Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поселения классической эпохи. Северная область. Рио-бек, ченес и Коба





 

Покрытые густыми лесами пустынные области, лежащие в южной части штатов Кампече и Кинтана-Роо, представляют собой самую труднодоступ­ную часть интересующего нас региона. По этим территориям разбросано большое количество разру­шенных поселений майя, которые до сих пор все­рьез не обследованы археологами.

Нашими знаниями об этих поселениях, как вер­но высказалась Татьяна Проскурякова, один из крупнейших американских специалистов по майя, мы обязаны «пристрастию малоподвижных жителей современных городов к жевательной резинке». Это полностью соответствует действительности, по­скольку эти города были обнаружены теми, кто от­правлялся в джунгли на поиски деревьев сапоте, из растительной камеди которых получают сырье для производства жевательной резинки. Некоторые из этих поселений выстроены в необычном для майя архитектурном стиле, который получил название рио-бек, по имени крупнейшего из поселений, в котором он встречается. Стилю рио-бек присуще стремление скорее к внешнему эффекту, чем к фун­кциональности. Очень характерной чертой этого, сформировавшегося в позднеклассическом периоде стиля является украшение достаточно обычных по архитектурному замыслу небольших «дворцов» вы­сокими башневидными постройками, имитирующи­ми фасады храмовых пирамид. Однако эти построй­ки не имеют внутренних помещений, их лестницы слишком узки и круты, а дверные проемы, распо­ложенные на вершине, являются чисто декоратив­ным элементом — за ними не располагаются ника­кие помещения.

Все это выглядит так, словно архитекторы, сотво­рившие здания в стиле рио-бек, пытались сымитировать великолепные постройки Тикаля, но при этом не слишком себя утруждали. В поселениях, относящихся к архитектурному стилю рио-бек, та­ких, как Шпухил и Ормигуэро, на фасадах зданий и гребнях крыш встречаются вычурные скульптурные украшения, главным элементом которых явля­ются маски небесного змея. На территориях, распо­ложенных севернее, на полуострове Юкатан, они становятся одним из основных мотивов декоратив­ной отделки архитектурных сооружений майя. Се­годняшних «поклонников функциональности», воз­можно, оттолкнет архитектурное мошенничество стиля рио-бек, но нельзя сдержать чувство неволь­ного восхищения, которое возникает при виде этих таинственных «городов», медленно разрушающихся среди окружающих их густых зарослей.

Между областью, где распространен архитектур­ный стиль рио-бек, и цепью холмов Пуук на Юка­тане, на севере штата Кампече находится густоза­селенный регион Ченес, который дал название архитектурному стилю этого региона майя. Подоб­но создателям поселений стиля рио-бек, с которы­ми они, вероятно, поддерживали тесный контакт, архитекторы, строившие сооружения в стиле ченес, щедро украшали фасады зданий масками небесно­го змея и завитками, но декоративные башни в нем отсутствуют. Характерной чертой стиля ченес явля­ется обилие декоративных украшений из сотен ма­леньких скульптурных элементов, покрывающих фасады зданий. Этим он напоминает стиль, рас­пространенный в поселениях, расположенных се­вернее, рядом с цепью холмов Пуук, давших назва­ние еще одному региональному стилю архитектуры. Дверные проемы зданий, построенных в стиле че­нес, оформлены таким образом, что посетитель проходит словно через пасть фантастического не­бесного змея, а углы фасадов зданий покрыты яру­сами расположенных одна над другой масок.

Эти два небольших региона, которые мы только что обсудили, являются переходными, как по месту своего расположения, так и по своему архитектурному стилю, между Петеном и позднеклассическими поселениями, построенными в стиле пуук. На восточной половине полуострова находятся поселе­ния, строительство которых явно вдохновлялось идеями людей, пришедших сюда из центральной части Петена. Одно из них, Коба, расположено сре­ди мелких, заросших тростником озер на севере Кинтана-Роо, и его название можно перевести при­близительно как «вода, покрытая рябью». Эта тер­ритория часто посещается только охотниками-майя, которые, забредая в эти места, совершают обряды, разжигая курения перед стелами, разбросанными среди руин.

Коба представляет собой не одно поселение, а целую группу отдельных поселков, связанных с цен­тральным комплексом прямыми дорожками, вели­колепно вымощенными камнями, обычно называе­мыми у майя словом «сакб» (белая дорога). Таких дорожек более шестнадцати, но у нас нет никаких предположений о том, какая именно идея лежит в основе их создания, поскольку довольно часто эти сакбы тянутся на несколько миль, достигая разва­лин ничтожных размеров.

Сакб 1 является самым странным из подобных сооружений. Он направляется на запад, абсолютно прямо, и длина его не менее 100 километров. В кон­це концов эта дорога достигает города Вакшуна, расположенного в 18 километрах юго-восточнее от Чичен-Ицы. Некоторые исследователи придержива­ются мнения, что скабы были торговыми путями, но более вероятно предположить, что они предназна­чались исключительно для ритуальных целей.

Здания Кобы, к сожалению, очень плохо сохра­нились, но по их внешнему виду можно сказать, что в городе имелись храмовые пирамиды и дворцы, по стилю напоминающие сооружения Петена. Люди продолжали жить в этом городе и в постклассичес­кую эпоху. К такому заключению можно прийти, исходя из того, что в Кобе есть несколько постро­ек, внешне похожих на сооружения Тулума (города, возникшего в значительно более позднее время на восточном побережье полуострова Юкатан), и, кро­ме того, ссылки на Кобу имеются в поздних леген­дах майя, где говорится, что этот город был как-то связан с богом солнца.







Date: 2015-09-05; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию