Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности педагогических инновационных процессов





План занятия:

1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.

2. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

3. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.

4. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.

5. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.

Вопросы и задания на обсуждение:

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия (оформите ее в виде таблицы): новация, нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации; педагогическая инноватика. Установите взаимосвязь между ними. В чем принципиальное отличие понятий «инновация» и «изменения»? Почему изменения и инновации называют источником устойчивого развития общества, экономики, образования, т.п.?

2. В статье «На фундаментальной основе», опубликованной в «Российской газете» (рубрика: Экономика - Компании года, № 5074 от 25 декабря 2009 г. http://www.rg.ru/2009/12/25/technology.html) говорится следующее: «Устойчивость отечественной экономики к разным мировым катаклизмам напрямую зависит от того, насколько Россия в ближайшем будущем сможет модернизировать экономику и преодолеть технологическое отставание. Усилия, направленные на технологическое и инновационное развитие, сегодня приобретают особое значение.

Вопросом о том, что мешает отечественной экономике получать доходы от реализации инновационной продукции …, обеспокоены и президент … с премьером, и чиновники всевозможных рангов, и ученые.

Сегодня инновационный продукт в США составляет 70% производства, в Китае - приближается к 34%, а Россия в этом плане серьезно отстает - по данным Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, всего 5-7%.

Во всем мире значительная часть инноваций производится в среднем бизнесе, в России же пока остро ощутима потребность в финансовой поддержке этого процесса. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, «у нас существуют меры государственной поддержки малым компаниям, например, налоговые льготы. Что касается средних компаний, то они находятся вне видимости и для государственных программ, и для институтов развития». Имеет смысл добавить, что помимо этого, в цепочке инновационной экономики в РФ почти полностью отсутствует звено, ответственное за преобразование идей в продаваемые товары и услуги. Это тот самый блок, где должны активно работать посевные фонды, бизнес - ангелы и другие, аналогичные им структуры. По признанию Набиуллиной, недостаточным можно также признать и частное финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Что происходит на деле? Фундаментальные исследования нередко превращаются в непродуктивное использование государственных средств, а Роснанотех и Российская венчурная компания (РВК) «буксуют», не в силах найти необходимое количество проектов в стране. В итоге, для того чтобы использовать выделенные им средства, они вынуждены (в частности, Роснанотех) искать проекты за рубежом и хотя бы в виде сборочных производств и перемещать их в Россию. Это неплохо, говорят эксперты, но недостаточно для построения собственной структуры инновационной экономики. Поддержка НИОКР происходит в основном в рамках федеральной целевой программы (ФЦП). При этом в основном поддерживаются НИИ, но не компании. Финансирование же НИОКР частным сектором очень невелико. В рамках ФЦП, конечно, есть такие направления, как «исследования и разработки», но деньги, как отмечают в минэкономразвитии, там «не выбираются», а существующий механизм не востребован. …

На всех площадках, где идет обсуждение темы экономического обновления, в последнее время нередко звучит мысль, что проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран связаны не столько с недостатком финансирования, а с отсутствием навыков перевода знания в конкурентоспособные продукты и технологии, которые востребованы на рынке инноваций. Есть подсчеты, свидетельствующие о том, что даже с нынешним недостаточным финансированием науки и инноваций потенциальный уровень инновационной активности компаний в случае, если бы процесс внедрения разработок в бизнесе был бы более эффективным, мог бы быть выше как минимум в два раза. …

Задания:

- Что является инновационной продукцией, инновациями в вашей области (химия, биология, физика, др.)? (Ответ может быть представлен в виде презентации, видеоролика,,т.п.).

- Заполнив данную ниже Таблицу 1, приведите аргументы в пользу инновационности данной продукции (к какому типу инноваций ее можно отнести – технологии, идеология, новая форма социальной структуры, др.)?

Таблица 1. Классификация инноваций по критериальным основаниям:

Критерии Описание инновации
Сфера, в которой осуществляется инновация  
Широта и глубина распространения инновации  
Основа возникновения инновации  
Способ распространения инновации  
Масштаб инновации  
Инновационный потенциал  
Способ возникновения инновации  
Другие критерии (предложите сами)  

 

- Как на ваш взгляд можно обеспечить «трансфер» инновационного знания и идей в продукцию, востребованную на рынке инноваций? Какие формы «трансфера» инноваций вы знаете? Какова роль образования, университетов, т.д. в этом процессе?

- Прокомментируйте высказывание: «Современное образование по своей сути уже является инновацией».

3. Что такое педагогические инновации? Какие педагогические инновации вы можете назвать, в чем их специфика и отличие от других инноваций? Приведите примеры инноваций в образовании разного порядка (слайды 59-60 презентация 1). Какие классификации нововведений в образовании вы знаете? Почему педагогические инновации должны осуществляться системно? Предложите и изобразите графически модель системных нововведений в образовательном процессе ОУ (по компонентам учебно-воспитательного процесса – слайд 47 презентация 1). Каковы условия эффективности инновационных процессов в образовании?

4. Заполните Таблицу 2, установив соответствие этапов жизненного цикла инноваций законам их протекания. Объясните установленные взаимосвязи.

Таблица 2. Этапы жизненного цикла инноваций и законы их протекания

Этапы жизненного цикла инноваций Законы протекания инновационных процессов
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля­ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).  
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.  
3. Этап нововведения, на котором находит практическое при­менение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование нов­шества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, ко­торая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.  
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его ши­роком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но­вые сферы.  
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.  
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связан­ный с заменой его новым продуктом.  

 

5. Какие инновационные подходы к обучению вы можете назвать? (статьи Коган Е.А., Посталюк Н.Ю. и Цыганов А.В. – см. Источники и литература). Как вы думаете, способны ли какие-либо из этих подходов решить проблему «трансфера» знаний и обеспечить современную инновационно-ориентированную экономику технологиями и специалистами такого уровня, которые бы смогли сократить отставание России от других развитых стран? Приведите ваши аргументы.

6. Задание «Поиск инновационных педагогических идей» (работа с авторефератами, защищенных по специальности 13.00.01 или 13.00.08 ).

Выберите один из авторефератов, изучите его содержание и ответьте на следующие вопросы:

- Что нового предлагает автор? К какому типу новизны относите вы данную идею? Обоснуйте свой ответ.

- Что бы вы предложили для решения данной проблемы? Приведите аргументы в пользу вашей идеи.

- В случае если идея приживется, какие последующие инновации можно ожидать в перспективе (например, через 10 лет)?

 

Источники и литература:

1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.

2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

3. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю. Новая организация образовательных ресурсов высшей школы: ответ на вызовы современной экономики - http://www.logosbook.ru/VOS/06_2008/8_12.pdf

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

5. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.

6. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. пособиедля студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационность как один из принципов педагогики. –

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_4.html

8. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М.: Новая шк., 1994.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

10. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса - http://lib.herzen.spb.ru/text/tsyganov_136_136_143.pdf

 

Date: 2015-09-20; view: 1673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию