Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 86
Государя не татбит ни лукошки, ни кадки — эта фраза очень тРУДна для понимания. Еще в 20-х годах нашего века ее толкование вызывало спор между П. А. Аргуновым136 и Псковская Судная грамота Алексеев Ю. Г. Указ. соч., с 20. Псковская Судная грамота. Перевод и комментарий проф. И. И. Полосина.—- Учен, записки МГПИ им. В. И. Ленина. М, 1952, т. 65, вып. 3. Судити судом (по) псковской пошлине — вести судебное разбирательство в соответствии с псковскими обычаями. От кличи нет от государеве покруты — нельзя отказываться от уплаты хозяину долгов умершего изорника. 136 Аргунов П. А. Крестьянин и земледелец в эпоху Псковской Судной грамоты. К истории сеньерьяльных отношений на Руси — Ученые записки Саратовского гос. университета за 1925 г. Т. IV, вып. 4, с. 38. Законодательство Древней Руси Богослов-ский М. М. Крестьянская аренда в Псковской Судной грамоте. История. известия, изд Ист. об-вом при Моск. ун-те. 1917, № 2 138 Мартысевич И. Д. Псковская Судная грамота.., с. 179. Памятники русского права. Вып. второй, с. 318. 140 Алексеев Ю. Г. Псковская Судная грамота и ее время., с. 182. За жывот поимается — захотят вступить в права наследников и станут предъявлять иски об имуществе умершего нэорника Памятники русского права. Вып. второй, с. 368. М. М. Богословским'37. По-разному понимают ее И. Д. Мартысевич и А. А. Зимин. И. Д. Мартысевич рассматривает эти слова как запрет родственникам изорника утаивать от землевладельца лукошки или кадки с зерном. Из такого толкования вытекает предположение, что родственники изорника уже вступили в права наследников и фактически владеют имуществом умершего. Однако дальнейший перевод плохо согласуется с этим предположением: «если (после умершего) останутся конь или корова, то они (родственники) могут в свою очередь требовать их по суду от хозяина»138. Получается, что фактическим владельцем имущества после смерти изорника стал государь. Вряд ли здесь мы сталкиваемся с противоречием закона. Более последовательным представляется перевод А. А. Зимина: «ни брату изорника, ни его (другому) родственнику не (следует) предъявлять к господину (изорника) претензий, обвиняя его в присвоении (изорничьего) зерна в кадках и лукошках». Действительно, скорее всего, в ст. 86 имеется в виду случай, когда умирает одинокий изорник и государь завладевает его имуществом в счет выданной покруты. Если бы у изорника вообще не было родственников, то государь обязан был бы поступить в соответствии со ст. 84. Но в ст. 86 говорится о ситуации, когда до продажи имущества государем объявятся родственники изорника, желающие принять наследство. Законодатель возлагает на них долговые обязательства изорника перед государем и запрещает им предъявлять государю претензии по поводу мелких, к тому же индивидуально не определенных вещей. Закон допускает предъявление исков лишь по поводу коня или коровы. Ю. Г. Алексеев удачно подметил, что «в статьях ПСГ изорник предстает не нищим на грани холопства и челядинства, а хозяином, собственником своего жи- Date: 2015-09-05; view: 426; Нарушение авторских прав |