Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. М. НосоновСтр 1 из 5Следующая ⇒
ТЕОРИЯ РЕГИОНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УДК 910.1 А. М. Носонов МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ [1] В статье рассматриваются особенности применения математического моделирования в социально-экономической географии. Проникновение математических методов в географию обусловлено необходимостью решения новых научных задач. Этому способствовало развитие соответствующих технических приёмов прикладной математики, которые развивались в соответствии с потребностями частных наук, в том числе и географии. Приведена структура процесса моделирования, показаны основные функции моделей: психологическая, собирательная, логическая, систематизирующая, конструктивная и познавательная. Дана классификация используемых в географии моделей, из которых наиболее широкое распространение получили многомерные математические модели, применяемые для типологии. Одним из наиболее перспективных методов моделирования геосистем и географических процессов является имитационное моделирование. Перечислены задачи современной социально-экономической географии, которые требуют применения методов моделирования, главной из которых является исследование структуры и функциональных зависимостей между компонентами территориальных систем. Представлены основные положения моделирования в географии, приведена классификация математико-географических моделей. Особо рассмотрены главные методологические проблемы моделирования в географии: большой сложностью и спецификой территориальных систем, динамичностью географических процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений, выбор наиболее адекватных моделей. Детально проанализированы главные этапы моделирования географических процессов и явлений. Делается вывод о необходимости расширения области использования моделей в географии. Ключевые слова: модель, математические методы, математико-географическое моделирование, классификация, имитация, прогноз, территориальная система. Общие положения
Внедрение системного подхода в географию в 60-х гг. ХХ в. сопровождалось активным проникновением в научные исследования математических методов, и прежде всего, моделирования, что получило название «количественная революция» в географии. Это было связано с тем, что на данном этапе развития географии традиционные методы уже не могли обеспечить решение важнейших научных задач. Проникновению математических методов в географию способствовало также развитие новых технических приёмов прикладной математики, которые развивались в соответствии с потребностями частных наук, в том числе и географии. «Математизация» географии стала возможной также в результате применения быстродействующих ЭВМ, которые позволили существенно сократить время на обработку огромной количественной информации. Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. В логике под моделью понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение даёт новые знания об объекте-оригинале. В соответствии с данным определением моделирование представляет собой процесс построения, изучения и применения моделей. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания. Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств. Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Предположим, что имеется или необходимо создать некоторый объект А. Конструируется (материально или мысленно) или находится в реальном мире другой объект В модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Модели в географии выполняют разнообразные функции. П. Хаггет и Р. Дж. Чорли выделяют следующие функции моделей [1]: - психологическую – возможность изучения тех объектов и явлений, которые чрезвычайно трудно исследовать иными методами; - собирательную – определение необходимой информации, её сбор и систематизация; - логическую – выявление и объяснение механизма развития конкретного явления; - систематизирующую – рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем; - конструктивную – создание теорий и познание законов; - познавательную – содействие в распространении научных идей. В отличие от других средств познания модель, оставаясь средством, сама в то же время служит объектом исследования. При этом совершенно несущественно, создаётся ли модель человеком или в качестве моделей используются природные объекты, теоретические концепции, различные знаковые системы, выработанные в науке. Карта, описание, ключевая площадка равным образом могут служить моделью исследуемого объекта. Поэтому в самом широком смысле слова всякое познание можно трактовать как моделирование. Отождествление модели и теории, модели и знания вообще имеет гносеологическое основание в том, что формирование модели тесным образом связано с предшествующим знанием. Модель, в конечном итоге, это то, что остается после сведения проблемы к прежнему знанию. Одной из важнейших характеристик модели является упрощённое представление объекта. При моделировании исследователь всегда абстрагируется от ненужных в данном отношении деталей объекта. Но это упрощение несколько иного рода, чем упрощение, которое присуще любому другому элементу знания. Таким образом, модель является некоторой вспомогательной системой, изучение которой проще, доступнее, чем изучение самого объекта. Но эта система, чтобы давать объективную информацию о самом объекте, должна находиться в определённом соответствии с этим последним. Сама эта промежуточная система может быть самой разнообразной по исполнению – вещь, идея, символ равным образом могут выполнять функцию моделей. В современной социально-экономической географии моделирование применяется для решения следующих задач: 1) выявление и изучение факторов территориальной организации природы и общества; 2) исследование структуры и функциональных зависимостей между компонентами территориальных систем (геосистем), объясняющих характер внутрисистемных связей и формирующих поведение системы; 3) рассмотрение динамики развития территориальных социально-экономических систем на разных этапах их исторического развития; 4) выявление и количественная оценка тесноты взаимосвязей между компонентами геосистем как внутри системы, так и между системой и средой; 5) разработка обобщающих (интегральных) показателей устойчивого функционирования и развития геосистем под воздействием различных факторов; 6) моделирование наиболее существенных свойств природных и социально-экономических территориальных систем – продуктивности, устойчивости, стабильности; 7) оценка степени антропогенного воздействия на природные геосистемы и здоровье населения; 8) географическое районирование и типология территориальных систем; 9) исследование динамики геосистем в целом и ее отдельных элементов; 10) прогнозирование развития геосистем в определенный отрезок времени; 11) научное обоснование управления территориальными социально-экономическими системами.
Date: 2015-09-20; view: 467; Нарушение авторских прав |