Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. В основе издания Синодальной редакции — список Синодального извода из приложения XIV в
В основе издания Синодальной редакции — список Синодального извода из приложения XIV в. к Новгородской Синодальной кормчей 1280-х годов. Список находится в Государственном историческом музее (сокращенно — ГИМ, Синодальное собрание, №132, лл. 628—630). Текст Устава публикуется по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI — XV вв. (издание подготовлено Щаповым Я. Н.)60. Нумерация статей в этом издании несколько отличается от той, которая принята в «Памятниках древнерусского канонического права»61. В вариантах к тексту указаны существенные смысловые разночтения по спискам Крестининского, Румянцевского и Волоколамского изводов Синодальной редакции. Буквенный шифр списков сохранен тот же, что и в издании Я. Н. Щапова. А. Из списков Крестининского извода использованы: 1. АП — список Академический первой четверти XVI в. из Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград), 21.5.4, лл. 477 об. — 479 об. (из собр. Плигина, № 14). 2. ИК — список Музейский последней четверти XV в. из Государственного исторического музея, Музейское собрание 798, лл. 256 об. — 258. 3. ЕФ — список Егоровский середины XVI в. из Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Егорова 248, лл. 748—751. 4. С —список Синодальный 1586—1587 годов из Государственного исторического музея, Синодальное собрание 524, лл. 395—398. 5. АА — список бывшего Антониева Сийского монастыря 1560-х годов из Библиотеки Академии наук СССР, Арханг. Д 211, лл. 532 об.— 534 об. 6. Ус — список Успенский конца XVI в., составленный в Москве, из Государственного исторического музея, собрание Успенского собора 21/1072, лл. 463, 464—465 об. 7.3 — список Забелинский XVII в. из Государственного исторического музея, собрание Забелина 236—399, лл. 409 об., 410 об.—411 об. 8. ОУ — список Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина конца XV — начала XVI в. из ГПБ, Q 1.385, лл. 28—30 об. 9. Белоз — список Кирилло-Белозерский 1470-х годов из Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова- Устав князя Владимира Святославича. Синодальная редакция Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976. Русская историческая библиотека, XXXVI; Пг., 1920. Законодательство Древней Руси Щедрина, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря 9/1086, лл.97 об. — 102. Б. Из списков Румянцевского извода использованы: 1. РЕ — список Румянцевский последней четверти XV в. из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Румянцева, №232, лл. 198—199. 2. Лв — список Львовский 1565 г. из Львовского исторического музея, № 118 (из Собрания Ставропигийского братства церкви Успения во Львове, № 90), Зименский монастырь около г. Владимира-Волынского, лл. 263—264, 259 об. В. Из списков Волоколамского извода использован один список: 1. Вл — список Волоколамский 1560-х годов из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, собрание Волоко- ламское 522, лл. 575 об. — 580 об. Текст УСТАВ СВЯТОГО КНЯЗЯ ВОЛОДИМИРА, КРЕСТИВШАГО РУСЬСКУЮ ЗЕМЛЮ, О ЦЕРКОВНЫХ СУДЕХ62 /. Во имя отца, и сына, и святого духа. 2. Се яэ, князь63 Василии, нарицаемы Володимир64, сын Святославль, внук Игорев, блаженыя княгини Олгы, въсприял есмь святое крещение от грецьскаго царя65 и от Фоти'я патриарха царегородьского, взях пьрваго митрополита Леона66 Киеву, иже кьрсти всю землю Русьскую святымь крещеньемь. 3. По томь же летом многым минушем создах церковь свя-тыя Богородица Десятиньную и дах ей десятину по всей земли Русьстеи ис княжения в сборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а ис торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному Спасу и чюднеи67 его матери6*. 4. По томь разверзъше грецьскыи номоканон и обретохом в немь, оже не подобаеть сих судов и тяжь князю судити, ни бояром его, ни судьям69. 5. И яз. сьгадав70 с своею княгинею с Анною и71 с своими детми72, дал есмь ты суды церквам, митрополиту и всем ■пискупиям73 по Русьскои земли. 6. А по семь не надобе въступатися ни детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века, ни в люди церковные, ни во все суды их. 7. То все74 дал есмь76 и по свободам, где нъ суть християне по всем городом и по погостом, 8. И своим тиуном приказываю церковного суда73, не оби- дети74 ни судити60 без владычня наместника*1. 9. А се церковнии суди: роспуск2, смилное33, ньеЬ4, пошибанье, умычка35, промежи мужем и животе36, в племени или в сватьстве37 поимуться зелииничьство, потвори, чародеяния, волхвования, •89 еретичьство90, по матерь, или дчи, ния три: бляднею и зельи /• 91 92 сын отца бьеть, или кровь)А. братя или детичъ татба, мертвеци сволочать застава-женою о ведьство, урека- , зубоежа. или или снъхи све- режють 97 _99 тяжються о задницю, церковная 96 крест посекуть или на стенах без скот или псы, или поткы без великы нужи въведет", или ино'00 что неподобно церкви подееть, или два друга иметася бити, единого жена иметь за лоно другого и роздавить, или кого застануть с четвароножиною, или кто молиться под овином101, или в рощеньи, или у воды, или девка детя повьржеть. 10. Те все суды церкви даны суть102. Князю и бояром и судьям их в ты суды нельзе въступатися. 11. То все дал есмь по пьрвых царев уряженъю и по все-ленъскых святых103 семи зборов104 великых святитель105. 12. Аже кто преобидить нашь[06 устав, таковым непрощеным быти от закона божия и горе собе наследують. 13. А своим тиуном приказываю суда церковного не обидети и с суда давати 9 частии князю, а 10-я святей церкви. 14. 8 А кто пообидить суд церковный, платити ему собою, а перед богомь тому же отвечати на страшнем суде пред тмами ангел, иде же когождо дела'09 не скрыються"0 благая или злая, иде же не поможеть никто же кому, но токмо правда'11 избавить от вторыя смерти, от вечныа мукы, от хрещения не-спасенаго, от огня негасимаго. Господь рече: в день месть въздамь сдержащим неправду в разуме, тех огнь не угаснеть и червь их не умреть, створшим же благая — в жизнь и в радость и неизреченную. А створшим алая"2 в въскрешенье суда, им же рече"3, неизмолим суд обрести11* 15. Еже искони уставлено есть и поручено I 15 святым пи- скопьям'16 городьскые и торговые всякая мерила и спуды извесы, ставила, от бога тако искони уставлено пискупу 7 блюсти бес пакости, ни умалити, ни умножити, за все то дати ему слово в день суда великого, яко же и о душах челове-ческах. 16. А се церковные люди: игумен, поп, дьякон, дети их, попадия и кто в клиросе, игуменья, чернець, черница, проскурница, паломник12', лечець'22, прощеник, задушьныи человек'23, стороник, слепець, хромець. Манастыреве, болни-Це, гостинници, странноприимнице 4. П. То люди церковные, богаделные'21. Митрополит или126 пискуп ведает межи ими суд, или обида или'27 котора, или вражда, или задница. 18. Аже будеть иному человеку с тымь человекомь речь, то обчии суд'29. 19. Кто преступить си правила, яко же есмы управили по Устав князя Владимира Святославича. Синодальная редакция •|50 святых отець правилом и пьрвых царев управленью, кто иметь •а престипати правила си, или дети мои130, или правнучата, или -Законодательство гэг- |3[ Древней в котором городе наместник, или тиун, или судья, a noobu- Руси дять суд церковный, или кто иныи[32, да будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець вселень- скых РАЗНОЧТЕНИЯ АП далее и о десятинех; 63—64 АП Володимер, нареченный в святемь крещении Василии; Вл далее Констянтина; 66 Вл Михаила; 67—68 АП, ОУ Богородицы; 69 АП, ОУ, тиуном; 70—71 АП, ОУ, РЕ нет; ОУ далее с всеми князи и с своими бояры; 73 ОУ епископиям; 74—75 Белоз ведает митрополит и епископи; 76-77 Белоз живуть; 78—79 ОУ не судити и наших судов без судии без владычня; 80—81 ОУ десятин деля; 82 Белоз роспуски: 83 ИК смилные; 84 АП, ИК застатье; основном списке слово умычка вставлено над строкой; 86 АП далее их; 87 АП, Белоз сватовьстве; 3 плод твори; 89 С зелием; АП еретичеством; 91 АА, Ус убиет; 92—93 Лв дочка матерь биеть; 94—95 РЕ, Вл или кто уречется скверными словы и прилагая отца и матерь, или сестры, или дети, а любо племя; 96 Белоз одирають; 97 АП, ОУ трескы емлют из креста; ЕФ птицы; 99 АП далее в церковь; 100 АП нет; 101 АП, ОУ или во ржи; РЕ далее законом божьим по правилом святых отець христианьсъкыми цари и князи в всех христианьских людех; 103 АП, ОУ далее отець; 104 АП, ОУ сбор вселенскых; РЕ далее князю и бояром и судиям не прощено от закона божьа вступатися в тыа суды; 106 АП сии; 107 АП, ОУ судов из городских; 108—114 РЕ нет; 109—110 АП, ОУ открыются яве; 111 ОУ далее и добрыя детели; 112—113 АП, ОУ рекше неправо судившем на сем свете и лукавно; 115—116 АП богом святителемь и епископиям их; 117 РЕ митрополиту; 118—119 РЕ, Вл люди церковни предании митрополиту по правилом; 120 РЕ далее диаконица; РЕ пономарь; ОУ далее вдовица; 123 РЕ, ВЛ далее прикладень; РЕ, Вл далее а кто порты чернеческыя съврьжеть; 125—126 АП, ОУ нет; 127—128 АП, ОУ каторая; РЕ, Вл далее А присуд и пересуд наполы; 130 АП, ОУ далее князи; 131—132 ОУ имуть обидети суды иерковныя или отимати; 133 РЕ далее идет Проклинание святого Владимера, в которое почти дословно входит ст. 14 Основного списка. После последних слов этой статьи идет следующий текст: А кто у ставленые мое порушаеть, или сынове мои, или внуци мои, или провнуци мои, или от рода моего, или от боярь кто, а порушаеть ми ряд, или уступятся в суды митрополичи, что есми дал митрополиту и епископом, по правиломь святых отець, судивше казнити по закону. Аще кто иметь судити церковный суды, что приданы митрополиту, станеть с мною на страшнем суде пред богомь и будеть на немь клятва святых отей,&*300 и 18, иже в Иикеи всех святых. Аминь; Вл после последних слов ст. 19 Основного списка в Волоколамском списке идет далее следующий текст: А се о десятинах. От всего княжа суда десятая векша, ис торгу десятая неделя, и от даней, от веры и из всего схода и прибытка, и от лова княжа, и от всякого стада, и от всякого жита десятое в соборную церковь епископу. Царь или князь в девятих частих, а церкви соборная в десятой части. Основа- ниа же иного никто не может положити паче лежащего сего и да ecu съгражают на сем основании. Иже кто разсыплет храм божий, разсыплет того бог, церкви бо божиа свята есть. И аще кто изменит святыи сей устав, отечьскыи грех и горе себе наследуеть. Далее почти дословно повторяется содержание Проклинания святого Владимира. Устав князя Владимира Святославича. Синодальная редакция Законодательство Древней Руси Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв., с 74-75 Date: 2015-09-05; view: 458; Нарушение авторских прав |