Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контроль налично-денежного обращения коммерческими банками
Все предприятия независимо от их организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Наличные деньги предприятия могут сдавать: - непосредственно в кассы учреждений банков; - через объединенные кассы на предприятиях; - предприятиям Госкомсвязи Российской Федерации для перевода на соответствующие счета в банках; - через инкассаторскую службу учреждений банков или специализированных инкассаторских служб, имеющих лицензию Банка России. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются учреждениями банков каждому обслуживаемому предприятию по согласованию с их руководителями. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководством предприятия. Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит считается нулевым, а не сданная предприятием в банк денежная наличность считается сверхлимитной. Для установления лимита предприятие представляет в банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы, и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». В целом порядок сдачи наличных денег и установления лимита кассы для предприятий обобщенно представлен в таблице 1.
Таблица 1 Порядок установления сроков сдачи наличных денег и суммы лимитов остатка кассы предприятий в Российской Федерации [43, с. 118]
Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии). Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объема кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором банковского счета. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплат социального характера и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях этот срок составляет пять дней. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством. Однако они не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты. Выдача наличных денег предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производится в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков на основании календаря выдач наличных денег. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют на предприятии соблюдение кассовой дисциплины. При выявлении сверхлимитной наличности или иных нарушений кассовой дисциплины к предприятиям применяются меры ответственности в соответствии с действующим законодательством (например, штрафы). Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителями учреждений банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка, в том числе информации других контролирующих органов. Для проведения проверки выбираются сведения о поступлении и выдаче наличных денег из кассы банка, уточняются сумма установленного лимита, наличие разрешения на расходование части выручки на месте, сроки и порядок сдачи наличных денег для зачисления на расчетный счет. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем банка не проверяются. В ходе проверки работник банка должен использовать первичные документы по учету кассовых операций (кассовый журнал, приходно-расходные документы, кассовую книгу), отчеты подотчетных лиц о расходовании подотчетных сумм, товарные чеки, счета, счета-фактуры, отчеты кассира и другие документы. В справке о результатах проверки отражаются: [43, с. 89] - полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка (полнота оприходования в кассу предприятия наличных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства); - полнота и своевременность сдачи денег в кассу учреждения банка, особо — сдача не выплаченной в срок заработной платы и других выплат социального характера; - соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств; - соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами; - соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия (определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы); - ведение кассовой книги и других кассовых документов (качество и периодичность составления документов, взаимное соответствие записей). По результатам проверки делаются выводы и вносятся рекомендации руководству предприятия по устранению недостатков. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах (если не выявлено нарушений, — в двух) и подписывается руководителем предприятия, главным (старшим) бухгалтером и работником банка, производившим проверку. Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. При установлении фактов нарушений первый экземпляр справки передается органам Госналогслужбы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности. [12, с. 217] Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал. При этом используется определенная классификация источников поступлений и направлений выдач наличных денег (табл. 2). Таблица 2 Классификация источников поступлений и направлений выдач наличных денег в кредитных организациях Российской Федерации
Окончание табл. 2
Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций. На основании прогнозов и отчетов о кассовых оборотах коммерческих банков территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Объектами анализа являются:[12, с. 212] - складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре; - источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков; - скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков; - происходящие изменения и тенденции в экономике; - изменение индекса потребительских цен; - состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами; - уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка; - территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег; - неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах; - результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; - происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования; - состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера; - причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии. Полученная информация используется для осуществления практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. Date: 2015-09-19; view: 1262; Нарушение авторских прав |