Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потёмкинская лестница





 

Потёмкинская лестница (до 1955 Бульварная лестница, ранее Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница — знаменитая лестница в Одессе, соединяющая центр города с гаванью и Морским вокзалом.

 

На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта восемь ступеней были засыпаны) и десяти пролётов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — её основание (шириной 21,7 м) значительно шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины на всём её протяжении. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется длиннее и виден только сплошной каскад ступеней.

 

Одессе, находящейся на возвышении, нужен был доступ к расположенному у моря порту. На заре Одессы море подходило почти к самому обрыву будущего Приморского бульвара. Потом море "оттеснили" Приморская улица (сейчас носит имя связанного с основанием города А. В. Суворова) и портовые сооружения. Спускались тогда к морю здесь так, как написал Пушкин в "Путешествии Онегина": С крутого берега сбегая, Уж к морю отправляюсь я.

 

Гигантская лестница была спроектирована в 1825 году архитекторами Франческо Боффо, Авраамом Мельниковым и Потье, а построена в 1837-1841 инженерами Уоптоном и Ю. Морозовым. Светлейший князь Воронцов распорядился построить лестницу в подарок своей жене Елисавете, она стоила городу 800 тыс. рублей. Лестница построена "на том месте, где была тропинка", как утверждал одесский старожил Михаил Дерибас.

 

Под стать архитектурному совершенству конструкция лестницы, в основном разработанная инженером Уптоном. Это гигантский, сложенный из местного известняка клин, покоящийся на деревянных сваях и "прорезанный" тремя продольными и девятью поперечными сводчатыми коридорами или галереями, которые образуют на пересечениях массивные столбы. Столбы и поддерживают саму лестницу: наклонную плоскость с уложенными поверх нее ступенями. Сквозные поперечные галереи образовали на боковых стенках лестницы красивые аркады.

 

Лестницу постепенно разрушала эрозия, и в 1933 году песчаник был заменен розово-серым гранитом, а площадки были покрыты асфальтом.

 

На агитационных плакатах времен Великой Отечественной войны лестница олицетворяла Одессу.

 

В 1955 году к 50-летию восстания на броненосце лестница, до революции называвшаяся Ришельевской, а потом Бульварной, была переименована в Потёмкинскую.

 

По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing e tv, Потемкинская лестница вошла под шестым номером в десятку самых красивых лестниц в Европе.

Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на север, а не на юг.

 

 

Городская Дума (Старая биржа)

 

Здание построено архитектором Ф. К. Боффо для Одесской товарной биржи. По своей архитектуре напоминает Александровский дворец 1792- 1796 гг. в г. Пушкине архит. Д. Кваренги. Первоначально главный фасад здания украшали два ряда колонн, за которыми размещался открытый дворик, вымощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные (ив два этажа) полуциркульные окна. В 1871-1873 гг. в целях расширения площади для биржевых операций здание было перестроено архит. Ф. И. Моранди. Второй ряд колонн главного фасада заменен стеной с парадным входом, дворик перекрыт и перестроен в Белый зал, который соединялся с биржевым (Розовым) залом через колоннаду, возведенную на месте наружной стены здания. Все большие полуциркульные окна были заложены, фасад украшен скульптурой и лепкой проф. Иорини. 14 (27) января 1918 г. в здании состоялось общее собрание Совета рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов, провозгласившее Советскую власть в Одессе, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде сооружения.

 

В 1946-1949 гг. здание было реставрировано и реконструировано (Облпроект, архитекторы Г. В. Топуз, В. Л. Фельдштейн, В. Н. Смирнов). Планировка изменилась, увеличилось число рабочих комнат, наиболее ценный в архитектурном отношении Розовый зал восстановлен, Белый зал полностью реконструирован. Здание в стиле классицизма, возведено из камня-ракушечника, оштукатурено, двухэтажное с цокольным этажом. В отделке экстерьера и интерьера применен коринфский ордер. Из-за рельефа местности цокольный этаж со стороны главного фасада и бокового, обращенного к площади, переходит в подвальный. Сооружение прямоугольное в плане, с ризалитами по сторонам главного фасада, с полуротондой и прямоугольной вытянутой пристройкой со стороны двора. Перекрытия плоские, в цокольном этаже - частично полуциркульные своды, в залах- подвесные деревянные потолки лучковой формы. Планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Главный фасад украшен двенадцатью колоннами, размещенными между ризалитами, полуротонду обрамляют шесть колонн, поставленных на террасу с лестницами по сторонам. Стены расчленены пилястрами, завершены развитым карнизом, увенчанным парапетом. Скульптуры бога торговли Меркурия и богини земледелия Цереры в нишах ризалитов и завершающая скульптурная группа с часами, олицетворяющая смену дня и ночи, дополняют общий замысел композиции главного фасада.


 

Здание является одним из лучших образцов общественных сооружений в стиле классицизма в Украине.

 

 

Филармония (Новая биржа)

 

Проект составлен архитектором А. Н. Бернардацци. Фасад здания выполнен в стиле флорентийского Возрождения, фундамент сложен из бутовой плиты и кирпича на сложном растворе, цоколь и стены - из бутовой плиты, кирпича и штучного камня. Здание прямоугольное, с внутренним двориком в восточной части, поставлено на высокий цоколь с подвалом. Фасады облицованы керамическими плитками разных оттенков коричневого цвета. Проемы тройных арочных окон декорированы снаружи деталями из белого мрамора, внутренние переплеты заполнены витражами из разноцветного стекла. Центральный вход на главном фасаде привелекает внимание глубокой лоджией высотой 21 м с открытой лестницей из белого мрамора. По обеим сторонам ведущего в вестибюль лестничного марша расположены ростральные колонны. Арка лоджии оформлена орнаментами и инкрустациями из искусственного разноцветного камня. Лоджия с вестибюлем составляют один объем, завершенный шатровой пирамидальной кровлей. Венчает постройку пышный аркатурный фриз с карнизом, аттиком и небольшими фронтонами с нишами по осям крайних окон бокового фасада. Для создания купола лоджии и в облицовки под гранитный рустованный камень нижней части здания использован бетон.

 

В интерьере над тремя входными дверями в так называемый операционный зал помещены живописные панно «Земледелие», «Торговля» и «Промышленность», написанные флорентийским художником Кассиоли. Стены зала под потолком украшены росписями петербургского художника Н. Н. Каразина. Отделка стен отлично сочетается с резным деревянным кессонированным потолком. Интерьеры облицованы искусственным мрамором и камнем.

 

В 1900 г. в ознаменование 50-летней творческой деятельности А. Н. Бернардацци в лоджии установлен мраморный бюст архитектора. Используется как зал филармонии.

 

 







Date: 2015-09-05; view: 547; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию