Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная справка





- Аристотель считал, что риторика — это наука доказательной речи. А.Ф. Мерзляков в “Краткой риторике” (1809) в разделе “Речи ораторские” писал: “В слове или речи заключаются три намерения оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием. Представляя предмет со всею ясностию и подробностию, мы научаем и в то же время убеждаем разум справедливостию или, по крайней мере, вероятностию наших доводов. Сие научение и убеждение действуют в то же время на нашу волю, заставляют нас принять участие в предмете, представленном оратором, управляют нашими склонностями и производят в нас или привязанность, или отвращение”.

- Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» писал, что убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами - логическими и иными - оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе.

Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер - в самом вопросе или в его спорности. Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не возник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же верить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или помочь его разрешению. Как избежать таких ошибок? Выбирать действительно спорный и разрешимый вопрос, содержательную тему.

- В книге Н.Н. Кохтева «Риторика» написано: «В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент — это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.

Аргументы делят на два вида.

1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.

2. Аргументы к человеку. Что это за аргументы?

В ораторской речи они используются так же часто, как и первые. Цель их привлечения — воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них.

1)Аргумент к авторитету — ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. Чаще всего это проявляется в научной речи.

2)Аргумент к публике — ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.

3) Аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента.

4)Аргумент к тщеславию — расточение нёумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.

5)Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, пожалуй, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения.

 

Задание 108. Проанализируйте отрывки из речи А.И. Солженицына (вступление и заключение), произнесенной им при получении Нобелевской премии. Укажите, какие публицистические приемы использует автор в своем выступлении. Какие из них вам особенно нравятся?

Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? - замысловатый в изгибах, отблескивающий то смутно, то ярким ударом луча, -вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей. Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаем за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения - до эстрадныхпесенок и ночного бара, то - затычкою или палкою, как схватишь, - для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А искусство – не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света. Но охватим ли в е с ь тот свет? Кто осмелится сказать, что определил Искусство? перечислил все стороны его? А может быть, уже и понимал, и называл нам в прошлые века, но мы недолго могли на том застояться: мы послушали, и пренебрегли, и откинули тут же, как всегда, спеша сменить хоть и самое лучшее - а только бы на новое! И когда снова нам скажут старое, мы уже и не вспомним, что это у нас было. Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира, населения его, объемлющей ответственности за него, - но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия, не сумел создать уравновешенной духовной системы. И если овладевает им неудача, - валят ее на извечную дисгармоничность мира, на сложность современной разорванной души или непонятливость публики. Другой - знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя еще строже его ответственность за все написанное, нарисованное, за воспринимающие души. Зато: не им этот мир создан, не им управляется, нет сомненья в его основах, художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него - и остро передать это людям. И в неудачах и даже на дне существования - в нищете, в тюрьме, в болезнях - ощущение устойчивой гармонии не может покинуть его. Однако вся иррациональность искусства, его ослепительные извивы, непредсказуемые находки, его сотрясающее воздействие на людей, - слишкомволшебны, чтоб исчерпать их мировоззрением художника, замыслом его или работой его недостойных пальцев. Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним? И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживет свои формы, умрет. Умрем - мы, а оно - останется. И еще поймем ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его? Не все - называется. Иное влечет дальше слов. Искусство растепляет даже захоложенную, затемненную душу к высокому духовному опыту. Посредствомискусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, какихне выработать рассудочному мышлению. Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь - не себя, -увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. И только душа занывает... Достоевский загадочно обронил однажды: "Мир спасет красота". Что это? Мне долго казалось - просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожаднойистории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала - да, но кого спасла? Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце… Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, - то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех? И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: "Мир спасет красота"? Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно. И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру? То немногое, что удалось мне с годами в этой задаче разглядеть, я и попытаюсь изложить сегодня здесь…... В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс иэнергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателямвсего мира.

♦ Задание 109. Самостоятельно напишите публичную речь, выбрав тему из предложенных ниже или придумав свою.

Используйте в подготовленной Вами речи функционально-смысловой тип речи: повествование, описание, рассуждение.

- Фильм, который надо посмотреть.

- Книга, которую следует прочесть.

- Великий человек с моей точки зрения.

- Удивительный характер.

- Мое любимое занятие.

- Любимое место в моем городе.

♦■Задание 110. Самостоятельно напишите публичную речь (тема по выбору) Проанализируйте качества составленной Вами ораторской речи, опираясь на алгоритмы "Оценка публичного выступления":

- Оценка выбора темы, определения вида речи, ее коммуникативной задачи, формулировки основной мысли, использования необходимых компонентов, ситуации общения;

- Составления плана, выбора аргументов, составления выводов. При этом обратите внимание на переходы между введением, основной частью и заключением, а также между пунктами основной части;

- На средства речевой выразительности, которые будут уместны в вашем случае.

Запомните: Риторики рекомендуют обращать внимание на характер введения и заключения, переходов между частями, использование уместных цитат. При произнесении речи пользуйтесь правилами интонации, пауз, уместности мимики, жестикуляции. При составлении речи обратите внимание на то, что нужно стремиться к речи информативно насыщенной, яркой, устремленной к добру. Речь ценится “во многословии, но без пустословия”.

Можете использовать одну из тем:

- Экскурсия в местный музей.

- Книга, научившая меня многому.

- Мой любимый поэт.

- Терпимость – редкое достоинство.

- Семья или карьера.

Задание 111. Ответьте на вопросы: Каким должен быть основной тезис; план его раскрытия, введение и заключение как наиболее запоминающиеся части речи. Соблюдены ли в речах основные цели введения — привлечь внимание аудитории, установить с ней контакт; заключения — конца речи, которое, как свидетельствуют риторы, должно быть оптимистичным, жизнеутверждающим.

Запомните: “Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому”.(Платон)

Проведите конкурс ораторов. Выберите общую тему конкурса "Современное красноречие". Определите экспертную/конкурсную комиссию.

Установите регламент. Определите Вашу условную роль: оратор; оппонент оратора; член жюри; активный участник беседы, круглого стола. Оцените в речи:

- Раскрыта ли тема/раскрыт/доказан ли основной тезис речи? Решена ли поставленная коммуникативная задача? Достигнута ли цель речи? Учтен ли фактор адресата?

- Насколько убедительны, достоверны и интересны приведенные в речи факты, примеры, статистические и цифровые данные; насколько уместны приводимые цитаты, авторитетны источники, на которые сделаны ссылки?

- Насколько продуманы переходы от одной мысли к другой/от одного положения к другому, выводы и обобщения.

- Какова структура речи: насколько логично и уместно расположен материал, как соотносится основная часть с введением и заключением.

- Оцените язык речи с точки зрения ее правильности (соблюдения норм русского языка), качеств хорошей речи: точности, логичности, ясности и доступности, чистоты, уместности, выразительности и разнообразия.

- Оцените и само произнесение речи: соблюдались ли нормы орфоэпии, насколько уместны были интонационные конструкции, паузы, жесты, мимика?

- Овладел и владел ли оратор в течение всего выступления вниманием аудитории, управлял ли им, сумел ли настроить аудиторию на восприятие темы, соблюдал ли законы проспекции и ретроспекции?

- Выдержан ли временной регламент?

- Как вы думаете, выступление с речью — это диалог с аудиторией или монолог (ведь говорю я, а аудитория слушает)? Обоснуйте ваше понимание.

- Выскажите свое мнение о том, что такое талантливая речь.

Оцените речь товарищей по общему алгоритму.

Тема хIIi.
Лингвистическая любознательность, любовь
к отечественному языку, как составляющие культуры
речевого общения (Практикум) -2 часа

Задание 112. Проанализируйте произведения современных писателей, живущих рядом с Вами в Подмосковье. Отберите их по общей тематике «Жизнь», «Любовь», «Дружба», напишите отзывы.

Задание 113. Прочитайте текст. Что так привлекло автора в семинаре Щербы? Подготовьте устное сообщение о бережном отношении к слову.

Date: 2015-09-05; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию