Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция № 1. Методология как область научного знанияПлан: 1. Общие представления о методологии науки. 2. Классическая и постклассическая парадигма науки. 3. Концептуальный язык психологии и педагогики. 1. Определение методологии. Уровни методологии. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Культивирование методологии (достоинства и недостатки). Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания. Понятие научной парадигмы. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Мультипарадигмальность наук. Множественность способов описания и объяснения. Ясность и методологическая прозрачность исходных принципов и посылок. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности). Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления. 2. Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы. Критические периоды развития мировой и отечественной психологии. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной. Психология описательная и объяснительная. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования). Античный идеал. Сущность. Идеальные объекты. Теоретические процедуры. Естественнонаучный идеал. Ориентация на инженерию и технику. Гуманитарный идеал. Ценностное отношение. Рефлексивность знания. Объект как текст. Психология в поиске новых парадигм. 3. Язык педагогики и психологии. Концептуальный язык психологии и педагогики. Феномен. Свойство. Особенность. Качество. Атрибут. Категория. Система категорий и предмет психологии. Понятие. Определение понятий и понятийный аппарат. Законы и закономерности в психологии. Принципы. Философские и психологические принципы. Происхождение принципов. Принципы и категории психологии. Анализ принципов психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип историзма и общественно-исторической обусловленности, принцип единства сознания и деятельности, принцип иерархичности, принцип саморегуляции и др. Проблема упорядоченности и взаимосвязи принципов психологии.
Литература 1. Веракса, Н.В. Методологические основы психологии / Н.В. Веракса. - М.: AcademiA, 2008. 2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. - М.: AcademiA, 2008. 3. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. - СПб.: Питер, 2007. 4. Юревич, А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник / А.В Юревич // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147 – 151. 5. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В Юревич.- М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. – 312 с. 6. Юревич, А.В. Структура психологических теорий / А.В Юревич // Психологический журнал. 2003. № 1. С. 5 – 13.
|