Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебной деятельности студентов





Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

1. Психологическая теория учебной деятельности.......... 10

2. Формирование учебной деятельности студентов......... 16

Глава 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ

1. Понятие теории обучения в психологии.

Развивающее обучение...................................... 27

2. Преподавание в вузеразвивающее обучение............ 34

Глава 3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Психология активных методов обучения................. 45

2. Методы программированного обучения.................... 48

3. Методы проблемного обучения............................. 62

4. Методы интерактивного обучения....................... 74

Раздел II.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения............................... 95

2. Методика чтения лекции................................ 107

3. Практические, семинарские и лабораторные

занятия в учебных группах............................... 117

4. Методика организации и управления

учебной дискуссией........................................ 127

Глава 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ

1. Цель преподавания психологии в вузе.................... 142

2. Методические особенности преподавания

теоретической психологии................................ 149

Раздел А. История психологии............................ 149

Раздел Б. Общая психология............................... 159

3. Методические особенности преподавания

прикладной психологии................................... 177

Раздел В. Возрастная и педагогическая психология......177

Раздел Г. Социальная психология......................... 186

Раздел Д. Медицинская психология....................... 197

Раздел Е. Юридическая (правовая) психология..........217

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

1. Умение студента самостоятельно работать

с литературой.............................................226

2. Работа с учебником и изучение

научной литературы по психологии...................... 230

3. Особенности самостоятельной работы

с психологической литературой при заочном обучении 239

4. Самостоятельная работа по психологии

и проникновение во внутренний мир личности..........248

Глава 7. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1. Контроль как учебное действие студента...............258

2. Контроль и коррекция учебной деятельности

студента..................................................265

3. Методические приемы обеспечения

эффективности текущего педагогического контроля... 271

4. Оценка результатов учебной деятельности, студентов.................................................275

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................280

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................... 282

ЛИТЕРАТУРА.............................................297

 

 

От автора

Уважаемый читатель!

В наше время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки кад­ров, факультетах повышения квалификации, в системе после­дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направ­ленности их содержания для подготовки различных специали­стов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно — владение методикой ее преподавания.

Каждый преподаватель интересуется методической литерату­рой по-разному. Одни берут из нее практически вее^а более опытные относятся к такой литературе избирательно: что-то в ней им известно доподлинно, кое-что менее знакомо, а с чем-то они сталкиваются впервые. Что касается преподавателя-масте­ра, то он имеет собственную методику, создает новые приемы эф­фективного обучения.

Тем не менее данное учебно-методическое пособие адресовано всем преподавателям психологии, а также студентам и аспиран­там психологических факультетов университетов как будущим преподавателям психологии. Предполагается, что каждый чи­татель — преподаватель или студент — в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта преподава­ния найдет в нем то, что необходимо именно ему. Но зато у боль­шинства аспирантов, молодых преподавателей и всех студентов-психологов практические проблемы методики и ее научные ос­новы могут вызвать несомненный интерес. Вот почему в пособии с одинаковой полнотой рассмотрены как вопросы собственно ме­тодики, так и теоретические вопросы психологии учения, учебной деятельности, развивающего обучения, которые должны ле­жать в основе правильной методики обучения.

В пособии рассматриваются как широко известные и постоян­но используемые методы, так и малоизвестные и редко приме­няемые. Это относится главным образом к различным интерак­тивным методам (методы круглого стола, мозговой атаки, дело­вой игры, группового тренинга), некоторым аспектам методов проблемного и программированного обучения. Хотелось бы подчеркнуть, что методы интерактивного обучения мало изучены и не всеми на практике проверены, но высокая эффективность го­ворит в их пользу.

Интерактивные методы реализуют методологию сотрудниче­ства и наилучшим образом решают задачи воспитания в ходе обучения. Использование интерактивных методов в преподава­нии предполагает развивающее и воспитывающее обучение.

Автор надеется, что читатель — начинающий или опытный преподаватель — в этом пособии найдет разрешение интересую­щих его проблем.

ВВЕДЕНИЕ

Организация обучения с позиций воспроизведения книжных знаний, которая в настоящее время является превалирующей в вузовской практике, постоянно тяготеет к методике, сводящей подготовку специалиста к запоминанию знаний, составляющих содержание учебной дисциплины. Такая методика слабо ориен- \ тирована на развитие его личности, способной не только усваи­вать готовые знания, но и творчески их перерабатывать. При та­кой организации учебного процесса деятельность обучаемого, т. е. собственно учебная деятельность, редуцируется к процессу усвоения дисциплинарных знаний [45,8]. Действительно, имеет место явное упрощение учебной деятельности, сведение ее к по­лучению студентом готовых знаний по изучаемым дисципли^ нам. Однако упрощение не делает простым и доступным само ус­воение наук. Наоборот, такая методика усложняет подлинное усвоение, заставляя студента заниматься противоестественным для творческого человека делом — заучиванием, зубрежкой «дисциплинарных знаний», которые запоминаются по каждой дисциплине в отдельности без видимой связи между собой и час­то вне связи с будущей профессией. А что касается развития творческой стороны личности, то на нее такое обучение оказыва­ет скорее отрицательное влияние.

В конечном счете преобладающий в практике вузов тип орга­низации учения подразумевает накопление якобы достаточной Для будущей деятельности суммы знаний из всех учебных дисци­плин, составляющих совокупную интеллектуальную основу про­фессии. Таким образом, в качестве главного результата обучения подразумеваются именно знания, а не личность, способная тво­рить, создавать новые знания в своей профессиональной области, постоянно учась в процессе деятельности самостоятельно.

Ясно, что такая организация учения нуждается в переориен­тировке: с нацеленности ее на запоминание готовых знаний не­обходимо перейти на формирование личностных новообразова­ний, умения творчески учиться, перерабатывая научные зна­ния и общественный опыт применительно к потребностям практики.

Если это так, то само обучение, преподавание учебных дисци­плин должно опираться на методологический принцип деятель-ностного подхода, при реализации которого не преподаватель учит, а студент учится сам в процессе собственной деятельности. Чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем вы­ше эффективность усвоения.

Роль преподавателя в этих условиях превращается в роль ор­ганизатора учебной деятельности студента, а не человека, кото­рый в буквальном смысле учит его, передавая в ходе преподава­ния свои знания. Преподаватель организует учебную деятель­ность студента таким образом, чтобы он не пассивно восприни­мал и поглощал текст учебного материала или слова преподава­теля, а активно мыслил, извлекая необходимую научную ин­формацию из того и другого источника. Поэтому преподаватель является организатором учебной деятельности студента и на лекции, и в процессе самостоятельной работы, и на практиче­ских и лабораторных занятиях. Благодаря такой организации студент выступает не пассивным потребителем информации, а активным ее «добытчиком» и производителем.

Методы преподавания, обеспечивающие такую учебную дея­тельность, называются активными методами обучения. «Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценно­го продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности» [45; 4-5].

Данное учебно-методическое пособие ставит целью раскрыть особенности различных активных методов обучения и проана­лизировать возможности их использования в преподавании пси­хологии во всех видах занятий — на лекции, практических и ла­бораторных занятиях, а также в процессе организации само­стоятельного изучения студентами научной литературы. Таким образом, методика преподавания психологии преподносится как использование активных методов на всех занятиях со сту­дентами по изучению и усвоению психологии.

Методика преподавания психологии должна учитывать осо­бенности объекта воздействия — студента. Этот студент, как правило, является первокурсником, так как психология обыч­но начинает преподаваться с первого курса.

Обучение в вузе по любой научной дисциплине для студента-первокурсника представляет по сравнению со школьными заня­тиями другой вид деятельности. Новизна не только в содержа­тельной стороне изучаемых наук, но и в стороне организацион­ной, в способах взаимодействия с преподавателями, в методах работы по усвоению учебного материала и т. д. Студент-перво­курсник в начале учебы обычно упивается свободой: никто не дает домашних заданий и не проверяет их выполнение, нет оп­росов по материалу прошлой лекции, нет даже столь скрупулез­ного учета посещаемости, как принято в школе. Некоторые из наиболее беззаботных начинают жить иллюзией, что и учиться настойчиво и каждодневно вовсе не обязательно, а можно в пе­риод сессии подготовиться к экзаменам по учебникам и чужим конспектам и вполне сносно их сдать.

Психология начинает изучаться как раз в период привыкания вчерашнего школьника к студенческой самостоятельности. И не учитывать этих особенностей настроения и поведения перво­курсника методика ее преподавания не может.

Наряду с отмеченными негативными явлениями велико влияние факторов позитивных. У первокурсника сильна такая мотивация, как познавательный интерес ко всем наукам, о которых он давно наслышан, но с которыми впервые встречается воочию в вузе.

Психологией интересуется большинство студентов. Сначала потому, что, изучая ее, познает самого себя, а потом начинает понимать, что знания о психологии человека он может исполь-— зовать в своей будущей практической работе с людьми — учени­ками, коллегами, подчиненными и даже начальниками. Такой положительный фактор, как интерес студента к изучению пси­хологии, конечно, нельзя не использовать в методике препода­вания предмета. Более того, имеющийся у студента интерес к психологии должен стать опорой в завоевании авторитета препо­давателя, который заинтересован поддерживать этот интерес, развивать и углублять его.

Есть еще одна особенность в системе «преподаватель — сту­дент», которая должна учитываться при рассмотрении методи­ки преподавания предмета. Она заключается в непривычном для студента — вчерашнего школьника и даже некоторых моло­дых преподавателей подходе к взаимодействию между препода­вателем и студентом как к совместной деятельности. Не сразу устанавливается принцип общения, когда не преподаватель учит студента, а студент учится сам, его не «заставляют» учиться, а создают условия, вызывающие у последнего такое жела­ние. Таким образом, по цели и смыслу деятельности преподава­тель не противостоит студенту, а составляет с ним единство, ко­торое определяет характер учебной деятельности как совмест­ной — преподавателя и студента. Учебная деятельность как со­трудничество этих двух субъектов накладывает отпечаток на ме­тодику преподавания. Во-первых, взаимодействие их происхо­дит не в форме непосредственного контакта, когда преподава­тель напрямую передает научные знания студенту, а через само­стоятельную, познавательную деятельность студента, которую умело организует преподаватель.

Во-вторых, взаимодействие, творческое сотрудничество пре­подавателя и студента в учебной деятельности происходит ус­пешно тогда, когда студент и преподаватель одинаково хорошо понимают, что такое усвоение научных знаний, каковы психо­логические условия эффективного усвоения и как надо органи­зовать работу познающего субъекта (студента), чтобы такое ус­воение проходило успешно.

Такое усвоение знаний у студента может сложиться только благодаря содержательному сотрудничеству с преподавателем. Поэтому методика преподавания психологии не может не ка­саться и методов обучения студентов умению учиться, умению изучать именно психологию как научную дисциплину. Таким образом, преподаватель с самых первых своих лекций и далее во все время общения со студентами должен постоянно раскрывать перед ними психологические законы усвоения знаний, тем са­мым знакомя с психологией учения на практике. Методика пре­подавания психологии — это наука не о том, как учить студен­тов, а о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески.

Поэтому автор счел целесообразным начать изложение не с са­мой методики преподавания, а с более общих вопросов, от отве­та на которые зависит само преподавание предмета. Методика должна опираться на психологическую теорию учения. Значит, любой учебный предмет должен преподаваться в согласии с за­конами усвоения знаний, известными в психологии учебной деятельности. Что касается самой психологии, то было бы странно строить методику ее преподавания только на эмпириче­ском опыте, без строгого учета психологических закономерно­стей усвоения знаний, умений и навыков, формирования позна­вательного интереса, интеллектуальных способностей студентов и многого другого, чем располагает современная психологиче­ская теория учения и развития.

Поэтому структура пособия такова, что вначале — главы, по­священные психологическим проблемам учения (психологиче­ской теории учебной деятельности, теории обучения, психологи­ческим основам активных методов обучения), а лишь затем — изложение вопросов собственно методики преподавания психо­логии. Эта методика опирается не только на опыт преподавания, но и главным образом на психологические закономерности ус­воения, раскрытые в первых трех главах и апробированные в практическом преподавании не только психологии, но и других гуманитарных дисциплин.

Методика преподавания психологии относится к числу педа­гогических дисциплин и, как и любая педагогическая дисцип­лина, должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Психология обучения — это основа методики пре­подавания психологии не потому, что речь идет о преподавании конкретно именно психологии, а вообще о преподавании как та­ковом, какого бы предмета оно ни касалось.

С точки зрения педагогической психологии необходимо раз­личать деятельность обучающего — преподавателя, учителя и деятельность обучающегося — студента, ученика. Учебная дея­тельность студента делает его специалистом высшей квалифи­кации, а деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути превращения студента в специали­ста. «При этом необходимо учитывать, что только из движения и развития деятельности студента, только в ее рамках возника­ет, зарождается и развивается деятельность специалиста. Тем самым именно деятельность учащегося является стержнем учеб­но-воспитательного процесса, его, если так можно выразиться, основным содержанием, а деятельность преподавателя лишь средством для создания форм движения этого содержания» [57; 24-25].

Вот почему для научно обоснованной методики преподавания необходимо рассмотреть психологические условия эффективно­сти учебной деятельности студента, в частности, раскрыть пси­хологические механизмы усвоения знаний, овладения челове­ком навыками и умениями выполнять ту профессиональную деятельность, к которой он готовится.

 

Раздел I

 

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Date: 2015-09-19; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию