Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободный язык





Языку дарована хорошая доза свободы, и это великое дело ближе мне к сердцу, нежели другие. Но мы сами продолжаем относиться к своему языку небрежно, в этом состоит громадная наша ошибка, опасная ввиду грядущих обстоятельств.

(И.А.Гончаров)

Форме дай щедрую дань

Временем: важен в поэме

Стиль, отвечающий теме.

Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно,

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям — просторно.

(Н.А.Некрасов)

 

Задание 18. Недостатки речи проявляются, если писать и говорить: спустя рукава, “в дезабилье”; если у читателя возникает “взрывоопасное” нетерпение, когда его водят по страницам вокруг да около темы, ничего к ней не прибавляя; если у говорящего и пишущего ужасный слог, страшная неряшливость, растянутость и распущенность изложения; если в изложении полно длиннот и повторений, двусмысленностей, запутанных сравнений, кудреватых и высокопарных фраз; если изложение характеризуется расплывчатостью в рассуждениях, модернистская манерность, если автор использует нерельефные, туманные, ненужные, мудреные слова; если он не может избавиться от “словесного шлака”, балласта; если он не может писать без вычурности, излишней экзотичности и изысканности. Эти и другие грубые промахи языка отбрасывают его от представлений о “языковом идеале” — речи меткой, образной, задушевной...

Такой автор далек от поисков красоты и жизненной правды в речевом общении. Докажите от противного, каким может быть “языковой идеал”, опирайтесь на языковые примеры художественной литературы.

1. Она <поэма “Руслан и Людмила> действительно была необыкновенным явлением по чрезвычайной легкости стиха и прекрасному языку. Все, что было написано нашими прежними поэтами, казалось тяжелым и неизящным в сравнении с поэмой Пушкина; потому вся публика прочла ее с необыкновенным восторгом.

(Н.Г.Чернышевский)

2. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате своей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская мглу ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки — не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность, тишина. В них еще и волшебство русской речи. Если бы можно представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез русский язык, а остались от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих строках Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык — поистине великий и счастливый народ. (К.Паустовский)

 

Задание19. Прочитайте тексты, в которых зафиксированы примеры речевого поведения: восприятия, воспроизведения, порождения речи (текста, высказывания). Выделите и прокомментируйте фрагменты (отрывки, части) текста, определяющие:

а) характеристику участников речевого общения (адресанта и адресата);

б) манеру речи (стиль, тон, эмоциональность);

в) цель речи;

г) речевую ситуацию — предмет речи, условия общения;

д) характер информации: истинность, ложность, намеки и др.

1. Глаша: А ты, Феклуша, далеко ходила?

Феклуша: Нет, милая. Я по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что не судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен.

У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, в просьбах пишут: “Суди меня, судья неправедный!” А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша: Отчего же так, с песьими?

Феклуша: За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу. Не будет ли чего на бедность. Прощай покудова!

Глаша: Прощай!

(А.Н.Островский)

2. Около, перемигиваясь, улыбаясь, толпились казаки помоложе, а в середине, сдвинув на плоский лысеющий затылок сине-верхую атаманскую, с серебряным перекрестом, папаху покачивался на носках одногодок Пантелея Прокофьевича — не стареющий, вечно налитой, как яблоко-антоновка, румянцем, — Авдеич, по кличке Брех. Враль Авдеич был, каких хутор с основания своего не видывал; над ним смеялись в открытую, но он не краснел, уличенный в чудовищных своих измышлениях... врать не переставал. Под старость вовсе свихнулся. Припрут к стене — обидится, в драку лезет, а молчат, посмеиваются — горит в небывальщине, насмешек не замечает. Был в хозяйстве дельный и работящий казак, делал все с рассудком, кое-где с хитринкой, а когда касался разговор атаманской его службы... тут уж всякий просто руками разводил, приседая на землю от хохота, выворачивающего нутро. Авдеич стоял в середине, качался на стоптанных в кругляшок валенках, оглядывая толпившихся казаков, говорил веско, басовито:

— Ныне казак совсем отменытый. Мелкий казак, никудышный. Соплей любого надвое перешибешь. Так, словом, — и, презрительно улыбаясь, придавливая валенком плевок, — мне довелось в станице Вешенской поглядеть на мертвые костяки, вон было казачество — это да!

— Где ж раскопал их, Авдеич! — спросил голощекий Аникушка, толкая локтем соседа.

— Ты, односум, уж не бреши, ради близкого праздника, — Пантелей Прокофьевич сморщил горбатый нос и дернул в ухе серьгу. Он не любил пустобреха. (М.Шолохов)

3. Он (Дефендов) говорил отчетливым ровным голосом, словно не из звуков складывал свою речь, а набирал ее из букв, и произносил все, вплоть до твердого знака... Дефендов что-то говорил, повторяя часто слово “рекомендую”, и Лиза трещала без умолку, но Женя их не слышала.

(Б.Пастернак)

4. Моим стихам, написанным так рано,

что и не знала я, что — я поэт,

Сорвавшимся

как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам

о юности и смерти,

— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли

по магазинам

(где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

(М.Цветаева)

5. В среду в Министерстве внутренних дел состоялся брифинг, посвященный проблеме борьбы с коррупцией. Журналистов было немного... Речь держал первый заместитель министра.

— И последнее, о чем я хотел вас проинформировать, — заканчивал он выступление. — Наше министерство принимает активное участие в разработке Закона о государственной службе и Закона о коррупции...

...Тут же в последних рядах взметнулась рука.

— Газета “Континент-Экспресс”. Вопросу эксперту Павлову. У вас есть научная концепция борьбы с коррупцией?

— Разумеется. Правда, многим она кажется спорной, но я не теряю надежды убедить моих коллег.

— Пожалуйста, несколько слов об основных положениях вашей теории.

— В несколько слов уложиться трудно, но в самых общих чертах идея состоит в том, чтобы рассматривать явление коррупции с точки зрения экономических категорий.

Коррупционное взаимодействие — это, по существу, торговая сделка, в которой есть товар, продавец и покупатель, а также фигурирует себестоимость товара, потребительская стоимость и продажная цена. Если вкратце — то вот так. Если вас интересуют детали, милости прошу ко мне, побеседуем подробно.

(А.Маринина)

 

■ Задание 20. Самостоятельно, из художественных текстов подберите примеры описания речевого поведения героев. Дайте их анализ. Оформите Ваш ответ в виде записи-примера и комментария к нему.

 

 

Задание 21. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

...Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

 

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация — форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами — членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт — конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание — единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание — законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание — единица равновеликая предложению.

Адресант — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат — лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

 

Задание 22. Прочитайте текст. Выделите положения-тезисы, с которыми Вы согласны.

♦ На основе текста напишите свою программу совершенствования речевого поведения. Перечислите те качества, которые, по Вашему мнению, необходимо воспитывать в самом себе, чтобы общаться с другими людьми. Каким может быть Ваш идеал речевого поведения?

Как я поступаю в жизни, думаю, говорю, пишу?

Date: 2015-09-05; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию