Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исапа и области Тихоокеанского побережья





 

Важнейшим источником сведений, необходимых для того, чтобы найти ключ к решению загадки о том, как возникла высокоразвитая цивилизация майя, являются материальные остатки исапанской цивилизации. Высокий интерес ко всему, что свя­зано с этой культурой, объясняется тем, что имен­но она, как во времени, так и в пространстве, за­нимает промежуточное положение между культурой ольмеков среднеархаического периода и раннеклассической культурой майя. Памятники, несущие от­печаток своеобразного художественного стиля этой культуры, разбросаны по обширной территории, протянувшейся от Трес-Сапотеса, лежащего на Ат­лантическом побережье штата Веракрус, до распо­ложенных на Тихоокеанском побережье равнинных областей Чьяпаса и Гватемалы и дальше, вплоть до города Гватемалы.

Во времена расцвета Исапа являлся крупным ре­лигиозно-культурным центром, в котором до сего­дняшнего дня сохранилось более 80 храмовых фун­даментов — насыпных холмов пирамидальной формы, облицованных речными камнями. Это по­селение расположено среди невысоких холмов, ле­жащих к востоку от города Тапачула, штат Чьяпас, в местности с очень влажным климатом, в 20 ми­лях от Тихоокеанского побережья.

Вопрос, считать ли это поселение одним из куль­турно-религиозных центров майя или относить его к одной из культур доиспанской Мексики, до сих пор не решен, но язык, на котором здесь говорили в древ­ности, был не одним из языков майя, а языком тапачультеко, исчезнувшим языком, принадлежавшим к зоквейской группе, языки которой были некогда распространены гораздо шире, чем сейчас. Несмотря на то, что Исапа была основана как религиозный центр во времена, относящиеся еще к раннеархаическому периоду, и просуществовала вплоть до раннеклассического периода, большая часть ее архитектурных сооружений и, по-видимому, вся монументальная скульптура относятся к периодам от позднеархаического до предклассического.

Наиболее характерными для художественного стиля Исапы являются большие, амбициозно заду­манные, но несколько вычурные сцены, которые представлены на большинстве резных изображений этой культуры. Сюжеты многих изображений носят светский характер, например изображение челове­ка в пышном костюме, обезглавливающего побеж­денного врага, но присутствуют также и сюжеты с религиозной тематикой. Среди последних наиболее распространенным является изображение божества, получившего название «длинногубый бог». Оно изображалось с непомерно вытянутой верхней губой и огнем, вырывающимся из ноздрей. Этот персо­наж, несомненно, представляет собой дальнейшее развитие образа ольмекского ягуара-оборотня — бога дождя и молнии.

Определенные повторявшиеся значки представ­ляют собой, по всей вероятности, элементы тради­ционной иконографии. К ним можно отнести знак, напоминающий латинскую букву U, расположен­ную между двумя косыми чертами, который обыч­но помещался над основной сценой и, возможно, являлся ранним вариантом знака небесной полосы, столь широко распространенного в классическом искусстве майя. Сам по себе знак «U», скорее все­го, является прототипом другого иероглифа, обо­значающего луну, и на одном барельефе он может встречаться несколько раз.

Находкам, относящимся к исапанской культуре, присущи многие черты, характерные для периода расцвета цивилизации равнинной области майя, такие, как стело-алтарные комплексы и «длинногу­бый бог», образ которого уже начинает трансформи­роваться в бога дождя Чака. К ним же можно отне­сти и художественный стиль резных изображений на барельефах, тяготеющий к изображению историчес­ких и мифологических сцен, в которых особое вни­мание уделялось украшенному перьями головному убору и другим деталям костюма. Письменность и календарь отсутствуют, но на склонах горных хреб­тов, тянущихся вдоль Тихого океана на восток, в Гватемалу, встречаются монументы с надписями и календарными датами, относящиеся к периоду Бактуна 7.

Одним из таких мест в Гватемале является Абах-Такалик, расположенный к югу от Коломбо, в по­крытых пышной растительностью и изобилующих влагой районах предгорий, которые во времена конкисты славилась выращиванием бобов какао. Те­перь основной сельскохозяйственной культурой, выращиваемой в этом регионе, является кофе. По внешнему виду Абах-Такалик напоминает Исапу — насыпные холмы, разбросанные в беспорядке по территории поселения. Менее чем в миле от цент­ральной группы насыпных фундаментов находится огромный валун, на котором вырезано чисто ольмекское по стилю изображение бородатого ягуара-оборотня. Из этого можно сделать вывод, что на этой территории некогда побывали ольмеки.


Стела 1 из Абах-Такалика по стилю является чи­сто исапанской, но даты на ней нет. С другой сто­роны, на несколько поврежденной стеле 2 есть ба­рельефное изображение двух исапанских персона­жей в пышных костюмах и украшенных перьями высоких головных уборах, обращенных лицом друг к другу. Между ними — вертикальный ряд иерогли­фических знаков, а ниже, из резных завитков, на­поминающих облако, выглядывает лицо бога небес. Первый, самый верхний знак в колонке иерогли­фов, несомненно, представляет собой наиболее ран­нюю форму «вводного иероглифа», который в по­зднейших классических текстах майя стоит в начале записи календарных дат «длинного счета». Прямо под ним находится численный коэффициент Бактуна, который, несомненно, означает цифру 7.

Более совершенная иероглифическая надпись эпохи Бактуна 7 находится на стеле 1, или стеле Герерра из Эль-Бауля, который расположен к юго-востоку от Абах-Такалика, среди кофейных планта­ций, в районе хорошо исследованных центров куль­туры «коцумальхуапа», относящихся к раннеклассическому периоду. С момента обнаружения в 1932 г. вокруг этого объекта разгорелись жаркие споры. Полагают, что происхождение этого объекта отно­сится ко времени более позднему, чем классическая эпоха. На правой стороне этой стелы изображена повернутая в профиль фигура человека в напряжен­ной позе с копьем в руке. Над головой фигуры рас­полагается похожее на облако скопление завитков, нижняя часть лица скрыта повязкой, а головной убор имеет тесемки, завязывающиеся под подбород­ком, — деталь, хорошо известная в искусстве майя равнинной зоны с древних времен. Перед фигурой располагаются две колонки резных знаков. Правая состоит из плоских табличек овальной формы, ко­торые, очевидно, должны были расписываться крас­ками.

Большего внимания заслуживают значки, располо­женные в левом вертикальном ряду. Они представля­ют собой первую календарную дату на монументе, найденном внутри самой области майя. Самым верх­ним в этой колонке является значок численного ко­эффициента 12, непосредственно под которым распо­лагается элемент, по форме напоминающий челюсть скелета — знак, принятый в мексиканских культурах для обозначения дня Эб. Затем идут четыре не подда­ющихся расшифровке знака, за которыми следует се­рия значков, обозначающих численные коэффициен­ты системы «длинного счета», которые, принимая во внимание ссылку на день Эб «календарного круга», могут быть прочитаны как 7.19.15.7.12. По нашему летоисчислению это соответствует 36 году н. э., то есть эта календарная запись относится к дате, кото­рая на 256 лет предшествует любой другой дате, за­фиксированной календарными записями равнинной зоны майя, но является значительно более поздней по отношению к датам, зафиксированным древними ка­лендарными надписями в Чьяпасе и на побережье штата Веракрус.

Прежде чем закончить рассмотрение районов Ти­хоокеанского побережья, следует упомянуть еще об одном стилистическом направлении монументальной скульптуры, которое широко распространено как на этих территориях, так и в Каминальгуйю. Выражени­ем этого стиля являются большие, довольно прими­тивные статуи, изображающие людей с похожими на котлы животами, одутловатыми лицами и настолько выдвинутой нижней челюстью, что их сравнивали с поздними портретами Муссолини. Возле поселения Монте-Альто, расположенного недалеко от Эль-Бауля, находится целая группа расположенных в ряд по­добных монстров. Здесь же находится колоссальная каменная голова, выполненная в том же самом стиле. Считают, что этот скульптурный комплекс связан с ольмекской культурой, которая предшествовала исапанской. Однако, поскольку вся территория Монте-Альто усыпана глиняными черепками, относящими­ся к позднеархаическому периоду, такая гипотеза представляется спорной. Скорее можно предполо­жить, что эти статуи связаны с одним из второстепен­ных религиозных культов, существовавшим одновре­менно с культом исапанского бога дождя, так же как в свое время в древней Александрии соседствовали и процветали религии и художественные стили греко-романской и египетской цивилизаций.

Но какому именно богу был посвящен этот культ? Этим божеством мог быть только «толстый бог», культ которого был широко распространен среди народов, населявших в классическую эпоху Мексику и северную область майя, хотя о функци­ях, которые он выполнял, нам ничего не известно.







Date: 2015-09-05; view: 307; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию