Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не подменяют ли технологии реальных изменений?
Благо Интернета и внутренних сетей в том, что они освобож дают людей от приказов, постоянных проверок и нисходящей иерархии: «Делай и не задавай вопросов». Но они прекрас но сочетаются и со старыми докомандными структурами. Технологии и люди Иногда командам кажется, что все очень просто: нужно выбрать подходящую технологию, научиться ею пользоваться и идти дальше. Они забывают: команда — живое существо, она лучше разрозненных личностей, а различия ее участников углубляют и обогащают то, что она делает. Мы разные не только сами по себе. Мы по-разному воспринимаем технологии и по-разному их используем. Иногда эти различия примирить легко. Представьте себе, что в команде всего двое «технарей* — «Продвинутых пользователей», которые едят, пьют и спят с мыслями о технологиях, а остальные — «Обычные пользователи», которые могут научиться пользоваться технологиями, но не сразу. Если команда состоит из трех «Продвинутых и пяти Обычных пользователей, «Продвинутые учат Обычных работать с программами или устройствами, и все идет чудесно. Обучение способствует формированию команды, укрепляет связи. Но есть и другие типы личности. Да, есть Продвинутые пользователи — те, кто раньше всех адаптируется, кто первым приходит к технологии. Они учатся и начинают учить других. Обычные пользователи — самые прилежные ученики, которые усваивают уроки настолько быстро, насколько могут. Они не хватают звезд с неба, но делают все, что могут, и не жалуются. Остальные члены команды, вероятно, относятся к самым разным типам. Есть люди гуманитарного склада. Они мыслят чувствами и отношениями. Систематическое мышление, необходимое для понимания протокола передачи файла, им недоступно. Есть артистические натуры, которые никогда не сладят с компьютерами. Они живут по своим законам, и им не нравится, что вселенная программного обеспечения хочет вытеснить их собственную вселенную. Они пользуются компьютерами и программами нехотя и без особого энтузиазма. И есть паникеры по натуре. Они все время боятся, что что-то пойдет не так. Поэтому боятся даже подступиться к какой-то сложной системе, например к Интернету или Windows. И у них всегда находятся прекрасные оправдания. Бывают и фанатики. Они так увлекаются частностями технологий, что забывают о целях. Они отказываются читать инструкции или файлы помощи, но с упоением ругают компанию на форумах пользователей. Они делают покупки слишком импульсивно, без всякого изучения рынка я очень поздно вечером. Другие обладают темпераментом боссов, и не важно, управляют ли они компанией из пентхауса или моют полы на кухне. У них нет терпения, чтобы постепенно чему-то учиться. Им нужно выдавать технологии маленькими дозами или убрать их с глаз. Хуже всего учатся новым технологиям боссы корпораций. И есть настоящие технофобы. Они встречаются редко, но все же встречаются и оплакивают существование всего, что сложнее телеги с одной лошадью. Для настоящего технофоба все электронное — это порождение Сатаны и все, что обещают информационные технологии, — наглая ложь. (Они правы, но зачем быть такими безапелляционными?) Есть десятки других типов. Дилетанты, Долдоны, Ленивцы, Жадины, Нытики — все они вам знакомы. Дело в том, что все мы разные, но все мы покупаем одни и те же системы, сделанные из одних и тех же материалов, рассчитанные только на два типа, на Продвинутых и Обычных пользователей. Всем остальным остается только чесать затылок и думать, как их угораздило стать частью прогресса. Таким образом, команде приходится сражаться не только за свободное выражение и принятие идей всех ее членов. Ей нужно преодолевать сопротивление, которое могут вызывать у разных участников команды разные инструменты коммуникации. Приходилось ли вам отправить товарищу но команде срочное электронное сообщение в надежде, что он, как и вы, проверяет свою электронную почту каждый день? Может быть, это сообщение было важным. Можно ли обвинять его в том, что он не любит электронную почту? Или обвинять вас в том, что вы не знаете, насколько часто он проверяет почту? От таких вещей иногда зависят отношения людей — и успех команды. Поэтому вы должны знать, насколько ваши товарищи по команде терпимы к технологиям. И если кто-то не любит электронную почту, лучше позвоните ему. Помните, что электронная почта — не самоцель, а просто средство для ее реализации. Лорел энд Харди технолоджиз Технология может быть благословением, но если слишком на нее полагаться, она может стать опасной ловушкой. Недавно мы получили по электронной почте письмо, которое описывает команду, ослепленную информационными технологиями. «Наши команды ушли в мир электронной почты. Мы не уверены, что нам удастся выманить их из электронной норы и вернуть к реальному общению. Люди, сидящие на расстоянии вытянутой руки, пишут друг другу сообщения, а потом отправляют их через сервер в Боливии*. Сейчас мы переживаем стадию интоксикации сетевыми коммуникациями. Пока мы не наиграемся и их привлекательность не поблекнет, реальные коммуникации в команде будут страдать. Команды, порабощенные сетями, никогда не узнают синергии, прекрасного чувства настоящей совместной работы в реальном времени. Их общение стереотипно и холодно, потому что его место занимают совремеш)ые технологии передачи сообщений. Как будто Лорел и Харди, входя в офис, буксуют на поворотах. Одно возможное решение этой проблемы — переставить мебель, изменить планировку помещения так, чтобы команда формировалась сама собой. Если людям удобнее общаться с парнем из соседнего кабинета через сервер в Боливии, посадите всех вместе в одну большую комнату. Уберите перегородки. Некоторым группам, чтобы стать командами, действительно нужно жить вместе. Но будьте осторожны с такой «общностью»; большие проблемы начинаются с малого. Еще одна возможность — виртуальная доска объявлений. В любой внутренней сети есть окно, в котором каждый может написать сообщение для группы. Это может быть информация о сроке сдачи проекта, картинка, заветная поговорка, напоминание. Это окно всегда обозначено специальной иконкой, и с помощью клавиш ALT-SHIFT его можно открыть в полную величину. Это виртуальная площадь, где каждый может сказать всем то, что хочет. Прежде чем создать для своей команды прекрасную отполированную клетку, помните, что только традиционные рабочие команды работают в одном офисе. Большинство современных команд живут недолго и создаются с конкретной целью. Если ванта команда — местное отделение Национального общества родителей, ее участникам не нужно жить вместе. Мы знаем одну команду, занятую разработкой продукта. Одни участники работают в офисе, другие разбросаны по самым разным местам. Трое разработчиков работают в офисе. Еще четверо — сотрудники компаний — партнеров корпорации. Один из них — представитель компании-производителя и находится в городе Колумбус, еще два — субподрядчики из Мехико-сити, а четвертый — инженер из Кетчикана, Айдахо, и работает дома. Есть еще несколько второстепенных членов команды: инженер из Парижа, гений в области промышленных продаж из Нью-Йорка и корпоративный спонсор команды в Осаке. Вот что происходит с командами. Технологии выходят далеко за рамки ПК. Раз в неделю группа, работающая в Миннесоте, проводит видеоконференцию с другими членами команды. Из-за различия часовых поясов люди протирают глаза среди ночи, чтобы увидеть, кто сейчас на экране. Раньше видеоконференции были сложным процессом — все отправлялись в частную телестудию или телекоммуникационный центр компании. Сейчас все проще: в компьютер каждого из участников вмонтирована маленькая видеокамера. Изображение немного нечеткое и мерцает, но зато они могут позвонить друг другу и разговаривать, при этом видя друг друга на экранах. С появлением широкополосных каналов передачи данных в скором будущем исчезнет и мерцание. Несмотря на необычность, такой контакт — самый тесный, в который они когда-либо вступали. Когда они видят друг друга в лицо, им уже не кажется, что другие похожи на Дарта Вейдера*. Когда с именем и голосом связано конкретное лицо, это помогает познакомиться поближе и объединяет команду. Кроме видео, команда постоянно пользуется факсом. Это особенно полезно для людей в Париже и Японии, которые спят, когда члены команды из Миннесоты работают в офисе. Факсы помогают им оставаться в контакте друг с другом всего в пределах нескольких часов. Онлайп-услуги тоже важны. Офис в Японии подписан на MCI Mail. Колумбус — на America Online. Миннеаполис и Япо- * Дарт Вейдер — злодей из культового фильма Джорджа Лукаса «Звездные войны», воплощение мирового зла. — Прим. пер. иия — члены The Microsoft Network. Парень из Айдахо пользуется беспроводным факс-модемом и ноутбуком в своем домике в горах и связывается с ближайшим к нему интернет-провайдером. С помощью такой армии онлайн-провайдеров все десять участников команды могут каждый день отправлять друг другу сообщения, связанные с текущими проблемами, и редактировать документы друг друга. Члены команды, работающие в офисе, — предмет зависти остальных, потому что они наслаждаются широкополосным Интернетом. Но самые лучшие технологии — у инженера из Айдахо: беспроводной портативный компьютер позволяет ему отправлять сообщения прямо из его домика на вершине горы. Полная свобода, и никаких проводов. Эта команда работает в режиме реального времени. Вот что важно! И здесь нет ничего экзотического — она разрабатывает оборудование для безопасности строительных бригад. Мы спросили одну из участниц команды, Кэти, не считают ли ее товарищи, что технологий слишком много, не боятся ли они раствориться в них и никогда больше не вернуться обратно, как те кроты, увязшие в электронной почте, о которых мы написали в начале раздела. — Нет, нам это нравится, — сказала она, — потому что ты можешь видеть все. Благодаря технологиям происходящее далеко кажется реальным и близким. Вывод: команда остается командой, неважно, сколько в ней программ и устройств. Компьютер не прояснит туманного понятия, или наоборот. Это можем сделать только мы. Если в вашей глобальной команде, завязанной в одну сеть, есть проблемы из-за избытка технологий, необходимо два раза в год покупать билеты на самолет, отправляться в какое-то заранее обговоренное место и знакомиться друг с другом заново, теперь во плоти. Захватите с собой плавки и превратите эту встречу в отпуск.
292 Как преобразить команду Команды и информационные texhd/югяи 293 глава 31 Чтобы команда всегда была здорова И так, наше путешествие, посвященное командной работе, почти закончилось. Мы определили все проблемы, все недоразумения и неверные представления, которые мешают командам работать, и приложили все усилия, чтобы объяснить, как именно они должны это делать. Мы устранили перебои. Теперь наша группа — простая и эффективная командная машина. Но командное путешествие на этом не заканчивается. Вы выбрались на твердую дорогу, но теперь нужно каким-то образом сделать так, чтобы команда с нее не сошла, а дорога не была рутинной. Вам нужно, чтобы команда оставалась голодной и продолжала погоню — даже если она переживает большой успех, даже если она получает все награды и все признание, которых заслуживает. Вот еще одно спортивное клише: победить один раз тяжело, но намного тяжелее оставаться победителем год за годом. Постоянная ясность Как команде пережить успех? Оставаться настолько же внимательной ко всему, как в период первых успехов. Нужно стремиться к постоянному совершенствованию, к тому, что японцы называют кайзен, — бесконечному совершенствованию. Команды должны рассматривать, как результаты их труда воспринимают внешние группы — конечные потребители, клиенты в компании, другие команды, предприятие в целом — с точки зрения постоянного совершенствования. Для внутренних целей мы предлагаем вам ввести параллельную практику под названием непрерывное прояснение. Это постоянное внимание к изменению динамики в группе, проверка и уважение потребностей и желаний друг друга, постоянное изменение фокуса ради того, чтобы ваша команда становилась лучше. Непрерывное прояснение необходимо, потому что все меняется. Ситуация, которая была шесть месяцев назад, когда команда наслаждалась очевидным успехом, уступила место новой ситуации — на рынке, в организации, в самой команде. Есть опасность, что, если ситуация изменится, слаженность команды будет нарушена. Если команда катится по «американским горкам*, необходимо, чтобы все участники были в одной кабине и на одной колее. Непрерывное прояснение — потерпите еще немного эту дзэнскую философию — означает, что нужно непрерывно поддерживать ясность, которой вы достигли когда-то в начале создания команды. Именно поэтому написанное на бумаге «заявление о миссии» со временем теряет силу. Память о его значимости ослабевает день ото дня. Командам необходимо поддерживать свое видение новыми задачами, новыми перспективами, более глубокими убеждениями. Это нужно делать и сегодня, и завтра, и послезавтра. Необходимо непрерывное прояснение по следующим вопросам. · Приоритетные цели и связанные с ними кратковременные задачи. · Ответственность (кто за что отвечает и когда).
ПРЕОБРАЗИТЬ КОМАНДУ Чтобы команда всегда была здорова 295 · Препятствия и стратегии их преодоления. · Межличностные конфликты и их решение. · Необходимые изменения стратегии лидерства. · Совершенствование коммуникаций внутри команды и с внешним миром. Непрерывное прояснение требует постоянного поиска источников командного успеха, постоянных вопросов: работает ли это и должно ли это работать? Мы задаемся вопросом: есть ли у нас необходимые ресурсы? Если нет, как их получить? Если мы их не получим, то как обойтись без них? Мы должны подумать о тех, кто не входит в команду, но чье участие необходимо для ее выживания. · Спонсор команды — ангел-хранитель команды, тот, кто мо жет ее спасти. Знает ли он, чем мы сейчас заняты, каковы наши проблемы и потребности? Что он должен знать, что бы продолжать помогать нам? · Создатель команды — тот (или те), кто решил создать команду и помог ей собраться вместе. Открыты ли каналы к этим людям? Остаются ли они по-прежнему нашими друзь ями? Что им нужно знать, чтобы продолжать о нас забо титься? Что нужно знать нам? ■ ► Фасилитатор — внешний посредник, находящийся за рамками команды или за рамками предприятия. Этот человек достаточно объективен и может помочь увидеть то, чего мы не замечаем. Поддерживаем ли мы с ним контакты? Что он о нас думает? ► Лидеры команды — совпадают ли в команде ее номиналь ный и фактический лидеры? Какие вопросы они считают актуальными? Есть ли у них какие-либо проблемы, о кото рых не знают другие члены команды? Date: 2015-09-05; view: 297; Нарушение авторских прав |