Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации к организации семинарского занятияТема: «Эмоциональная сфера детей: закономерности развития, возрастные и индивидуальные особенности» План семинара: 1. Закономерности эмоционального развития в период детства. 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве. 3. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. 4. Эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте. 5. Индивидуальные характеристики эмоциональной сферы детей. Варианты вопросов и заданий: § В чем заключается сущность развития чувств человека? § Охарактеризуйте стадии эмоционального развития, выделенные Г. Дюпоном. Объясните смысл названия стадий. § Какие закономерные изменения происходят в развитии эмоциональной сферы ребенка? § Перечислите эмоциональные новообразования. Соотнесите их с возрастными этапами. § Раскройте сходство и различие поведенческого и деятельностного подходов к эмоциональному развитию ребенка на примере появления различных эмоций и чувств (проанализировать каждый возрастной этап). § Докажите, что эмоциональная лабильность является специфической характеристикой раннего возраста. Приведите примеры проявления эмоциональной лабильности ребенка. § Раскройте причины возникновения отрицательных и положительных переживаний в раннем детстве. § Обоснуйте значимость исследования Т.А. Константиновой. § Какие моральные чувства развиваются в раннем детстве? § Назовите условия формирования познавательных эмоций в раннем возрасте. § Как проявляются эстетические чувства в раннем детстве? § Опишите последовательность изменения эмоциональных реакций ребенка в процессе овладения предметными действиями. Приведите примеры из экспериментального исследования Е.Б. Волосовой. § Охарактеризуйте кризисные стадии в процессе формирования у ребенка эмоциональной регуляции (по схеме: причина, проявление, преодоление). § Докажите, что ранний возраст - начальный этап становления произвольности эмоциональных процессов. § Какой механизм эмоциональной регуляции появляется в раннем возрасте? Какова его роль? § Каковы показатели эмоционального развития ребенка к концу 1-го (2-го, 3-го) года жизни? § Что составляет норму эмоционального развития в раннем возрасте? § Какие изменения в эмоциональной сфере ребенка происходят при переходе от раннего к дошкольному детству? Чем вызваны эти изменения? § Каковы причины радости и огорчения в дошкольном детстве? § Оправдана ли позиция сверхзаботы о чувствах ребенка? § Каковы особенности проявления эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстнику? (по исследованиям А.Д. Кошелевой, А. Николаевой). § Каким образом и на какой основе развиваются эстетические, интеллектуальные и практические чувства в дошкольном возрасте? § Охарактеризуйте изменения в развитии экспрессивной стороны эмоций и чувств дошкольника. § Докажите, что игровая деятельность является средством развития произвольности эмоциональных процессов в период дошкольного детства. § Каковы показатели нормы эмоционального развития дошкольника? § Выделите основные тенденции развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. § По каким показателям можно судить о нормальном ходе эмоционального развития младшего школьника? § Что представляет собой общая и ситуативная эмоциональная устойчивость? В каком возрасте можно констатировать наличие эмоциональной устойчивости у ребенка? § В чем отличие эмоциональности и эмотивности как индивидуальных эмоциональных характеристик? § Дайте определение понятию «индивидуальный эмоциональный стиль». Поясните, что необходимо учитывать при определении эмоционального стиля ребенка.
Рекомендуемая литература: Аксарина Н. Воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – С. 21-24 (эмоциональное состояние ребенка); № 7. – С. 28-40 (роль общения со взрослыми в эмоциональном развитии ребенка, воспитание положительных взаимоотношений со сверстниками, развитие эстетических переживаний); № 8. – С. 26-37 (развитие чувств ребенка, формирование взаимоотношений со сверстниками). Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль, 1994. – Тема IV. 4. Развитие самосознания. Кризис трех лет. Тема VI. 4. Эмоциональное развитие ребенка. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., 1990. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 7. – С. 65-67. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – С. 61-64. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. – М., 2004. Николаева А. Об особенностях сопереживания сверстникам // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 4. – С. 30-34. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. – М., 2002. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М., 1986. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1989. Якобсон П.М. Психология чувств и мотиваций. – М., 1998.
|