Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные тенденции развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
Имея центральное значение в системе душевных сил, эмоциональная сфера претерпевает ряд сложнейших перемен как раз в школьный период, и от того, чем закончится эта перемена, зависит судьба не только эмоциональной жизни, но и всей личности В.В. Зеньковский Вопросы эмоционального развития детей младшего школьного возраста освещаются в ряде психологических работ (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, М.В. Матюхина, В.С. Мухина, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, В.В. Смолина, П.М. Якобсон и др.). Исследователи обращают внимание на тот факт, что в этом возрасте эмоции связаны с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. В младшем школьном возрасте возникают новые значимые социальные связи: с учителем, с коллективом класса; новые обязанности, которые влекут за собой оценку учителя, одноклассников (в их отношении к нему), а также оценку членов семьи, что обуславливает возникновение у ребенка ряда переживаний: удовольствия, радости от похвалы или переживания огорчения, недовольства собой, переживания собственной неполноценности по сравнению с успешно работающими товарищами. Напомним, что ребенку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности, так как слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные переживания приводят к разрушению учебных действий и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают важное место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника. В проявлении отрицательных эмоций начинают играть большую роль сдерживающие моменты вследствие осознанности правил поведения. Мотивы действий на основе положительных переживаний: сочувствие, расположение, привязанность, - приобретают у учащихся более устойчивый характер и проявляются в более разнообразных формах [48]. Общая тенденция в развитии эмоций младшего школьника – все большая их осознанность и сдержанность. Как пишет Л.И. Божович, «эмоции младшего школьника являются более сложными, глубокими, устойчивыми, чем эмоции дошкольника. Впечатление же меньшей эмоциональности младшего школьника возникает лишь потому, что чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями и научается подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным задачам» [6, C. 32]. Такого же мнения придерживается и Г.М. Бреслав, связывая ограничение импульсивности эмоций в младшем школьном возрасте с выдвижением на первый план системы произвольной регуляции [8]. Таким образом, факт постепенного снижения эмоциональной экспрессивности у младшего школьника объясняется в связи с развитием самоконтроля, повышением целенаправленности, устойчивости и глубины эмоционального процесса, что в совокупности является показателем высокого уровня развития произвольной регуляции. Аргументом в пользу этого объяснения может также служить исследование М. Холодинского, который рассмотрел развитие эмоциональной экспрессии в контексте процесса интериоризации, опираясь на идеи Л.С. Выготского. Согласно М. Холодинскому, на первом этапе психического развития спонтанное эмоциональное выражение ребенка становится экспрессивным материализованным знаком для других. На втором этапе в результате успешного воздействия этого выражения на других людей и помощи с их стороны это выражение становится экспрессивным материализованным знаком для самого ребенка и используется по отношению к другим уже намеренно и произвольно. Наконец, на третьем этапе экспрессивные знаки становятся для ребенка средством воздействия на себя самого, то есть инструментом интрапсихической регуляции эмоций, все более теряя свой внешний экспрессивный компонент вне социального контекста [7, C. 233-237]. Несмотря на то, что у младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные явления (в этом отношении, по словам П.М. Якобсон, первоклассник мало отличается от дошкольника), в целом, на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка, наблюдается подавление непроизвольных эмоциональных реакций и их произвольная трансформация, то есть происходит социальное преобразование эмоционального реагирования. Кроме того, в этот период последовательно развивается «способность» эмоций к пространственно-временному смещению отражаемого содержания: младший школьник может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности. Отсутствие или значительное ограничение такого смещения может рассматриваться в качестве показателя отклонения [8]. Преобладающее жизнерадостное настроение – это возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника. Однако, как показали исследования Л.С. Славиной, у некоторых учащихся в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе [40]. Следует подчеркнуть тот факт, что большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывает учебная деятельность, складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. По мнению Г.М. Бреслава, именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося, при этом особенно важной для ребенка является функция учителя как арбитра, так как именно его оценки задают ориентиры не только собственной успешности в учении, но и всех остальных одноклассников. Эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки учителя, усиливает или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника, поэтому равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в этом возрасте можно считать показателем отклонения [8]. Наряду с повышением произвольности эмоционального процесса, в младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств [6, 25, 41, 48]. Согласно Л.И. Божович, «…основное, что характеризует особенности развития эмоциональной сферы школьника и что связано с его вхождением в жизнь школьного коллектива, это…интенсивное формирование моральных чувств, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности» [6, C. 33]. Формирование у младшего школьника моральных чувств – чувства товарищества, дружбы, долга, чести, сочувствия к горю окружающих и пр. - невозможно представить без эмоциональной децентрации, развитие которой идет по двум основным линиям [8, C. 117]: 1) расширение круга предметов сопереживания и сочувствия (сюда могут включаться не только школьники, но и многие взрослые); 2) опосредствование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами (избирательная и регламентированная помощь). Согласно исследованиям М. Хоффмана, между 6 и 9 годами формируется симпатический дистресс как осознанная эмоциональная реакция сочувствия, обусловленная собственным эмоциональным опытом негативных переживаний [36]. В младшем школьном возрасте в процессе обучения происходит развитие интеллектуальных чувств, растет любознательность детей, возникают чувства восхищения при новых открытиях, появляется удовлетворение от выполненного задания, удачного решения задачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. На основе художественно-эстетической деятельности и восприятия художественных произведений в этом возрасте развиваются разнообразные эстетические переживания: так, у детей 8-10-летнего возраста могут быть глубокими и стойкими впечатления от стихов и рассказов, от театрального спектакля, от музыкальной пьесы. Большие возможности для формирования эстетических чувств представляет знакомство учащихся с природой, особенно в сочетании с изучением произведений искусства. Таким образом, в период младшего школьного возраста (хронологические рамки от 6-7 до 10-11 лет) происходят серьезные изменения в интересах ребенка, в его доминирующих чувствах, в объектах, которые его занимают. Перечислим основные показатели нормального хода эмоционального развития в младшем школьном возрасте [8]: Date: 2015-09-05; view: 1059; Нарушение авторских прав |