Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и рациональный библейский Бог





Вот уже более полувека прошло с тех пор, как была высказана замечательная идея, ставящая под сомнение несовместимость, якобы существующую между наукой и Богом. Согласно этой идее наука в Западном мире получила развитие не в последнюю очередь благодаря своим иудео-христианским корням. Другими словами, наука и Бог — вовсе не два противоположных понятия, поскольку наука обязана своим происхождением тому Богу, Который описан в Библии. Этот тезис нашел поддержку у многочисленных исследователей67.

Всемирно известный философ Альфред Норт Уайтхэд, преподававший и в Кембридже, и в Гарварде, высказывает предположение, что идеи современной науки развивались как «неосознанное производное средневековой теологии»68. Концепция упорядоченного мира, проистекающая из концепции единого (монотеизм), рационального и последовательного библейского Бога, заложила основание для веры в причинно-следственную концепцию науки. Многочисленные непредсказуемые языческие боги, принадлежащие другим культурам, были своенравными и непостоянными, и потому не соответствовали понятиям последовательности и постоянства, без которых научные изыскания просто невозможны. Р. Дж. Коллингвуд, занимавший должность профессора метафизической философии в Оксфордском университете, поддерживает эту точку зрения, отмечая, что вера во всемогущество Бога облегчила переход в воззрениях на природу от неопределенности к точности69, которая вполне соответствует требованиям науки. В Нидерландах покойный Рейер Хойкаас, профессор истории науки Утрехтского университета, также подчеркивает, что библейское мировоззрение наложило свой отпечаток на современную науку. Особую роль здесь сыграл относительный антиавторитаризм, заложенный в Библии. Благодаря ему наука освободилась от авторитета богословов70. Одним из ведущих исследователей в этой области является Стэнли Л. Джаки, который, обладая докторскими степенями по физике и богословию, был удостоен звания почетного профессора Университета Сетон-Холл в Нью-Джерси. Джаки остроумно подмечает, что индусская, китайская, центрально-американская, египетская, вавилонская и греческая культуры — все в той или иной мере имели зачатки науки, которые, тем не менее, не дали полноценных всходов. Он объясняет этот факт отсутствием веры в рациональность Вселенной, присущим этим культурам. В то время как для иудео-христианской традиции Библии характерен именно такой рациональный Бог, Который необходим для утверждения науки71. Парадокс в том, что Бог, быть может, ставший краеугольным камнем, на котором было выстроено здание современной науки, ныне ею повсеместно отвергается.

Нельзя утверждать, что получившая широкое признание концепция причинной связи между Богом иудео-христианской традиции и современной науки — это несомненный факт; мы хотим лишь подчеркнуть, что признание этой идеи говорит об отсутствии серьезных противоречий между современной наукой и Богом, как Он описан в Библии. Этот Бог не чужд закону причины и следствия, Он последователен, а это вполне соответствует требованиям науки.

 

Несколько слов в заключение

Родоначальники современной науки, такие, как Кеплер, Бойль и Ньютон, были людьми набожными и твердо верили в Бога и Библию. Они не видели никаких противоречий между Ним и наукой, потому что Он был первоисточником тех принципов, на которых основывается наука. Совершенно очевидно, что великие ученые могли позволить себе веру в Бога, активно действующего в природе. С тех пор пути науки и религии разошлись. Наука пошла своей дорогой, обособившись от религии и пытаясь дать ответы на многочисленные вопросы, включая вопрос о нашем происхождении и смысле бытия, даже не упоминая о Боге. И хотя многие современные ученые верят в Бога, Он на данный момент практически исключен из всех научных интерпретаций. И в этом размежевании науки и Бога задают тон нынешние ведущие ученые.

С течением времени в научной практике произошла смена понятий, и это нужно подчеркнуть особо. В общем смысле науку принято рассматривать как изучение фактов и истолкование природных явлений, однако определения, ею выдвигаемые, могут весьма разниться в деталях. Когда закладывались основания современной науки, те, кто изучал природу (ученые), назывались естествоиспытателями и натурфилософами, а научные труды прославляли Бога, Который, как считалось, активно проявляет Себя в природе. Его нередко упоминали как Творца всего сущего. Он установил законы природы и был неотъемлемой частью научной интерпретации. Роль Бога в науке постепенно шла на убыль; переломным моментом стала середина девятнадцатого века. Нынешняя научная практика отличается стремлением исключить всякое упоминание о Боге, а любые попытки в противоположном направлении считаются ненаучными. Бог исключен из научного мировоззрения по определению. Этот взгляд лишает науку возможности открыть для себя Бога. Науку в ее нынешнем виде нельзя считать непредвзятым поиском истины, а это может привести к тому, что она зайдет в тупик, особенно в том случае, если Бог действительно существует!


Ученый, по нашему убеждению, должен учитывать возможность существования Бога, а наука должна быть открытым, непредубежденным поиском, исследованием и истолкованием природных явлений, к каким бы выводам он нас ни привел. Наша задача — отыскать истину, а не втиснуть наши выводы в тесные рамки определения науки. На страницах этой монографии мы будем рассматривать науку, о чем мы уже говорили выше, как изучение явлений природы и их интерпретацию. А в последней главе мы обсудим ключевой вопрос: почему нынешняя наука предпочитает исключить Бога из своих интерпретаций.

В последние десятилетия наметилась определенная тенденция к сближению между наукой и религией. Стал серьезно обсуждаться вопрос о существовании Бога, и в этих дискуссиях отражается опыт общения между Богом и наукой в прошлом. Кроме того, концепция последовательного и рационального библейского Бога вполне соответствует причинно-следственным принципам науки. И в самом деле, если судить с точки зрения фундаментального рационального подхода, между Богом и наукой нет существенных противоречий, и возникший между ними разрыв заслуживает того, чтобы его преодолеть.

 







Date: 2015-09-05; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию