Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.С. Тургенев)





♦ Задание 86. Что сближает, а что разделяет риторическую манеру И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского? Составьте свое выступление, которое будете произносить при открытии памятника любимому поэту. Напишите план-сценарий речи.

 

Задание 87.. Рассмотрите и заполните таблицу «Синтаксические конструкции в ораторской речи, повышающие ее выразительность». Найдите им объяснение в словаре, приведите примеры из проанализированных Вами текстов публичных выступлений.

 

Тип синтаксической конструкции Значение Употребление в ораторской речи (примеры)
Каламбур    
Афоризм    
Реплика    
Парадокс    
Цитата    
Стилизация    

 

Задание 88. Переделайте высказывания так, чтобы получилась анафора.

- Я понимаю ваши сомнения, возражения, недостатки предлагаемого метода, но это все же лучше, чем то, что мы имели до сих пор.

- Мы все нуждаемся в спокойствии, благополучии, уверенности в завтрашнем дне.

- Вредит нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу.

 

Задание 89. Составьте высказывания с градацией, употребив в них следующие ряды слов. При этом расположите слова по возрастающему смыслу.

- стремительный, энергичный, живой;

- уничтожить, устранить, искоренить;

- человек, известный во всей стране, ученый с мировым именем, талантливый коллега.

 

Задание 90. Закончите высказывания так, чтобы получилась антитеза.

- Наука воздействует на наш ум, а ….

- Многие учатся с радостью, получение знаний доставляет им удовольствие, а ….

- Я не буду вам ничего советовать: если вы человек сведущий, то обойдетесь без моего совета, а ….

 

Задание 91. Продолжите данные риторические восклицания.

- Как интересно поехать в Италию! ….

- Что и говорить! ….

- Счастливые люди были наши предки!. ….

 

Задание 92. Составьте периоды, развив следующие высказывания.

- Художественная литература учит нас жизни.

- Учиться – это большое счастье.

- История и нынешний день тесно связаны.

- Ведите здоровый образ жизни.

 

Задание 93. Определите, в каких ситуациях можно употребить следующие парадоксы.

- Чем хуже, тем лучше.

- Лучшая защита – нападение.

- Кто умеет делает сам, а кто не умеет, учит других.

- Ум хорошо, а два – хуже.

 

Задание 94. Закончите высказывания, начатые гиперболическими формулами.

- Сейчас нет ничего важнее….

- Нет ничего приятнее….

- Нет ничего глупее….

- В литературе нет никого талантливее….

 

♦ Задание 95. Составьте текст со стилистически обусловленным (мотивированным) использованием инверсии, антитезы, анафоры, градации, риторического вопроса и других стилистических фигур.

 

Задание 96. Рассмотрите таблицу "Роды и виды красноречия". Проанализируйте классификацию видов речей: каковы принципы ее построения. Ответьте на вопрос: какие виды речей в каких сферах деятельности и в каких речевых ситуациях уместны? Аргументируйте ваше понимание, опираясь на анализ ораторских речей (по выбору).

 

Роды красноречия Виды красноречия
Социально-политическое Доклад на социально-политические и политико-экономические темы; отчетный доклад; политическая речь, парламентская речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь.
Академическое Лекция вузовская, школьная, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.
Социально-бытовое Юбилейная речь, застольная речь, приветственная речь.
Судебное Прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь.
Богословско-церковное Проповедь, речь на соборе.

 

Задание 97. Прочитайте тексты и определите, к какому роду и виду красноречия они относятся:

«Других ходов в столовую не существовало и проложено не было. Правда, Бобров, домовладелец, предлагает нам остановиться на предположении, что туда можно было проникнуть через форточку, а до форточки на четвертый этаж добраться по лестнице или по водосточной трубе. Но будем же рассуждать в пределах возможного и не станем допускать сказок. Приставленной лестницы никто не видел, а для того, чтобы лазить по водосточной трубе до четвертого этажа, нужно быть обезьяной или акробатом – приучиться к этому с детства, а братья Келеш – 40-летние люди и гибкостью тела не отличаются» (С.А. Андреевский).


«Я не хочу ни политики гильотины, ни политики виселицы, … ни вашего закона о ссылке!.. Господа, говорят этот закон не будет иметь обратной силы и его назначение – властвовать только над будущим. Раз уж вы произносите слово «будущее», я настоятельно предлагаю вам призадуматься над этим словом и над его содержанием. Ну-ка! Скажите, для кого вы вырабатываете этот закон? Ясно ли вам это? …» (В. Гюго).

«Я снова пытаюсь выразить вам свою признательность и снова чувствую свое бессилие. Ведь о почестях, каких вы меня удостоили, я не смел и мечтать. Всем вам должно быть понятно, что я никогда этого не забуду, что до гробовой доски буду вспоминать об этом с гордостью» (Ч.Диккенс).

«Господа судьи, господа присяжные заседатели! На вашу долю выпало произнести договор по беспримерному делу в летописи уголовного суда… На мне лежит задача облегчить для вас этот труд и разъяснить те обстоятельства дела, которыми обвинение желает воспользоваться. Вы сопоставите мои доводы с теми, которые представит вам защита, и тогда перед вами возникнет ясный образ настоящего дела…» (А. Жуков).

«В старой Киевской Руси главная пружина народного хозяйства, внешняя торговля, создала многочисленные города, служившие крупными или мелкими центрами торговли. В верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, внешняя торговля не могла стать главной движущей силой народного хозяйства. Вот почему здесь видим в 15-16 веках сравнительно незначительное количество городов, да и в тех значительная часть населения занималась хлебопашеством» (В.О. Ключевский).

Тема хII.
Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления. -12 часов

Задание 98. Прочитайте отрывок из книги И.Б. Голуб «Основы красноречия». Сформулируйте правила русского красноречия, запишите ответ в виде плана.

На наш взгляд, важнее всего содержательность речи. Пустая болтовня не может быть образцом для подражания, она несовместима с красноречием. Его главнейшее требование — богатство содержания речи, важность поставленной темы. Из этого требования вытекает и стремление к экономии речевых средств, отказ от многословия.

Точность, ясность и простота речи составляют достоинство любого произведения и выступления. «Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит себе точное выражение в словах; неопределенность выражений обыкновенно бывает признаком неясного мышления».

Красноречие несовместимо с бедностью словаря. Богатство речи свидетельствует о свободном владении говорящим возможностями родного языка, причем не только в его словарных запасах, но и в скрытых стилистических ресурсах морфологии, синтаксиса.

Проблема чистоты речи предостерегает нас от неоправданного увлечения диалектизмами, жаргонизмами, иностранными словами.

Уместность речи следует оценивать в соответствии с требованиями различных стилей русского языка. Стилистическое закрепление языковых средств позволяет определить потребность в тех или иных словах, выражениях, грамматических формах в выступлении оратора, беседе официального характера а также в конкретном тексте того или иного жанра книжной или разговорной речи.

С учетом стилевых особенностей речи следует говорить и о ее правильности, поскольку одни и те же формы склонения, спряжения могут быть не оправданы в книжной, письменной речи, но допустимы в разговорном стиле. Важно не отвлеченное представление о правильности словоизменения, построения словосочетаний и предложений, а стилистическая оценка множества вариантов, существующих в языке.


Литературное произношение и ударение являются обязательным условием хорошей речи.

Образность речи, эмоциональность, благозвучие — ценные качества хорошего слога. Они обращают наше внимание к изучению метафор, эпитетов, сравнений и других изобразительных средств языка, а также риторических фигур и приемов звукописи.

Логичность речи гарантирует точность выражения мысли. Поэтому ни писатели ни ораторы не могут пренебречь законами логики. Нарушение их перечеркнет все другие достоинства речи, лишив ее главного — ценности содержания.

 

Задание 99. Прочитайте тексты. Какие части публичного выступления вы можете выделить? Охарактеризуйте каждую из них.

♦ Подготовьте выступление на тему «Что важно для успеха речи».

1. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Иногда тема является заданной, но нередко ее приходится выбирать самим. Выбрав тему, интересную для себя и слушателей, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Следующий этап подготовки публичного выступления – подбор материалов для ораторской речи. Необходимо отобрать литературу, внимательно прочитать отобранный материал, выделить главное, интересное для сообщения, выработать собственное отношение к предмету речи.

Далее следует составить план выступления, записав к пунктам плана весь фактический материал, которым можно будет пользоваться во время выступления; придумать вступление и заключение, чтобы они были лаконичными, содержательными и соответствовали друг другу, продумать переходы от одной части к другой.

Чаще всего речь начинается с приветствия, обращения к слушателям: Здравствуйте…, Разрешите представиться …, Уважаемые коллеги.... Важно сразу привлечь внимание слушающих, начав с интересного примера, пословицы или поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. После интригующего начала следует вступление.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении рекомендуется повторить основную мысль речи, подвести итоги сказанного, сделать выводы. Важно продумать последние слова речи, так как они призваны усилить эффект выступления.


Хорошо продуманное вступление и необычное заключение не обеспечивают успеха выступления. Важно не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления, в которой формулируется основная мысль речи. Материал в основной части может излагаться разными методами: индуктивным (от частного случая к обобщениям и выводам), дедуктивным (от общих положений к конкретным примерам), концентрическим (расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором), ступенчатым (последовательное изложение одного вопроса за другим), историческим (изложение материала в хронологической последовательности), методом аналогии (сопоставление различных явлений, событий, фактов). В одном выступлении возможно использовать различные методы изложения материала, что позволит речи в целом быть оригинальной и нестандартной.

Продумав основное содержание речи, следует найти выразительные приемы, которые придадут выступлению живость, эмоциональность, индивидуальность.

В конце работы над текстом нужно обязательно прорепетировать свое выступление, не читая текста доклада, а озвучивая его по собственному плану.

 

2. Советы лекторам.

- Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме - прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше - написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.

- Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал.

- Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Невидимый ни для кого предварительный труд - основа уверенности лектора.

- Говорить следует громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила.

- С ледует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы и даже отдельных слов (логическое ударение).

- Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова - У лектора не должно быть одной какой-то точки, к которой привлекается во все время речи его взор. - Избегать шаблона речи, он особенно опасен в начале и в конце. - Чтобы лекция имела успех, надо: завоевать внимание слушателей и удержать внимание до конца речи. Привлечь (завоевать) внимание слушателей - первый ответственный момент в речи лектора - самое трудное дело. Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков" - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п. Пример. Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко- непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью. _____Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. _____Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик... - Начало должно быть в соответствии с аудиторией, знание ее необходимо. Например, начало лекции о Ломоносове не подошло бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность. Вторая задача лектора - удержать внимание аудитории. Удержать и даже увеличить внимание можно: краткостью, быстрым движением речи, краткими освежающими отступлениями. Краткость - отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Речь должна быть экономной, упругой. Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций - много. Быстрое движение речи обязывает лектора не задерживать внимания в подходах к новым частям (новым вопросам - моментам) речи. Например, часто приходится слышать: “Что же касается до юмора Чехова, юмора крайне своеобразного, то о нем можно сказать следующее...”. Вместо этих нестоящих слов надо сказать: “Юмор Чехова отличается удивительной мягкостью и гуманностью”. _____Краткие освежающие отступления нужны в большой (скажем, часовой) речи, когда есть полное основание предполагать, что внимание слушателей могло утомиться. Утомленное внимание - невнимание. Отступления должны быть легкими, даже комического характера, и в то же время стоять в связи с содержанием данного места речи. _____ Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в конце речи о Ломоносове (см. выше) можно сказать: “Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина - только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя”. _____Разумеется, такой конец не для всех речей обязателен. Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье - тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего. _____Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д., или чтобы был естественный переход от одного к другому. ____Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица. (А.Ф. Кони)   3. Скучная история (отрывок). Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное "в прошлой лекции мы остановились на...", как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и - пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения. Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя -победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это - бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать. Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле. И я думаю. Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекций. (А.П. Чехов)  

Задание 100. Составьте вступление для речи «Как я отделался от дурной привычки».

Задание 101. Подготовьте описание какой-то достопримечательности города или экспоната музея как фрагмент речи экскурсовода, выступающего перед группой туристов.

Задание 102. Какое заключение Вы сделали бы, если бы рассматривали в своей речи вопросы современного образования в России? Запишите его.

Задание 103. Прочитайте речь. Определите построение (композицию) ораторской речи: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку (начало, вступление, главная часть, заключение).

Каким образом автор речи привлекает внимание своих слушателей и читателей. Ответьте на вопросы теста. Нужное подчеркните:

а) держит в напряжении аудиторию построением речи;

б) строит речь с учетом интересов аудитории, вводит риторические вопросы;

в) структура речи кратка, логична, использует подтекстовое, затекстовое содержание, известное аудитории;

г) вводит яркие, необычные, соответствующие развитию темы приемы: занимательные приемы, шутки, различные отступления;

д) четко планирует и прогнозирует содержание по минимальному времени.

Нобелевская речь И.А. Бунина.

Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи.

Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби,— совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грасс дал мне, как писателю, наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода не-обходима особенно,— она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш Королевский Дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского Королевского Дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его Величество Король, Король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.

Задание 104 [1]. Прочитайте речь, определите композицию текста. Определите информативную структуру речи. Обратите внимание на границы: структурно-смысловых частей. Определите типы речи: описание, повествование, рассуждение, объяснение, доказательство.*

Великий россиянин.

Открытие в Москве памятника великому русскому писателю Ивану Андреевичу Крылову — знаменательное событие. Здесь, в древней российской столице, более двухсот лет назад родился будущий знаменитый баснописец. И все творчество его стало ярчайшим выражением свойств и особенностей русского национального характера и ума.

Крылов — уникальное явление, и не только в области литературной. Истинный чудесный самородок, он, подобно Ломоносову, Горькому, поднялся из самих глубин народной жизни до высот мировой культуры. Смелой рукой он ввел в отечественную литературу и навсегда утвердил в ней изумительные образцы живой народной речи, решительно поборов архаичные, салонные литературные вкусы и представления.

В своих блистательных остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, чинопочитание и алчность, лихоимство и чванство, лицемерие и жестокость. Его сатирическая муза всегда служила народу, была его верной защитницей. Нет, не был обличитель Иван Крылов «добрым дедушкой», каким бы его хотели видеть царедворцы. Его едкие басни не были милыми байками для детей. Они обличали пороки самодержавного строя.

«Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц...»— сказал о Крылове Гоголь. Восторженно и глубоко уважительно отзывались о таланте Крылова и его великом значении для России Пушкин, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Тургенев. Еще при жизни великого баснописца назвали на Руси народным писателем.

Своим прекрасным и самобытным творчеством Крылов открыл широкую дорогу для появления бессмертных творений Грибоедова и Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Островского, в книгах которых как бы нашли свое новое воплощение крыловские традиции народности и реализма.

Минуло почти полтора века со дня смерти великого баснописца. Неузнаваемо изменилась Русь, стала могучей советской державой. Но и сегодня простые и меткие строки крыловских басен, как бы напоенные лукавством и глубокой народной мудростью, продолжают жить с нами — в наших мыслях, в речи, в книгах, как живут народные пословицы и поговорки…

…Сегодня мы открываем в Москве бронзовый монумент Крылову — дань памяти великому россиянину, которого Белинский по праву назвал честью, славой и гордостью нашей литературы.







Date: 2015-09-05; view: 676; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию