Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желаю удачи.





 

 


7. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕОДНОРОДНОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7.1. Классификация социальных рисков

Политические и социально-экономические преобразования последнего десятилетия XX в. коренным образом изменили облик нашей страны. Наряду с активизацией негативных социальных явлений, корнями ухо­дящих в предшествующие годы (алкоголизм, наркомания, депопуляция, травматизм и др.), возникли некоторые принципиально новые для Рос­сии процессы, имеющие достаточно широкий масштаб распростране­ния, — бедность, безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция.

Эти процессы оказывают влияние на все сферы деятельности госу­дарства и существенно определяют эффективность исполнения раз­личными государственными институтами своих функций. В таких условиях для обеспечения экономической безопасности особенно ак­туально выявить причинно-следственные связи негативных явлений с результатами функционирования государственных институцио­нальных структур и использовать механизмы предупреждения, лока­лизации, нейтрализации или ликвидации этих явлений, а также ми­нимизировать ущерб от их проявления.

В последнее время для решения таких задач все чаще применяются методологические подходы, объединяемые понятием «риск». В совре­менных условиях оценка риска является составным элементом теоре­тической базы принятия решений в политике и экономике. Рассмат­ривая проблему оценки социальных рисков, связанных со сферой


образования, можно отметить, что цель модернизации образования России состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия «вызовам» XXI в., потреб­ностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Именно уровень и качество образования являются одним из важней­ших факторов сохранения культурных отечественных традиций, раз­вития духовного потенциала общества, экономического роста, соци­ального прогресса, предупреждения преступности, беспризорности, наркомании и других негативных социальных явлений. Для этого не­обходимо в первую очередь решить такие приоритетные взаимосвя­занные задачи, как обеспечение доступности и требуемого качества образования, повышение эффективности деятельности образователь­ных систем всех уровней.

Развитие образовательных систем субъектов Российской Федера­ции в условиях тенденции регионализации образования происходит неоднородно и неравномерно. Объективными причинами диспропор­ций в эволюции региональных образовательных систем выступают социально-экономические и культурно-исторические особенности развития территорий, которые определяют темпы инноваций и свое­образные национально-региональные модели модернизации сферы

образования.

С одной стороны, регионализация образования безусловно имеет положительные аспекты, которые определяются включением внут­ренних потенциалов саморазвития регионов в процесс модернизации образовательных систем. В то же время реализация эффективной го­сударственной образовательной политики, важными приоритетами которой являются сохранение и укрепление единого образовательно­го пространства страны, социальная адресность и сбалансированность социальных интересов, обусловливает необходимость согласованного развития систем образования субъектов РФ. Это позволит получить дополнительный эффект, связанный с координацией процессов и организацией взаимодействия и взаимообогащения региональных образовательных систем.

С другой стороны, неоднородность и неравномерность развития от­носительно автономных подсистем федеральной системы образова­ния может привести к негативным социальным последствиям как для самих регионов, так и для национальной и экономической безопасно­сти России в целом. Определенным образом эти негативные соци­альные последствия затрагивают и систему образования как часть со­циума.



Обеспечение эффективной государственной образовательной поли­тики в России требует выработки адекватного диагностического инст­рументария и прежде всего методов оценки социальных рисков, связан­ных с неоднородностью развития региональных образовательных систем.

Результаты оценки негативных последствий могут стать основой для принятия управленческих решений на различных уровнях системы уп­равления образованием России с целью прогнозирования возникнове­ния и минимизации социальных рисков, т. е. управления рисками.

В социально-экономическом и политическом плане современную Россию можно назвать обществом риска по следующим основным причинам:

историческим: не эволюция, а революция. Российское общество уже в который раз пытаются реконструировать на основе утопи­ческого социального проекта;

культурным: само общество оказалось неспособным адекватно осмыслить (рефлексировать) причины своего экономического и социального упадка. Поэтому принципы его реконструкции были снова заимствованы у Запада;

экономическим: государство теряет способность поддерживать системы жизнеобеспечения населения;

социальным: слом существующего социального порядка, сокра­щение среднего класса, утеря трудовой этики, тотальное недове­рие государству, сопротивление переменам;

политическим: разрушение государства, превращение его в меха­низм, обслуживающий клановые и корпоративные интересы.

В современных условиях в спектре всех возможных рисков появи­лись риски, имеющие специфические особенности и характеристики, обусловленные современным уровнем развития общества, государ­ства и технологий (риски, присущие современной модернизации):

• не воспринимаемые органами чувств человека, а воспринима­емые и осмысливаемые только через знание;

• не ограниченные во времени и пространстве, т. е. охватывающие природную, социальную и техническую среды;

• не калькулируемые в соответствии с существующими правила­ми (страхования, техники безопасности и т. п.);

• не компенсируемые (сокращающие продолжительность жизни);

• не исходящие от конкретного виновника («риски коллективной безответственности»);


• приводящие к возникновению нового неравенства (одни произво­дят риски, другие вынуждены их «потреблять» и жить в рискоген-

ной среде);

• характеризующиеся «демократичностью» (в конечном счете, они настигают тех, кто их производит);

• приводящие к изменению политической системы общества.

Типы рисков можно классифицировать на политические, экономи­ческие (финансовые), технические (техногенные), природные (геологи­ческие, географические и др.), страховые, экологические и социальные.

К отличительным особенностям типов рисков относят характер (содержание, объем, вид и т. и.) исходной информации, методы, меха­низмы и процедуры ее получения, сферы применения результатов анализа и интерпретации полученных данных.

Все типы рисков, несмотря на их различную сущность, сферы прояв­ления и возникновения, объединяет то, что способы получения количе­ственных или качественных оценок их характеристик базируются на ограниченном множестве методов обработки исходной информации. К этим методам можно отнести:

1. Основной систематический качественный метод — метод Делфи, по которому на первом этапе аналитики разра­батывают систему переменных для конкретного объекта иссле­дований, а затем привлекают широкий круг экспертов, которые определяют вес (ранг) каждой переменной для рассматриваемо­го объекта. При таком качественном подходе оценивается специ­фика конкретной ситуации. В некоторых случаях исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, действительно может быть более важным, чем проведение систе­матической количественной оценки. К недостаткам этого метода относят субъективизм экспертных оценок (неконтролируемое восприятие или идеологические и личностные пристрастия экс­пертов). Старые стереотипы общества могут сыграть роковую роль при выработке оценок.

2. Количественные методы оценки социальных рисков, заключа­ющиеся в определении относительного веса (значимости) выяв­ленных факторов. Примерами количественных методов могут быть агрегирование статистических данных, имитационное моделирование, математические методы обработ­ки информации (статистические, алгебраические и др.).

 


В настоящее время на первый план вышли проблемы, обусловленные социальными рисками. Это объясняется тем, что в основном ликвидиро­ваны последствия экономического кризиса 1998 г., в стране наблюдается относительная экономическая устойчивость, достигнута определенная политическая стабильность общества, существует достаточно эффектив­ная система предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных рисков. Кроме того, доминирующее положение в социальной сфере государства стало принадлежать системе образования. Это связа­но как с ее масштабами (в ней занято 25% населения, на ее содержание приходится 13% консолидированного бюджета страны), так и с многооб­разием социальных задач, решаемых ею.

В последующей оценке социальных рисков, обусловленных не­однородностью развития региональных образовательных систем, ис­пользуются следующие термины и понятия:

• анализ социального риска, или социальный риск-анализ — про­цесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения. Анализ социального риска заключает­ся в использовании всей доступной информации для идентифи­кации (выявления) опасностей и оценки риска до наступления определенного события, обусловленного этими опасностями;

• вероятность события — количественная оценка возможности наступления события;

• доступность образования — степень обеспечения равных воз­можностей получения образования, финансируемого из бюдже­та всех уровней;

• идентификация опасности — процесс выявления и признания факта существования и определение ее характеристик;

• индикатор — качественная либо количественная характеристика хода процесса или состояния объекта наблюдения;

• качество образования — мера достижения цели образования; условный, количественно не измеряемый показатель, который характеризует степень удовлетворения образовательных потреб­ностей личности, общества, государства;

• критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение пли классификация чего-либо; мерило суждения, оценки;

• неоднородность развития — различие основных показателей развития сравниваемых объектов;


• объект риска — сфера деятельности, общество, организация, че­ловек, для которых возможно наступление негативного послед­ствия;

• опасность — источник потенциального ущерба, вреда или ситуа­ция с возможностью нанесения ущерба;

• оценивание социального риска — процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для чело­века и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает ана­лиз частоты и последствий, их сочетание;

• оценка — степень соответствия эталону; приближенное значе­ние величины или параметра, найденное по экспериментальным данным;

• параметр (математический) — независимые переменные какой-либо функции; величина, значения которой служат для установления различий между элементами некоторого множества;

• приемлемый риск — риск, уровень которого допустим и обосно­ван исходя из экономических и социальных соображений;

• региональная система образования — система образования субъекта РФ как составная часть системы образования России;

• риск — вероятность наступления не­гативного последствия или мера ожидаемого неблагополучия;

• система образования Российской Федерации — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети образовательных учреждений не­зависимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующие эти образовательные программы и государствен­ные образовательные стандарты; органы управления образовани­ем и подведомственные им учреждения и организации;

• социальные гарантии — границы, пределы реализации соци­альных нрав, признанные обществом необходимыми и возможны­ми с позиций достигнутого уровня развития, наличия ресурсов для их реализации и зафиксированные в виде норм законодательства;

• социальные права — совокупность норм нрава, определяющих ус­ловия жизнедеятельности людей, признаваемых целесообразны­ми с позиций развития личности, социальных групп и общества в

 




целом. Распространяются на свободное передвижение, выбор мес­та жительства и работы, на справедливые и благоприятные усло­вия труда, защиту от безработицы, справедливое и удовлетвори­тельное вознаграждение, равную оплату за равный труд, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на образование;

• социальный риск — риск, объектом которого являются соци­альные права и (или) социальные гарантии;

• степень риска — сочетание частоты (или вероятности) и послед­ствий определенного опасного события;

• субъект риска — источник возможного негативного последствия;

• угроза — совокупность условий и факторов, которые создают опасность для жизненно важных интересов личности, общества, государства;

• управление социальными рисками — процесс прогнозирования, оценки и минимизации социальных рисков; системный подход к принятию управленческих решений, процедур и практических мер для предупреждения или уменьшения негативных соци­альных последствий опасности;

• управляемость образовательной системы — способность систе­мы использовать и изменять свои структуры, технологии и ре­сурсы в соответствии с поставленными целями;

• характеристика — взаимосвязь между зависимыми и независи­мыми переменными, определяющими состояние объекта (про­цесса, системы), выраженная в виде текста, таблицы, математи­ческой формулы, графика;

• эффективность образования — отношение социально-экономи­ческого результата образовательной деятельности к затратам на его достижение.

Неоднородность развития образовательных систем можно характе­ризовать следующими параметрами (табл. 7.1).

Группе «факт» соответствуют наиболее значимые и важные пара­метры неоднородности, выделенные более 80% экспертов.

К группе «тенденция» отнесены параметры, не включенные в груп­пу «факт», но выделенные более 50% и менее 80% экспертов.

К группе «особое мнение» отнесены параметры, имеющие частный характер.


Таблица 7.1

Date: 2015-09-20; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию