Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Одесский государственный академический театр оперы и балета
Видное место в культурной жизни города и страны занимает Одесский государственный академический театр оперы и балета. Его здание, построенное в 1884-1887 годах, является одним из чудеснейших в Европе архитектурных сооружений. Его портал украшен скульптурными группами, аллегорически изображающими муз — покровительниц театра, музыки, танца, комедии и трагедии. Посещение этого театра оставляет неизгладимое впечатление. Театр знаменит своей историей. В нём бывали выдающиеся писатели и композиторы, на его сцене выступали великие певцы Шаляпин, Карузо, Собинов. Оперный театр по праву можно назвать старейшиной среди одесских театров. Одесса добилась права строить театр в 1804 году, а в 1809 году он был уже построен. 10 февраля 1810 года состоялось первое представление - русская группа П Фортунатова поставила одноактную оперу Фрелиха "Новое Семейство" и водевиль "Утешенная вдова". Но, к сожалению, в 1873 году старый театр сгорел. И сгорел полностью. Не о каком восстановлении не могло быть и речи. Это была трагедия, которую смягчало одно обстоятельство - никто из людей не пострадал. Составить проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Ф. Фельнеру и Г. Гельмеру (Хельмнеру). Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. А открытие театра состоялось 1 октября 1887 года. Здание Одесского театра исполнено в стиле венского "барокко", который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века, но существует много примет стиля Возрождения. Фасад театра щедро и многообразно украшен статуями. Над главным портиком на пьедестале возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами, которые покорены ею. В левой руке музы – факел, правая поднята в приветствии. По бокам два гения. У гениев, как и положено, лавровые венки в руках. Чуть ниже, на втором пьедестала, расположены скульптурные группы, также на сюжеты из древней мифологии. Слева — Орфей играет на кифаре для кентавра; справа — Терпсихора (сестра Мельпомены и муза танца),обучающая девочку танцевать. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: первая строка — даты начала и окончания постройки театра (1884—1887); вторая строка — фраза «театр горел», относящаяся к пожару 1925 года; затем год 1967 и слово «реконструкция», говорящая о реставрации театра в указанном году. А в самом низу, по двум сторонам входа в центральный портик, - еще две группы: аллегорическое представление о комедии и трагедии. Сюжет первой заимствован у Аристофана. Простой смертный, но самонадеянный, представил себя не кем-нибудь, а Зевсом, за что Зевсом подлинным был сурово наказан: превращен в короля птиц. Волю Зевса выполняет один из гениев – снимает с простока маску величия… Сюжет трагедийной же композиции таков: Федра, дочь критского царя Миноса, вторая жена афинского царя Тезея, оплакивает убитого Ипполита, сына Тезея от первой жены. Ипполиту любовь мачехи стоила жизни. Федра заплатила такую же цену: она ведь оплакивает возлюбленного после того. Как приняла яд. За трагедией наблюдает печальный ангел. На фасаде портика, как раз над балконом, - два горельефных изображения. Две Славы с венками в руках. Кроме этих изображений вокруг фасада передней части здания по фронтону насчитывается шестнадцать фигур амуров, расположенных группами, поодиночке, пребывающих в разных позах. Структура здания сложна и в то же время чрезвычайно проста: подковообразная передняя часть с тремя примыкающими портиками, «посаженными» на разной высоте, над ними купол – как корона. Отменно задуманы и «поставлены» тря горизонтальных яруса. Приземистый, сознательно утяжеленный, лишенный всяких украшений первый, нижний ярус. Прямоугольные проемы лоджий с тосканским колоннами, верхняя часть которых изготовлена в виде тарелок, а на них как бы прилегли прямоугольные плиты, - это второй ярус. Наконец – третий: лоджия со сложными (точнее усложненными по отношению ко второму ярусу) проемами, колоннами и кокетливыми капителями. Колонны здесь разные: большие – ионические, малые – коринфские. На «челе» здания своеобразный венец. Это балюстрада, украшенная детьми-амурами «пути». Особенность сооружения в том, что ярусы не «лежат» друг на друге, а будто «повисают». Их разделяют выполненные в духе спартанской простоты «пояски», называемые еще «Паузами» между этажами. Определение это представляется поэтичным и точным. Если архитектура – застывшая музыка, то в ней должны быть паузы, как есть цезуры в стихах. Ярус здания чем выше, тем массивнее, однако ощущения, что фасад утяжелен не возникает. Дело в закономерностях перспективы, которыми разумно воспользовались строители. Верхние ярусы, когда подходишь к театру близко, как бы сжимаются, что позволяет воспринимать верхнюю часть как нечто воздушное. В малой степени – благодаря продуманной и мастерски выполненной декорировке последующих ярусов. Здание одесской оперы таит в себе еще один секрет. Если смотреть на фасад со стороны, то перед вами предстают не три, а два пояса: массивный, обстоятельный, устойчивый – нижний; изящный, легкий – верхний. Легкость эту обеспечивает аркада лоджий, силуэты разбросанных над балюстрадой скульптур. Разгадка в том, сто нижний и средний ярусы объединены одинаковой (под грубую кладку) обработкой стен и поэтому зрительно совпадают. Впечатляют внутреннее оформление театра. Нижний этаж партер и ложи бенуара, фойе в виде широкого, идущего полукругом коридора, гардеробная, коридоры перед ложами бенуара, богато украшенные лестницы… Но самая красивая часть здания — это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского «рококо». Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится». Поражает изяществом ажурных деталей большая люстра в центре потолка. В зале и во всех ярусах много разнообразных лепных украшений. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Оригинально и изобретательно сделаны всевозможные светильники, канделябры и орнаменты бронзовых инкрустаций. Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Площадь сцены 500 кв. метров. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголке зала.
Date: 2015-09-05; view: 454; Нарушение авторских прав |