Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северная область





 

Если о том, что происходило в раннеклассический период на юге области майя, известно доста­точно много, то гораздо меньше мы знаем, как в это время развивалась цивилизация майя на каме­нистых землях Юкатана и Кампече. Если судить по собранным материалам, в своей архитектуре и ке­рамике майя, жившие в этой области, твердо при­держивались стандартов Петена. Одним из самых древних поселений майя на этой земле является Ошкинток, расположенный на поросшей кустарни­ком равнине Западного Юкатана, где была найде­на покрытая резьбой каменная притолока, сделан­ная в V в. н. э., и несколько относящихся к тому же времени, но сильно проигрывающих ей с эсте­тической точки зрения рельефов.

Гораздо больше интереса вызывает поселение Акансех, расположенное к северо-востоку от Мериды, современной столицы мексиканского штата Юкатан. С одной стороны, в нем были обнаруже­ны ступенчатые пирамидальные храмовые платфор­мы с углубленными лестницами и насыпными по­рожками, характерные для архитектуры майя в Петене. С другой — здесь же была найдена и аб­солютно иная платформа, построенная по методу «талуд-таблеро», с фасадом, украшенным рельеф­ными изображениями в чисто теотиуаканском сти­ле, на котором можно увидеть фигуры антропомор­фных летучих мышей, хищных птиц, белок и изображение одного из центральных персонажей пантеона Теотиуакана, известного как Пернатый змей или Кетцалькоатль. Архитектура этого здания не имеет ничего общего с архитектурой майя. Оно является ярким свидетельством того, что динамич­ные люди Теотиуакана устанавливали аванпосты не только в южной и центральной областях майя, но и здесь, в северной области, словно являясь пред­вестниками того огромного вторжения народов из Центральной Мексики на Юкатан, которое про­изошло пять веков спустя.

ЗАГАДКА КУЛЬТУРЫ «КОЦУМАЛЬХУАПА»

 

Народность пипил всегда была несколько таин­ственной. Ее язык науат очень близок к языку науатль, на котором говорили ацтеки. Собственно го­воря, основная разница между ними состоит в том, что буква «т» одного из них соответствует сочетанию «тл» другого. Люди этой народности пришли в об­ласть майя откуда-то из Мексики. Ко временам конкисты пипил населяли небольшую территорию внутри богатых водой горных областей, лежащих выше Тихоокеанского побережья Гватемалы, но из записей, сделанных в период, когда страна находи­лась под владычеством испанцев, известно, что не­когда представители этой народности жили на дос­таточно большой территории, которая простиралась далеко на восток и включала в себя области, где позднее обосновались представители народности какчикель.

Территория, на которой некогда жили пипил, являлась центром исчезнувшей древней цивилиза­ции, которая, несомненно, была по своему проис­хождению мексиканской. Центром этой цивилиза­ции являлся город Санта-Люсия-Коцумальхуапа, расположенный в регионе, который славился выра­щиванием какао, бобы которого использовались не только для приготовления напитка, но как платеж­ное средство. Известно всего лишь около полудю­жины поселений, относящихся к культуре «коцумальхуапа», хотя, судя по тому, что все они лежат внутри очень небольшого района площадью всего лишь 50 кв. км, вполне возможно, что это не от­дельные поселения, а части одного, достаточно крупного.

Каждое поселение представляет собой небольшой религиозный центр и состоит из нескольких храмовых фундаментов, располагающихся обычно на од­ной большой платформе, максимальная длина кото­рой не превышает нескольких сотен метров. Пира­миды этих фундаментов построены из грунта и облицованы речными булыжниками, хотя встреча­ются лестницы и площадки, облицовка которых сделана из обработанных камней.

Художественный стиль монументов и образцы керамики, найденные в этих поселениях, позволя­ют предположить, что культура «коцумальхуапа» возникла, скорее всего, в конце раннеклассического периода и просуществовала до позднеклассического. Скульптуры этого этапа, среди которых очень распространены резные изображения черепов и ске­летов, совершенно не похожи на скульптуры майя, и вряд ли можно представить себе что-нибудь более грубое и отталкивающее, чем скульптурные памят­ники этой культуры. Как справедливо заметил Эрик Томпсон, скульпторы словно стремились открыто продемонстрировать свою «навязчивую озабочен­ность идеей смерти».

Еще одним увлечением представителей этой куль­туры была ритуальная игра с тяжелым каучуковым мячом. Достоверные сведения об этом удалось полу­чить при изучении некоторых каменных объектов, которые часто встречаются не только на территории поселений культуры «коцумальхуапа», но и по всему Тихоокеанскому побережью, вплоть до Сальвадора. Среди этих каменных объектов самыми распростра­ненными являются вырезанные в виде латинской буквы «и» каменные «хомуты», представляющие со­бой изображения тяжелых защитных поясов из кожи и дерева, которые носили противники. Часто встре­чаются и плоские резные камни — «хачас», на кото­рых изображены человеческие лица, гротескные об­разы хищных животных или птиц — ара и индеек.


Считается, что во время игры эти камни служили для разметки зон на площадках, а во время следующих за игрой церемоний их носили на поясах. Все это лиш­ний раз подтверждает тесную взаимосвязь этой куль­туры с культурами классической эпохи, существовав­шими на побережье Мексиканского залива, откуда явно позаимствовано снаряжение игроков.

Среди скульптур и резных изображений, найден­ных в поселениях культуры «коцумальхуапа», присут­ствуют изображения нескольких богов, поклонение которым было распространено только в Мексике: Шипе Тотека; бога ветра Эхекатля, которого обычно изображали в виде безобразного чудовища с огром­ным носом и единственным круглым выпуклым гла­зом; Тлалока, Тлалчионатиуха — бога восходящего солнца; старого бога огня, Хухуетиотла; и Кетцалькоатля, изображаемого в виде Пернатого змея. На не­скольких великолепных резных стелах игроки в мяч изображены в своих «хомутах» и защитных перчатках. Они протягивают руки вверх, к изображениям небес­ных богов — чаще всего богов Солнца или Луны. На некоторых изображениях из тел богов и людей выхо­дят ветки с листьями и стручками какао — источни­ком благосостояния представителей этой культуры.

Не только религия этой культуры, но и исполь­зовавшийся ею календарь были мексиканскими. Среди множества знаков, обнаруженных на мону­ментах этой культуры, можно узнать иероглифичес­кие названия дней, широко распространенные сре­ди народов, живших на юге Мексики. Кроме того, запись численных коэффициентов календаря вы­полнена в стиле, совпадающем со стилем календар­ных записей Мексики, с использованием только точек и кружков, без характерной для письменнос­ти майя горизонтальной полоски, обозначающей цифру 5. Следует отметить, что у персонажей, изображенных на стелах, календарные имена соответ­ствуют дням их рождения, что также характерно для культур древней Мексики.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что создателями культуры «коцумальхуапа» были не майя, а мексиканцы, и, скорее всего, народности пипил. Поскольку лишь малая часть произведений искусства и совсем незначительное количество из­делий из керамики может быть отнесено к искус­ству Теотиуакана, они не могли прийти из этого города. Более четко прослеживается связь этой культуры с другими, существовавшими на равнинах неподалеку от побережья Мексиканского залива, в которых столь же много внимания уделялось риту­альной игре в мяч, смерти, человеческим жертво­приношениям, а также выращивалось какао.

Если этими людьми действительно были пипил, то вполне допустимо, что на территории современ­ного штата Веракрус некогда существовало древнее поселение, жители которого говорили на языке науатль, и часть его жителей пришла в южную область майя через перешеек Теуантепек, точно так же, как в область майя пришли представители касты куп­цов-воинов «почтека».

Здесь стоит вспомнить о том, что индейцы народ­ности пипил живут еще и в регионе, лежащем по другую сторону горной области, в долине Матагуа в Гватемале, и, возможно, не случайно отдельные скульптуры, выполненные в стиле коцумальхуапа, были найдены в Киригуа и недалеко от Копана — в поселениях, которые во всех других отношениях относятся к майя. Но загадка культуры «коцумаль­хуапа» еще очень далека от своего решения.

 







Date: 2015-09-05; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию