Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 2





Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание

План занятия:

1. Педагогическое творчество и инновации в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А. Кан-Калика, А.Д. Никандрова, В.И. Загвязинского, К.А. Абульхановой-Славской, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской и др.

2. Соотношение инновационной деятельности и творческой деятельности педагога. Сущностные характеристики инновационной деятельности в образовании.

3. Модель инновационной деятельности педагога. Концепция инновационной деятельности педагога В.А.Сластенина, Л.Д.Подымовой, др.

4. Структура, характеристика и содержание мотивационного, креативного, технологического и рефлексивного компонентов инновационной деятельности педагога.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическое творчество, компоненты инновационной деятельности педагога. Установите взаимосвязь между ними.

2. На основепримеров из собственной практики, материалов Интернет и др. составьте монографическую характеристику современного творческого, готового к инновационной деятельности педагога. Обоснуйте взаимосвязь творчества и инновации в его деятельности.

3. На основе PEST-анализа, выявите наиболее значимые политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society), технологические (Technology) тенденции, которые имеют существенное значение для инновационной деятельности педагога, и заполните Таблицу 3.

Таблица 3. Тенденции, имеющие существенное значение для инновационной деятельности педагога

Политика (P) Экономика (E)
1. … 1. …
2. … 2. …
3. … 3. Новые запросы инновационной экономики
Социум (S) Технология (T)
1. Изменения в уровне и стиле жизни 1. …
2. … 2. …
3. … 3. Новые образовательные технологии

 

4. Проанализируйте инновационную деятельность педагога на основе Свот-анализа и заполните Таблицу 4.

Таблица 4. SWOT-АНАЛИЗ инновационную деятельность педагога

Сильные стороны Слабые стороны
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Возможности Риски
1. 1.
2. 2.
3. 3.

5. Прочитайте выдержку из статьи «Инновации – источник изменений в образовании» и, изучив схему структуры инновационной деятельности учителя (Схема 1), сделайте выводы, что должно измениться в деятельности учителя, чтобы у него сформировалась готовность и способность к инновационной деятельности? В чем вы видите основные проблемы современного учителя и его неготовности к инновациям? Приведите свои примеры.

«…Изменения в сфере образования комплексны по своей природе и часто пролонгированы во времени. Данному типу изменений присущи свойства, характерные изменениям вообще, т.е. интенсивность, масштаб, направленность, т.п. Образовательные изменения происходят на разных уровнях: организационном, структурном, концептуальном, институциональном, т.п.

Можно выделить три основных группы изменений в образовании в информационную эпоху:

- изменения связанные со «сдвигами» в образовательных целях, которые вытекают из более обширных социокультурных изменений в обществе и изменениями самой природы труда в эволюционирующих экономиках;

- изменения, связанные с ростом разнообразия состава населения, которое охватывает сфера образования, и демографическими «сдвигами», начиная от урбанизации, «демографических ям», т.п. и заканчивая глобальной иммиграцией и переселением;

- третья группа изменений связана с новыми концепциями обучения и получения знаний, которые основываются на изменениях фундаментальных процессов человеческого развития.

В качестве основных факторов, вызывающих изменения в организации образовательного процесса в современной школе являются:

- изменение контекста обучения, связанное с применением новых технологий;

- время, которое требуется для привыкания к изменениям, т.к. первоначально учителя сосредоточены на деталях изменений, особенностях технологий, а не на самом процессе обучения;

- подготовка учителей к осуществлению изменений, т.к. кто-то учится и принимает изменения быстрее, кто-то медленнее.

Последняя группа факторов наиболее существенна для успеха процесса изменений, т.к. первые две группы факторов относятся к изменениям на организационном и структурном уровнях, в то время как подготовка учителей к осуществлению и участию в изменениях предполагает изменения фундаментального характера, т.е. позиции преподавателя, его взглядов, концепции обучения в целом.


Любое глубокое изменение влечет за собой некую потерю, тревогу, борьбу, т.п. Процессу изменений характерны консерватизм и неоднозначность (амбивалентность), т.к. смысл изменений редко ясен с самого начала, и амбивалентность всегда присуща переходным периодам и преобразованиям.

Образовательные изменения технически простые, но социально сложные. Большая часть проблемы образовательных изменений – это вопрос трудностей, связанных с планированием и координацией многоуровневого процесса с участием большого количество людей.

Изменения в педагогической деятельности на сегодняшний день тесно связаны с социокультурными изменениями. Современный этап развития общества философами, социологами и экономистами определяется как постиндустриальный или информационный, основным производственным ресурсом которого стали знания и информация.

Процесс перехода к такому типу общества отмечен множеством изменений в экономике, структуре власти, устройстве семьи, образовании, т.п. Характер получения и переработки информации, существенно изменивший социокультурную структуру общества и сформировавший новый тип экономики – «экономики знаний», неизбежно повлиял и на педагогическую деятельность современного учителя.

Педагогическая деятельность – это профессиональный вид деятельности, направленный на обучение, воспитание, развитие личности обучаемого, приобщение его к ценностям культуры, а также создание оптимальных условий для выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Понятие педагогической деятельности тесно связано с понятием компетенции, которое представляет собой выражение единства теоретической и практической готовности человека к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя.

Педагогическая деятельность сегодня полна противоречий. С одной стороны, учителю необходимо отвечать на требования внешней среды, которая требует от него воспитать человека готового к динамично меняющейся действительности, где постоянно появляются новые элементы, неизвестные ранее. Для этого он должен предвидеть изменения, развивать в себе те качества, которые требуются сейчас и потребуются завтра. Вместе с тем, по сути своей роли в системе образования он должен воплощать преемственность культуры, сохранение и воспроизводство ее ценностей.

Дополнительную сложность для современного учителя представляет «размывание» границ единых культурных образцов, которые могли бы служить ориентиром для духовной и социальной интеграции современных учеников. В такой ситуации современному человеку все больше приходится рассчитывать на себя, вырабатывать собственные смыслы, ценности и жизненную позицию. Следовательно, современный учитель должен ориентировать подрастающее поколение на развитие инициативы, самостоятельности, ответственности за совершаемые действия, т.п.

Как оценивать сформированность таких качеств личности также вызывает много вопросов. Одним из решений данной проблемы видится представление образовательных достижений в виде компетенций, сформулированных через предполагаемые образовательные результаты, структура которых иерархична и представляет собой своеобразную рамку, помогающую ориентироваться на предельные достижения в учебе, а также на появление новых качественных личностных и когнитивных изменений. Образовательные результаты формулируются на двух уровнях: на уровне способностей и на уровне соответствующих им компетенций.


Состояние современного учителя характеризуется постоянным ожиданием грядущих перемен и является главным фактором, влияющим на мироощущение, устремления преподавателя, оценку им своей деятельности и ее результатов, постановку новых целей и задач. С одной стороны, такая ситуация создает негативный фон для роста, развития, ибо нестабильность, вызванная неопределенностью, заставляет действовать с осторожностью, избегать риска, опасаясь потери завоеванных позиций. Однако, с другой стороны, именно в такое время и востребованы нестандартные решения, творческий подход, инновации. Они, собственно, и порождаются такой изменчивой средой - стремлением вырваться из неопределенности и изменить жизнь так, чтобы она стала более благоприятной.

Таким образом, можно констатировать, что происходящие изменения в педагогической деятельности учителя обусловлены:

- современными условиями жизни, которые характеризуются как ситуация неопределенности, что требует от человека самоопределения, умения решать нестандартные и жизненно важные задачи;

- необходимостью ориентации на образовательные результаты, обозначенные в виде компетенций;

- ориентацией на иные цели образования, обусловленные его практикоориентированностью и креативной направленностью.

Изменения в педагогической деятельности тесно связывают с инновациями. Педагогическая инновация или нововведение определяется как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Педагогические инновации классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие, т.п.; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторские (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы; по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций), системные (полная реконструкция системы как целого); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы) и внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

Исходя из этого, современные учителя должны быть готовы к следующим изменениям в своей педагогической деятельности:


1. Изменению отношения к структурным элементам образовательных систем: целеполаганию, задачам, содержанию образования и воспитания, формам, методам, приёмам, технологиям, средствам обучения и образования, системе диагностики, контролю, оценке результатов и т.д.

2. Изменению отношения к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетенций и др.

3. Изменению взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

4. Изменению понимания функций учителя: по отношению к условиям педагогической деятельности (обеспечение обновления образовательной среды, учет социокультурных факторов, т.п.), по отношению к «продуктам» педагогической деятельности (проектам, конкурсам, т.п.), по отношению к управлению педагогической деятельностью (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

5. Изменению в осуществлении педагогической деятельности: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

6. Осознанию масштабности распространения изменений, степень их проникновения и значимость: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. …».

Схема 1. Структура инновационной деятельности учителя

6. По 10-бальной шкале определите собственную готовность к инновационной педагогической деятельности. Развитие какого из структурных компонентов требует наибольшего внимания с вашего стороны?

Источники и литература:

1. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

2. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html
Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

3. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: методическое пособие под ред. С.А. Гончарова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007;

4. Дроботенко Ю.Б. Инновации – источник изменений в образовании // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2012. - №10.

5. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

6. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

9. Стратегический анализ: эффективные инструменты и техники. - http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf

 







Date: 2015-09-20; view: 1793; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию