Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательство
Древней Руси Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941. Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1956. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980. Хачатуров Р. Л. Классовая природа Русской Правды. — В кн.: Актуальные вопросы правоведения в общенародном государстве. Томск, 1979. Хачатуров Р. Л. Некоторые методологические и теоретические вопросы становления древнерусского права. Иркутск, 1974. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV — XV вв. Ч. I. М.—Л., 1948. Щапов Я. Н. Археографическая методика исследования и издания памятников древнерусского права. — В кн.: Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. Сб. статей. ML, 1978. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI —XIII вв. М., 1978. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М., 1979. Эверс И. Ф. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии. СПб., 1835. Юшков С. В. Русская Правда. М, 1950. Юшков С. В. Общественно-политический строй и пра- во Киевского государства. М., 1949. Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М., 1939. Юшков С. В. Русская Правда как кодекс русского феодального права. — Проблемы социалистического права, 1939, № 4—5. Яковкин И. И. Договор как нормативный факт в древнем праве. — Сборник статей по русской истории, посвященный С. Ф. Платонову. Пг., 1922. там тавньг рамоты Законодательство Древней Руси ВВЕДЕНИЕ ревнерусские княжеские уставы и уставные грамоты представляют собой памятники княжеского законодательства, акты, посвященные вопросам государственного управления, судопроизводства, налогообложения. Большая часть сохранившихся памятников такого рода определяет место церковной организации в системе государства. Появление их было вызвано тесной связью государства и церкви в Средневековье, существованием наряду со светской, государственной властью особой церковной власти митрополита, епископов и их чиновников, которая осуществлялась в общегосударственном и местном масштабах в финансовой сфере, в области управления и суда. Кроме того, церковь обладала рядом привилегий, обусловленных почти безраздельным ее господством в идеологии и особыми условиями формирования и развития публичной власти в раннефеодальном обществе. Княжеские церковные уставы и уставные грамоты о десятинах, судах, церковных людях были документами, в которых отразился договор, определяющий взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в государственном управлении и суде, их место в системе феодальной эксплуатации, участие в сборе и распределении даней, договор, устанавливающий разграничение земельных владений, т. е. соотношение земельных, финансовых и иных интересов государства и церкви. Сохранившиеся княжеские церковные уставы можно разделить на группы в зависимости от того, какому периоду истории феодального государства они принадлежат, территорию какого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, на какой ступени феодальной лестницы стоят фигурирующие в уставе стороны. К первой группе относятся Устав князя Владимира Святославича о десятинах и церковных людях и Устав князя Ярослава Владимировича о церковных судах. Эти уставы сохранились в большом числе позднейших переработок XIII — XIV вв. и во множестве списков XIV — XVIII вв., но их ранние тексты восходят ко времени существования Древнерусского государства и в их основе лежат установления названных древнерусских князей. В них оговариваются формы и размеры материального обеспечения церкви и пределы церковной юрисдикции применительно к столичной киевской митрополии. Это обстоятельство, и то, что законодателями в этих уставах выступают великие киевские князья, а в создании Устава кн. Ярослава принимал участие киевский митрополит Иларион, обусловило действие названных уставов на территории всей Руси. Вместе с тем в их тексты вносились новые нормы, отражавшие изменения в соотношении светских и церковных властей в отдельных княжествах в процессе развития феодальных отношений и эволюции государственного строя и самой церковной организации. Таким образом, по спискам церковных уставов Владимира и Ярослава можно не только установить систему материального обеспечения церкви, пределы церковной юрисдикции и нормы церковного права Древнерусского государства, но и проследить развитие этих институтов и норм в различных княжествах Руси в XIII — XV вв. вплоть до тех пор, когда сами княжеские уставы начинают переписываться и перерабатываться уже не как действующие сборники права, а как, памятники, имеющие политическое значение в условиях образования Русского централизованного государства. Вторая группа — это уставы и уставные грамоты, возникшие в период феодальной раздробленности в XII —XIV вв. Взаимоотношения княжеской и церковной властей в Смоленской земле в XII в. отражают грамоты князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила 1136—1150 гг. Условия, сложившиеся к тому времени в Новгороде, показывает грамота князя Святослава Ольговича 1137 г. Изменения в положении церкви, связанные с развитием республиканского строя Новгорода, получили выражение в Уставе Всеволода о церковных судах и в уставе церкви Ивана на Опоках, известном как рукописание князя Всеволода Мстиславича. Для истории взаимоотношений государственной власти и церкви на юго-западных и западных землях Руси в XIII — XIV вв. представляют интерес устав галицкого князя Льва Даниловича кафедральной церкви Успения 1301 г. и грамота луцкого и владимирского князя Любарта Гедиминовича соборной церкви и епископу 1321 г. Особое место занимают княжеские уставы и грамоты, не связанные с церковной юрисдикцией. Таковы уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича (около 1289 г.), устанавливающая феодальные повинности в пользу княжеской администрации, и Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц (о мостех). Эти документы являются важнейшими памятниками административной деятельности государственной власти XIII в. в условиях различных земель Руси. В настоящий раздел включены некоторые уставы и уставные грамоты из перечисленных здесь. Уставной грамотой является документ, устанавливающий повинности феодально-зависимого населения, а применительно к церковным грамотам — документ, закрепляющий взаимоотношения светской и Церковной властей в связи с конкретным случаем в определенном княжестве, на определенное время. Уставные грамоты, Княжеские уставы и уставные грамоты. Введение Законодательство Древней Руси имевшие местное и временное значение, не пользовались широким распространением и сохранились в небольшом числе списков или даже в единственных списках. Они воспроизводят текст, близкий к первоначальному. В отличие от грамот уставы — памятники более сложного состава. В их основе лежит одна или несколько уставных грамот. Это документы, где уже обобщаются взаимоотношения государственной и церковной властей, существовавшие в течение длительного времени (иногда с момента составления такой грамоты до одной из последних переработок устава в форме соответствующей его редакции) и на различных территориях. Уставы содержат меньше указаний на конкретное место и время их создания, но отличаются широким содержанием, что способствует появлению большого числа их списков и обработок, которые оказываются применимы в различных условиях. В качестве княжеского устава особого типа можно рассматривать и Русскую Правду. Списки княжеских уставов объединяются в редакции, изводы и виды. Редакциями уставов называются крупные переработки памятников, которые отражают изменения в политической, юридической или социально-экономической жизни общества и являются вместе с тем определенными этапами в истории текстов этих памятников. Каждая редакция может быть представлена одним или несколькими (многими) списками. Такими редакциями Устава кн. Владимира являются, например, Оленинская, сохранившая ранний текст XII в., Синодальная, отразившая изменения XIII—начала XIV в., и др. Редакциями Устава кн. Ярослава являются Краткая, сохранившая ранний текст XI в. в незначительном поновлении XIV в., Пространная, зафиксировавшая развитие древнерусского церковного права на рубеже XII —XIII вв., и др. Каждая из редакций может быть связана не только с определенным временем, но и с местом, со столицами княжеств и епископскими кафедрами (Киев, Новгород, Галич, Туров, Владимир Суздальский, Москва, Новогрудок и др.). Изводы представляют собой менее значительные переработки текста уставов, результаты их приспособления к новым условиям места и времени, а также такие изменения, которые появляются при внесении памятника в состав летописи, юридического или другого сборника. Таковы, например, Белозерский извод Краткой редакции Устава Ярослава, который возник в XV в. под пером книжника Ефросина, когда он включал его в свой энциклопедический сборник, и Археографический извод Пространной редакции того же Устава в составе сборника, содержащего наряду с Новгородской Первой летописью многие юридические памятники, списки князей, посадников и епископов. В виды текста объединяются списки памятника, имеющие общие (иногда ошибочные) чтения и восходящие, возможно, к одному общему источнику — списку, называемому архетипом данного вида. УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА О ДЕСЯТИНАХ, СУДАХ И ЛЮДЯХ ЦЕРКОВНЫХ Введение Устав князя Владимира определяет место церковной организации в государстве — источники ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. Он основан на соглашении между государственной и церковной властями. Устав включает сведения о крещении Руси, создании в Киеве церкви Богородицы, установления о ее обеспечении в форме десятины от поступлений княжеских, судебных, торговых пошлин, от приплодов скота и сборов урожая. Устав содержит ссылку на соглашение князя Владимира с княгиней Анной и князьями-наследниками и нормы о передаче под юрисдикцию церкви круга дел, связанных с внутренней жизнью семьи, других дел, а также дел людей церковных — членов причта и отдельных социальных групп, в зависимости которых была заинтересована церковь. Это документ, отражающий раздел централизованной феодальной ренты и других пошлин между светской и церковной властями в периоды раннего и развитого феодального строя. Устав был введен в науку в 1775 г. Г. Миллером, который опубликовал одну из наиболее поздних его обработок XVI в. в составе Степенной книги. Знакомство с отдельными поздними текстами привело Н. М. Карамзина (1816) к мнению, что Устав представляет подделку, возникшую не позже XIII в. Того же мнения придерживались Е. Е. Голубинский (1880), относивший создание Устава к Новгороду, а также Н.С.Суворов (1888) и А.С.Павлов (1892), датировавшие его XIV в. Расширение числа известных редакций Устава позволило митрополиту Евгению (Болховитинову) высказать мнение (1825), что в основе их лежит один и тот же ранний текст, который можно связывать с именем князя Владимира. Исто-рико-юридическое исследование Устава в сравнении с Русской Правдой и памятниками византийского права привело К. Н. Неволина (1847) и затем митрополита Макария (Булгакова) к выводам, что широкое практическое употребление и поновления Устава явились причиной значительного изменения его текстов в течение столетий. Макарий характеризовал его древнюю основу как первый опыт применения к условиям "уси норм православной церкви и кодификации собственно русского церковного права. Специальное текстологическое исследование памятника С.В.Юшковым (1926), выполненное им на основе научного издания текстов устава В. Н. Бенеше-вичем (1915); показало, что Устав в том виде, который можно восстановить на основе многочисленных его обработок, при- Устав князя Владимира Святославича.
Законодательство Древней Руси надлежит XII в. и что главным его источником является грамота князя Владимира Святославича начала XI в., подтвердившая ряд привилегий церковной организации на Руси. Мнение о принадлежности общей основы сохранившихся текстов Устава домонгольскому времени разделяют большинство современных исследователей. По нашему мнению, в основе Устава лежит грамота о выделении десятины церкви Богородицы в 995—996 гг., которая была переработана в первоначальный Устав в начале XI в. (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространения на них церковной десятины и установлением церковной юрисдикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI — XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни «церковных судов» и церковных людей. Архетипный текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII в. Он закреплял в это время соотношение светской (княжеской) и церковной властей в пределах их юрисдикции и оговаривал формы и размеры материального обеспечения церкви. В процессе расширения числа епископских кафедр в XI — XIII вв. и обеспечения их отчислениями от поступлений централизованной феодальной ренты и пошлин, а затем и населенными крестьянами землями Устав отражал местные условия в положении церковной организации в различных княжествах. Устав известен в семи редакциях, относящихся к XII — XIV вв. и более чем в двухстах списках. Ниже даются две его старшие редакции XII —XIII вв.— Оленинская и Синодальная. Другие принадлежат к более позднему времени: Варсонофьевская редакция возникла в начале XIV в. в Северо-Восточной Руси, Волынская и Печерская принадлежат XIV в. и связаны соответственно с Галичской землей и Туровом, или Пинском. Волынская редакция имела распространение и на территории Молдавии и Валахии. Троицкая редакция и редакция Степенной книги возникли в Москве XVI в. ОЛЕНИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ Введение Оленинская редакция, наиболее близкая к архетипному тексту, относится к концу XII —первой половине XIII в. Отдельные группы ее списков, объединяемые в изводы, показывают связь с северо-западными и западными землями: Пушкинский и Археографический изводы — с Новгородом XIV — XV вв., Архангельский извод — с Полоцким княжеством XV в, Архивный — с Галицко-Волынской землей XIV в. Синодальная редакция относится ко второй половине XIII —началу XIV в. Разнообразие текстов (известно шесть изводов этой редакции) связано с ее распространением на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорусских землях. Тексты подготовлены по изданию памятника: Древнерусские княжеские уставы XI — XV вв. (издание подготовил Щапов Я. Н). М., 1976. В основе издания Оленинской редакции — список Архангельского извода, в большинстве мест лучше сохранившего ранний текст — ГПБ, F. 11.251 первой половины — середины XVI в. Указаны существенные смысловые варианты по спискам того же Архангельского извода; СЧ — ГИМ, Синодальное собр. № 951 1450-х — 60-х гг. СМ — ГИМ, Синодальное собр. № 996, Новгород, 1545 г. А — БАН.10.4 втор. пол. XVI в. У — ГИМ, собр. Уварова № 482 втор. пол. XVI в. по списку Пушкинского извода: П — ЦГАДА ф. 135, отд. V, I; № 1. Новгород (?) кон. XV — нач. XVI в. по спискам Археографического извода: Ар — ЛОИИ собр. Археографической комиссии № 240 Новгород, серед. XV в. Сл — ГПБ собр. Соловецкого монастыря № 858 / 968 Новгород, 1493 г. Устав князя Владимира Святославича. Оленинская редакция Текст /. 'Во имя отца, и сына, и святаго духа. 2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи Володи-меР, сын Святославль, внук И горев (и)4 блаженыя Ольгы, усприал еемь крещение святое or5 греческых ца- Законодательство Древней Руси реи6 Констянтина и Василия и Фотея патриарха, взях первого митрополита Михаила1® на Киев11 и на всю Русь'2, иже крести всю землю Рускую. 3. И по том летом минувшим, создах церковь святую бого-и дах десятину к ней во всей земли Рускои княже- 15 „...„16 m „„.. _____17 родицю ния]4 от всего" суда'" 10-тыи грош", ыс торгу неделю, из домов на всякое лето 10-е всякого всякого живота19 чюднои матери божий и чудному 10-тую стада и Спасу. 4. И по том20 возрех в21 греческий номоканун и обретох f 22 в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити князю23, ни бояром, ни судьям его. 5. И сгадав аз со своею княгинею Анною и со своими деть- 24 святой Богородици и митрополиту и всем ми, дал есмь епископом"". 6. А ты26 не ступають27 ни2Ъ дети мои, ни nq r>r, ни род мои в люди церковный и во все суды. внуци мои, 7. И31 по всем городом32 дал есмь33, и по погостом, и по свободам, где крестьяне суть. 8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором. 9. Далзь есмь: роспусты, смильное, заставание умыка- ние, пошибание, промежи мужем и женою о животе или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство40 ние41, узлы*2, зелье, еретичество, зубоядение43. или и50 сын и урека-иже44 ,47 отца и матерь бьют, иже48 истяжются49 о задници" 10. Мит рополичн люди церковный': игумен, (поп, попадья)53, поповичеве54, чернец, дьяконовая, проскурница55, пономарь56, вдовица, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец" дьяк, и ecu причетници церковный. 11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян. дочи бьетася игумениа, черница, дьякон, калика, ,.58 РАЗНОЧТЕНИЯ Ар в начале заглавие Рукописание святаго князя (Сл далее Владимира), крестившаго Рускую землю (Сл далее святым кресщением); 2—3 Ар Володимер, нареченный в святем крещении Василие; и вставлено по А, У, СЧ, СМ, Ар, Сл; 5—6 П гречкаго царя; 7—8 П нет; Ар далее Цареградскааго;
13 Ар далее Десятинную; 14 Ар далее в соборную церковь; Ар всякого княжа; 16—17 П, Ар десятую векшу; 18 П вторую; СЧ, П жита, П здесь заканчивается текст устава; 20—21 Ар разгнувше; 22 СЧ тяжеб; 23 СЧ князем; 24—25 Ар тыя суды церквам, митрополиту и всем епискупом по Руськои земли; 26 Ар по том; А вступаются, Ар надобе вступатися; 28—29 Ар детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века; Ар далее их; Ар нет и статья 7 объединена с предыдущей; 32—33 Ар и по волостем; 34 СЧ, СМ слободам; Ар далее И своим тиуном приказываю иеоковного суда не обидети, ни судити без владычня наместника; Ар А се церковный суды дал; Ар заставалное; Ар далее ц; 39 Сч, См далее их; СЧ, СМ ведовьство; Ар далее зелеиничьство; 41 Ар урекания три; Ар б..дьнею; 43 Ар зубоежа; 44 Ар или сын; 45 СМ, СЧ или; Ар далее или сноха свекровь, или братиа; 47 СЧ, СМ бьются или братья бьються; 48 СМ или; Ар или дети; 49 СМ, СЧ, Ар тяжютъся; СМ, СЧ далее А се; Ар далее потворы, чародеяниа, влъхвование, узлы; 50—51 Ар А се люди съборныя церкве преданы митрополитом и епископом; 52—53 в основном списке, А, У нет, вставлено по СЧ, СМ, Ар, Сл; 54 СМ, СЧ попович, У поп, дьякон; Ар далее и кто в клиросе; Date: 2015-09-05; view: 459; Нарушение авторских прав |