочет! Но я, кажется, понял вас, почему вы не хотите в монахи: вы влюблены? А мне только спать хочется. - Никак нет, - говорю, - я ни в кого не влюблен. - Жениться не намерены? - Нет. - Отчего? - У меня слабый характер. - Это видно! Это сразу видно! Но что же вы застенчивы, - вы боитесь женщин... да? - Некоторых боюсь. - И хорошо делаете! Женщины суетны и... есть очень злые, но ведь не все женщины злы и не все обманывают. - Я сам боюсь быть обманщиком. - То есть... Как?.. Для чего? - Я не надеюсь сделать женщину счастливой. - Почему? Боитесь несходства характеров? - Да, - говорю, - женщина может не одобрять то, что я считаю за хорошее, и наоборот. - А вы ей докажите. - Доказать всё можно, но от этого выходят только споры и человек делается хуже, а не лучше. - А вы и споров не любите? - Терпеть не могу. - Так ступайте же, мой милый, в монахи! Что же вам такое?! Ведь вам в монахах отлично будет с вашим настроением. - Не думаю. - Почему? Почему не думаете-то? Почему? - Призвания нет. - А вот вы и ошибаетесь - прощать обиды, безбрачная жизнь... это и есть монастырское призвание. А дальше что же ещё остается трудное? - мяса не есть. Этого, что ли, вы боитесь? Но ведь это не так строго... - Я мяса совсем никогда не ем. - А зато у них прекрасные рыбы. - Я и рыбы не ем. - Как, и рыб не едите? Отчего? - Мне неприятно. - Отчего же это может быть неприятно - рыб есть? - Должно быть, врожденное - моя мать не ела тел убитых животных и рыб тоже не ела. - Как странно! Значит, вы так и едите одно грибное да зелень? - Да, и молоко и яйца. Мало ли ещё что можно есть! - Ну так вы и сами себя не знаете: вы природный монах, вам даже схиму дадут. Очень рад! очень рад! Я вам сейчас дам письмо к Иннокентию! - Да я, ваше сиятельство, не пойду в монахи! - Нет, пойдете, - таких, которые и рыб не едят, очень мало! вы схимник! Я сейчас напишу. - Не извольте писать: я в монастырь жить не пойду. - Я желаю есть свой трудовой хлеб в поте своего лица.
Date: 2015-09-05; view: 294; Нарушение авторских прав |