Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О письменности





Годом создания славянской азбуки, по решению ЮНЕСКО, принят 863 год – первый год пребывания Кирилла и Мефодия в Моравии. При этом считается общеизвестным, что ранее у славян якобы никакого другого письма не было. Но так ли это?

Может быть, в своих спорах о том, что же изобрели для славян Кирилл и Мефодий, кириллицу или глаголицу (например, диплом папы Льва IV /папа с 847 по 855 гг./, написан кириллицей фактически ещё до её «изобретения»), они упускают возможность существования иного, третьего ответа?

Давайте попробуем разобраться вместе. И начать видимо стоит с ответа на вопрос, а существовала ли у славян, до прихода Кирилла и Мефодия, хоть какая-то письменность вообще?

Как ни покажется это странным, но ответ содержится во всех 23 списках «Жития» Кирилла, как восточно-, так и южно-славянских. В них совершенно однозначно сказано, что Кирилл обнаружил у славян НАПИСАННЫЙ РУССКИМИ буквами Псалтырь! Получается, что задолго до изобретения Кириллом и Мефодием для них письменности, славяне уже писали на своём языке и своими буквами. Как-то это мало укладывается в общепринятую картину нашего прошлого.

Но оказывается, что свидетельств существования у славян письменности "ранее шестидесятых годов IX века", на удивление достаточно много. У нашего современника В.А. Истрина, автора капитального труда "Возникновение и развитие письма", докириллическому письму посвящён целый раздел.

Более ранний, известный русский историк XIX века доктор философии и магистр изящных наук Классен Е.И. отмечал, что «Славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили о себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности, искусствах и просвещении...».

Ну это всё очень близко к нашим дням. Заглянем поглубже.

В «Сказании о письменах» болгарского монаха Черноризца Храбра, жившего на рубеже IX и X вв., упоминается о наличии у славян рунического письма: «Прежде убо словене не имяху книг, но чертами и резами чьтяху и гадаху ….».

Кстати, такая известная царствующая особа, как Екатерина II, в своих «Записках касательно русской истории» писала: «... славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и еще не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».

О надписях, существовавших в языческих храмах прибалтийских славян, сообщают в своих трудах Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Саксон Грамматик, Гельмгольд.

А в воспоминаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана язычники-русы подписывают на надгробии имя покойного и имя «своего царя». О наличии у РУСов своей письменности упоминается в работах арабского автора Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других ученых и путешественников. К примеру, арабский писатель Ибн ан-Недим в 987 году писал: «Мне рассказывал, на правдивость которого я полагаюсь, что один из царей горы Кабк послал его к царю руссов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезаемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения…».

Интересно, были ли похожи эти письмена на те, что обнаружены на артефакте, найденном на территории Воронежской области (Костёнки) международной экспедицией, и которому около 42 ТЫСЯЧ лет?

(по http://chudinov.ru/chtenie-nadpisey-na-skulpture-makoshi-iz-kostenok/)

Итак, подводя краткий итог, дополнительно можно отметить, что в создании письменности: наличие алфавита или АзБуки, важный, но лишь один из требуемых элементов.

Для введения письменности нужны, среди прочего, конкретные правила отражения речи на письме (орфография), нужны правила, касающиеся компоновки и расположения текста, употребления вспомогательных знаков, и ещё много того, о чём, в увязке с Кириллом и Мефодием, упоминания просто отсутствуют.

Логично предположить, что Кириллом и Мефодием был создан новый, церковно-славянский язык, имеющий много общего с существовавшими в то время славянскими языками, но и значительно отличающийся от него. В обращение было введено огромное количество слов, отсутствовавших в живых наречиях.

Письменныйязык Кирилла и Мефодия вошёл в обиход как язык церковных служителей, для освоения которого приходилось и приходится обучаться индивидуально.

Особенностью его было и то, что в греческом языке отсутствовали некоторые звуки славянских языков, а в славянских – греческие. Оттого, грекам-мессионерам от греческой христианской церкви, было достаточно сложно выучить славянские наречия. Это вполне вписывается и в то, что по утверждению одних исследователей, Кирилл и Мефодий сократили на четыре буквицы существовавшую до них у славян АзБуку, а по мнению других, они наоборот, ввели несколько новых, присущих именно греческому языку (получается, «истина где-то рядом»…).

Мысль о роли Кирилла и Мефодия, как создателей нового языка, вполне обоснована, если ознакомиться с берестяными грамотами, во множестве найденных археологами. Может показаться удивительным, но тексты русских берестяных грамот (даже начала 11-го века!) читаются достаточно легко и вполне понятны нам, ибо написаны простым и понятным для нас, их далёких потомков, языком.

А вот тексты (даже гораздо более позднего времени!), написанные официально-церковным языком, хотя и той же самой «кириллицей», и вроде бы на русском языке, являются крайне сложными для понимания нашим современникам.

И в заключение, отметим, что кроме таких видов письменности, как кириллица, глаголица и руница, ПРЕДки наши активно использовали и ту письменность, которая послужила основой для создания в последующем иероглифов, а именно – узелковое письмо (первые иероглифы востока представляли из себя просто-напросто нарисованные узелки).

О древности узелкового письма ясно и красноречиво говорит то, что признаки его прочно вошли в наш обиход.

И это не только такие выражения, как: «неувязка», «связывать мысли», «связать слово со словом», «говорить путано», «узел проблем», «хитросплетение, завязка и развязка сюжета» и т. д. Для выделения важной части письма использовалась красная нить. Отсюда знакомое нам выражение «проходит красной нитью через всё повествование», да и пишем мы с «красной» строки. А бывало, что свёрнутое не очень аккуратно узелковое письмо, путалось в свёрнутом из него (для удобства переноски) клубке. Вот и появилось: «спутались мысли», «путаное повествование», «потеряна нить повествования». Чтоб этого избежать, клубки старались складывать в короба, что породило выражение: «наговорить с три короба».

Так что в официальные Дни славянской письменности и культуры, позволим себе «завязать узелок на память» о прочитанном, и быть столь же культурным, как и предки наши!

Date: 2015-09-20; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию