Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Рефлексия





- Получился ли наш урок интересным и познавательным? (Ответы детей).

- Какие открытия вы для себя сделали? (Ответы детей).

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни? (Ответы детей).

- С каким настроением вы будете уходить с урока? Покажите это с помощью сигнальных карточек.

- Что из объяснений показалось вам непонятным? (Ответы детей).

- Мы продолжим говорить о зиме на следующем уроке окружающего мира и постараемся найти ответы на ваши вопросы.

VI. Итог урока

- Ни одно время года не может быть так волшебно, как зима. Всё живое прячется от морозов, спят растения под снежными покрывалами. А чародейка-зима проверяет свои владения, добавляет снега, льда, инея, рисует чудные картины.

- Постарайтесь понаблюдать за особенностями зимы и подготовить рассказ о своих наблюдениях к следующему уроку.

 

Урок по теме "Зима в природе". Планета знаний, 1 класс.

     
 
  Размещено: Надежда Николаевна Шпилькова - пт, 18/01/2013 - 12:52
  Урок по окружающему миру по теме "Зима. Жизнь животных зимой". 1-й класс
  • Березникова Евгения Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Коррекционная педагогика Дидактическая цель:создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, научно-познавательного материала, творческих заданий, самостоятельного сжатия информации и выборочного чтения. Задачи:
  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;
  • показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы;
  • развивать творческие способности учащихся, устную речь.
  • воспитывать любовь к родной природе
Тип урока: комбинированный Основные дидактические методы:
  • проблемно-диалогические методы обучения;
  • частично-поисковый метод;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
  • слайды презентации, рисунок зимнего леса
  • учебник-тетрадь, карточки с изображением животных и птиц;
  • фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой
  • карточки настроения для учащихся
Оборудование:
  • Компьютер, проектор.
План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия
Ход урока I. Организационный момент. (Вход под музыку) - Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихонечко сели. II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из времен года, - А, о каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, разгадав загадку? - Для этого послушайте внимательно. Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня... 1слайд(ЗИМА) Презентация. - А, тема нашего урока "Зима - и жизнь животных"? 2слайд Сегодня мы с вами продолжим знакомство с признаками зимы, что происходит в жизни животных, что изменилось в погоде? 3 слайд - Что бывает только зимой? - А чего зимой не бывает? III Работа над новым материалом. Определение признаков зимы, зимней погоды. - Многое о зиме вам уже известно из своих собственных наблюдений. Поэтому мы сейчас определим приметы зимы. Вы подготовили дома рисунки “Что бывает только зимой...” Дети выходят и защищают свои рисунки. МОЛОДЦЫ! Ребята, а знаете ли вы, название зимних месяцев? Сейчас я предлагаю вам послушать песню и назвать, какие месяцы считаются зимними? - Какие месяцы считаются зимними? (ответы детей) 4слайд 2. Чтение стихотворения. - Какие изменения происходят в погоде и в природе? - Вы сможете вспомнить, прослушав стихотворение про зиму. Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром. Посмотрите на картинки и назовите признаки зимней погоды, которые вы услышали в стихотворении. 5 слайд 3. Вывод о состоянии неживой природы зимой. - Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать? 6 слайд 1. С каждым днём становится всё холоднее. 2. Небо чаще покрыто облаками. 3. Осадки выпадают в виде снега. 4. Дни становятся короче, а ночи длиннее. (Солнце греет слабо, температура воздуха ниже 0, ночи длинные, дни короткие, небо пасмурное, закрыто облаками, осадки в виде снега.) 7 слайд 4. Физминутка. 8 – 16 слайд 5. Жизнь животных. - зима- покой природы. Почему – покой? Да, потому что. Зимняя природа как бы дремлет, но жизнь продолжается. Ведь есть ещё и животные, и птицы. Отгадав загадки, вы узнаете, какие животные водятся у нас зимой. 17 слайд 1. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? 2. Летом серый, а зимой – белый. 3. Рыжая плутовка в деревне всех кур пересчитала. 5. Выполнение задания в тетради “Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы?”, - А, что бы узнать какие звери живут в лесу. Мы отправляемся в зимний лес, кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? - где спрятались звери и птицы? (18слайд) - От кого прячутся звери и птицы?   - Какие трудности они испытывают зимой? Зимой исчезают насекомые, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.) - Какие птицы зимуют с нами? 19слайд - Чем они питаются? (семена, плоды, почки) - Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека? - А как вы думаете, снег нужен только для игры? (Ответы детей). * СЛАЙД № 4 - Снег, как пуховое одеяло для земли. Он укрывает землю, корни деревьев и все растения, защищает их от вымерзания. - Снег нужен и животным. Он согревает их, помогает спрятаться. Лось — лесной великан, на ночь ложится в снег, оставляя снаружи лишь голову и спину с густой шерстью. * СЛАЙД № 5 - Для зайца в белой шубке снег — защита от врагов и теплый дом. -Но, белеет шерсть на зиму у зайцев-беляков, есть еще зайцы русаки, которые и зимой остаются серыми. Им труднее зимовать. * СЛАЙД № 6 - Ночуют в снегу глухари, рябчики, куропатки. Они роют пещерки глубиной 20-30 см, или ныряют в снег на лету, либо с дерева. * СЛАЙД № 7 - Мыши тоже рады снегу. Он спрятал их норки. Им тепло. Изредка мыши выбираются наружу. - Давайте рассмотрим страницу 88 учебника и найдём, где прячутся звери и птицы на рисунке. * СЛАЙД № 8 - Узнали ли вы этих пернатых? (Ответы детей). - Это зимующие птицы. - Подпишите названия птиц под картинками. - Как вы думаете, почему многие звери и птицы из лесной чащи зимой стараются приблизиться к жилью человека? (Ответы детей). * СЛАЙД № 9 - Страшней голода для птиц ничего нет. Сытой птице мороз не страшен. - Кто из вас уже начал подкармливать птиц? - Тогда давайте поиграем в игру «Да – нет» - Я называю продукты. Если они подходят, чтобы положить в кормушку, вы говорите «да», не подходят – «нет». - Семечки подсолнуха и тыквы. (Да). - Ягоды рябины. (Да). - Шоколадные конфеты. (Нет). - Белый или чёрный хлеб. (Да). - Пшённая или гречневая каша. (Да). - Солёное сало. (Нет). - Дольки яблока. (Да). - Рыба. (Да). - Молодцы! - Рассмотрите, что делают ребята на картинке в учебнике. (Страница 86). - Как вы думаете, чем они угощают птиц? - Давайте немного отдохнем. (Ответы детей). - Что вы можете сказать об этих ребятах? (Ответы детей). ФИЗМИНУТКА - По тропинке в лес пойдем, в лес пойдём, Все овраги обойдём, обойдём, Перепрыгнем ручеёк, ручеёк, Заберёмся на пенёк, на пенёк. Посмотрели мы направо, Посмотрели мы налево … Ах, как красиво! IV. Повторение и закрепление изученного - В волшебном конверте притаилась еще одна снежинка с загадкой: Снег идёт, снег идёт, У ёлочки собрался весёлый народ, Все поют и пляшут, водят хоровод, Дружно отмечают праздник … (Новый год).   - У нас тоже есть елочка. Но она пока совсем не нарядная. * СЛАЙД № 10 - Если вы были внимательны на уроке, если наблюдательны, много читаете и любите узнавать новое, вы сможете ответить на все вопросы и нарядить елочку. Готовы? 1) С севера подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Падают – одна красивее другой. А что такое снежинки? 2) Из чего они образуются? 3) Почему в морозную погоду снег хрустит под ногами? 4) Как вы думаете, почему в народе говорят: «Много снега – много хлеба»? 5) Почему говорят: «Зимой природа спит»? 6) Каких зимующих птиц вы знаете? 7) Какая птица выводит птенцов зимой? 8) Какого цвета лёд? 9) Что короче зимой - день или ночь? 10) Продолжите поговорку: «Мороз не велик, а …. (стоять не велит). Почему так говорят? - Молодцы! Красивой и нарядной стала наша ёлочка. Это благодаря вашим знаниям! IV. Итог урока. Рефлексия. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу. Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы. - А как вы думаете, почему говорят, что “Зима – покой природы”, что “зимой природа спит”? - Какое же главное изменение произошло в зимней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных? Похолодание. Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться. - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным?
  • Поднимите руки те, кто работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
- С каким настроением вы заканчиваете урок? - Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Спасибо за урок. 22слайд Поделиться…   Открытый урок по развитию речи "Дикие животные зимой"
  • Логинова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе Цель:
  • систематизировать знания детей о жизни диких животных;
  • уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, группировка слов по вопросу кто?
  • работать над развитием словарного запаса;
  • отрабатывать формы речи: рассказ, диалог;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закреплять навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры за работу на уроке. Ход урока I. Организационный момент. У нас урок развития речи. Весь урок будем стараться говорить чётко, правильно отвечать на вопросы, пользоваться правилом: «Подумай, а потом ответь». За ваши ответы «Красавица зима» приготовила вам сюрпризы. II. Речевая зарядка. (Вместе с учителем дети проговаривают с таблицы отрывок из стихотворения). Белые шапки На белых берёзах, Белый зайчишка На белом снегу, Белый узор На ветвях от мороза, По белому лесу На лыжах бегу. - О каком времени года этот отрывок из стихотворения? III. Повторение пройденного. - Подберите к предмету характерные признаки, подставляя вопрос. Зима (какая?)…(холодная белая, снежная). Снег (какой?)….(рыхлый, липкий, белый). Мороз (какой?)…(жгучий, сильный, трескучий). Ветер (какой?)…(пронизывающий, резкий, сильный). Деревья (какие?)…(голые, сонные). Дни (какие?)…(короткие, холодные, ясные). IV. Постановка темы и цели. 1. Определение темы. Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам нужно отгадать загадки. (Выставляются картинки диких животных). Сам зверёк поменьше кошки, Хвост пушистый и большой. Ну, и быстрые же ножки Скачут по лесу стрелой. (Белка). Угадайте что за шапка. Меха целая охапка, Шапка бегает в бору, У стволов грызёт кору. (Заяц). Весь в колючках, Ворчит, как злючка, Чуть испугается, В клубок свивается. (Ёж). Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк). Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её – (лиса). Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь). (Отгадывая загадку, открываем букву темы урока.) - Прочитаем тему урока. Дикие животные зимой 2. Объяснение целей урока. Цель сегодняшнего урока – систематизировать знания о жизни диких животных зимой, будем выделять слова, обозначающие предметы, которые отвечают на вопрос кто? V. Работа по теме. 1. Работа со словами. - Объясните, почему их так назвали? Медведь - любит мёд. Ведает, знает, где его искать. Волк - от слова «волочить», тащить; часто уволакивает свою добычу. Заяц - значит прыгун. - Объяснение названия других животных поищите самостоятельно в журналах «Юный натуралист», в книгах «Наш родной язык», «Кто такой, что такое?», «Всё обо всём» и др. 2. Игра «Кто пропал?» - Назовите всех животных по порядку, чётко проговаривая слова. КТО ЭТО? (Белка, заяц, ёж, волк, медведь, лиса.) Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, а сама убирает картинку. - Кто убежал? (Волк). - Опишите признаки предмета. Волк (какой?)… - Кто спрятался? (Лиса). Опишите признак предмета. Лиса (какая?)… Кто пропал? (Медведь). - Опишите признак предмета. Медведь (какой?)… 3. Вопросы и задания. - Давайте, ребята, систематизируем свои знания о том, как готовятся и зимуют дикие животные. а) Белка и заяц. - Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха). - В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет.) (У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) б) Волк и лиса. - Готовятся ли эти животные к зиме? Почему? - Чем они питаются зимой? в) Медведь и ёж. - Как готовятся к зиме эти животные? (Усиленно питаются, устраивают место для проведения зимы.) - Как они проводят зиму? Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят? (Показать картинку барсука). - А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Лось). - Почему трудно лосю зимой? Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник) - слово на доске. Человек, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, его называют егерь. Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить. В книге законов нашей страны есть статья, в которой говорится об охране животных. Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую сибирскую зиму. 4. Работа с предложениями: а) Игра «Закончи предложения». - Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать? (Индивидуальная карточка). Неуклюжий, как … Быстроногий, как … Хитрый, как … Голодный, как … Колючий, как … б) Таблица «Кто, где живёт?» (Вместо вопроса поставить картинку или слово). (Кто?) юркнула в дупло. (Кто?) залез в берлогу. (Кто?) спряталась в нору. (Кто?) шмыгнул в логово. (Кто?) забрался под листья. (Кто?) укрылся под кустом. Немного отдохнём. Ребята приготовили нам небольшие сценки из жизни диких животных. (Дети надевают маски зверей и воспроизводят диалоги). 5. Работа с деформированным текстом. Как звери зиму проводят. Холодно зимой в лесу. Метель заметает дорожки. Всю осень звери готовятся к зиме. Они не боятся морозов. Колючий ёж устраивает себе гнёздышко под сухими листьями. Бурый медведь делает берлогу в глубокой яме. Рыжая лиса тоже мастерит постель из листьев и веток. Холодная ночь не страшна зверям. Но не все звери любят спать зимой. Бегает по лесу быстроногий заяц. Серый волк бродит всю ночь, ищет добычу. Лось осторожно пробирается через лесную чащу, чтобы найти себе пищу. У запасливой белочки много еды в дупле, ей не страшен мороз. а) Самое трудное и главное задание вам прислала «Красавица зима» в конвертах. Достаньте карточку. Задание: переставить слова каждой строчки так, чтобы получилось связанное предложение. б) Пересказ составленного рассказа. VI. Домашнее задание. а) Найти объяснения названий остальным диким животным. б) Пересказать близко к тексту рассказ. VII. Итог урока. - О ком мы говорили, вы сумеете рассказать, если правильно на ощупь определите предмет. Дети закрытыми глазами достают из сундучка «Зимушки - красавицы» фигурки диких животных. За правильный ответ предоставляется право открыть изображение снежинки с определённой буквой. Должно открыться слово: молодцы. - Что нового вы узнали на уроке? Конспект урока по теме «Мир животных зимой» Окружающий мир, 1 класс Цели урока:
  1. Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  2. Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру).
Ход урока I.Организационный момент. Организация класса. Психологическая поддержка. Учащиеся садятся в кружок, держась за руки: учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух. Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится! II.Актуализация знаний и постановка проблемы. 1 стадия ВЫЗОВ Задачи: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной работе на уроке Приёмы: - Мозговой штурм - Кластер 1) Доклад дежурных о погоде сегодня. Сегодня, … декабря, … день недели, утром было (облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха…, ветер (безветренно), осадки – есть (нет), в виде дождя (снега). У. Изменилась ли природа по сравнению с предыдущими днями или нет? (Ответы детей.) 2) Деление на группы (Учащиеся выбирают части открыток и собирают их. Каждая открытка – группа)
  1. Мозговой штурм. Проверка усвоенных знаний
Игра “Четвертый лишний”. Декабрь, январь, февраль, сентябрь Шуба, свитер, шапка, валенки. Береза, клен, ель, дуб. Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка. Метель, ливень, вьюга, пурга 4) Обобщение учителя. СЛАЙДЫ № 1-3 Мы повторили сведения о зимних изменениях в природе. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – все движется, все оживлено и тянется к солнечному теплу. Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь». Эта жизнь сна, время необычной белой и тихой природы. 5) Сообщение темы урока Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь О чем пойдет сегодня речь? - Тема нашего урока «Мир животных зимой» 6) Составление кластера (задачи урока) Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни зверей и птиц зимой. Что бы вы хотели узнать о них? Зима Животные Как выглядят? Где зимуют? Чем питаются? Перед нами стоит задача: исследовать мир животных зимой, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных. III.Совместное открытие новых знаний. Работа в центрах 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ Задачи: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями. Приемы: - верные и неверные утверждения; 1. «Центр науки» Расшифруй ребус и узнай, как зимуют животные:
  1. Делают запасы __________________________________
  2. Впадают в спячку ________________________________
  3. Ищут корм в природе _____________________________
2. «Центр чтения»
  1. Выразительно прочитайте и отгадайте загадки. Что вы знаете про этих зверей?
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало — Нет ни дыма, ни пожара. Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. Через поле напрямик Скачет белый воротник. 3. «Центр искусства»
  1. Вспомните, какие шубки имеют эти животные зимой. Раскрасьте зверей цветными карандашами.
4. «Центр драматизации»
  1. Верните на свои места слова, которые разогнала метель:
- Где, зайчишка, ты (живёшь)? - Что ты, беленький, (грызёшь)? - В самой чаще (леса) Место у меня, Там грызу я (ветки) На исходе дня. - А что тебя согревает? - Моя шубка (меховая). Потому-то зимний (день) Не страшит меня (совсем).
  1. Разыграйте сценку по ролям.
5. «Центр математики» 1. Решите примеры и узнайте, как зовут птиц, которых зимой можно встретить в нашем лесу? снег + тир – т + ь = снегирь по + полз + день - д = поползень уговор – уго + она = ворона клён – н + ст = клёст синий – й + ца = синица ворона – на + бей = воробей 40 а = сорока 6. «Центр конструирования» 1. Соберите предложение птицы болеют Зимой и голодные погибают. часто 2. Ответьте на вопрос: «Как человек может помочь птицам?» IY. Физкультминутка Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода (Ходьба на месте) Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злится, (Машут руками) Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает все кругом (Приседают) Белоснежным серебром. (Встают) Y Презентация работ . 1. «Центр науки» 1.Выступление учащихся 2.Слово учителя СЛАЙД № 4 Холодно и голодно зимой в лесу. Но от стужи зверей спасает густой и тёплый мех. Лучше всего лежебоке – медведю. Лежит он в своей берлоге и сосет лапу. Зимует медведь за счет своего жира, поэтому к весне он сильно похудеет. Зимой у медведицы рождаются медвежата, которые весят всего полкилограмма. У лисицы пушистая, теплая шуба. У неё острый нюх, зрение и слух. Она слышит малейший писк мышки под снегом. Это - её основной корм. Чтобы быть сытой, ей надо съесть за день не меньше 20 мышей. Заяц сменил серую шубку на белую. А белая шубка тепленькая, и на снегу не видно, легко спрятаться от лисы. Бегает зайка по лесу, то тут веточку погрызет, то там. А вот белка копает снежную норку до самой земли. Летом она спрятана туда орешки, желуди, ягодки, вот и достает их. Обычно у каждой белки до 30 кладовых. Гнезда она делает из прутиков и мха у стволов дерева или в его дупле. 2. «Центр чтения» 1. Выступление учащихся СЛАЙДЫ № 5-8 2. Игра «Да – нетка» Верите ли вы, что
  1. зимой у медведицы рождаются медвежата?
  2. Белка всю зиму спит в дупле?
  3. Заяц зимой питается теми запасами, которые он приготовил с осени?
  4. Лиса ловит мышей под снегом?
3. «Центр искусства» 1. Выступление учащихся 2. Игра «Волшебный мешочек». Угадай, кто чем питается? (шишка, мышонок, веточка) - А где же корм для медведя? Учитель: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как птиц, зимой подкармливают. Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры долж ны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем. Чтобы помочь рыбам зимой, во льду делают лунки. А чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и присыпают снегом.
  1. «Центр математики»
1. Выступление учащихся СЛАЙДЫ № 9-14 снегирь поползень воронаа клёст синица воробей сорока
  1. «Центр конструирования»
  1. Выступление учащихся СЛАЙД № 15
  1. Слово учителя снегирь
поползень воронаа клёст синица воробей сорока   6. «Центр драматизации» 1. Выступление учащихся 2. Сюрпризный момент. Подарки из-под ёлки YI Подведение итогов урока 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ Задачи: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто:
  1. работал в полную силу;
  2. работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Составление синквейна. Зима Холодная, голодная Морозит, студит, губит! Тяжело зверям и птицам! Поможем!   Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Зима в природе"
  • Сучкова Светлана Васильевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку» Презентация к уроку  
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
Загрузить презентацию (3,46 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока:закрепление и систематизация знаний. Цели:
  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе, с жизнью растительного и животного мира;
  • развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность учащихся;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование:
  • картинки с изображением зверей и птиц,
  • наборы рисунков следов животных,
  • маски скворца и цапли,
  • сигнальные карточки;
  • мультимедийный проектор; компьютер; экран
Содержание и ход урока Слово предоставляется дежурным синоптикам. (Слайд 2)
  • Сегодня __ января ___ года.
  • День стоит... (ясный, пасмурный)
  • Небо... (голубое, серое, чистое)
  • Осадки... (дождь, снег)
  • t° воздуха...
  • Долгота дня...
  • День прибавился на...
1.Актуализация знаний учащихся. Учитель: Какой сейчас месяц по календарю? Дети: Январь. Учитель: Что можно сказать об январе? Дети: Январь – начало года. Учитель: Что такое год? Дети: 12 месяцев. Учитель: На какие четыре части делится год? Дети: Времена года: лето, осень, зима, весна. Учитель: С чем связана смена времён года? (Слайд 3) (Выбрать правильный ответ – сигнальные карточки.) (Слайд 4) 1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе. 2. Наступление времён года зависит от деятельности человека. (Слайд 5) Вывод: Смена времён года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже. 2.Слушание стихотворения (Слайд 6) Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром. Учитель: О каком времени года это стихотворение? Дети: О зиме. Учитель: Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь покрыла снегом дома, деревья, замостила озёра и реки. Всё белым – бело. 3. Объявление темы и целей урока. Учитель: Тема нашего урока «Зима в природе». Сегодня мы будем вести наблюдения за природой. Учитель: Вспомните, какая бывает природа? Дети: Живая и неживая. 4.Повторение 4.1.Признаки зимы в неживой природе. (Слайд 7) Игра «Распредели по группам»
  • Живая природа
  • Неживая природа
(Солнце, растения, грибы, звёзды, воздух, вода, камни, животные, человек) Учитель: -Как вы думаете, когда наступает зима? (Слайд 9) Дети: Зима начинается тогда, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Учитель: Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Давайте вспомним явления природы, которые происходят зимой. (Слайд 10) Задание: «Допиши недостающие слова» С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________. Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________. Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ____________. Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - ____________, на дорогах - __________. На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________. 4.2.Растения зимой. Учитель: Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений? (Слайды 11-13) Сообщения детей:
  1. Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.
  2. Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья (хвоинки) постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет.
  3. Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
  4. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 20°
4.3.Птицы зимой. Учитель: Мы привыкли к частым переменам времён года и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые, птицы. А, впрочем, послушайте сами. (Дети исполняют сценку.) (Слайд 14) Цапля: Здравствуй, Скворушка! Скворец: Что ты такая печальная, цапля? Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик – пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни зимы. Учитель: Ребята, а почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Дети: Скворец и цапля – перелётные птицы. Учитель: Почему птицы улетают от нас на юг? (Слайды 15-17) Вывод: Отсутствие пищи – основная причина отлёта птиц в тёплые страны. Учитель: Все ли птицы улетают от нас в тёплые края? Дети: Многие птицы у нас зимуют. Учитель: Как называются эти птицы? Дети: Зимующие. Учитель: Почему некоторые птицы не улетают от нас? Вывод: К жизни в природе зимой лучше приспособлены всеядные птицы, т.к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую и выживают – они жизнеспособнее. Учитель: А сейчас мы поиграем. Игра «Узнай птицу» (Слайды 18-29)
  • Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. Это единственная птица, которая зимой выводит птенцов. (Клёст)
  • Это кочующие птицы. Они имеют ярко-красную грудь клюв короткий толстый, конической формы, чёрного цвета. Птицы особенно любят рябину. (Снегири)
  • Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползёт. (Поползень)
  • А вот эта птичка поёт, как будто комар пищит. Это самая маленькая птичка в лесу. По хохолку, точно по короне, ей и название дали. (Королёк)
  • Эти птицы имеют пёструю окраску. По дереву они передвигаются по спирали и постукивают, долбя кору. Они уничтожают много насекомых. Их называют санитарами леса. (Дятел)
Учитель: Для птиц зимой страшнее голод, чем холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Учитель: Чем человек может помочь зимующим птицам? Дети: Необходимо подкармливать птиц. 4.4. Звери зимой Учитель: Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь зверей? Учитель: Как изменилась жизнь зверей с приходом зимы? Дети: Меньше стало корма, некоторые животные впадают в спячку; лиса, заяц надевают тёплые шубки Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с жизнью зверей зимой я предлагаю вам посмотреть устный видеофильм. (Слайды 30-34) (Один ребёнок читает загадки, дети отгадывают; подготовленные ученики делают сообщения об этом животном, показывая соответствующую картинку.)
  1. Пышный хвост торчит с верхушки, Что за резвая зверюшка? Щёлкает орехи мелко, Ну, конечно, это … Белка.
В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно.К зиме белка делает съестные припасы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
  1. Не барашек, и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы – другого цвета. Заяц.
Зимой заяц стал белым. Шубка его тёплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызёт тоненькие веточки.
  1. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. Медведь.
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.
  1. В стране лесной живёт портной, Не сшил одёжки ни одной. А в чём секрет? Какой ответ? Иголки есть, а ниток нет. Ёжик.
Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.
  1. За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало – Нет ни дыма, ни пожара. Лиса.
Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит. Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Учитель: Идёт зима. Укоренилось мнение, что зимой ничего интересного увидеть нельзя, так как всё спит. Жизнь замерла полностью. Но это не так. Жизнь зимой не останавливается. Об этом может рассказать белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был. На снегу следы – как книжка Куропатка, горностай, Волк, сохатый, даже мышка, Пляшут все, а ты читай! Игра «Угадай, чей след?» Итог урока -Спит ли природа зимой? Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом.    
 

 

Данные об авторе Автор(ы): Шпилькова Надежда Николаевна. Место работы, должность: МБОУ Гремячевская СОШ, учитель начальных классов. Регион: Нижегородская область Характеристики ресурса Уровни образования: начальное общее образование Класс(ы): 1 класс Предмет(ы): Окружающий мир Целевая аудитория: Учащийся (студент) Тип ресурса: сценарий урока (занятия) Краткое описание ресурса: <p> &nbsp;&nbsp; Данный урок &quot;Зима в природе&quot;&nbsp; является&nbsp; закреплением знаний о зимних явлениях и отличительных признаках зимы. Это комбинированный урок, в котором использованы следующие дидактические методы: проблемный метод обучения; частично &ndash; поисковый; объяснительно &ndash; иллюстративный; принципы самоорганизации познавательной работы&nbsp; учащихся.</p> <p> &nbsp;&nbsp; В начале урока учитель декламирует стихотворение &quot;Не ветер бушует над бором&quot;, которое сопровождается слайдами презентации с изображением Деда Мороза. Это заинтересовывает детей и настраивает их на активную работу. В ходе урока дети отгадывают загадки о зиме и явлениях природы, вспоминают о братьях наших меньших, которые зимуют вместе с нами и нуждаются в помощи, о зверях, которые впадают в спячку и о перелётных птицах. В конце урока проходит тестирование по усвоению знаний по данной теме. Урок сопровождает красочная презентация, наглядный материал, музыка.</p> Урок по окружающему миру на тему: «Зима в природе». 1 класс.   Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Задачи: · закреплять знания о зимних явлениях и отличительных признаках зимы; · научиться устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; · воспитание чувства сопереживания, желания помочь животным в трудную минуту. Тип урока: комбинированный. Основные дидактические методы: *проблемный метод обучения; * частично – поисковый; * объяснительно – иллюстративный; * принципы самоорганизации познавательной работы учащихся. Дидактические средства: презентация, учебник, тетрадь, карточки настроения, презентация, учебник, карточки с предложениями, иллюстрации животных, еловые и сосновые ветки, разные виды корма (сено, сало, семечки, морковь). Оборудование: компьютер, проектор.   Ход урока. 1. Оргмомент. (10 секунд) Мы ребята просто класс, Всё получится у нас. 2. Подготовка к определению темы урока.(1 мин.)   - Подумайте, кто будет сегодня нашим гостем? Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои.   Глядит, хорошо ли метели Лесные тропы замели, И нет ли, где трещины, щели, И нет ли, где голой земли.   Идёт, по деревьям шагает, Трещит по замёрзшей воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.   -Кто же осматривал лесные тропы, реки? (Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина с изображением Мороза Ивановича)Слайд №1   3. Актуализация знаний и постановка проблемы. (2минуты) - Мороз Иванович любит добрых, умных, воспитанных детей. - Он приготовил вам загадки, отгадав которые вы узнаете тему нашего урока.   Щиплет щеки, щиплет нос, 1 группа Но не страшен нам… (мороз)   На коньках я мчусь вперёд, Под ногами крепкий …(лёд) 2 группа   Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, 3 группа Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а …(снежинки)   - С каким временем года связаны отгадки? Так о чем пойдет речь? -О зиме в природе мы будем сегодня с вами говорить. («зима в природе». Тема открывается на доске.) - Всё ли в порядке в записи темы? («Зима в природе»)   4. Минутка календаря.(1минута) - Одинаковы ли зимние деньки? -А какой же сегодня день? Посовещайтесь и покажите. (Работа в группах. На партах, на листе «Календарь погоды», условные обозначения – ясный, пасмурный, переменный, снег, дождь)   5. Закрепление изученного материала.(10 минут) - Я знаю, вы наблюдательные дети, поэтому уверена, что легко ответите на мои вопросы и доставите тем самым радость Морозу Ивановичу. *Сколько зимних месяцев? Назовите 1-ый, 2-ой, 3-ий? *Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? *Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? - Кто это? (Слайд «Барсук») Что он делает зимой? - Кто ещё из зверей спит? -А почему они спят? - А ещё о признаках зимы вы узнаете на странице учебника. Рассмотрите иллюстрацию, а теперь выберите только те карточки с предложениями, где указаны признаки зимы. - Закончив работу, возьмитесь за руки и поднимите кверху. (На столах карточки с предложениями. Работают в парах. Читают по очереди друг другу и отбирают нужные предложения)   Стоит морозный день. Деревья покрыты снегом. Намело пушистые сугробы. Зайцу голодно и холодно. Зацвели первые цветы.   -А сейчас проверьте.(Читают по предложению из каждой группы, на экране высвечены эти предложения). - А каким ещё зверям холодно и голодно, кроме зайца?(Лосю, лисе, волку). Слайд. - Давайте вспомним, что любят эти обитатели леса.(Заяц, лось, белка) На парте: сено, сало, морковь, семечки, орехи. Картинки животных. Дети должны соотнести предметы и картинки. Выходят по одному, от каждой группы. - А кому мы отдадим семечки? Правильно, они так сейчас им необходимы.   6. Физминутка. - Молодцы! А давайте погреемся! Совсем заморозил нас Мороз Иванович. Солнце греет землю слабо. (Руки вверх, вниз) По ночам трещит мороз. (Руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Показывают на нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда (Прыжки на месте.) Вьюга злится, Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает всё кругом Белоснежным серебром (Имитируют движения руками) Я мороза не боюсь (Шагают на месте.) С ним я крепко подружусь (Обнимают себя) Подойдет ко мне мороз (Приседают) Тронет руку. Тронет нос. (Показывают руку, нос) Значит, надо не зевать (Хлопают в ладоши). Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)   -Какие признаки зимы спрятались в нашей физминутке? Молодцы!   -А теперь отправимся в гости к зверям и птицам изображенным на рисунке, с.65 и посмотрим и запомним кто какие следы оставил на снегу. Запомнили, а сейчас переверните страничку, чтобы не подглядывать. _ Чьи следы ведут нас на лесную полянку? Слайд «Следы» - Правильно, белочки и зайца. - Послушайте, какой разговор услышал Мороз Иванович на лесной полянке. Инсценирование встречи лесных жителей. (Мальчик и девочка в костюмах: заяц и белочка) - Ты чего белка из гнезда не выходишь? - Я, заяц, тепло берегу. На воле – то нынче студено я вход в гнездо мхом закрыла, боюсь нос наружу выставить. - А чем же кормишься? -А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы – то и отсижусь.   7. Закрепление изученного материала.(3 минуты) Рассмотрите фотографию зимнего леса. -Что вы видите? (Слайд зимнего леса) - Как выглядят деревья зимой? - Но не все деревья сбрасывают листья? Назовите их. (Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах) - Как отличить сосну от ели?(По шишкам и длине иголок) - Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз. (Слайд зимнего леса)   А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина: Зверюшек и пичужек – Всех спрятала зима.   - Посмотрите на рисунок.(Слайд)Кто из вас быстрее определит, сколько зверей спряталось в зимнем лесу? -Кто ещё есть в лесу? -Правильно, синица.(Слайд) - Кто из птиц ещё зимует с нами? Как их называют?(Слайд) -Вспомните, какие улетели? А как их называют? Почему они улетают?(Слайд)   - Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем! Игра называется «Крестики – нолики». Работаем на листочках.   8. Самостоятельное применение знаний. (5 минут) Игра «Крестики – нолики». (Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный) *Прячутся ли насекомые к зиме?(+) *Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0) *Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)   *Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (0)   *Верно ли. что у клестов зимой появляются птенцы? (+)   *Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)   9. Проверка. - У кого нет ошибок, поднимите руку? А у кого одна или две ошибки? - Я вами довольна.   10. Итог урока.(2 минуты)   - Ребята, а как вы думаете, Мороз Иванович остался доволен? А чем он доволен? Что интересного узнали на уроке? - Что нового вы открыли для себя на уроке? - А теперь посмотрим с каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите свои карточки настроения. (Красная – прекрасное, зеленая - спокойное, черная – грустное). -Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали одноклассников. -Пришло время преподнести вам сюрприз от Мороза Ивановича.  
 

 

Date: 2015-09-05; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию