Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декларация митроп. Сергия





20 марта 1927 года, когда судебные репрессии против епископата все возрастали, митроп. Сергий был неожиданно освобожден. Через ме­сяц был освобожден и еп. Павлин (Крошечкин), вместе с которым митроп. Сергий собирал подписи об избрании патриарха. Затем митроп. Сергий по­лучил право жить в Москве, хотя даже до ареста он таким правом не обладал.

18 мая митроп. Сергий собирает несколько епископов, которые обра­зуют из себя Синод “при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя.” С учетом мнения негласного “обер-прокурора,” чекиста Е. Тучкова, в него вошли:

 

1. Серафим (Александров), митроп. Тверской, которого все по­дозревали в связях с ГПУ.

2. Сильвестр (Братановский), архиеп. Вологодский, (бывший об­новленец).

3. Алексий (Симанский), епископ Хутынский (управляющий Нов­городской епархией), (бывший обновленец).

4. Анатолий, епископ Самарский.

5. Павел, архиеп. Вятский и

6. Филипп (Гумилевский), архиеп. Звенигородский, переходив­ший в секту беглопоповцев.

 

Упомянутый в составе членов Синода митроп. Арсений Новгородский находился в ссылке в Ташкенте и участвовать в работе Синода не мог.

Вскоре этот Синод получил название Временного Патриаршего (!) Священного Синода.

...Получив в НКВД справку о регистрации (о “неусмотрении препят­ствий к деятельности”), митроп. Сергий начинает целенаправленное из­менение состава иерархии Русской Церкви. Ссыльные епископы увольня­ются на покой, возвратившиеся из ссылки и “неблагонадежные” еписко­пы переводятся на дальние окраины, начинаются хиротонии и назначения бывших обновленцев и лиц, близких к митроп. Сергию.

16/29 июля 1927 года митроп. Сергий от лица всей Российской Цер­кви издает свою печально известную Декларацию, удовлетворяющую со­ветскую власть. Православных больно задели слова, свидетельствовав­шие о переходе с позиции аполитичности на позицию внутренней солидар­ности с советской властью.

Церковные деятели, согласно Декларации, — “с нашим народом и нашим правительством,” не на словах, а на деле являются они верными гражданами советского союза, Советский Союз признавался граждан­ской родиной каждого верующего, радости и успехи которой — его радости и успехи, а неудачи — его неудачи. В Декларации предлагалось выра­зить “всенародную благодарность Советскому правительству за внима­ние к духовным нуждам православного населения.” Декларация митроп. Сергия разделила русский епископат и верующих на три неравные части: принявших ее, смущенных ею и не принявших ее.

Позицию митроп. Сергия полностью разделяли архиеп. Курский Ювеналий, епископ Полонский Максим, архиеп. Евгений, епископ Авраамий и некоторые другие.

К смущенным Декларацией можно отнести собор единодушных узни­ков соловецких.

Духовными руководителями не принявших Декларацию стали: епи­скоп Глуховский Дамаскин, епископ Глазовский Виктор, архиеп. Черниговский Пахомий, митроп. Кирилл, митроп. Иосиф, архиеп. Серафим, и другие. Все они отправили митроп. Сергию сильные аргументированные письма с критикой основных положений его Декларации.

Начались отходы и отложения от митроп. Сергия различных иерар­хов с их паствами. Первыми отошли петроградцы. Их делегация, посетив­шая митроп. Сергия, обратила его внимание на его подозрительное окру­жение: “Кем окружили вы себя Владыка. Ведь одно имя епископа Алек­сия Симанского может дискредитировать весь Синод?”

Первую попытку разорвать порочный круг предпринимает Ленин­градский митроп. Иосиф, которого митроп. Сергий со своим Синодом Ука­зом от 13 сентября 1927 года переводит на Одесскую кафедру на том ос­новании, что гражданские власти запретили ему въезд в Ленинград. Нео­жиданно, вместо традиционной бессловесной покорности, с которой рус­ские архиереи принимали исходящие “сверху” распоряжения, митроп. Иосиф отвечает полным и категорическим отказом подчиниться приказу о своем перемещении, как незаконному и неприемлемому.

По докладу Петергофского епископа Николая (Ярушевича) о волне­ниях в Ленинградской епархии в связи с делом митроп. Иосифа, митроп. Сергий с Синодом принимают постановление, в котором, ссылаясь на ка­ноны, не относящиеся, впрочем, к сути данного конкретного дела, “цер­ковную пользу,” “церковное послушание и дисциплину,” “искусственно­сти” связи с епархией митроп. Иосифа, советуют “не соблазняться легкой возможностью жить в Ростове,” и требуют не производить “смущение” среди верующих...

Викариям Ленинградской епархии предписывалось прекратить за богослужением возношение имени митроп. Иосифа и подчиниться временно­му управляющему Ленинградской епархии еп. Николаю.

Митроп. Иосиф однако снова не подчиняется, в своем письме к мит­роп. Сергию от 30 октября поясняя, что нестроения в епархии породил тайно оглашенный приказ о его перемещении, что связь его с ленинград­ской паствой не искусственная, но основанная на горячей любви к нему пасомых, что его скудная жизнь в Ростове не может его ничем соблазнить и, наконец, что послушания “церковной власти” он оказывать не желает, поскольку сама церковная власть находится в рабском состоянии...

Митрополиту Киевскому Михаилу, на запрос относительно прибытия его в Одессу, митроп. Иосиф отвечает телеграммой: “Перемещение противоканоническое, недобросовестное, угождающее злой интриге, мною отвергнуто.”

Декларация митроп. Сергия вызвала глубочайшее потрясение всего православного мира. Со всех концов русской земли раздались голоса про­теста духовенства и мирян. На имя митроп. Сергия посыпались масса все­возможных Посланий, в копиях распространяемых по всей стране. Авторы этих Посланий умоляли митроп. Сергия отказаться от избранного им пути.

В числе протестующих были замечательные церковные деятели Рус­ской Церкви: митроп. Агафангел, митроп. Казанский Кирилл, первый кан­дидат на местоблюстительство, намеченный патриархом Тихоном, мит­роп. Иосиф, заместитель местоблюстителя Петра, архиеп. Угличский Се­рафим, бывший временный заместитель местоблюстителя, архиеп. Иларион (Троицкий), знаменитый сподвижник патриарха Тихона, архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский, епископ Глазовский Виктор, епископ Пермский Варлаам, епископ Ростовский Евгений, епи­скоп Глуховский Дамаскин, епископ Прилукский Василий, епископ Воро­нежский Алексий, епископ Никольский Иерофей, викарный епископ Смо­ленской епархии Иларион, епископ Гдовский Димитрий, епископ Нарвский Сергий, епископ Серпуховской Максим, епископ Новомосковский Павел, епископы Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и другие епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях.

Среди протестующих были выдающиеся представителя духовен­ства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: проф. Московской Духовной Академии о. Павел Флоренский, проф. той же Ака­демии о. Феодор Андреев, о. Василий Верюжский, о. Сергий Тихомиров, о. Валентин Свенцицкий, о. Александр Сидоров, о. С. Мечев, о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Алек­сандр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский, игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиерей Антоний Котович, бывший президент Петер­бургского Религиозно-Философского Общества, знаменитый русский фи­лософ проф. С. Аскольдов, философ А. Мейер, проф. Петербургской Духовной Академии А. Бриллиантов, известный издатель религиозно-нравственной литературы проф. М. Новоселов, проф. Московской Кон­серватории философ А. Лосев, профессор-психиатр В. Финне, диакон-до­цент Петербургского Университета В. Финне, профессора Военно-Юриди­ческой Академии С. Абрамович-Барановский и А. Колосов, философ док­тор Μ. Маржецкий, и многие многие другие, их же невозможно перечесть.

После потока таких “посланий”-протестов начались нескончаемые вереницы делегаций с мест лично к митрополиту Сергию. Об одной из та­ких делегаций стоит упомянуть. 27 ноября 1927 года в Москву прибыла представительная группа от Петроградской епархии, возглавляемая епи­скопом Гдовским Димитрием. Делегация привезла письма от епископата (7подписей), петроградского духовенства и мирян, подписанное многими видными научными сотрудниками Академии Наук, Университета, Военно-Медицинской Академии и других научных и учебных заведений.

В декабре 1927 года проф. прот. В. Верюжский изложил в обращении к митроп. Сергию требования, которые он должен был, по мнению ленинградского духовенства, исполнить, чтобы прекратить вызванные его дея­тельностью нестроения в Церкви:

1. Отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви госу­дарству.

2. Отказаться от перемещений и назначений епископов помимо сог­ласия на то паствы и самих перемещаемых и назначаемых епископов.

3. Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении, в смысле совещательно­го органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя.

4. Удалить из состава Синода пререкаемых лиц (т. е. архиеп. Сера­фима Александрова, еп. Алексия Симанского и еп. Филиппа Гумилевского).

5. При организации Епархиальных Управлений должны быть всемер­но охраняемы устои Православной Церкви, каноны, постановления Поме­стного Собора 1917-18 гг. и авторитет епископата.

6. Возвратить на ленинградскую кафедру митроп. Иосифа (Петро­вых).

7. Отменить возношение имени Заместителя (митроп. Сергий распо­рядился возносить свое имя за литургией вслед за именем митроп. Петра ради отличия от григориан, поминавших только митроп. Петра).

8. Отменить распоряжение об устранении из богослужений молений о ссыльных епископах и о возношении молений за гражданскую власть.

Петроградская делегация получила письменный ответ митроп. Сер­гия, в котором он категорически отказывался переменить курс “новой ре­лигиозной политики.”

Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода.

Первыми отложились петроградцы — епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специаль­ное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря от­ложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей.

Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев), епископ Ростовский Евгений (Кобранов).

В разное время прервали общение с митрополитом Сергием:

митроп. Казанский Кирилл,

архиеп. Пахомий,

епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и дру­гие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания.

14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в ча­стности, говорилось:

1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления...

2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть посла­ния...

3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по сле­дующим соображениям:

а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установле­ниям выражена втакой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государ­ства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства своими радостями и успехами, а все неудачи своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Цер­ковь вынуждена бывает подчиниться, но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение рели­гии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

б) в абзаце “4” приносится Правительству “всенародная благодар­ность” за внимание к духовным нуждам Православного населения. Такого рода выражение благодарности в устах Главы Русской Православной Церкви в настоящее время является чем то в роде “Сатирикона,” и пото­му не может быть серьезным и искренним, что не отвечает достоинству Церкви и возбуждает справедливое негодованиее в душе верующих лю­дей. И это понятно, ибо до сих пор отношение Правительства к духовным нуждам Православного населения выражалось лишь во всевозможных стеснениях религиозного духа и его проявлений: в осквернении и разру­шении храмов, в закрытии монастырей, в отобрании святых мощей, их по­ругании и осквернении, в запрещении преподавания Закона Божьего, изъ­ятии из общественных библиотек религиозной литературы, не говоря уже о лишении Церкви прав юридического лица. Как мало Правительство про­явило внимания к религиозным потребностям населения, лучше всего по­казывает оскорбительная для чувства верующих статья официального Правительственного органа “Известия ВЦИК,” предваряющая Послание м. Сергия;

в) Послание, принимая без всяких оговорок официальную версию, всю вину в прискорбных столкновениях между Церковью и Государством возлагает на Церковь, на контрреволюционное настроение ее клира, про­являющееся в словах и делах. Между тем, за последнее время не было слышно ни одного судебного процесса, на котором публично и гласно были бы доказаны политические преступления служителей Церкви. Нес­мотря на это, многочисленные епископы и священники томятся в тюрьмах, ссылках и на принудительных работах. Они попали сюда не в судебном, а в административном порядке, и не за политические выступления, а за свою чисто церковную деятельность, борьбу с обновленчеством, или по причинам часто неизвестным самим пострадавшим. Настоящей же причи­ной борьбы, тягостной как для Церкви, так и для Государства, служит задача искоренения религии, которую ставит себе настоящее Правитель­ство. Именно это принципиальное отрицательное отношение Правитель­ства к религии заставляет Государство с подозрением смотреть на Цер­ковь, независимо от ее политических выступлений, не позволяя Церкви принимать чисто духовных мер против законов, направленных к ее разру­шению...”

В “Пятнадцати пунктах,” содержащих мнения ссыльных епископов, написанных той же осенью 1927 года, отмечалось:

“В 1926 году м. Сергий говорил, что он, как временно заменяющий Местоблюстителя, не считает себя в праве обращаться с Посланием ко всей Русской Церкви. Он может посылать только циркуляры. Почему же теперь не поступлено также?...

Послание м. Сергия и его Синода толкает Церковь на путь союза с Государством, ибо самое Послание есть уже политическое выступление, как и смотрят на него составители и Правительство. Выступление м. Сер­гия весьма похоже на подобные же политические выступления обновлен­цев, отличаясь от них не по существу, а только по форме и объему...

Церковь вообще осуждает всякую жестокость, в том числе и всякие террористические акты и убийства, кем бы они не совершались. По посла­нию же м. Сергия, как будто плохо только тогда, когда нас бьют...

На местах мы неоднократно слыхали: “докажите вашу лояльность на деле,” при чем это “на деле” понималось в доставлении сведений о поли­тической настроенности тех или иных лиц. Теперь, когда Первоиерарх всенародно приглашает всю Православную Церковь “на деле” показать свою лояльность, не будет ли это истолковано как принятие для всех дея­телей Православной Церкви известных обязательств перед ГПУ?...

Законы церковные строго осуждают получение церковных прав и должностей через посредство “мирских начальников.” Ни для кого не секрет, что члены Сергиевского Синода получили это звание через мир­ских начальников...

В первый раз м. Сергий получил первосвятительские права от м. Пет­ра и с Божией помощью тогда мудро действовал во внутрицерковных де­лах (дело Григория, Агафангела), и в переговорах с Правительством со­ставил вполне приемлемую и не унизительную для Церкви Декларацию (1926 года) и наметил способ ознакомления с ней православных (ознако­мление с ней Епископата). Вторично же правительские права он получил не без мирских начальников, ибо свободу он без сомнения получил пото­му, что выпуская его, рассчитывали получить от него больше выгоды для своей антирелигиозной деятельности, чем от всех других заместителей. Не здесь ли причина того, что им в сравнительно короткий срок допущен целый ряд неосмотрительных, неосторожных, неправильных и неканони­ческих действий, справедливо заслуживающих осуждение виднейших ар­хипастырей и преданных Церкви духовных и светских лиц, как будто на вторую первосвятительскую деятельность м. Сергия нет Божьего благос­ловения...

Но, дабы не увеличивать разделений и расколов, поелику м. Сергий не проповедует еще всенародно ереси, осужденной отцами, православ­ные не должны порывать с ним, как с заместителем Первоиерарха, впредь до Собора, или до возвращения м. Петра, которые должны будут предать м. Сергия Церковному Суду... Теперь каноническая ниточка еще связывает м. Сергия с Православной Церковью и нас с м. Сергием.”

“Формула” отхода петроградцев была подписана:

14/27 декабря 1927г. Димитрием, епископом Гдовским и

16/29 декабря 1927 г. Сергием, епископом Нарвским.

В ответ на их послание, оба епископа были запрещены митроп. Сер­гием в служении. Епископ Димитрий, 70-летний старец, был заключен в Ярославскую тюрьму на 10 лет и после отбытия полного срока расстре­лян. Епископ Сергий был арестован, сослан и скончался вссылке.

Прощениям со стороны митроп. Сергия подвергся (после аналогично­го решения Глазовской епархии) и епископ Виктор. Его сослали на 3 года в Соловецкий лагерь, затем — в ссылку, где он и скончался. Такая же судь­ба — у епископа Козловского Алексия: скончался в ссылке.

Подобные вышеприведенному “отложения” направили митроп. Сер­гию: еп. Никольский Иерофей, некоторые другие епископы, прот. Вален­тин Свенцицкий, архим. Иларий, настоятель Тихоновской пустыни, другие видные пастыри.

В конце 1927 года митроп. Сергий издает указ № 549 об обязатель­ном поминовении за богослужением советской власти и об отмене поми­новения епархиальных архиереев, находящихся в ссылке. Накануне 10-й годовщины революции Сергиевский Синод разослал всем епархиальным управлениям специальную молитву за советскую власть.

Наиболее значительным событием было отложение 6 февраля 1928 года митроп. Ярославского Агафангела с группой авторитетных архипа­стырей: Серафимом, архиеп. Угличским (викарий, один из заместителей патриаршего Местоблюстителя), митроп. Иосифом (третий Местоблюсти­тель), архиеп. Варлаамом, бывшим Пермским, временно управлявшим Любимским викариатством, и Евгением, епископом Ростовским.

Несмотря на принятие митроп. Сергием приемлемой со всех сторон для советской власти Декларации и многие другие “лояльные” шаги, репрессии против духовенства не прекратились. В некотором смысле даже усилились. Духовенство по-прежнему арестовывали, как “контрре­волюционеров,” расстреливали, ссылали в лагеря и ссылки. В одном со­ловецком лагере в 1928 году по “церковным” делам сидели около 20 про­центов от общего числа заключенных.

Вскоре после издания Декларации митроп. Сергий обратился к Во­сточным патриархам с посланием. Были получены ответы от Иерусалим­ского патриарха Дамаскина, Антиохийского Григория и Константинополь­ского Василия. Они вдруг “ с радостью ” узнали о примирении митроп. Сер­гия с гражданскими властями и признали его законным возглавителем од­ной из половин Русской Церкви, наряду с обновленцами. Из их приветст­вий видно, что “симфонической болезнью” страдала не только Русская Церковь. И вообще, зная о не церковном поведении Восточных патриархов во время обновленческого бума, придавать их грамотам с признанием митроп. Сергия серьезного значения нельзя.

11 апреля 1928 года митроп. Сергий и его Синод принимают постано­вление: предать суду епископов, запретить в священнослужении и уволить на покой митроп. Иосифа (Петровых), еп. Иерофея (Афоника), еп. Ев­гения (Кобранова), архиеп. Серафима (Самойловича), архиеп. Варлаама (Ряшенцева). О митроп. Агафангеле постановлено, что хотя он своими “раздорническими” действиями заслужил все эти прощения, но, с учетом его “прежних заслуг перед Церковью” и “болезненного состояния,” ему дается месячный срок на покаяние, после чего подлежит запрещению в священнослужении...

15 мая 1929 года раздается, наконец, голос митрополита Кирилла — первого из названных патриархом Тихоном Местоблюстителей, самого ав­торитетного (как показал опрос 1926 г.) иерарха в Русской Церкви.

В своем письме к митроп. Сергию из места ссылки в Туруханском крае митроп. Кирилл подверг критике создание Синода, нарушающее Со­борное постановление о порядке избрания органов Высшего Церковного Управления. Он отказался признавать для себя обязательным к исполне­ние любого распоряжения митроп. Сергия, издаваемого с участием “так называемого Патриаршего Синода.”

Во избежание возможных недоразумений, здесь же укажем, что мит­роп. Кирилл не только не утверждал, но даже не заподазривал якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (“да сохранит всех нас Господь от такого помышления” — слова самого митроп. Кирилла).

В то же время митроп. Сергий и его Синод 6 августа 1929 года прини­мают постановление об отношении к священнодействиям, совершаемым “раскольничьим клиром.” Приравняв всех, несогласных с церковными действиями митроп. Сергия, к обновленцам и григорианам, постановле­ние, в частности, гласит:

I

“Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями быв. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), быв. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), быв. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также не­действительны, и обращающихся из этих расколов, если последние кре­щены в расколе, принимать через таинство Святого Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также завершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы “Отец, Сын и Святой Дух.” Умерших в обновленчестве и вуказанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совер­шать по их и заупокойную литургию.”

Из всех церковных преступлений митроп. Сергия эта хула на благо­дать — несомненно, преступление самое тяжкое. За церковное инакомыс­лие (и не в вопросах веры — а в вопросах церковной политики!) митроп. Сергий лишал человека не жизни и свободы, но гораздо большего — он отлучал его от Самого Источника Вечной Жизни. И хотя “отлучение” это, несомненно, оставалось только на бумаге, это не уменьшает тяжкого гре­ха митроп. Сергия, возомнившего, что Божественная Благодать подчиняется канцелярским указам.

С возмущением и скорбью пишет об этом митроп. Кирилл в своем втором письме к митроп. Сергию от 12 ноября 1928 года. После этого пись­ма митроп. Сергий с Синодом принимает постановление о предании митроп. Кирилла архиерейскому суду и увольнении его от управления епархи­ей. На запрещение в священнослужении митроп. Сергий на этот раз не ос­мелился.

В феврале 1930 года митроп. Сергий дал иностранным корреспон­дентам печально известное интервью, в котором заявил, что сообщения зарубежной печати о преследовании верующих и священнослужителей в России лишены какого-либо основания и представляют собой “клевету, совершенно недостойную серьезных людей.” Выступления в защиту рос­сийских верующих, по его мнению, “должны быть осуждены всеми верую­щими христианами.”

В 1931 году выходит в свет 1-й номер “Журнала Московской Патри­архии” и первая статья в нем излагает аргументы в пользу принятия мит­роп. Сергием высшей церковной власти. Понадобилось два года для того, чтобы православное церковное сознание созрело для полного и исчерпы­вающего ответа на “экклезиологические построения” митроп. Сергия.

В июле 1933 года иерарх, не указавший свое имя (скорее всего, это был митроп. Кирилл, хотя некоторые предполагают, что авторство при­надлежит митроп. Иосифу), написал митроп. Сергию письмо, которым опровергал аргументацию митроп. Сергия относительно “каноничности” его положения. Этот документ, несомненно, дошел до православных ар­хиереев и был положен в основу позиции “непоминающих” (так называли себя те, кто возносил за богослужением только имя митроп. Петра).

Митрополит Сергий, уже не обращая никакого внимания на обличе­ния и церковную деятельность “непоминающих,” продолжал укреплять “Московскую Патриархию,” как центр церковной власти.

27 апреля 1934 года Синод и присоединившиеся к нему архиереи (всего вместе с синодалами 21 человек) присвоили митроп. Сергию титул “Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского,” т. е. фактически возвели его на Патриаршую кафедру.

22 июня 1934 года митроп. Сергий пошел еще на одно церковно-каноническое преступление: исполнил, наконец, требование советской вла­сти, которое она предъявляла еще патриарху Тихону: запретил в священ­нослужении заграничных русских епископов.

27 декабря 1936 года, в связи с последовавшей 29.8/11.9 1936 г. кон­чиною в ссылке Митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был принят “Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коло­менскому Сергию (Страгородскому).”

К началу войны 1941 года в Русской Православной Церкви было только пятеро епископов, включая самого митроп. Сергия. Остальные на­ходились в тюрьмах и лагерях или были расстреляны. И тем не менее, с первого дня войны митроп. Сергий занял недвус­мысленную патриотическую позицию. Через несколько часов после втор­жения германских войск, он выпустил воззвание ко всей Церкви с призы­вом к защите Родины (перепуганный Сталин выступил с обращением к на­роду только на десятый день).

В 1942 году в Москве вышла книга под названием “Правда о религии в России,” изданная Московской Патриархией с предисловием митроп. Сергия, в котором он отрицает всякое гонение на Церковь со стороны со­ветской власти и называет Новомучеников государственными преступни­ками. “За годы после Октябрьской революции, — писал он, — бывали не­однократные процессы церковников.” За что же судили их? Оказывается, за то, что они, “прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисо­ветскую работу.”

4 сентября 1943 года состоялась “историческая” встреча трех иерархов (митроп. Сергия и митропп. Алексия и Николая) со Сталином, ре­зультатом которой, между прочим, стало образование правительствен­ной организации — Совета по делам Русской Церкви, преобразованного затем в Совет по делам религий, которая стала осуществлять контроль над церковной деятельностью.

Несколько дней спустя, 8 сентября 1943 года, “Собор Российских епископов” в количестве 18 человек избрал митроп. Сергия патриархом.

Этот Собор начал великую кампанию прославления безбожного “во­ждя всех времен и народов.” “Глубоко тронутые сочувственным отноше­нием нашего всенародного Вождя, Главы Советского Правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви, приносим Правитель­ству нашу общесоборную искреннюю благодарность...” и т. п. “Мудрый, Богопоставленный Вождь народов нашего великого Сою­за...” — постоянное выражение патриарха Сергия о Сталине.

При патриархе Сергии “взаимоотношения между Русской Право­славной Церковью и Советским Государством находились в полном соот­ветствии с Конституцией Советского Союза и с той лояльной позицией, которую наша Церковь заняла и занимает по отношению к Советской вла­сти. Поэтому нет оснований рассматривать их в неблагоприятном смысле для Церкви, как это делают некоторые недоброжелатели Советского Союза”(?!). 15 мая 1944 года патриарх Сергий, 77 лет, скончался.

 

Date: 2015-09-05; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию