Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь о Шекспире





Дамы и господа! 23 апреля 1564 года, ровно три столетия тому назад, в год рождения Галилея и смерти Кальвина, в небольшом городке средней полосы Англии явился на свет ребенок, темное имя которого, тогда же записанное в приходский церковный список, давно уже стало одним из самых лучезарных, самых великих человеческих имен, - явился Вильям Шекспир. Он родился в полном разгаре шестнадцатого века, того века, который по справедливости признается едва ли не самым знаменательным в истории европейского развития, века, изобиловавшего великими людьми и великими событиями, видевшего Лютера и Бэкона, Рафаэля и Коперника, Сервантеса и Микель-Анджела, Елизавету Английскую и Генриха Четвертого. В том году, который мы, русские, празднуем теперь со всей подобающей торжественностью, - у нас в России, или, как говорили тогда, в Московии, в государстве Московском, царствовал еще молодой, но уже ожесточенный сердцем Иоанн Грозный; самый этот 1564 год был свидетелем опал и казней, предшествовавших новгородскому погрому; но как бы в ознаменование рождения величайшего писателя, в том же 1564 году в Москве основалась первая типография. Впрочем, ужасы, совершавшиеся тогда, не были свойственны одной России: восемь лет после рождения Шекспира в Париже произошла Варфоломеевская ночь; на всей Европе еще лежали мрачные тени средних веков - но уже занялась заря новой эпохи, и явившийся миру поэт был в то же время один из полнейших представителей нового начала, неослабно действующего с тех пор и долженствующего пересоздать весь общественный строй, - начала гуманности, человечности, свободы. Мы, русские, в первый раз празднуем нынешнюю годовщину; но и другиенароды Европы не могут похвастаться перед нами в этом отношении. Когдаисполнилось первое столетие после рождения Шекспира, имя его было почти совершенно забыто даже в родной его стране <…> Но вот прошло еще сто лет - и что же мы видим? Без преувеличения можносказать, что нынешний день празднуется или поминается во всех концах земли.В отдаленнейших краях Америки, Австралии, Южной Африки, в дебрях Сибири, на берегу священных рек Индостана с любовью и признательностью произносится имя Шекспира, так же как во всей Европе. Оно произносится и в чертогах и в хижинах, в светлых покоях богачей и в тесных рабочих комнатах, в отдалении от родного крова и близ домашнего очага, под воинской палаткой и под шалашом промышленника, на суше и на море, старыми и молодыми людьми, семейными и одинокими, счастливыми, которых оно радует, и несчастными, которых утешает... Целый мир им завоеван: его победы прочней побед Наполеонов и Цезарей.Каждый день, как волны во время прилива, прибывают новые его подданные - и с каждым днем шире и шире становятся эти людские волны. Ни один образ не вырос так в последние сто лет, как образ Шекспира, - и не будет конца его росту. Сколько в эти сто лет явилось изданий, переводов, на скольких различных языках, сколько художников, живописцев, музыкантов, ваятелей воплощали его типы, вдохновлялись ими! Сколько их еще видится впереди! Сколько грядущих поколений, сколько племен, теперь еще едва известных, сколько наречий, быть может, едва лепечущих теперь, - примкнут к торжественному шествию его славы! Мы празднуем его трехсотлетнюю годовщину; но мы уже ныне с уверенностью можем предсказать праздник его тысячелетия. Да; подобно своему единственному сопернику, величайшему поэту древнего мира, Гомеру, который, доживая свое третье тысячелетие, весь сияет блеском бессмертной молодости и неувядаемой силы, величайший поэт нового мира создан для вечности - и будет жить вечно!<…> Говорить ли нам теперь перед вами о самом Шекспире? Попытаться ли вбыстрых, поневоле кратких очерках представить посильную оценку его гения? Едва ли это возможно и едва ли нужно, тем более что он сам сейчас заговорит перед вами. Шекспир, как природа, доступен всем, и изучать его должен каждый сам, как и природу. Как она, он и прост и многосложен - весь, как говорится, на ладони и бездонно глубок, свободен до разрушения всяких оков и постоянно исполнен внутренней гармонии и той неуклонной законности, логической необходимости, которая лежит в основании всего живого. А потому ограничимся указанием на его же изречение, примененное им к едва ли не чистейшему из его созданий, к Бруту: Природа могла бы встать и промолвить Указывая на него: Это был человек! Шекспир не нашел никакого более сильного слова, которым он бы могпочтить побежденную добродетель; пусть же будет это самое слово высшей данью нашего благоговения к торжествующему гению!

Тема хI.
Обучение красноречию. Ораторская речь.
Роды и виды ораторской речи – 4 часа


Задание 75. Прочитайте текст. Подготовьте вопросы.

Информационная справка

Наука о мастерстве речи, наука общения, убеждения, воздействия словом называется риторикой, красноречием. Великий русский физиолог И.П. Павлов писал: “Слово сделало нас людьми”. Мастерски сказанное слово - убеждает служить добру, правде, счастью людей.

Риторика – искусство убеждения и воздействия словом, речью. Риторика - наука об ораторском искусстве. В ней гармонично представлена работа над содержанием речи и ее формой. Она имеет свои правила, использует риторические фигуры, риторические приемы, риторические критерии, оценки.

Риторика учит выбирать тему, собирать материал для высказывания текста в устной и письменной речи, планировать и коммуникативно-значимо конструктировать его, использовать языковые и речевые средства всех уровней, учитывать их стилевую и стилистическую окраску, их коммуникативные качества.

Риторике больше двух с половиной тысячелетий.

С V - ого века до нашей эры красноречие - неотъемлемая часть общей культуры речи, умения убеждать мудростью, красотой и мастерством слова.

Красноречие - признак высокой образованности человека, такого человека называли оратором. Обобщенный портрет оратора определен веками. Оратор – это человек, который взял на себя огромную ответственность: публично говорить, писать, убеждать, оказывать влияние на поступки людей. В таком человеке, по мнению древних (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.), на первом плане такие черты его личности, как гражданственность, природная одаренность к слову, его профессиональная выучка, владение родным и другими языками, их риторической системой: знание риторических правил, длительные упражнения. История риторики (с V века до н.э.) оставила современному обществу многочисленные риторики, в которых показаны: источники красноречия, определенные потребностями речевого общения; даны образцы речей; представлены сведения о философии риторик, открывающих тайны владения словом; многочисленные примеры родов красноречия.

Ораторские речи служили конкретным проявлением красноречия. В них отражение того, как человек может убеждать словом, как он изобретает публичную речь: а) выбирает тему, определяет свою позицию; б) собирает материал, систематизирует его, т.е. в целом работает над содержанием своего публичного выступления, ораторской речью.

В риториках каждый этап работы над речью назван. И первый из них, о котором сказано выше, называется инвенцией (лат. - изобретение).

Далее работающий над публичным выступлением оказывается на этапе диспозиции (лат. - расположение). Здесь важно научиться правильно выбирать жанр, тип речи, уметь составлять план, работать над композицией речи. Проверять, правильно ли выбрано направление работы в соответствии с замыслом речи ее жанром и типом. Медленно, проверяя каждый речевой шаг, будущий оратор строит речь в соответствии с “элокутивными правилами”. На этапе элокуции (лат. - выражать словом, украшать словом) нужно проверить речь на ее соответствие законам языка и речи: грамматической правильности, логической точности, выразительности, уместности, целесообразности, упорядоченности отбора языковых речевых средств для публичного выступления. Если эти традиционные этапы связаны с подготовкой ораторской речи, то этапы - меморио (лат. - запоминание) и акцио (лат. - произнесение, заполнение) - это уже процесс проявления непосредственного красноречия.


Великий Сократ так определил ораторскую речь: “Заговори, чтобы я тебя видел”. Оратор должен уметь держаться, владеть собой, голосом, аудиторией, всеми логическими и изобразительно-выразительными средствами языка. В его речи должны всегда присутствовать: нравственное начало (этос), мысль, отраженная в слове (логос), воодушевленная чувством (пафос). Эти основы древних риторик не потеряли своего значения и сейчас. И в настоящий момент риторика – наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова, реализуемых в разных речевых ситуациях, условиях речевого общения.

Параллельно с термином «риторика» всегда использовался термин «красноречие» как умение правильно и хорошо говорить и писать. М.В. Ломоносов в своём знаменитом «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.) писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово».

Слово «красноречие» появляется в XVII веке. В древнерусских текстах, по свидетельству В.И. Аннушкина, отмечено около 20 синонимов слова «риторика»: благословие, благоглаголание, благоречие, благоязычие, добрословие, доброглаголание, доброречие, доброязычие, краснословие, красноглаголание, красноречие, сладкогласие, златословие, златоустие, искуснословие, многовещание, велеречие, великогласие, хитрословие, хитроречие.

Древнерусские книжники ценили такие качества речи, как благость, доброта, красота, сладость. Отрицательными же свойствами речи считались празднословие, злословие, сквернословие.

Итак, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» А слово, как сказал греческий ритор Горгий: «есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Авторы русских риторик определяли значение риторики, красноречия по-разному:

• Кто хочет иметь дело с людьми, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше (М.М. Сперанский).

• Силою слова проницать в душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным изображением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением вещественного изящества есть искусство красноречия, составляющее предмет риторики (И.С. Рижский).

• Красноречие проистекает от совершенства ума и сердца, от обилия чувствований и познаний: следовательно, тот только может быть красноречивым, кто добродетелен и сведущ в разных науках (Я.В. Толмачев).


• Ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сии две способности неразлучны... (Н.Ф. Кошанский).

• Быть красноречивым - значит уметь доказывать, уметь действовать на разум, волю и страсти, уметь достигать своей цели. (Н.Ф. Кошанский).

<...> Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом, последний существенно отличает истинное красноречие (Н.Ф. Кошанский).

 

Задание 76. А.С. Пушкин учился писать по “Общей риторике” Н.Ф. Кошанского. Среди русских риторик “Общей риторике” Н.Ф. Кошанского (1830 за глубокий практический исторический анализ текста, отвечающий риторическим законам и правилам, отведено почётное место. Приведите аргументы и иллюстрации к следующим положениям Н.Ф. Кошанского:

“Всякая мысль рождает другую. В каждом предложении таится другое, третье (предложение) и так далее...”. Например, в предложении “Умереть за Отечество прекрасно” таятся другие: “Отечество падшим героям обязано благодарностью”, в другом третье: “Россия благословляет память Багратионов, Кульпевых, Милорадовичей”. В третьем - четвертое “Могила храброго Отечеству священна”.

Каким образом можно завершить конструирование текста на заданную тем? Запишите ваш вариант, опирайтесь в своей работе на следующие риторические правила Н.Ф. Кошанского.

1. Открывать в одной мысли другие, значит мыслить.

2. Хорошо писать, значит хорошо думать.

3. Не спешите писать. Научитесь прежде мыслить и чувствовать.

4. В источниках (т.е. при сборе фактического материала для речи) Вы непременно найдете для вашей мысли что-то новое, изящное, прекрасное. Вот сии источники (их 25): причина, сравнение, подобие, пример, свидетельство, обстоятельство, уступление, условное, противное, время, место, признаки, качество, принадлежность, свойство лица, свойство бездушного предмета, действие, страдание, имя, целое, части, род, вид, определение, следствие.

 

Задание 77. Прочитайте текст. Какое толкование слова «оратор» нам сегодня ближе? Подберите определения к данному слову.

Слово оратор появилось в русском языке в начале 18 века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». В.И. Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского языка» подбирает к нему близкие по значению слова и словосочетания : вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. В 17-ти томном «Словаре современного русского литературного языка» можно найти такие значения данного слова:

1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов).

2. Лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании. Тот, кто публично провозглашает какие-либо мысли, идеи; глашатай чего-либо.

3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

Задание 78. Прочитайте отзывы современников о публичных выступлениях русских лекторов 19 века. Какие черты, необходимые для оратора, вы можете выделить?

«Грановский сделал из аудитории гостиную, место свиданий, встречи высшего света. Для этого он не нарядил историю в кружева и блонды, совсем напротив – его речь была строга, чрезвычайно серьезна, исполнена силы, смелости и поэзии, которые мощно потрясали слушателей, будили их. Смелость его сходила ему с рук не от уступок, а от кротости выражений, которая ему была так естественна, от отсутствия сентенций… Излагая события, художественно группируя их, он говорил ими так, что мысль, не сказанная им, но совершенно ясная, представлялась тем знакомее слушателю, что она казалась его собственной мыслию…» (А.И. Герцен).

«Картины, рисуемые Буслаевым в аудитории, заставляют слушателей жить жизнью чувства; увлечение учителя сообщается и ученикам, которые в своем воображении идут за своим профессором… Буслаев жил сам в своих лекциях, влагая в них всю свою личность и душу, и в этом ему помогала его даровитая и пылкая фантазия. Это был профессор-поэт…» (Е.Ф. Будде)

«Интонация его (Менделеева) голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение и всегда подыщет такое, что в двух-трех словах ясно выразит то, что хотел сказать…» (В.Е. Тищенко)

«При отрывистом произношении речь Соловьева не была отрывиста по своему складу, текла ровно и плавно, пространными периодами с придаточными предложениями, обильными эпитетами и пояснительными синонимами. В ней не было фраз: казалось, лектор говорил первыми словами, ему попадавшимися. Но нельзя сказать, чтобы он говорил совсем просто: в его импровизации постоянно слышалась ораторская струнка; тон речи всегда был несколько приподнят… Вслушиваясь в это, как бы сказать, говорящее размышление, мы старались ухватиться за нить развиваемых перед нами мыслей и не замечали слов…

<…>Голос, тон и склад речи, манера чтения – вся совокупность его преподавательских средств и приемов давала понять, что все, что говорилось, было тщательно и давно продумано, взвешено и измерено, отвеяно от всего лишнего, что обыкновенно пристает к зреющей мысли, и получило свою настоящую форму, окончательную отделку». (В.О. Ключевский)







Date: 2015-09-05; view: 986; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию