Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура России в 17в





Наибольшее значение для развития культуры имело усиление городской жизни в 17в., развитие ремесла и торговли. Обстановка «бунташного» века также способствовали расшатыванию религиозных представлений, укреплялась вера людей в свои силы, росла их непокорность властителям светским и духовным. Раскол в самой церкви еще более усилил критическое отношение к религии и церкви в массе населения. Происходило обмирщение культуры.

Русский язык. В русском языке доминирующим стал московский говор, который превратился в общевеликорусский. Хотя диалектные различия оставались еще весьма устойчивыми, складывание новых диалектов теперь уже прекратилось.

Жилище. Планировка жилищ оставалась та же, что и раньше, хотя отмечается разнообразие в соответствии с местными условиями. В городах стали строить 2-х и 3-хэтажные дома. Значительно выросло каменное строительство. Характерной особенностью русских построек 17в. является их богатая декоративность во внешнем облике. Элементы декоративности также широко проникали и в отделку утвари, и в шитье одежды.

Народное творчество. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли отражение и в народном творчестве. Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг которого сложились многочисленные легенды, песни, сказания. В одной из переработанных древних былин Разин оказался наделенным богатырскими чертами и встал рядом с Ильей Муромцем, а в другой былине Илья Муромец оказался уже есаулом на корабле Степана Разина.

По всей России бродили скоморохи, медвежьи вожатые, кукольники с любимым Петрушкой, которые привлекали народ и сильно тревожили феодальные верхи общества.

Образование и просвещение. Значительно выросло количество грамотных людей, особенно среди горожан. В 80-х годах в Москве было около 24% грамотных посадских людей. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. Бумага в обиходе окончательно вытеснила дорогой пергамент, который использовался теперь только для царских грамот. Однако в Сибири еще писали на бересте.

Все более распространялись печатные книги. Гораздо больше, чем прежде, приходила в Россию переводная литература. Не только в монастырях. Но уже и частных лиц стали образовываться собрания книг. Церковь сопротивлялась распространению светских знаний. Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687г. в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками. С 1621г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.

Накопление естественнонаучных знаний. При невысоком теоретическом знании в 17в. умели решать многие практически задачи – измерять площади, извлекать чисто арифметическими действиями квадратный и кубический корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Было вместе с тем распространено много суеверий, но принимались и такие меры, как прекращение общения больных и здоровых людей, сжигание одежды больных. Распространялись переводные лечебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В 17в. на русский язык был переведен труд основоположника научной анатомии Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

В правительственных учреждениях сосредоточивались и географические знания, накопление которых очень активно шло в 17в. в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами. Во второй половине столетия было составлено несколько «чертежей» Сибири. Также было осуществлено несколько подробных описаний Китая.

Общественно-политическая мысль. С позиций боярской знати были написаны «Сказание о Гришке Отрепьева и о происхождении его» и «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», где обличаются противники Василия Шуйского и превозносится он сам. В последующих крупных произведениях общественной мысли, написанных дьяком Иваном Тимофеевым содержится осуждение народных движений. Только в двух так называемых «псковских повестях» отразилась позиция городских народных масс, обвинивших в обрушившихся на страну бедах бояр, воевод, дьяков, богатых купцов.

В центре внимания некоторых мыслителей второй половины 17в. оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства, необходимость перемен в которых начинала осознаваться все больше. Видный государственный деятель А.Л. Ордын-Нащокин разрабатывал обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие торговле и купечеству, требовал ликвидации привилегии иностранным купцам и освобождение внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667г.

Историческая повесть. Сюжетная историческая повесть все более вытесняла летопись, хотя они все еще продолжали создаваться. Официальный «Новый летописец» (30-е годы 17в.) обосновывал исторически права Романовых на престол. Однако более широкое распространение получали хронографы, содержавшие сведения по истории стран христианского мира. Созданный при Алексее Михайловиче Записной приказ был первым специальным правительственным учреждением, предназначенным для сбора исторических материалов и написания исторических произведений. Большим событием в распространении исторических знаний было издание в 1667г. первого печатного исторического труда «Синопсиса», в котором излагалась история Руси с древнейших времен, причем особенно подробно история Киевской Руси и отношений между Москвой и Украиной в дальнейшем. «Синопсис» много раз переиздавался и еще в 18в. был единственным печатным пособием по истории.

Литература. В литературе усилилось проникновение демократических элементов, внимание к человеческой личности, к ее индивидуальным особенностям, к переживаниям, действиям отдельного лица. Одним из ярких явлений стало возникновение демократической сатиры, объектом которой были не только светские господа и властители, но и церковь и церковники. Уже в первой половине распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеивалось стяжательство и лицемерие церкви. Популярной была «Служба кабаку», пародирующая церковные ритуалы. В пародийной «Калязинской челобитной» содержалась острая издевка над пьянством и распущенностью монахов и произволом монастырских властителей. В повестях о «Шемякином суде» и о «Ерше Ершовиче» высмеивалась несправедливость феодального суда. В «Повести о горе и злосчастии» неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач и считает, что они кроются в неприятии «отцов учения», нарушении вековых жизненных правил. В некоторых произведениях запечатлелись события и судьбы людей, связанных с таким крупным явлением в истории, каким был раскол и движение старообрядцев. Выдающимся произведением русской литературы стала автобиографическая повесть протопопа Аввакума, а также вышедшие из казацкой среды «Повести об Азовском взятии и осадном сидении». Новым явлением было появление стихосложения. Выходец из белорусских земель Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, а также сочинил много стихов, прославляющих царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Зодчество. На смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами, из фигурного кирпича делаются разнообразные детали стен, куполов, колоколен. Это стремление к «узорочью» встретило суровое сопротивление церковных властителей. Черты «обмирщения» проникают и в церковные постройки. «Дивной» была названа построенная в 1628г. в Угличе Успенская церковь. В Москве также появились выдающиеся произведения зодчества. В 1639-1642гг. был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, другое выдающееся сооружение – церковь Троицы в Никитинках. В Ярославле в 1647-1650гг. купцы построили храм Ильи Пророка. В 1649-1654гг. поднялся нарядный храм Иоанна Златоуста. В 70-80-е годы горожане на свои деньги возвели огромную церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Перестраивались башни Московского кремля, увенчанные в 17в. нарядными шатрами, возводились мощные и нарядные стены и башни в Троице-Сергиевом, Кириллово-Белозерском монастырях, в монастырях других городов.

Каменное зодчество теперь было представлено жилыми и хозяйственными постройками светской и духовной знати, появились отдельные каменные дома и у посадских людей. Выдающимся сооружением является Теремной дворец в Московском кремле.

Яркой страницей оставалось и деревянное зодчество – дворец в Коломенском.

Живопись. В живописи также и в других отраслях культуры происходила борьба между новыми тенденциями и церковными правилами. Работавший в царском дворе художник Иосиф Владимиров особенно протестовал против канонической регламентации искусства. Возникают так называемые «парсуны». Событие большого значение было обращение к изображению реальных лиц. «Спас нерукотворный» Симона Ушакова поражает передачей человеческого лица. Библейские сюжеты – только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых лишены всякой почтительности, наоборот, они нарочито «обытовлены», как бы «приземлены». И даже обнаженное женское тело в образе библейской Вирсавии пытались изобразить на стенах Предтеченского храма ярославские мастера. Там же Саломея в танце, явно похожем на «русскую».

Прикладное искусство. В этой области также было велико стремление к декоративности. Это находит выражение в появлении богатых «окладов» икон, где серебро, золото с драгоценными камнями закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только «лики» и кисти рук. Столь же пышным, украшавшимся драгоценными камнями стало шитье. Большое распространение получила резьба по дереву. Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Скульптура развивалась крайне медленно и по-прежнему представлена народной деревянной резьбой и горельефами.

Музыка и театр. Для русской народной музыки было характерно многоголосие, которое все больше проникало в церковную музыку. Появились «канты» – произведения духовного содержания, но исполняющиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста. Церковь по-прежнему занимала непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки.

Также враждебно относилась церковь и к народному театру. Тем не менее в 1672г. в Москве начал действовать придворный театр. Сначала пьесы – исключительно библейского содержания – шли на немецком языке, но затем их перевели на русский язык и наняли из мещан и подьячих актеров. В 1675г. на подмостках русского театра впервые появился балет.

Однако по-прежнему силой, тормозящей развитие русской культуры, оставалась церковь.

Церковь в 17в. Раскол в русской православной церкви: истоки, сущность, последствия.

Проявлением возросшей силы самодержавной власти стал исход ее конфликта с патриархом Никоном и в его лице – со значительной частью духовных феодалов.

Никон (светское имя – Никита Минов) вышел из семьи мордовского крестьянина и довольно быстро прошел ступени церковной иерархии. С 1646г. он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. В 1652г. Никон стал главой русской церкви. Отличаясь огромным властолюбием, Никон начал осуществлять церковную реформу.

Причины реформы состояли прежде всего в том, что в стране росло недовольство церковью потому, что она оправдывала порядки угнетения людей, а также из-за поведения церковников, которое вызывало возмущение. Многие крестьяне и горожане отказывались посещать церковные службы и исполнять обряды по правилам официальной церкви. Стали возникать отделившиеся от нее религиозные общины. Усиление церковно-политических связей России с южно-славянскими странами требовало унификации обрядов по греческим образцам, накопившихся в обрядах и русской церкви после воссоединения Украины с Россией.

Расхождения начались с вопроса о том, по каким образцам надо исправлять и унифицировать богослужебные книги. Правительство и часть церковных деятелей считали, что за образец должны быть взяты греческие книги. Для этой цели были приглашены с Украины ученые монахи. Им противостоял кружок «ревнителей благочестия», которые настаивали на исправлении книг по древнерусским образцам. К числу «ревнителей» относились будущие непримиримые враги – новгородский митрополит Никон и протопоп Аввакум Петров, протопопы Степан Вонифатьев, Иван Неронов. Но когда Никон стал патриархом, он изменил свои убеждения. В 1653г. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. В 1656г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви. Эти меры, однако, не помогли; возникло течение «старообрядцев», создавших свою церковную организацию. Так произошел раскол в русской церкви.

Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда Никон стал посягать на разделение светской власти с государем. Он не только присвоил себе титул «великого государя», но и самостоятельно действовал в государственных вопросах. Никон был противником войны с Польшей, поддерживал тайные связи с ее агентурой на Украине, настаивал на войне против Швеции, за овладение Балтийским побережьем, высказывал недовольство политикой в отношении церковного землевладения, решениями Соборного Уложения по этому вопросу, организацией Монастырского приказа, поставившего монастырские земли под контроль правительства.

Однако Никон переоценил силу своего влияния на царя, поэтому демонстративно отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, надеясь, что его позовут обратно. Но по инициативе царя в 1666-1667гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Никон был отправлен в заточение в монастырь. Однако реформы Никона были подтверждены, церковь и после Собора сохранила свою внутреннюю самостоятельность и свои земельные владения.

В последующие десятилетия раскол приобрел характер широкого движения, охватившего значительные массы населения страны. Люди массами шли за учителями раскола, покидали посады и деревни, уходили в далекие леса на Север, за Волгу и там основывали раскольничьи общины – скиты, надейся найти избавление от тяжелой жизни. Движение раскольников приобрело социальный характер – оно стало одной из форм проявления социального протеста народных масс, но идеология раскола была основана на фанатичной приверженности старине, неприятии и осуждении всего нового вообще. Раскол был непримиримо враждебен светской культуре, светскому знанию, он уводил народные массы от активной классовой борьбы. В среде раскольников развивались изуверские секты (скопцы). Сотни и тысячи раскольников подвергли себя мучительному «огненному крещению» – самосожжению. Вся сила стихийного социального протеста направлялась расколом в мистику, фанатизм, аскетизм, религиозную экзальтацию, что в конечном итоге лишь ослабляло силы народа.

Date: 2015-09-05; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию