Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВОнутренняяМречь
А ХУМ
Мы проследили первые три стадии Великого Путешествия самости через
Гору Мира и обнаружили, что на каждой из этих стадий самость отождествляется со свойственным данному уровню базовым энергетическим процессом. На уровне Уробороса это ощущения, на уровне Тифона – эмоции, а на уровне Нарцисса/Нимфы – внутренняя, которая может проявляться либо в виде монолога, либо диалога. Границей между Я и не- Я на уровне Уробороса является тело ощущений (облако ощущений), на уровне Тифона – тело эмоций (образ физического тела), а на уровне Нарцисса/Нимфы – ментальный образ себя, представление о себе (поток мышления). Это представление о себе выражается в виде внутреннего монолога – разговора, который психический субъект (субличность) ведет сам с собой, описывая себя и Мир. Этот внутренний монолог (ментальный миф) и есть его граница.
Как мы уже говорили, в любом мифе как системе описания себя и Мира есть три устойчивых элемента, которые могут быть выражены формулой «Я -Мир- Путь». Описывая себя как «хорошего мальчика/хорошую девочку» (Я), эго
Нарцисса/Нимфы п дразумевает определенный образ Мира (Мир и образ действия (Путь) в нем. Образ Мира и образ действия предстают для него в виде конкретной команды, идущей от родителей («делай так, как я тебе говорю, и ты будешь хорошим мальчиком/хорошей девочкой»). И ребенок запоминает: «Мир таков, что, если я буду делать так, как мне говорят, я буду хорошим/хорошей, я получу
одобреАние
: А: А:
Другой разновидностью внутренней речи является внутренний диалог. Если
внутренний монолог – это граница психического субъекта, то внутренний диалог – это процесс сообщения, посредством которого осуществляется связь двух и более психических субъектов во внутреннем мире человека.
Все происходит так, будто в наших головах звучат голоса нескольких невидимых советчиков (субличностей), которые говорят нам, как следует видеть событие, как следует поступать в нем., будучи полностью отождеств енны со своими внутренними монологами-диалогами, мы воспринимаем их как свои собственные мысли но истина заключается в том, что мы делаем эти мысли своими, пока отождествляемся с теми, кто их говорит.
Так же как у самости-тифона нет никакой возможности анализировать свои эмоции и управлять ими, у самости-нарцисса нет никакой возможности управлять своими внутренними монологами-диалогами. Тифон полностью отождествлен с текущим эмоциональным процессом, Нарцисс полностью отождествлен с текущим внутренним разговором.
Из чего же состоит и как возникает в нашем сознании внутренний разговор?
Кто эти невидимые советчики и откуда они берутся?
Ответ прост. С того самого момента, когда мы обучаемся языку (примерно с трех лет), мы начинаем активно говорить о Мире как сами с собой, так и с окружающими людьми. Поначалу мы ведем этот разговор только снаружи. В это время ум ребенка полностью открыт и жадно впитывает в себя вс информацию, какую только може почерпнуть, что и неудивительно, ведь эта синтаксическая информация служит строительным материалом для внутренних ментальных структур. Постепенно внешняя речь переходит во внутреннюю. Происходит интернализация внешних взаимоотношений с окружающими людьми, т. е. их превращение во внутренние структурные связи вербального сознания. Внешние взаимоотношения и внешняя речь превращаются во внутренний синтаксис вербального сознания. Если на первом этапе овладения речью ребенок-тифон (телесное эго) говорит о Мире со своими физическими родителями, то на следующем этапе (после интернализации) ребенок-нарцисс (вербальное эго) ведет внутренний диалог с языковыми образами родителей внутри себя.
Языковой образ родителей, или субличность Родителя, – это сложное внутреннее образование, которое включает в себя: а) чувства и мысли родителей по отношению к ребенку (вернее, не сами эти чувства и мысли, а то, как ребенок их понимает); б) ответные чувства ребенка по отношению к родителям; в) вербально-
концептуальный набор внушений, команд, предписаний и запретов, обычно усваиваемых ребенком от родителей.
Так внутри человека возникает первая ролевая пара, первый ролевой холон
– субличности Ребенка – и принадлежащие им внутренние монологи- диалоги, так хорошо исследованные западной психологией.
Сам процесс диалога между субличностями Родителя и Ребенка протекает следующим образом. Фокус отождествления самости поочередно перетекает от внутреннего Ребенка к внутреннему Родителю и обратно, возбуждая контуры свойственных им вербальных структур. Вибрации, возникающие вследствие этого возбуждения и воспринимаются как внутренний диалог. То есть ребенок отождествляется с ролью Родителя внутри себя, и если раньше кто-то из физических родителей неоднократно бранил ребенка за несдержанность или неаккуратность, то теперь уже ребенок сам начинает бранить себя за это. «Таким образом, − констатирует Уилбер, − вместо родителя, физически контролировавшего допустимость тех или иных импульсов, ребенок начинает контролировать их сам. Он может хвалить себя, что приводит к гордости, или осуждать, что вину. Суть в том, что, принимая роль Родителя по отношению к самому себе, ребенок способность разделять эго на несколько разных сегментов, каждый из которых сначала (но только сначала) базируется на оригинальных межличностных отношениях ребенка с родителем» (51).
По мере овладения речью граница ума начинает все более и более выделяться из тела. Та часть сознания, что активизировала структуры синтаксических интерпретаций, начинает закрепляться в них, все более и более тяготея к автономии. Так возникает вербальное эго (Нарцисс/Нимфа) – сознание, отождествившееся с языковыми структурами.
Благодаря активности вербального эго центр восприятия из тела
переноОсится внутрМь ума.
А ХУМ
Границами Я становятся границы вербальных представлений о себе.
Структуры восприятия-интерпретации, которые активизируются и развертываются на уровне ума, – это внутренние монологи-диалоги. По логике естественной эволюции сознания структуры восприятия нижнего (родительского) уровня должны быть трансформированы структурами дочернего порядка и в этом преобразованном виде включены в целостность нового уровня.
Именно это и происходит с телесно-эмоциональными структурами восприятия (контуры ощущений, влечений, эмоций Они начинают включаться в структуры ума в виде внутренней речи, т. е. в виде ментальных интерпретаций.
Возникает комплекс представлений о теле, и вербальное Я оперирует энергией нижележащих уровней через эти представления.
Если бы происходил идеальный переход-трансформация телесного осознания в ментальное, который бы увенчивался полноценной интеграцией уровней, то тогда вся совокупность телесных процессов включалась бы в структуры вербального ума и ментальное эго имело бы целостную систему
представлений о себе, имело бы реалистичную картину того, что происходит с сознанием и телом, в каждый момент времени.
поскольку естественный процесс трансформации существенно искажается диссоциацией, подлинное телесное осознание входит представления ума лишь части но. Диссоциированный ум вербализует только малую часть телесных процессов – ту, которая мыслится приемлемой для рассудочных ограничений. Так возникает Маска – урезанный, отредактированный и искаженный образ себя. Большая же часть происходящих в теле явлений исключается из
внимания вербального ума – там возникают зоны отсутствия чувствительности. Сами явления нику а не исчезают, они лишь уходят из поля внимания Маски – уходят в Тень
Овладевая языком, ребенок учится конструировать определенный тип описательной реальности. И по мере этого конструирования он обнаруживает псевдомагический потенциал слов. Вспомним: то, что воспринимает эго-ум, есть не столько Мир, сколько описание Мира. И в этом описании достаточно просто
сказать у-то «нет», достаточно просто лишить вещь имени, как это тут же исчезнет из воспринимаемого Мира. Конечно, сами по себе вещи или явления никуда не деваются но для Нарцисса Нимфы, чье сознание целиком захвачено описанием, это не имеет никакого значения.
В реальности описания то, что не имеет значения, не существует.
АИ это так:. По крайнейАмере до:поры до вреАмени.:
Именно на эти грабли встает диссоциированный Нарцисс, когда начинает
перекраивать реальность описания на свой вкус. Раннее эго Нарцисса/Нимфы начинает с помощью слов и образов строить свою фантазмическую реальность – реальность, выстроенную на фундаменте «Я сказал», DIXI – «Это будет так, потому что я так хочу» и «Это так не будет, потому что я так не хочу». Это еще один способ реализации Проекта Атман: «Все будет так, к я сказал». неизвестно, куда бы могла завести Нарцисса его инфантильная эго-фантазия если бы он не был окружен своими родителями и воспитателями.
Ребенок-нарцисс весьма недолго остается наедине со ми фантазиями о Мире. Очень скоро родители знакомят его с миром людей – большим социумом, с его жесткими правилами и ролями. Нарцисс узнает, что предаваться своим
излюбленным фантазиям он мог только потому, что кто-то ограждал его от встречи с Миром, который безжалостно развенчивает все фантазии. «Кто-то» – это, прежде всего, его родители, которые заботились о его безопасности, но это также и вся социальная система, созданна людьми, – мир соглашения, мир рассудка. Родители говорят: «Теперь ты стал достаточно взрослым, чтобы увидеть, какой ценой нам достается наша безопасность. Ты должен выучить правила, по которым мы живем, ты должен выучить роли, которые следует играть, чтобы быть одним из нас, потому что скоро тебе предстоит самому без подсказки играть роли и следовать правилам – участвовать в жизни сообщества, питать и поддерживать общественные устои».
И здесь одна за другой начинают рушиться все великолепные нарциссические иллюзии синтаксического солипсизма. Постепенно самость разотождествляется с самоощущением Нарцисса и перех дит на уровень рассудочного ума, Хоббита – социального существа, которое выполнять предписанные законами общества правила и роли, чтобы обеспечить обществу, а значит и самому себе, возможность выживания. На этом уровне эго обнаруживает новые формы реализации Проекта достижения Единства и сталкивается с новыми препятствиями для его окончательного осуществления.
М А ир Хобби: тов: социа А льный м: уравейник А:
Процесс перехода самости от самотождественности имени-понятия к
самотождественности правила-роли известен в психологии как социализация. Этот
процесОс связан с вМозникновением в Асознании струкХтур ролевУой М
самоидентификации. Для обозначения этой самоидентификации я использую образ
Хоббита, взятый из трилогии «Властелин колец».
Как мы знаем из книги и фильма, Хоббиты – это небольшого роста существа («полурослики»), живущие в тесном соседстве друг с другом. Мир Хоббитов – это модель социального муравейника в миниатюре, мир круговой поруки и двойных стандартов – для своих и для чужих. Отличительные черты Хоббитов конформизм и консерватизм. «Ты очень любопытен и горяч, что несвойственно Хоббитам», − говорит Гендальф Фродо. Для Хоббитов быть на хорошем счету означает ни во что не впутываться и ни во что не встревать. Все непривычное, неожиданное, необычное, новое вызывает у Хоббита чувство неприятной тревоги, потому что несет угрозу сложившемуся порядку, узаконенному социумом. Поддерживать этот порядок – вот главная задача
ХоббитОов. Их девиМз «Так ли нашАи деды, так жиХли наши оУтцы, такМбудем жить и
русской мифологической традиции известен удивительный образ спящего
в море Чудо- рыбы кит, на хребте которого люди построили свои деревни города. Чудо-юдо спит так долго, что люди давно забыли о его существовании. На мой взгляд, это прекрасная метафора мира Хоббитов (социальных Я), выстроенного на спящем теле древнего чудовища, имя которому – Бессознательное
(рис. 6)А.
: А: А:
О А ХУМ
АРис. 6. Чу:до-юдо рыбАа кит.
: А:
Кстати, одним из распространенных мотивов героического путешествия в
русских сказках является ситуация, когда герой встречается с Чудо-Юдо, и последний просит его передать людям, живущим на его теле, какое-то очень важное слание, касающееся их судеб. Таким образом, героическое путешествие (о котором мы будем говорить позднее) решает задачу взаимосвязи рационального и дорационального, сознательного и бессознательного измерений. Однако об этом позже, а пока обратимся к миру Хоббитов, измерению ролевого ума, на котором процесс отчуждения ума от тела приобретает свои патологические формы.
Структурами восприятия на уровне Хоббита являются знаковые и ролевые системы. С помощью этих знаковых систем Хоббит идентифицирует себя: Я есть те роли, которые Я играю в своем сообществе, и эти роли маркированы определенными знаками отличия или знаками соответствия. Знаки, о которых идет речь, − это и определенные стили одежды и поведения, и маркеры социального и должностного статуса, и специфические языковые маркеры (пароли, сленг, жаргон), и денежные знаки, и атрибуты власти, и знаки внимания, и знаки
уваженОия, и знакиМпочета и признанАия.
ХУМ
Соответственно, Проект достижения Единства с Миром на уровне Хоббита
превращается в погоню знаками. Деньги, власть, слава, высокий социальный статус, уважени и почет – вот те заменители Бога, которыми оперирует Хоббит в своей попытке завоевать Мир. Стать Единым с Миром в пределе означает для Хоббита присвоить деньги всего Мира, заполучить власть над всем Миром, добиться славы во всем Мире, заслужить уважение всего Мира. Стать богатым,
знаменАитым, авт:оритетным вАладельцем:Мира. А:
Следует иметь в виду, что при переходе с уровня на уровень Проект
достижения Единства трансформируется по тем же законам, по которым трансформируется вся система самости, а это, как мы знаем, законы естественной иерархии взаимовключенных целостностей или холоархии. То есть Проект Атман каждого последующего уровня включает в себя также и проекты всех предыдущих уровней, но уже проинтерпретированные в терминах более высокого порядка и в этом виде обретшие новую жизнь. В этом смысле, например, жажда денег – это в первую очередь жажда того, что на них можно купить, т. е. жажда пищи и вещей и, отчасти, жажда эмоциональной ласки и жажда одобрения. Если я не могу просто так съесть Мир, получить ласку и одобрение Мира, то теперь, возможно, я смогу
купить все это. Примерно так рассуждает Хоббит, увлеченный своим новым Проектом достижения Единства. То же самое можно сказать и о жажде
развлечОений, славыМвласти т. п.
А ХУМ
Симптоматично, что пресловутые поиски любви также трактуются
Хоббитом в тер инах своего уровня как поиски в первую очередь телесно- эмоциональной собственности, доставляющей удовольствие («ты теперь навеки принадлежишь мне» или, по крайней мере, «ты принадлежишь мне в эту ночь»), поиски ласки, одобрения, поиски партнера для своих излюбленных ролевых игр (ребенок-родитель, хозяин-раб, хищник-жертва и т. п и уже в последнюю очередь поиски взаимопонимания.
Любовь для Хоббита – это определенный род товара, и все, чем он озабочен, – возможностью повыгоднее купить или продать его: «Я буду любить тебя, в обмен на то, что ты дашь мне кое-что взамен, – может быть заботу, может
быть одобрение, может быть деньги, а может быть, так же будешь любить меня», и, наоборот: «Я дам тебе деньги, я положу к твоим ногам весь мир, но в обмен на твою любовь (читай в обмен на то, что ты станешь моей телесно-эмоциональной собственностью)». Если же объект любовной сделки не отвечает взаимностью, то любовь Хоббита быстро остывает или превращается свою противоположность:
«Ах так, вот как ты, значит, со мной, получай же!» Другой вариант, когда Хоббит делает из своей неразделенной любви культ. Страдая от «мук одинокой любви» и побольнее расковыривая свою болячку, Хоббит стремится лишь к одному – вызвать жалость со стороны окружающих, ведь жалость − это тоже его эмоциональный хлеб: «Пожалейте меня, посмотрите какой я несчастный, бедный, никто меня не любит, никто не уважает, пойду я на болото, наемся жабанят».
Date: 2015-09-05; view: 354; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|