Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 10
Статья содержит сентенцию, связанную со ст. 2. Статья 11 Уставная грамота содержит перечень правонарушений, подлежащих ведению церковного суда. Это девять категорий дел: 1) самовольные разводы (роспуст); 2) двоеженство; 3) брак, в котором супруги находятся в близком родстве; 4) похищение невесты для брака (уволочская тяжа); Смоленские уставные грамоты Смоленская земля.— В кн.: Древнерусские княжества X — XIII вв. М., 1975, с. 240-259. Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX—XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии М.1980. Гостинная дань, гость, торговое — пошлины, которые платили купцы при продаже товаров. Дедичи — возможно, одно из обозначений лично свободных крестьян-общинников, обладавших правом наследования имущества отца и деда. Корчьмит — содержатель корчмы, плативший пошлину. Сеножати — луга. Капь — мера веса. Законодательство Древней Руси См.: Щапов Я. Н. К истории соотношения светской и церковной юрисдикции на Руси в XII—XIV „в — В кн.: Польша и Русь. М„ 1974, с. 180. 5) возможно, оскорбление женщины словом и действием; 6) дело {вопрос) о применении зелий — трав, лекарств и убийство, совершенное таким образом; 7) драка между женщинами; 8) конфликты и тяжбы между церковниками; 9) наследственные дела, связанные со служителями церкви. Под церковными людьми здесь могли подразумеваться как члены церковного причта, служители церкви, так и крестьяне и другие люди. Все эти дела известны по Уставу кн. Владимира и Уставу кн. Ярослава. Вместе с тем в отличие от Устава кн. Владимира похищение невесты по Смоленской грамоте относится не только к церковной юрисдикции. Такие дела должны были разбираться как епископом, так и князем или посадником. Эта норма является особенностью грамоты Ростислава, возможно, связанной со слабостью церковного судебного ведомства в Смоленске в XI—первой половине XII вв., сравнительно поздним созданием государственной церковной организации в этом княжестве и переходом поэтому некоторых дел о ликвидации языческих обычаев к светской власти337. Статья 12 Статья также содержит сентенцию, которая связана с преамбулой в ст. 1. Дед князя — Владимир Мономах (деднею... молитвою) упомянут, несомненно, потому, что именно им была заложена в 1101 г. церковь Богородицы в Смоленске, ставшая затем епископской кафедрой. Статья 13 Князь, на этот раз вместе с епископом Мануилом, еще раз подтверждает неподсудность дел, перечисленных в ст. 11, светским властям на территории Смоленского княжества (в ст. 6 оно названо областью Смоленской, здесь — волостью Смоленской). К таким властям принадлежали в XII в. князь, посадник и исполнитель их воли тиун. Упоминание епископской продажи свидетельствует о том, что церковный суд в Смоленской земле в XII в. производился по нормам русского церковного права, зафиксированным в Уставе кн. Ярослава, где в качестве санкций выступают штрафы в пользу епископа или митрополита. По нормам канонического права восточной православной церкви, представленного в византийских номоканонах и их славянских переводах, церковь воздействовала на массы только церковно-дисциплинар-ным способом (епитимьи, отлучение от церкви и др.), а государственная власть — телесными наказаниями либо штрафами. Статья 14 Издание грамоты в 1136 г. относится ко времени, когда в Смоленской земле были неизвестны ни неурожаи, ни воен- ные действия (рать), которые могли уменьшить размеры даней. При наличии таких бедствий десятина также должна быть сокращена. Статья 15 Статья содержит запрет отмены устава и духовную санкцию за это. Такая формула свидетельствует об окончании здесь основного текста устава. Статья 16 После издания грамоты об основании и обеспечении еписко-пии в Смоленске князь добавил в нее специальную статью, запрещающую воссоединение смоленской епархии с переяславской, к которой принадлежало Смоленское княжество до 1136 г. В качестве санкции за нарушение такого запрета Ростислав Мстиславич угрожает отнять обратно все то, что он дал епископу по акту 1136 г. Кроме того, упоминается и духовная санкция. Князь указывает, что такое воссоединение будет идти против желания (слова и замысла) великого князя киевского Мстислава и митрополита киевского Михаила, т. е. верховных глав светской и церковной властей на Руси. Добавление ст. 16 к грамоте могло быть сделано вскоре после ее создания, например по совету епископа. Но ряд данных позволяет предположить, что оно могло быть произведено и позднее, после возникновения реальной угрозы такого воссоединения. На это указывает прежде всего история политических отношений на Руси в 40-е годы XII в., когда смоленский епископ Мануил был устранен от должности в Смоленске, а его соперник, переяславский епископ Евфимий, пользовался значительным авторитетом и поддержкой киевского великого князя Изяслава. При восстановлении своей власти в Смоленске в 1150 г. епископ Мануил заново освятил кафедральную церковь338. Кроме того, важно изменение грамматической формы рассказа об учреждении епископии в этой статье сравнительно с основной частью грамоты. Здесь о событиях говорится уже не в настоящем (се уставляю — ст. ст. 2, 14), даю (ст. ст. 3—5, 9) или в прошедшем времени (приведох епископа — ст. 2, есми дал землю — ст. 8, уставил есми еписко-пью — ст. 12), а в предпрошедшем, как о давно совершенном действии: еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Правда, в следующей фразе рассказ вновь ведется в настоящем времени (уставляю сию епископию). Документ 2 Статья 1 Первый смоленский епископ со своей стороны подтверждает княжеские постановления, связанные с созданием епископии и ее обеспечением. Маноил (умер после 1068 г.) — грек, пришедший на Русь до 1032 г. Летописец отмечает вокальные данные епископа, Смоленские уставные грамоты Посуживати — отменять. I.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь.., с. 138-146. Date: 2015-09-05; view: 353; Нарушение авторских прав |