Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние экспрессивной речи





1. Состояние звукопроизношения.

Отмечается, каков характер нарушения произнесения звуков речи: отсутствие, искажения, замены, смешения в различных условиях:

- при изолированном произношении звуков,_______________________________

- в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных)__________

______________________________________________________________________

- в начале, середине и конце слов________________________________________

- во фразах___________________________________________________________

- в тексте____________________________________________________________

2. Характер повторения (называния по картинкам) слов различной звуко-слоговой структуры:

а) сок, слон, текст, море, весло, книга, шлюпка, паровоз;

б) почтальон, снежинки, компьютер, фломастер, программист, превращение; в) землеройка, книгохранилище, оранжерея, экскаваторщик, милиционер, велосипедист.

3. Характеристика активного словаря (определяется объем лексикона, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту ребенка).

3.1. Объем и качество номинативного словаря (проводится в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по следующим лексичес­ким темам: «Времена года», («Месяцы», «Дни недели»), «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессии» «Армия», «Грибы», «Инструменты».) (Задание 1.1- задание 1.18.)

3.2. Умение называть действия по предъявленному предмету.

Инструкция: «Рассмотри картинки и скажи, кто, как передвигается, назови действия людей (Задание 2.).

 

р ыба - велосипедист -

кузнечик - змея -

птица - скалолаз -

бегун -

.

3.3. Умение подбирать определения к слову, обозначающему предмет (Задание 3.).

Инструкция: «Рассмотри картинку, назови изображения, подбери к названию предмета такое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» («Какая?» или «Какое?»)».

море - пирожное -

цветок - лимон -

дом -

3.4. Умение называть слова-синонимы.

сердечный - … примчался - …

грубый - … навредить - …

капризный - … хвалить - …

колючий - … рыбачить - …

3.5. Умение называть слова-антонимы.

длинный - … добрый - …

высокий - … выбегать - …

далеко - … щедрый - …

впереди - … давать - …

3.6. Умение объяснять значение слова:

а) имен существительных (по вопросу «Что такое?»).

пила -_________________________________________________________________

коробка -______________________________________________________________

игла - _________________________________________________________________

труба -_______________________________________________________________

корзина -______________________________________________________________

б) имен прилагательных (по вопросу «Это какой?»)

нарисованный - ________________________________________________________

чайный - ______________________________________________________________

быстрый - ____________________________________________________________

рогатый - _____________________________________________________________

старый - ______________________________________________________________

полезный - ____________________________________________________________

в) глаголов (по вопросу «Что значит?»).

читать - ______________________________________________________________

вскопать - ____________________________________________________________

шутить - _____________________________________________________________

определить - __________________________________________________________

распугать- ____________________________________________________________

оглядеться - ___________________________________________________________

3.7. Умение объяснять переносное значение слов в словосо­четаниях и предложениях:

золотое сердце - _______________________________________________________

тяжелый характер - ___________________________________________________

колю­чий взгляд - _______________________________________________________

добрые дела - __________________________________________________________

На его лице была написана радость. ______________________________________

Девочка не бежала, а летела к дому.______________________________________

4. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

4.1. Умение распределять слова на группы.

По аналогии с напечатанными на карточке словами предлагается распределить в три колонки следующие слова:

а) дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня;

б) танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.

Например:

машина бежит голубой

______________________________________________________________________

4.2. Определение грамматической категории слов в предложе­нии.

Ребенку предлагается прослушать, записать предложения и с помощью грамматических вопросов разобрать их по членам предложения.

В парке гуляли дети. Собака сторожит дом (2-й класс);

На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов (3-й класс).

5. Состояние грамматического строя речи.

5.1. Исследование словоизменения.

5.1.1.Умение употреблять имена существительные в единст­венном и множественном числе (Задание 4.1., задание 4.2.).

шар - … дом - …

яблоко - … дупло - …

стул - … стог - …

крыша - … шишка - …

маска - …

5.1.2.Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов (Задание 5.).

Инструкция: «Назови, где находится мяч по отношению к столу, например, «Мяч на столе»».

На стол., под стол.., за стол.., около стол., перед стол.., в стол., над стол...

5.1.3. Умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе (Задание 6.).

Инструкция: «Рассмотри картинку, назови, что на ней изображено и подбери к названию каждого предмета такое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» («Какая?» или «Какое?»), скажи, какого цвета предметы».

синяя футболка - красный свитер -

синий ремень - красные туфли -

синее ведро - красная ваза -

синие баклажаны - красное платье -

5.1.4. Умение дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени (Задание 7.1, задание 7.2.).

Инструкция: «Назови, что делают персонажи картинок».

девочка катается на коньках -

девочки катаются на коньках -

кошка лакает молоко -

кошки лакают молоко -

5.1.5. Дифференциация глаголов совершенного и несовер­шенного вида (Задание 8.).

Инструкция: «Назови, что изображено на одной, а затем на другой картинке».

девочка одевается –

девочка оделась –

мальчик строит пирамидку –

мальчик построил пирамидку –

девочка собирает цветы –

девочка собрала цветы -

5.1.6. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам (Задание 9.).

Инструкция: «Назови, что изображено на картинках».

девочка упала - ваза разбилась -

мальчик упал - стакан разбился -

яблоко упало - блюдце разбилось -

5.2. Исследование словообразования.

5.2.1. Умение образовывать притяжательные прилагательные (Задание 10.).

Инструкция: «Назови изображения с помощью вопросов: «Чье

это..?», «Чья это..?» или «Чей это..?»»

хвост рыбы - … дупло белки - …

голова лисицы - … гнездо вороны - …

крыло птицы - … яйцо утки - …

лапа медведя - … логово волка - …

5.2.2. Умение образовывать названия детенышей животных (Задание 11.1., задание 11.2.).

верблюд - овца -

заяц - свинья -

утка - корова -

слон - рыба -

5.3. Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова.

5.3.1. Определение рода существительных по конечной части слова.

Инструкция: «Подставь к конечным частям слов местоимения он, она, оно».

...тон...мо...гон...та

...па …но

(Дополнительное задание. Вставь пропущенные буквы в конечные части слов, чтобы получились новые слова (например, батон, письмо, вата, вагон, лапа, окно)).

5.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по ме­тодике Д. Н.Богоявленского).

Инструкция: «Объясни значение малознакомых слов».

А) В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его семья. Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: лар или ларшце. А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?

Б) Кашемир - это материя. Кашемирщик - это кто или что? Что он делает?

В) Лафит - это сладкий квас. А что такое лафитница?

5.4. Умение определять родственные слова и проводить морфологический ана­лиз слов.

5.4.1. Умение подбирать родственные слова.

Инструкция: «Подбери и запиши родственные слова».

лес - домашний -

рыба - грибной -

зима - красить -

морской - морозить -

солить - бегать –

5.4.2. Умение отбирать из группы слов родственные.

Инструкция: «Найди в группе слов родственные и объясни свой выбор».

лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел.

______________________________________________________________________

5.4.3. Определение лишнего слова.

Инструкция: «Прослушай слова и определи, какое слово не относится ко всем остальным и почему».

а) конь, конница, коньки, коневодство;

б) родители, родной, ротик, родственники.

5.4.4. Умение находить в словах общую морфему.

Инструкция: «Прослушай слова, сравни их по значению и звучанию, скажи, чем они похожи. Найди в парах общую часть и объясни ее значение».

пришел — приехал слоненок — тигренок

книжка — книжный глазище — домище

носик — бантик парты — столы

5.4.5. Морфологический анализ слов.

Инструкция: «Разбери слова как части речи, используя «памят­ку» для учащихся 2-х и 3-х классов: книга, прекрасный, перешел, он, темно».

______________________________________________________________________

6. Исследование понимания и воспроизведения текста.

6.1. Пересказ текста (Задание 12.1., задание 12.2.).

Инструкция: «Внимательно прослушай текст, ответь на вопро­сы по содержанию и выполни задания».

а) «Перескажи текст своими словами. Какова основная мысль рассказа?»

б) «Расскажи подробно обо всех событиях».

в) «Подумай и скажи, бывают ли (наблюдал ли ты) такие события в жизни? г) «Понравился ли тебе рассказ? Почему?»

д) «Найди в тексте слова на прой­денные орфограммы. Объясни, какое нужно правило применить для их написания?»

 

2-й класс (по программе 1-3).

Date: 2015-09-05; view: 696; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию