Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Желаю удачи. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7.1. Классификация социальных рисков Политические и социально-экономические преобразования последнего десятилетия XX в. коренным образом изменили облик нашей страны. Наряду с активизацией негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы (алкоголизм, наркомания, депопуляция, травматизм и др.), возникли некоторые принципиально новые для России процессы, имеющие достаточно широкий масштаб распространения, — бедность, безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция. Эти процессы оказывают влияние на все сферы деятельности государства и существенно определяют эффективность исполнения различными государственными институтами своих функций. В таких условиях для обеспечения экономической безопасности особенно актуально выявить причинно-следственные связи негативных явлений с результатами функционирования государственных институциональных структур и использовать механизмы предупреждения, локализации, нейтрализации или ликвидации этих явлений, а также минимизировать ущерб от их проявления. В последнее время для решения таких задач все чаще применяются методологические подходы, объединяемые понятием «риск». В современных условиях оценка риска является составным элементом теоретической базы принятия решений в политике и экономике. Рассматривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой образования, можно отметить, что цель модернизации образования России состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия «вызовам» XXI в., потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Именно уровень и качество образования являются одним из важнейших факторов сохранения культурных отечественных традиций, развития духовного потенциала общества, экономического роста, социального прогресса, предупреждения преступности, беспризорности, наркомании и других негативных социальных явлений. Для этого необходимо в первую очередь решить такие приоритетные взаимосвязанные задачи, как обеспечение доступности и требуемого качества образования, повышение эффективности деятельности образовательных систем всех уровней. Развитие образовательных систем субъектов Российской Федерации в условиях тенденции регионализации образования происходит неоднородно и неравномерно. Объективными причинами диспропорций в эволюции региональных образовательных систем выступают социально-экономические и культурно-исторические особенности развития территорий, которые определяют темпы инноваций и своеобразные национально-региональные модели модернизации сферы образования. С одной стороны, регионализация образования безусловно имеет положительные аспекты, которые определяются включением внутренних потенциалов саморазвития регионов в процесс модернизации образовательных систем. В то же время реализация эффективной государственной образовательной политики, важными приоритетами которой являются сохранение и укрепление единого образовательного пространства страны, социальная адресность и сбалансированность социальных интересов, обусловливает необходимость согласованного развития систем образования субъектов РФ. Это позволит получить дополнительный эффект, связанный с координацией процессов и организацией взаимодействия и взаимообогащения региональных образовательных систем. С другой стороны, неоднородность и неравномерность развития относительно автономных подсистем федеральной системы образования может привести к негативным социальным последствиям как для самих регионов, так и для национальной и экономической безопасности России в целом. Определенным образом эти негативные социальные последствия затрагивают и систему образования как часть социума. Обеспечение эффективной государственной образовательной политики в России требует выработки адекватного диагностического инструментария и прежде всего методов оценки социальных рисков, связанных с неоднородностью развития региональных образовательных систем. Результаты оценки негативных последствий могут стать основой для принятия управленческих решений на различных уровнях системы управления образованием России с целью прогнозирования возникновения и минимизации социальных рисков, т. е. управления рисками. В социально-экономическом и политическом плане современную Россию можно назвать обществом риска по следующим основным причинам: • историческим: не эволюция, а революция. Российское общество уже в который раз пытаются реконструировать на основе утопического социального проекта; • культурным: само общество оказалось неспособным адекватно осмыслить (рефлексировать) причины своего экономического и социального упадка. Поэтому принципы его реконструкции были снова заимствованы у Запада; • экономическим: государство теряет способность поддерживать системы жизнеобеспечения населения; • социальным: слом существующего социального порядка, сокращение среднего класса, утеря трудовой этики, тотальное недоверие государству, сопротивление переменам; • политическим: разрушение государства, превращение его в механизм, обслуживающий клановые и корпоративные интересы. В современных условиях в спектре всех возможных рисков появились риски, имеющие специфические особенности и характеристики, обусловленные современным уровнем развития общества, государства и технологий (риски, присущие современной модернизации): • не воспринимаемые органами чувств человека, а воспринимаемые и осмысливаемые только через знание; • не ограниченные во времени и пространстве, т. е. охватывающие природную, социальную и техническую среды; • не калькулируемые в соответствии с существующими правилами (страхования, техники безопасности и т. п.); • не компенсируемые (сокращающие продолжительность жизни); • не исходящие от конкретного виновника («риски коллективной безответственности»); • приводящие к возникновению нового неравенства (одни производят риски, другие вынуждены их «потреблять» и жить в рискоген- ной среде); • характеризующиеся «демократичностью» (в конечном счете, они настигают тех, кто их производит); • приводящие к изменению политической системы общества. Типы рисков можно классифицировать на политические, экономические (финансовые), технические (техногенные), природные (геологические, географические и др.), страховые, экологические и социальные. К отличительным особенностям типов рисков относят характер (содержание, объем, вид и т. и.) исходной информации, методы, механизмы и процедуры ее получения, сферы применения результатов анализа и интерпретации полученных данных. Все типы рисков, несмотря на их различную сущность, сферы проявления и возникновения, объединяет то, что способы получения количественных или качественных оценок их характеристик базируются на ограниченном множестве методов обработки исходной информации. К этим методам можно отнести: 1. Основной систематический качественный метод — метод Делфи, по которому на первом этапе аналитики разрабатывают систему переменных для конкретного объекта исследований, а затем привлекают широкий круг экспертов, которые определяют вес (ранг) каждой переменной для рассматриваемого объекта. При таком качественном подходе оценивается специфика конкретной ситуации. В некоторых случаях исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, действительно может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. К недостаткам этого метода относят субъективизм экспертных оценок (неконтролируемое восприятие или идеологические и личностные пристрастия экспертов). Старые стереотипы общества могут сыграть роковую роль при выработке оценок. 2. Количественные методы оценки социальных рисков, заключающиеся в определении относительного веса (значимости) выявленных факторов. Примерами количественных методов могут быть агрегирование статистических данных, имитационное моделирование, математические методы обработки информации (статистические, алгебраические и др.).
В настоящее время на первый план вышли проблемы, обусловленные социальными рисками. Это объясняется тем, что в основном ликвидированы последствия экономического кризиса 1998 г., в стране наблюдается относительная экономическая устойчивость, достигнута определенная политическая стабильность общества, существует достаточно эффективная система предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных рисков. Кроме того, доминирующее положение в социальной сфере государства стало принадлежать системе образования. Это связано как с ее масштабами (в ней занято 25% населения, на ее содержание приходится 13% консолидированного бюджета страны), так и с многообразием социальных задач, решаемых ею. В последующей оценке социальных рисков, обусловленных неоднородностью развития региональных образовательных систем, используются следующие термины и понятия: • анализ социального риска, или социальный риск-анализ — процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения. Анализ социального риска заключается в использовании всей доступной информации для идентификации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями; • вероятность события — количественная оценка возможности наступления события; • доступность образования — степень обеспечения равных возможностей получения образования, финансируемого из бюджета всех уровней; • идентификация опасности — процесс выявления и признания факта существования и определение ее характеристик; • индикатор — качественная либо количественная характеристика хода процесса или состояния объекта наблюдения; • качество образования — мера достижения цели образования; условный, количественно не измеряемый показатель, который характеризует степень удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства; • критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение пли классификация чего-либо; мерило суждения, оценки; • неоднородность развития — различие основных показателей развития сравниваемых объектов; • объект риска — сфера деятельности, общество, организация, человек, для которых возможно наступление негативного последствия; • опасность — источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба; • оценивание социального риска — процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты и последствий, их сочетание; • оценка — степень соответствия эталону; приближенное значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным; • параметр (математический) — независимые переменные какой-либо функции; величина, значения которой служат для установления различий между элементами некоторого множества; • приемлемый риск — риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из экономических и социальных соображений; • региональная система образования — система образования субъекта РФ как составная часть системы образования России; • риск — вероятность наступления негативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия; • система образования Российской Федерации — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующие эти образовательные программы и государственные образовательные стандарты; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации; • социальные гарантии — границы, пределы реализации социальных нрав, признанные обществом необходимыми и возможными с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм законодательства; • социальные права — совокупность норм нрава, определяющих условия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразными с позиций развития личности, социальных групп и общества в
целом. Распространяются на свободное передвижение, выбор места жительства и работы, на справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, равную оплату за равный труд, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на образование; • социальный риск — риск, объектом которого являются социальные права и (или) социальные гарантии; • степень риска — сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события; • субъект риска — источник возможного негативного последствия; • угроза — совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества, государства; • управление социальными рисками — процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных социальных последствий опасности; • управляемость образовательной системы — способность системы использовать и изменять свои структуры, технологии и ресурсы в соответствии с поставленными целями; • характеристика — взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, определяющими состояние объекта (процесса, системы), выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика; • эффективность образования — отношение социально-экономического результата образовательной деятельности к затратам на его достижение. Неоднородность развития образовательных систем можно характеризовать следующими параметрами (табл. 7.1). Группе «факт» соответствуют наиболее значимые и важные параметры неоднородности, выделенные более 80% экспертов. К группе «тенденция» отнесены параметры, не включенные в группу «факт», но выделенные более 50% и менее 80% экспертов. К группе «особое мнение» отнесены параметры, имеющие частный характер. Таблица 7.1 Date: 2015-09-20; view: 283; Нарушение авторских прав |