Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках прародины





 

Поиски этой «страны неизъяснимой благодати» предпринимались еще с древнейших времен. В Китае, например, ее называли Долиной Бессмертных, в которую, как гласят предания, однажды отправился великий китайский философ Лао‑цзы, впоследствии написавший под впечатлением этого паломничества свой знаменитый трактат. Примечательно, что архивы Ватикана содержат значительное число точных докладов католических миссионеров за последние 150 лет, где сообщается о таинственных депутациях, которые посылались китайскими императорами к «мудрецам гор». Эти существа, мол, обитают в горах Наньшань или Куньлунь и обладают, как говорится в описаниях, плотным видимым телом, которое, однако, не имеет ни кожи, ни крови. Известны также и китайские императоры, которые встречались с этими высшими существами и получали от них советы, когда государственные дела требовали важных решений.

Индусы связывают эту страну со священной горой Кайласа, или Меру, причем ее существование не вызывает никаких сомнений у просвещенных браминов, ученых мужей, и точно так же в том, что где‑то в Гималаях обитают великие мудрецы – риши, не сомневается ни один рядовой индус.

А в тибетской традиции даже существует особый вид литературы, посвященный описанию пути в Шамбалу. Трактаты такого рода известны как «лам‑йиг» (lam‑yig) «описание дороги». Один из таких путеводителей обнаружен в начале прошлого века в Танджуре, другой, который датируется XIII веком, – в тибетском фонде библиотеки Гималайского научно‑исследовательского института.

В Средние века в Азии было распространено много легенд о бессмертных человекоподобных существах. Одну из таких легенд приводит в своих записях выдающийся путешественник XIII века Гийом Рубрук, опубликовавший первые верные географические и этнографические выкладки, касающиеся глубинных областей Азии: «Выдают также за истину, что за Катайей (Китаем) есть некая область, имеющая такое свойство: в каком бы возрасте человек ни вошел в нее, он и остается в таком возрасте, в котором вошел». Любопытно, что эта запись относится к пути его следования от Харо‑Хото к Каракоруму, то есть примерно к той же местности, которая известна многим путешественникам под именем «охранных мест в пределах Хангая и Гоби».

Среди первых европейских авторов, соприкоснувшихся с этим священным понятием Азии, Николай Рерих и его сын упоминают двух иезуитских миссионеров, Стефана Каселлу и Джона Кабрала, которые в начале XVII века, разыскивая путь в Катайское царство, снискали дружбу тибетцев, и те поведали им о существовании Ксембалы (Шамбалы), этой «очень знаменитой страны». Она расположена где‑то на севере и граничит с другой, называемой Sog‑po (Татария). Вначале Каселла полагал, что эта таинственная страна и есть Катай, относительно которого среди европейцев в Средние века и позже не было ясности, но который теперь отождествляется с Северным Китаем. Да и столица Катая имела название, довольно близкое к этому священному понятию, – Камбалук, или Шамблей. К тому же в Средние века именем этого крупного торгового и культурного центра назывался весь торговый путь через Среднюю Азию, или «Китайский шелковый путь». Позднее Каселла убедился, что Катай и Шамбала – две различные страны. «Это не Катай, а та территория, которая на европейских картах обозначается как Великая Татария (т. е. Россия)», – пишет он в письме от 1628 года – и решает проникнуть в последнюю. Удалось ли ему это или нет, сведений нет; известно только, что он добрался до Шигадзе в Тибете и прожил там 23 года, до своей смерти в 1650 году. Основываясь на этом письме, некоторые современные ученые выдвинули гипотезу, согласно которой эта «Северная Шамбала» могла находиться в центре южной части бывшего Советского Союза, на территории среднеазиатских республик.

Н. Рерих упоминает об одной нидерландской карте, изданной в XVII веке в Антверпене с разрешения церкви, на которой указано местонахождение Шамбалы. Первым же из европейских ученых, в чьих трудах появляется название этой «сказочной страны», был венгерский путешественник и востоковед, знаток тибетского языка и литературы Чома де Керёш (1784–1842). В 1827–1830 годах он изучал в тибетских монастырях буддийские сочинения, на основании которых пришел к выводу, что в легенде о Шамбале нашел отражение факт существования в первые века нашей эры буддийских центров в Средней Азии, которые затем были уничтожены в ходе арабского завоевания этого региона в VII веке. В небольшой статье, опубликованной им в 1833 году в журнале Азиатского общества Бенгалии Ч. де Кереш указывает относительно точные ее координаты: между 45 и 50 градусами северной широты за рекой Сита, или Яксарт (Сырдарья). Но, как пишет немецкий исследователь Шлагинтвейт в книге «Буддизм Тибета», ссылаясь на эти изыскания Кереша, «что могут дать эти точные сведения затерянному в лабиринте Гималаев искателю, если он не был позван?» Воистину, лучше и не скажешь!

В переводе с санскрита Шамбала (тиб. Sham‑Bha‑La) означает «источник счастья». Согласно одному из описаний, чтобы достичь столицы Шамбалы – Каланы, надо было двигаться от Индии на север. Известные тибетологи считают, что под Шамбалой подразумевается какая‑то реальная страна к северу или северо‑западу от Индии. Среди этих ученых такие авторитетные имена, как Ю. Н. Рерих (Шамбала – это Шаншунг‑ги‑юл, т. е. страна Гуче в Западном Тибете) и А. Стейн (Шамбала – это страна Олмо Лунгринг, что близ горы Кайласа, называемая в Западном Тибете Шаншун). Старший брат Далай‑ламы XIV Д. Норбу также полагает, что Шамбалой в древности была страна Шаншун. Шестой Панчен‑лама говорит: «К северу от Индии лежит легендарная земля Шамбала с драгоценным камнем – городом Калапой – в центре». А итальянский исследователь Тибета профессор Дж. Туччи убежден, что Шамбала расположена близ реки Сита. По версии Дж. Тучи, Сита – это река Тарим на севере пустыни Такла‑Макан в Китайском Туркестане; по версии Б. Кузнецова, Сита – это река Брахмапутра; а по версии американца Эдвина Бернба‑ума, автора книги «Путь к Шамбале», под Ситой может подразумеваться Амударья или Сырдарья.

Согласно поверью, бытующему у хотонов (туркменов‑мусульман), проживающих на северо‑западе Монголии в Кобдском округе, душа покойного отправлялась в радостную область Шамбхалу, лежащую на дальнем западе. Во многих свидетельствах о местоположении Шамбалы подчеркивается географическая близость Тибета, а сама Шамбала указывается как расположенная севернее Индии и западнее Монголии. В буддийских тантрических текстах в перечне соседних с Шамбалой мест часто упоминаются «страна богов» – Уддияна, священные гималайские вершины Шамбу и гора Кайласа, то есть область, совпадающая с территорией современного Тибета или близкая к ней.

В современных публикациях об «оазисе света – Шамбале» для убедительности доводов об исключительных свойствах этого места часто ссылаются на некоторые буддийско‑тибетские тексты, такие как «Канжур и Танжур», «Белая Ведюрья», «Голубые анналы» («Синяя летопись») и «Сфера Шамбалы». Чаще всего ссылки делаются именно на «Синюю летопись» (1478) – наиболее известное сочинение по истории буддизма в Тибете, написанное тибетским историком Гойлоцава Шоннупэлом (1392–1481). «Синяя летопись» считается основным источником сведений для всех позднейших исторических компиляций по истории буддизма в Тибете. В 2001 году издательством «Евразия» был издан полный перевод этой рукописи на русский язык. Из анализа текста очевидно, что Шамбала – это небольшое гималайское княжество на севере Индии, которое в те времена было доступно любому страннику и куда свободно добирались с купеческими караванами буддийские паломники. Единственное, что его отличало от окружающих княжеств, – в его архивах хранились полные комментарии к сутрам «Калачакры‑тантры». Для изучения этих сутр и комментариев к ним монахи проделывали длинный путь через Гималаи в княжество Шамбалу. Из текста явствует, что это княжество – не самый важный духовный центр буддизма в этом крае, на первом месте по значимости стоит «страна богов» – Уддияна, которая находилась в долине реки Сват на западе Тибета» О духовной значимости для буддистов Уддияны свидетельствуют записи в китайских летописях, отмечающие огромное количество буддийских святынь и храмов в этой стране.

Многие исследователи для географического вычисления местоположения Шамбалы обычно используют первую главу «Калачакра‑тантры», где представлены расчеты продолжительности кратчайшего дня зимы в шести регионах Индии. Исходя из этих вычислений, Шамбала может быть идентифицирована с регионом, окружающим гору Кайласа, – гору в Юго‑Западном Тибете, священную как для индусов, так и для буддистов. Это имеет смысл, поскольку, по тибетской этимологии, Шамбала может истолковываться как местопребывание блаженства, синоним, равно приемлемый как для индуистского бога Шивы, так и для образа Будды Херу‑ки. В индуизме гора Кайласа рассматривается как резиденция Шивы, а в буддизме – как главная резиденция Херуки. Некоторые ученые отождествляют три района между Индией и Шамбалой – Бхотию, Ли и Чин – с Тибетом, Хотаном. и Китаем, а затем предполагают, что Шамбала находится где‑то в Восточном Туркестане (современная китайская провинция Синцзян), хотя подобное утверждение выглядит необоснованным. Эти три названия также используются соответственно для районов Терай, долин Катманду и Долпо в Южном, Центральном и Северо‑Западном Непале. Шестой регион, Химаван («страна снегов»), – это общее название Тибета.

Однако гора Кайласа – это не реальная Шамбала, она лишь является зримо‑земным олицетворением Шамбалы. В «Калачакра‑тантре» говорится о четырех святых местах вокруг Ваджрасаны (Бодх‑Гайи), места, где Будда достиг просветления: Пятивершинной горе на востоке, горе Потала на юге, Шамбале на севере и Уддияне на западе. Эти особые места связываются соответственно с Манджушри, Авалокитешва‑рой, правителями Калки и гуру Ринпоче. Их можно отождествить с Утайшанем в Северном Китае, цепью гор Виндхья в Южной Индии, горой Кайласа в Юго‑Западном Тибете и долиной реки Сват в Северном Пакистане.

Если дать себе за труд и проследить по карте маршрут русских паломников, отправлявшихся на поиски Беловодья, то окажется, что он обычно начинался от реки Иртыш в Сибири, после чего путешественники пересекали горы Тянь‑Шань и наконец достигали соленых озер Гоби у подножия тибетского плато. Таким образом, из множества источников вырисовывается вполне конкретная картина: Беловодье, эта русская Шамбала, ограничено Сибирью на Севере, Тибетом и Индией на юге, Китаем на Востоке и Хотаном на Западе, а это значит, что ока расположена где‑то в пустыне Гоби.

А вот указания на местоположение «обители богов» из книги Н. Рериха «Шамбала»: «Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы. Некоторые из предположений относят это место на крайний север, говоря, что северное сияние есть лучи этой невидимой Шамбалы. Отнесение Шамбалы на север легко понятно: в Тибете Шамбала называется Чанг‑Шамбала, то есть Северная Шамбала. Этот эпитет вполне объясним. Манифестация учения произошла в Индии, откуда все по ту сторону Гималаев, очевидно, является северным. На север от Бенареса находится деревня Шамбала, связанная с легендой о Майтрейе. Таким образом, еще раз становится ясным, почему загималайская Шамбала называется Северной Шамбалой. Некоторые указания, затемненные символами, указывали местонахождение Шамбалы на Памире, в Туркестане и в Центральной Гоби… Относительность указаний и многие недоразумения, связанные с установлением географического положения Шамбалы, имеют свои причины. Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных».

«Знаменательно, – пишет в одном из писем Елена Ивановна Рерих, – что в монгольских мифологических легендах святая Шамбала отнесена к Сибири, к северу от «центра Земли», горы Сумбур‑Ула (Меру). И до сих пор многие чуткие монголы и тибетцы относят это священное понятие не только к Сибири, но вообще к России как к краю грядущих свершений, и в этом заключается великий пророческий символ».

 

Date: 2015-09-05; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию