Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет№16Общая характеристика и основные представители рационализма. Понимание метода познания. Сильные и слабые стороны этой позиции в объяснении познания
В 17 веке формируются концепции эмпиризма (Бекон, Локк, Беркли, Юм, Кондильяк и др.) и рационализма (Декарт, Спиноза). Эти два направления ведут спор о том, что является подлинным источником достоверного, обоснованного знания. Оба направления убеждены в том, что бог наделил человека способностью к истинному достоверному знанию, что бог наделил этой способностью индивида. Рационализм. Единственным источником надежного знания является разум. Опирается на основания: обманчивость чувственного опыта, в нашем сознании присутствуют объекты, которые не являются результатом опыта, но и не химеры нашего сознания (это геометрия, математика). Знание рационализма априорно. Математическое знание проистекает не из опыта. Хоть геометрия и происходила из опыта, но в какой-то момент она с этим опытом порывает. Идеальный геометрический объект освободился от генетических связей. Еще один довод: физические законы. Знание, которое получено извне (например, в науке: кванты, бессознательное, историческое прошлое и т. д.). Источник знания – разум. В разуме присутствуют некоторые положения. Декарт – в разуме есть врожденные идеи (аксиомы геометрии, целое больше части, если а=в, в=с, то а=с и т.д.), опыт не может их опровергнуть, значит они принадлежат разуму. Знание, которое происходит из опыта (и получается обобщением опыта), может подвергаться проверке и пересмотру. * Если мы на опыте узнали, что все лебеди белые, то опыт же нам и показал, что не все лебеди белые. Однако, если мы пытаемся опровергнуть какую-то [геометрическую] теорему, никакой опыт опровергнуть ее не сможет. И встает вопрос, как объяснять такого рода знание? Поэтому неслучайно, что рационалисты приводят примеры из знания математического и логического, которые отличаются чертами необходимости. Какие еще могут быть критерии того, что знание не происходит из опыта? Декарт 17-ый век. Имеющееся знание часто может быть подвергнуто какому-либо сомнению. Декарту же кажется, что истинное знание должно быть абсолютно достоверным. И он начинает подвергать сомнению всё. Т. н. «процедура радикального сомнения». Цель его - отнюдь не скептическая. Декарт ищет безусловного и достоверного знания, он убежден, что оно существует. Он как бы пробует все виды знания и смотрит: если оно зашатается, значит, оно не годится. И он ищет ту опору, которая не зашатается. Первым делом подвергается сомнению знание опытное. Чувства нас могут обманывать (известно еще с Античности). Это источник ненадежный. Далее – знание внешнего мира. Во сне мы можем переживать определенные события и состояния, думая, что они совершенно реальные. Далее имеются всевозможные Учения. Это тоже не надёжный источник, так как одни учения запросто могут опровергать другие. Далее – теоремы математики. Бывает так, что и математикам случается ошибаться при доказательстве теорем. Осталось ли хоть что-нибудь? Осталось. Если я сомневаюсь во всем, то по крайней мере очевидно, что существует сам сомневающийся (позже этот тезис был подвергнут критике Гуссерлем). Итак, абсолютная истина Декарту представляется тезисом: «Я мыслю, следовательно, я существую». При этом слово «следовательно» не означает, что перед нами какое-то умозаключение. Декарт направляет естественный свет разума на сам процесс мышления. Он нам предъявляет это действие, осуществляя его. И мы осуществляем его вместе с ним. И в какой-то момент мы переключаемся на самих себя, осуществляющих эту мыслительную деятельность. Он нам представляет в акте внутреннего созерцания эту мыслительную деятельность, которая принадлежит к Я. А поскольку мы мыслим и мы созерцаем эту мыслительную деятельность, поэтому мы говорим, что Я мыслю, следовательно, Я сущ-вую. Он нам созерцание представляет это Я которое является процессом мышления.) Он как бы конструирует это Я у нас на глазах. Что же такое это Я? Эмпирики возражали: «Я прогуливаюсь, следовательно, я существую – так что ли?» Декарт отвечает – прогуливаться я в конце концов могу и во сне, а Я относится именно к мышлению. Это не человек, обладающий неким телом. Это сам процесс мышления. Заметьте, процесс мышления субъекта (он имеет это Я, которое мыслит) не безличен. Итак, Декарт получил абсолютную истину, в которой нельзя усомниться. Любой скептик вынужден соглашаться с тем, что он сам мыслит и значит существует. Много ли мы получили от этой истины? Как отсюда Декарт собирается получать основы для научного знания, отталкиваясь от этой истины. Ответ - в несколько шагов: 1. Получив эту истину, он всматривается в нее, как в образец, и выявляет, какими качествами она обладает, чтобы являться абсолютной и бесспорной. А обладает она - ясностью Date: 2015-09-19; view: 2628; Нарушение авторских прав |