Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обогащение работы
Будучи одним из психологических подходов к планированию работы, обогащение работы имеет много общего с расширением диапазона работы. Посылка, лежащая в основе обоих методов, такова: планирование работы должно базироваться на оценке Человеческих потребностей в содержательном труде. Различие между двумя этими приемами заключается в том, как этого достичь. Расширение диапазона работы опирается на предположение, что содержательность труда зависит от количества и разнообразия выполняемых задач, связанных с работой в целом. Основная же посылка метода обогащения работы сводится к тому, что важен вид выполняемых задач, а не их количество. На практике обогащение работы обычно означает наделение людей большей ответственностью и предоставление им больших возможностей в принятии решений, касающихся планирования, распорядка их работы и контроля за ней. Эти задачи управленческого характера являют собой вертикальное насыщение производственных задач, в отличие от горизонтального насыщения при расширении диапазона работы. Некоторые из основных вопросов, помогающих понять, как такая реорганизация труда может быть осуществлена, приведены в примере 8.2.
Пример 8.2 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДА ОБОГАЩЕНИЯ РАБОТЫ
<Нет ли каких-то операций, выполняемых на более ранних стадиях производственного цикла, которые можно включить в данную работу, с тем чтобы получить более совершенный комплекс работ? <Нет ли каких-то операций, выполняемых на последующих стадиях производственного цикла (например, технический контроль), которые можно включить в данную работу, чтобы получить более совершенный комплекс работ? <Нет ли каких-то задач, которые можно автоматизировать или передать менее квалифицированному работнику, с тем чтобы сделать данную работу более содержательной? <Нет ли каких-то задач или обязанностей, которые данные работники выполняют в чрезвычайных ситуациях или в отсутствии руководителя и которые они могли бы выполнять регулярно? <Нет ли каких-то задач, связанных с контролем, которые могли бы быть не менее эффективно выполнены более компетентными работниками? <Имеются ли какие-то операции, связанные с контролем, которые можно сократить или устранить? <Нельзя ли позволить работникам принимать большее участие в планировании своей работы и в составлении своего рабочего графика? <Чему могли бы работники, выполняющие данную работу, обучить своих коллег?
Источник: Е. F. Huse & Т. G. Cummings, Organization Development and Change, 1985.
Как показывают вопросы примера, решающим для мотивационных эффектов метода обогащения работы является фактор повышенного личного контроля. Ощущаемая людьми более высокая степень контроля за выполняемой работой связывается с повышенным чувством удовлетворения от работы, более высокой мотивацией к работе, лучшим выполнением работы, большей вовлеченностью в работу, большей преданностью своей организации, а также со снижением числа вызванных работой стрессов, уменьшением времени отсутствия на работе и текучести кадров (Огреп, 1994; Spector, 1986). Важное значение, придаваемое работниками возможности в определенной степени контролировать свою работу, имеет, по-видимому, всеобщий характер, распространяясь даже на работу на конвейере (Wall, Jackson & Davids, 1992). Ранние публикации о методе обогащения работы, подобно первым сообщениям о методе расширения диапазона работы, были наполнены рассказами о его успешном внедрении (например, Ford, 1973; Paul, Robertson & Herzberg, 1969), и точно так же затем начали возникать проблемы практического характера. Однако, в отличие от расширения диапазона работы, метод обогащения работы остается во многом в русле исследований, проводимых индустриально-организационными психологами. Частично это происходит потому, что расширение диапазона является составной частью обогащения. Производственные задачи, добавляемые с целью обогащения работы, — это, как правило, задачи управленческого характера, но при этом обогащение работы, подобно расширению диапазона работы, всегда делает фронт работ более обширным. Другой аспект, объясняющий неослабевающую популярность метода обогащения работы, связан с его лучшим теоретическим обоснованием, особенно в работах Хэк-мена и Олдхэма (Hackman & Oldham, 1975, 1976). Модель характеристики работы этих авторов была подробно рассмотрена, в контексте ее связи с мотивационной теорией, в главе 6. Коротко напомним, что эта модель постулирует пять основных характеристик (называемых базовыми параметрами) выполняемой работы — идентификацию и важность задачи, диапазон навыков, обратную связь и самостоятельность при работе. Date: 2015-09-19; view: 303; Нарушение авторских прав |