Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоанализ. Нужен ли он? 2 page





Задание 28. Проведите общий анализ стихотворений А.Ахматовой “Речь”, “Мужество”, А.Вознесенского “Зодчие речи”. Запишите Ваши впечатления в виде отзывов. Выучите одно из стихотворений или отрывки из них наизусть.

РЕЧЬ

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней — царственное слово.

(А.Ахматова)

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим и от плена спасем

Навеки!

(А.Ахматова)

ЗОДЧИЕ РЕЧИ

I

Народ, зодчий речи,

творит себе памятник.

Без паники!

Куда нас зазвали

волшебный шрифты

на небо с асфальта

ведущего лифта?

Монтажники речи,

поэты как будто,

качают за плечи

великие буквы.

Меня взвейте в небо

строительным краном –

Как буквицу,

выпавшую из грамот!

Вы были ли буквицей,

взвитой над улицей,

одетой в каску для безопаски?!

 

Вершина качается речевая –

людская печальника вечевая.

И ветер рвет с плеч мою голову в каске.

И Вечность разит коррозийною краской.

До Пушкина видно, до Киева даже...

О речь четырнадцатиэтажная!

Веревка и каска

и ноги предтечи.

Великая качка

заоблачной речи!

Стою на вершине,

случайная буква.

Мчит реамашина

безумною клюквой.

Простимся, Тишинка!

Ах, буковки рынка,

стручки –

как пуговицы в ширинке.

Внизу вечереет,

стоит за черешней,

гудит в чебуречных

народ, зодчий речи.

Народ – зодчий речи.

Мы – только гранильщики.

Во Времени вечном

Речь – наша хранительница.

Мы – буквы живые

в отпущенном сроке,

у высшего Пушкина

в сказанном слоге.

Стоит он над нами,

презрев безопасность,

с цилиндром в руках,

что служил ему каской.

Над светскою чернью,

над сплетней усердной,

над окололитературною серью!

Великие ветры пронзают лопатки.

Он даже и летом

не снимет крылатки.

И, чувствуя силу,

что не программируется,

шепчу я: “Спасибо,

Речь, наша хранительница!”

 

II

С земли корректирует медную ковкость

народ Маяковский,

и горло другого от выси осипло.

Не стойте под Словом,

чтоб вас не зашибло!

Не медь – матерьял

речевого состава –

людская печаль,

и мученья, и слава.

Зураб Церетели в комбинезоне,

как меч, целовал

эту медь бирюзовую.

А вы подымались,

где я подымался?

Где речь – опора,

а не туманность.

Не надо мне крана!

Как раньше провидцы,

сам в небо подтягиваюсь

рукавицами.

И с пушкинским профилем

спутник курчавый

кричал мне: “Попробуй!

Качает? Качает?”

Я лесенкой лез –

позвоночником Речи.

Народ Кузьмин

говорил мне: “Полегче!”

Кузмин Михаил –

чародей Петербурга.

Кузьмин Алексей –

пишет по небу буквы.

Не смоете губкой,

не срезать резинкой

с небес эти буквицы

русско-грузинские.

Такого ни в Цюрихе,

ни в Семиречье –

прокрашенный суриком

Памятник Речи.

Два века

Георгиевскому трактату.

А через два века

кто-то, когда-то,

прочтя наши впайки,

шепнет над гранитами:

“Спасибо за памятник,

Речь, наша хранительница!”

Взойдет и над ним

голубой позолотой

венец в виде “О”,

что венчает работу.

О небо! О вечность!

О трудные годы...

Народ – зодчий речи.

Речь – зодчий народа.

 

III

Что думаешь, Речь,

нам лица не показывая,

тяжелым венцом

над Москвою покачивая?

А может быть, это

в руке у Вечности

чуть-чуть покачивается подсвечник?

Другая рука с непонятною силой

луну донцем к нам

как свечу наклонила.

Вставляйте в подсвечник

луну небосвода!

НАРОД – ЗОДЧИЙ РЕЧИ.

РЕЧЬ – ЗОДЧИЙ НАРОДА.

(А.Вознесенский)

♦ Задание 29. Подготовьте выступление для участия в одном из конкурсов «Выразительное чтение», «Конкурс чтецов», «Коллективная декламация», «Трибуна критика» (конкурс лучших работ-отзывов, рецензий).

Тема III.
Текст как результат речевой деятельности.
Текст — феномен речевого общения

► Основные признаки текста.

Текст как смысловое и структурное единство. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные типы и стили речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, предмета речи, цели, характеристик участников речевого общения (адресанта и адресата), формы речи, условий общения. Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей: обиходно-разговорного, делового, научного, публицистического, художественного. Жанры текстов.


 

Задание 30. Прочитайте сокращенный вариант текста “Понятие о тексте и его строении” А.И.Горшкова. Запишите основные положения-тезисы. Подготовьтесь к устному ответу по одному из них, самостоятельно, по аналогии с примерами автора, подберите дополнительный иллюстративный материал.

Слово текст (лат. textus – ткань; связь, соединение) имеет различные значения: 1) Сочиненная кем-либо связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. 2) Бумага с написанным на ней авторским сочинением. 3) Содержание какого-либо словесного произведения. 4) Основная часть словесного произведения; авторское сочинение без комментария, приложений. 5) Отрывок из какого-либо произведения, обычно из Библии, Евангелия, предназначенный для проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения. 6) Отрывок из произведения словесности, предназначенный для учебных целей. 7) Спец. Типографский шрифт размером около 8 мм.

Текст может быть объектом специального изучения. В 1931 году в статье “О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании” Л.В.Щерба писал, что на языке лингвистов тексты – это “совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы”. Филологически понимают текст по-разному. Сравним одно из определений текста: Текст – это произведение словесности. Именно в этом смысле понимают филологи текст, когда говорят, что филологии принадлежит весь мир человека, увиденный через текст.

Текст – явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства, признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Признаками, свойствами, характеристикой текста ученые считают:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме. Не выраженного – не произнесенного, не написанного, не напечатанного – текста не может быть. Выраженность — один из главных признаков текста.

2. Отграниченность. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, само собой разумеется, связаны между собой в определенном порядке.

Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Иначе связываются между собой предложения в тексте. В тексте предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и предложения, отделенные друг от друга одним или несколькими другими предложениями. Способы связи предложений в тексте разными авторами определяются и группируются различно. Но в основном эти способы сводятся к двум основным типам: связи путем лексических и грамматических повторов и связи путем семантических соответствий или ассоциаций (лат. assotiatio – соединение, в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.п.).

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое — это одно из главных качеств текста. Цельность текста важна прежде всего в том отношении, что языковые единицы преобразуются в нем, связываются “в одно и качественно новое целое”.


5. Упорядоченность, или структурность (лат. struktura – расположение, порядок; взаиморасположение и связь составных частей чего-либо). Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

Связность и цельность могут быть включены в более широкое понятие упорядоченности, структурности текста. Т.е. признаками текста являются выраженность, отграниченность и упорядоченность, или структурность.

К этим признакам надо прибавить еще один, едва ли не самый главный. “Ведь в конце концов текст, – как правильно писал В.В.Одинцов, – создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания”. Текст обязательно заключает в себе определенное содержание, или, как сейчас часто говорят, информацию (от лат. informatio – представление, понятие о чем-либо). Итак, кроме названных выше признаков, тексту свойственна информативность.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Связь содержания и формы в тексте ни в коем случае нельзя представлять как связь механическую. Связь этих двух сторон текста неразрывна. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму. Невозможно изменить содержание текста, не изменив его словесную форму, и невозможно изменить словесную форму текста, не изменив его содержания. Поэтому существует понятие двуединства текста – единства словесного выражения и выражаемого содержания.

Содержание – важнейшая категория текста. Собственно, как уже было отмечено, текст и создается для того, чтобы выразить какое-либо содержание, сообщить какую-либо информацию.

Содержание соотносится с темой и идеей.

Тема (греч. thema – букв.: то, что положено в основу) – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблема и т.п., которые лежат в основе содержания текста. Тема – это то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, развертывается рассуждение, ведется диалог и т.п. В нехудожественных текстах тема, как правило, обозначается в названии. Названия художественных произведений могут быть прямо связаны с темой (“Преступление и наказание”, “Отцы и дети”), или представлять собой метафорический образ, подводящий к теме (“Обрыв”, “Дым”), или не заключать в себе указания на тему (“Евгений Онегин”, “Обломов”, “Анна Каренина). А многие лирические стихотворения вообще не имеют названий. Очень важно иметь в виду, что художественные произведения, даже относительно небольшие по объему (например, рассказы), могут раскрывать несколько тем, а повести, романы, пьесы практически всегда многотемны.

Тема существенным образом влияет на содержание, но не охватывает его целиком. Содержание всегда шире, многообразнее темы и всегда отражает отношение автора к теме. Для раскрытия темы автор всегда выбирает какой-то определенный материал действительности. А этот материал действительности требует определенных языковых средств для своего выражения. Но то или иное явление действительности может быть выражено не каким-то одним, а различными языковыми средствами. Значит, и здесь у автора есть выбор; что-то он использует, а что-то отвергает.


Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда.

 

Задание 31. Прочитайте и сравните тексты «Берёза», определите признаки текста.

 

Береза Береза Береза
1. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.) 2. Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют Береза бородавчатая и Береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь.) Самое милое русское слово – береза. О ней говорится в сказках, поется в песнях, а при слове “родина” всегда вспоминается березка. С давних времен береза вошла в жизнь русского народа. Для топорища всегда выбирали березовое, лучше узловатое полено. Из березовых коры, бересты, гнали знаменитый березовый деготь; делали посуду, в том числе замечательные туески, нередко любовно украшенные. В Новгороде береста служила “бумагой”, на ней выдавливались и официальные документы, и частные письма. Богатую смолой бересту подкладывали под бревна и балки, которые клали на камне или в сырые места. Тонкие березовые ветки шли на метлы и веники. Веники употребляли не только для подметания полов и обмахивания стен, но и для бани. В жарко натопленной бане до умопомрачения хлестали себя березовыми вениками. Пожалуй, ни одно дерево русский человек не любит так, как березу, и береза после суровой зимы торопится принести людям радость: не распустив еще листья, она зацветает. А как хорош березовый лес, когда он пробуждается после зимы. На голубой эмали неба так красив весенний наряд березы. А молодые березы с белыми стволами похожи на девушек в белых платьях, с зелеными косами, вступивших в раннюю и благоуханную пору своей жизни. Но не только своей красотой радует человека березовый лес, он одаривает нас лучшими грибами – подберезовиками, груздьями, крепкими, словно литые, белыми, а там, где березы смешиваются с осинами, растут оранжевые и лиловые подосиновики. Трудно сказать, когда красивее березовый лес: весной, летом, осенью или зимой. В каждом времени года береза дарит человеку свою красоту. Смотришь на это половодье красок и думаешь: если бы не было березы, как потускнели бы картины художников-пейзажистов! Сколько красок и яркости принесла береза на полотна Левитана, Поленова, Куинджи, Нестерова и многих, многих других! (А.Перегудов) I.. Береза Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней — душе родная проза Живым наречьем говорит.   Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть.   Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он просек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой.   Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо. (П.Вяземский)    

 

Задание 32. Проанализируйте тексты, по-разному раскрывающие одну и ту же тему.

Осень

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А.С.Пушкин)

Осень

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

(А.А.Фет)

Задание 33. Прочитайте анализ текстов, проведенный А.И.Горшковым. Сравните с вашим анализом.

Содержание приведенных текстов настолько различно, что трудно было бы говорить об их общей теме, если бы она не была обозначена в заглавиях – “Осень”.

Пушкинская строфа – описание осени с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями: роща, последние листы, нагие ветви, осенний хлад, промерзающая дорога, еще журчащий ручей, но уже застывший пруд (выразительнейшее сопоставление, точно определяющее состояние природы), поспешающий на охоту сосед, отъезжие поля, озими, лай собак, уснувшие дубравы.

Стихотворение Фета – непосредственное выражение чувства. Поэтому признаки реальной осени немногочисленны, имеют метафорические значения (сумрачные дни беззвучной осени и хладной, золотолиственных уборов, горящих, замирающей) выступают только как условный фон лирического переживания.

Хотя приведенные примеры очень кратки, они все же дают достаточно ясное представление о том, что содержание текста – это раскрытие его темы, отражающее, через выбор определенного материала действительности и языкового материала, отношение автора к теме. В отношении автора к теме выявляется идея (греч. idea – понятие, представление) произведения, которую очень условно толкуют как главную мысль, основной вывод, “жизненный урок” и т.п., заключенные в произведении.

Опираясь на все сказанное выше о тексте, можно дать такое определение. Текст – это выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей <...>, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров и функциональных стилей.

 

Задание 34. Повторно прочитайте текст задания 30, выпишите все определения текста, которые вам встретились. Сравните их с приведенными ниже. Выберите одно из определений как рабочее, из него вы будете исходить при анализе текстов, запишите его. Аргументируйте Ваш выбор, таким образом Вы поддерживаете позиции одного из исследователей текста. Вы стали последователями этой точки зрения. Имейте в виду, научные точки зрения могут сосуществовать, быть противоположными, в споре нужно уметь защищать свое мнение, дополнять, уточнять, конкретизировать свои представления.

1. “Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому” (Л.Лосева).

2. “Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия (заголовка) и ряда единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку” (И.Гальперин).

3. “Текст представляет собой структуру, замкнутое организованное целое, в рамках которого знаки образуют систему отношений, определяющих стилистические эффекты этих знаков” (П.Гиро).

4. “Любая последовательность предложений, организованная во времени и пространстве таким образом, что предполагает целое, будет считаться текстом” (В.Кох).

5. “Текст как целостная коммуникативная единица – это некоторая система коммуникативных элементов, функционально (т.е. для данной конкретной цели (целей), объединенных в единую замкнутую иерархическую семантико-смысловую структуру общей концепцией или замыслом автора” (Т.Дридзе).

6. “Текст – это система речевых знаков и знаковых последовательностей, воплощающая сопряженную модель коммуникативных деятельностей адресата и отправителя сообщения” (Е.Сидоров).

Тема IV.
Культура речевого общения.
Нормы русского литературного языка

► Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописными (орфографическими, пунктуационными) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке, пользоваться в соответствии с этими требованиями всеми видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом, аудированием, переводом.

 

Задание 35. Внимательно прочитайте сокращенный вариант текста Л.Крысина “Норма в языке”. Прокомментируйте выделенные в тексте цифрами в скобках положения автора. Запишите Ваш комментарий. Аргументируйте своими языковыми наблюдениями высказывания А.М.Пешковского, приведенные в виде цитаты в тексте.

(1) Языковая норма – это то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Иначе: норма – это совокупность правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху). Норма неразрывно связана с понятием литературного языка, который иначе называют нормированным.

(2) Норма стоит на страже целостности литературного языка. Она определяет, что правильно и что неправильно, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения как “законные” (например, “документ”, “шофёры”, “печёт”) и отвергает другие как противоречащие языковому обычаю, традиции (запрещает, например, говорить “документ”, “шофера”, “пекёт”).

Языковые нормы не придумываются кем-то (скажем, лингвистами), а объективно складываются в процессе многовековой языковой практики культурных людей. Нормы исторически изменчивы, но меняются они медленно. В развитых литературных языках норма остается стабильной на протяжении многих десятилетий.

Если бы нормы не было, литературный язык не смог бы существовать. Струя литературной речи смешалась бы с потоками диалектной речи, социальных арго, просторечия. А это значит, что утратилась бы основная функция литературного языка – культурная.

Представьте себе: газеты начинают печатать не на одном русском языке, а на разных диалектах: в Вологде – с особенностями северного говора, в Краснодаре – на кубанском диалекте. Эфир – радио и телевидение – тоже наполнен разнодиалектной, арготической, хаотически неупорядоченной речью.

Это, конечно, фантастическая картина. Но она ярко показывает роль литературного языка в культурной жизни общества, значение нормы в литературном языке.

Но не только в охранении целостности литературного языка, не только в тщательном отборе новых языковых средств заключены функции нормы. Это, так сказать, внешняя ее задача. А кроме того, есть не менее важные внутренние.

(3) Лингвисты часто подчеркивают, что литературный язык – организованная система: все средства в нем разграничены в соответствии с потребностями общения. Норма не делит средства языка жестко на хорошие и плохие, не предписывает: первые надлежит употреблять всегда, а вторые не употреблять никогда. Правильное и уместное в одних условиях речи (например, в бытовом диалоге) может выглядеть нелепым в других (например, в научной статье). Зависимость литературной нормы от условий, в которых осуществляется речь, называют коммуникативной целесообразностью нормы.

(4) Владея нормой, т.е. умея правильно выбирать и употреблять средства языка в зависимости от целей и условий речи, носитель литературного языка может позволить себе сознательные отступления от принятой нормы, языковую игру. Этим человек обращает внимание на предмет речи или передает свое эмоциональное состояние, свою социальную позицию и т.д. Если отступление от нормы оправдано какой-либо из подобных целей, то перед нами не ошибка, а речевой прием, свидетельствующий о свободе, с которой человек обращается с языком, о его языковом вкусе. (Ошибка же возникает в случае неосознанного, автоматического употребления неправильной формы или нелитературного слова.)

Нормы не окова языка, а великое благо: они сохраняют литературный язык, тонко разграничивают его средства в зависимости от целей общения. Норма консервативна, но этот консерватизм способствует устойчивости литературного языка, благодаря чему облегчается передача культурных ценностей от поколения к поколению. “ Если бы литературное наречие, – писал А.М.Пешковский, – изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествующего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, вероятно, не было бы и Чехова. (...) Консерватизм литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы”.

(5) Еще одной особенностью литературного языка является то, что литературная норма сознательно культивируется: ее пропагандируют в книгах, по радио и телевидению, ей обучают в школе, всякое культурное общение людей происходит в строгом соответствии с нормами литературного языка.

(6) Так мы приходим к выводу, что норма литературного языка – это не только объективно существующая традиция использования языковых средств, но и результат сознательного сохранения этой традиции (Л.Крысин).

 

Задание 36. Внимательно прочитайте словарную статью и составьте ее план. Что нового для себя Вы узнали из статьи?

Слово, а, мн. слова и (устар.) словеса.

1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение отдельного предмета мысли. Русские и иностранные слова. Я никому не мог сказать священных слов “отец” и “мать”. Лерм. Мцыри, 4. Трудно определить происхождение слова “шарманщик”. Григ. Петерб. шарманщики. 2. [Анфиса] выправляла написанный Васей протокол, попутно учила его правильно писать слова, фразы. Ляшко, Сладкая каторга, II, 14. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и природным явлениям, с ними связанным. Паустов. Золот. роза. à Не находить слов для чего-либо, слов не хватает для чего-либо. Трудно подобрать подходящие выражения для передачи чего-либо. Он говорил с жаром и с жестами, но видно, что он не находил слов. Л. Толст. Казаки, 1. Он несколько раз пробовал записывать рассказы отца, но у него не хватало слов для них. М.Горький. Жизнь Матв. Кожемякина, 1. Рассказывать, излагать своими словами. Рассказывать, излагать и т.п. не буквально, сохраняя только смысл, а не форму выражения. Кто-то из наших преподавателей... потребовал, чтобы ему уроки рассказывали своими словами. Панаев. Литер. воспом. I, 1.

Мы решились на необычайно длинные выписки [из “Зимних заметок” Достоевского], потому что, как говорится, перо не поднялось на изложение своими словами этих страниц! Ермилов. Ф.М.Достоевский. // Заклинание, обладающее, по суеверным представлениям, магической силой. – Тогда наш старик..., зная всякое слово и от чего какое слово годится, и всякое зелье и снадобье, нашептывал под печью. Даль. Новинка – диковинка... – Есть травы, цветы есть: помогают (от болезней) точно... Ну, конечно, есть слова всякие. Тург. Касьян с Крас.Мечи. Легенда говорила, что Савка знает “такое слово”, которого не выдерживают никакие тюремные стены. Мам.-Сиб. Разбойники, II, 1.

~ Глотать слова. См. Глотать. Другими, иными словами, в знач. вводного словосочетания. Иначе говоря, выражаясь по-иному. Там, [в рассказах няни] есть и добрая волшебница.., которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его, ни с того ни с сего разным добром. Гонч. Обломов, 1, 9. Жалкие слова. См. Жалкий. Игра слов. См. Игра. Играть словами. См. Играть. Крепкое слово. См. Крепкий. Ловить (поймать) на слове (на словах) кого-либо. См. Ловить, поймать. Набор слов. См. Набор. Не говоря худого слова (дурного). См. Говорить. Не лезть за словом в карман. См. Карман. Не мочь, не уметь связать (склеить и т.п.) двух слов. Неумело, неясно выражать свои мысли. Купеческая дочка, доставшаяся князю, едва умела писать, не могла склеить двух слов. Дост. Униж. и оскорбл., I, 4. От слова до слова (читать, запоминать). Все без изъятия, с начала до конца, ничего не пропуская. И очи царя загорелися вдруг: – Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! А.К.Толстой. Вас.Шибанов. Широков и Катя прошли мимо. Зинка хотела кинуться за ними, подсмотреть, до слова запомнить их речи. Авдеев. Гвардии сержант, 7. Плетение словес (слов). См. Плетенье. Слов нет, как... Невозможно выразить словами, как... Слово в слово. Совершенно точно, дословно. Голос песен грузинских приятен. Мне привели одну из них слово в слово. Пушк. Путешествие в Арзрум... 2. Я занимаюсь с Асей. У нее такая память, что, прочитав страницу, она может повторить ее почти слово в слово. Володин. Тверд. характер. Слово за слово, слово за словом. Постепенно, мало-помалу. Слово за слово Катерина поведала ей свое горе. Григ. Переселенцы, III, 6. Слово за слово – Устиныч расспросил его, откуда и куда они идут, где покупали лошадей и почем покупали, и сам рассказывал о себе. Телеш. Самоходы, 2.

2. Только в ед. Язык, речь. Дмитриев принадлежал к числу примечательных действователей на поприще русской литературы. Он был сподвижником Карамзина в великом деле преобразования русского слова. Бел. Басни и апологи И.И.Дмитриева. Люди долго пользовались богатством родного слова, прежде чем обратили внимание на сложность и глубину его организма и оценили его значение в своей духовной жизни. Ушин. Родное слово. Если слово и является таким могучим средством не только для выражения истины, но и для прикрытия лжи, не подстерегает ли нас... излишняя боязнь слова, недоверчивость к словесному выражению? Макарен. О комм. этике.







Date: 2015-09-05; view: 817; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию