Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения





В структуре общения выделяют три взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативная сторона общения охватывает процесс обмен информацией между общающимися индивидами. Понятие "коммуникация" в современной психологии обозначает процесс обмена информацией между людьми об опыте, понимании окружающего мира и отношении к происходящему в нем.

Г. Лассауэлл предложил модель коммуникативного процесса, которая включает следующие компоненты:

1. коммуникатор, который передает сообщение (одно и то же сообщение, сделанное разными людьми, может восприниматься по-разному);

2. сообщение (информация, которая передается);

3. информационный канал (путь, по которому распространяется информация - официальный или неофициальный);

4. реципиент - человек (группа людей), который принимает сообщение. Позиция реципиента может быть: а) открытой - готовность принять информацию; б) закры­той (готовность к отторжению информации); в) отстраненной - ориентация на нейтральное принятие;

5. Результат (эффективность) принятия информации.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатор, а человек, воспринимающий информацию, - реципиент. Путь прохождения информации от коммуникатора к реципиенту называется каналом коммуникации.

В коммуникативном аспекте общение является процессом, в котором и коммуникатор, и реципиент являются активными участниками процесса обмена информацией. Информация имеет определенную значимость для каждого из участников общения, она не просто передается, а должна быть понята, осмыслена. В качестве информации выступают знания людей, их чувства, идеи, отношения и т.д. Выделяют следующие виды информации:

1) Побудительная – это информация, которая стимулирует к совершению каких-либо действий и выражающаяся в форме приказа, совета, просьбы. Стимуляция осуществляется в следующих формах: активации – это побуждение к действию в заданном направлении, интердикции – это побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, дестабилизации – это рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

2) Констатирующая – это информация, которая содержит какие-либо сведения о различных явлениях действительности. Она передается в виде сообщения и нацелена на обогащение знаний человека о мире.

Информация в соответствии с целями ее передачи подразделяется на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Осведомительная информация содержит сведения о различных характеристиках объекта. Например, осведомительная информация о человеке может содержать о его половых, возрастных, профессиональных, психологических, медицинских и других особенностях.

В обществе информация носит социальный характер. Ее источником, хранителем и распространителем является человек. Человек получает, перерабатывает и использует информацию в различных видах общения. Существует два типа социальной информации: 1) обыденная, эмпирическая, которую человек приобретает из личного опыта и применяет в неофициальном общении; 2) научная, получаемая в процессе познания объективной действительности.

Любая информация в процессе коммуникации передается в виде системы символов и знаков, имеющих объективное значение и субъективный смысл. Система символов и знаков - это слова и словосочетания, математические, физические, химические и другие символы и знаки, использующиеся в различных науках, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д. Объективное значение - это общепринятое понимание символа и знака, которое фиксируется в научной литературе, словарях и энциклопедиях. Значение - это содержательная сторона знака как элемента, посредствующего освоение окружающей действительности. Знаки опосредствуют познавательную деятельность людей и их общение. Субъективный смысл - это то значение, которое придается знаку данной личностью в контексте данного акта коммуникации. Например, слово "да" означает согласие с чем-либо, но сказанное с определенной интонацией оно может приобретать значение сомнения или даже отрицания, т.е. ему придается определенный субъективный смысл. Система символов и знаков, при помощи которых кодируется информация, по выражению А.Н. Леонтьева, "подобна орудию в труде".

При передаче информации большое значение приобретают следующие проблемы: проблема точности выражения смысла сообщения при помощи тех или иных средств общения, проблема точности восприятии и понимания передаваемой информации, проблема эффективности информации как средства регуляции поведения и деятельности людей.

Различные технические средства, использующиеся для передачи информации (телефон, почта, Интернет и др.) являются не только каналом передачи информации, но и барьером для той информации, которую трудно выразить при помощи вербальных, графически-символических и изобразительных средств (графиков, схем, формул, рисунков и т.д.). Невербальные средства общения в данном случае используются очень ограниченно, т.к. современные технические средства коммуникации еще не позволяют использовать их в полном объеме.

В качестве знаковой системы выступает не только соответствие характеристик средств коммуникации, но и объем знаний и опыта, которым обладает личность. Объем слов, понятий, терминов, научных и других символов, использующихся в жизнедеятельности человека и общества у каждого человека свой, сугубо индивидуальный не только в количественном отношении, но и в качественном. Система научных и вненаучных знаний, жизненного опыта у каждого человека формируется в соответствии с его личностными особенностями и под влиянием конкретных социокультурных условий, в которых шла социализация личности. Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходимо соответствие знаковых систем коммуникатора и реципиента. Реципиент должен иметь соответствующие средства, позволяющие соответствующим образом принять и адекватно понять информацию.

Процесс коммуникации может быть эффективным только при условии того, что обмен информации осуществляется с использованием понятной обеим сторонам системы знаков и символов, т.е. на языке, понятном обоим. Каждый элемент языка имеет определенное стандартизированное значение и смысл, которое он приобретает в контексте конкретного информационного сообщения в той или иной ситуации. Поэтому важно, чтобы в процессе коммуникации не только значения, но смысл каждого элемента информации понимался правильно и однозначно, в соответствии с имеющейся ситуацией, как коммуникатором, так и реципиентом.

В психологии используется понятие «тезаурус» (в пер. с греч. – «сокровище»), обозначающее совокупность информации, которой располагает данный человек. Люди, имеющие общие интересы, принадлежащие к одной профессиональной или социальной группе имеют в своем индивидуальном тезаурусе много сходного. Например, медицинские работники в соответствии со своей профессиональной подготовкой и характером деятельности имеют знания латинского языка, научные знания из многих разделов медицины, что позволяет им адекватно воспринимать и понимать профессионально значимую информацию.

Важным элементом коммуникативного процесса является обратная связь, т.е. та информация, которую реципиент передает коммуникатору в ответ на полученное сообщение. Обратная связь может быть в форме подтверждения, уточнения, выражения желания получить дополнительную информацию и т.д. В обратной связи могут присутствовать негативная или позитивная оценка (критика или одобрение). Поэтому для современного общения становится очень актуальной проблема толерантности. Толерантность проявляется в терпимом, уважительном отношении к мнению другого человека, признанию права другого человека иметь свое мнение, отличное от мнения других людей. Поскольку в общении люди проявляют себя как активные субъекты, то информация не просто передается, она формируется, видоизменяется, уточняется. Особую роль при восприятии информации играет ее личностная значимость для участников общения, так как люди не просто обмениваются информацией, а стремятся при этом выработать ее общий смысл.

В процессе обмена информацией люди влияют друг на друга, воздействуют на поведение партнера. При обмене информацией участники общения оказывают друг на друга влияние, как содержанием передаваемой информации, так и другими, используемыми в конкретном акте коммуникации, средствами общения. «Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие»[1]. Коммуникативное влияние возможно только тогда, когда коммуникатор и реципиент имеют единую или сходную систему кодификации и декодификации.

В коммуникативном процессе могут возникать специфические психологические барьеры восприятия и понимания информации (коммуникативные барьеры). Они могут возникать из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванного социальными, религиозными, профессиональными и другими различиями между людьми. Коммуникативные барьеры не только порождают разную интерпретацию одних тех же понятий, но и различное понимание смысла происходящих событий, отношений и т.д. Причиной их возникновения могут быть индивидуальные психологические особенности общающихся или сложившихся между ними межличностных отношений. Таким образом, коммуникативная сторона представляет собой важную и не отделимую часть гармоничного общения индивидов между собой.

На восприятие и понимание реципиентом информации большое влияние оказывает степень доверия к источнику информации и коммуникатору. Доверие предопределяет, насколько достоверной, истинной будет признана реципиентом полученная информация. Например, пациенту перед проведением какой-либо манипуляции недостаточно сказать «Да вы не волнуйтесь! Все будет хорошо». Пациент должен доверять медработнику, т.е. быть уверенным, что человек говорит правду, имея для этого реальные, объективные основания (знания, опыт и т.д.).

Интерактивная сторона процесса общения включает в себя систему действий по организации взаимодействия между общающимися индивидами. Любая совместная деятельность осуществляется при помощи обмена людьми различными действиями.

Понятие "интеракция" обозначает процесс взаимодействия людей друг с другом в ходе общения, состоящий в обмене действиями и поступками. Действие является одним из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

Различают 3 основных стиля действий человека в социальной ситуации: ритуальный, манипулятивный и гуманистический, которые реализуются в соответствующих видах общения людей.

Взаимодействие людей друг с другом происходит в определенном времени и пространстве, что имеет большое значение для продуктивности общения. В психологии принято выделять зоны комфорта для общения и деятельности личности. У каждого человека размер зоны комфорта свой, но у большинства людей размер "личной" зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта - это 0,46 - 1,2 метра. Выделяют также такие зоны, как интимная, социальная и публичная. Интимная зона общения и взаимодействия людей - это 15 - 46 см. Социальная зона - это расстояние между общающимися от 1,2 до 3,6 метров, публичная - более 3,6 метров.

В процессе общения людей друг с другом происходит не только обмен информацией и действиями, но и восприятие другого человека как личности, принадлежащей определенной социальной и профессиональной группе. «При общении Вы, прежде всего, ищете в человеке душу, его внутренний мир», - писал К.С. Станиславский.

Субъекту общения непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими средства общения, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные понять, что представляют собой люди, с которыми он вступил в общение, сделать заключение об этих способностях, мыслях, намерениях и т.д. С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», т.е. расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Сам по себе отдельный поступок однозначно не связан с внутренним психологическим планом, стоящим за ним, и это обстоятельство превращает межличностное восприятие в решение психологической задачи.

Перцептивный аспект общения включает в себя восприятие, познание, понимание и оценку человека человеком. Познавая других людей, человек получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ним. От точности и полноты познания и понимания человека человеком зависит успешность их совместной деятельности.

В психологии процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга получил название "социальная перцепция". Этот термин впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, к которым относятся люди, социальные группы, большие социальные общности.

Социальное восприятие присутствует во всей системе контактов людей друг с другом. Оно значительно сложнее восприятия объектов и явлений неживого мира, т.к. оно более субъективно, пристрастно, нередко — тенденциозно.

В качестве субъекта и объекта социального восприятия могут выступать и отдельные индивиды, и социальные группы. Например, человек воспринимает группу, членом которой является; человек воспринимает группу, членом которой не является; группа воспринимает группу; человек воспринимает другого человека (оба принадлежат одной группе или разным группам).

В процессе восприятия и познания людьми друг друга происходит понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, а также их принятие в собственную систему взглядов и представлений. Это позволяет не только согласовывать совместные действия, но и устанавливать взаимоотношения близости, привязанности, взаимопомощи, сотрудничества, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви, уважения и др.

В процессе восприятия другого человека складываются впечатления, которые выполняют регулятивную функцию общения людей. Регуляция общения и взаимодействия людей друг с другом осуществляется в соответствии с тем, что, познавая другого, человек формируется сам и от точности этого знания зависит успешность их совместной деятельности. Восприятие, познание и понимание другого человека зависит от уровня самосознания личности и ряда других ее психологических характеристик.

Восприятие, познание и понимание другого человека зависит от уровня самосознания личности и ряда других ее психологических характеристик. Взаимосвязь самосознания и успешности познания другого человека двойственная. «…С одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек(в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и предтавление о самом себе»[2]. Впервые эту особенность выразил К. Маркс: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Впоследствии эту закономерность отмечали такие выдающиеся психологи, как Л.С. Выготский, М. Мид и другие.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: оценка другого человека на эмоциональном уровне, познание содержания, мотивов, намерений, целей поступков, а также выработка собственной стратегии поведения в общении с ним. В реальном процессе общения познание осуществляется всеми его участниками, поэтому оно включает в себя и познание, понимание того, как другой человек воспринимает и понимает познающего субъекта и как корректирует в соответствии с этим свои планы.

В процессе восприятия, познания и понимания людьми друг друга действуют определенные психологические механизмы, возникает ряд психологических эффектов восприятия, которые необходимо учитывать для эффективного общения с другими людьми.

На точность и полноту восприятия и познания людьми друг друга оказывает влияние ряд факторов. Это индивидуальные осо­бенности воспринимающего и воспринимаемого, их пол, принад­лежность определенной профессии, социальный статус, особенности выполняемых социальных ролей, условия ситуации общения и др. Точность восприятия может зависеть от продолжительности знакомства и степени возникшей близости в отношениях людей.

Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

Экспериментальные исследования, выполненные под руководством А.А. Бодалева с целью изучения условий и особенностей самой деятельности как фактора, влияющего на полноту и качество межличностного восприятия и познания, показали, что содержание понятий о личности другого человека обусловлено характером и ходом деятельности, ее результатами, вкладом каждого участника, его ролью. Особое значение имеет степень включенности каждого члена группы в совместную деятельность. Только непосредственное взаимодействие с партнером, узнавание его в процессе выполнения какой-либо деятельности, в том числе в критических, конфликтных ситуациях, позволяет составить действительно полный и максимально адекватный образ партнера как личности.

В многочисленных работах, выполненных под руководством А.А. Бодалева, существенное место отводится изучению профессиональных особенностей восприятия человека человеком. Установлено, что образ другого человека, возникающих у взаимодействующих с ним людей, в большей степени обусловлен конкретными видами совместной деятельности. «Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т.д.) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты в облике и поведении, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысление в другом человеке прежде всего этих компонентов»[3]. Под влиянием профессиональной деятельности обостряется, становится точнее восприятие отдельных качеств человека, моделей его поведения.

Исследования В.А. Лабунской выявили особенности развития социально-перцептивных способностей личности в зависимости от возраста субъекта познания. Исследования В.М. Раздобудько, Л.Н. Кулешова и Ф.Н. Ганоблина позволили сделать вывод о том, что наличие психологических знаний влияет на адекватность восприятия другого человека, на развитие социально-перцептивных способностей личности.

В процессе восприятия и познания людьми друг друга происходит понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, а также их принятие в свою систему мотивов и ценностей. Это позволяет не только «согласовать действия», но и установить определенные отношения между людьми (деловые, товарищеские, дружеские и т.д.), которые выражаются в чувствах уважения, дружбы, симпатии, привязанности, любви и т.д.

Понимание другого человека означает, в частности, осознание его отношения к себе как к субъекту восприятия. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. Человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого.

Рациональное понимание является результатом восприятия, познания и понимания другого человека. «Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке и его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам»[4]. Главным и наиболее сложным моментом в рациональном понимании является правильное понимание мотивов поведения другого человека, что имеет большое значение для прогнозирования будущего поведения человека и возможных вариантов взаимодействия с ним.

В процессе познания и понимания другого человека актуализируется вся информация о нем, получаемая при помощи как вербальных, так и невербальных средств общения. Понимание является процессом, в котором используются механизмы рациональной интерпретации (логические, интеллектуальные) психологического принятия и эмпатия. Психологическое принятие и эмпатия составляют фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему. Интерпретация представляет собой механизм логического познания при помощи мыслительных действий и операций в соответствии с имеющимися у личности знаниями, навыками мыслительной деятельности и уровнем развития интеллектуальных способностей.

А.Н. Славская выделяет в процессе интерпретации следующие действия:

1. Выдвижение и проверка гипотез об особенностях личности, ситуации, происходящих событиях. Анализируются и сопоставляются различные данные.

2. Сопоставление собственного мнения с мнением других людей, критический анализ результатов.

3. Повторная интерпретация информации.

4. Вывод.

Процесс интерпретации включает в себя рефлексию, при помощи которой производится соотнесение полученных выводов с Я-концепцией человека, его ценностями, жизненной позицией, общей направленностью личности. Интерпретация зависит от особенностей личности и может быть жесткой, прямолинейной, однозначной или гибкой, многоплановой, предполагающей изменения и новые интерпретации. Процесс интерпретации происходит в форме рассуждения, диалога, наррации.

Date: 2015-09-05; view: 866; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию