Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ: история и современность





. ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История создания и развития ВЗИИТа

История Российской открытой академии транспорта (РОАТ) начинается с образования в 1951 году в Москве Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ) со своей спецификой – подготовкой инженерных кадров по заочной форме обучения без отрыва от основной деятельности.

Необходимость создания института определялась огромными масштабами работ по техническому перевооружению железнодорожного транспорта в послевоенный период – электрификации железных дорог, внедрению на них новых видов тяги и подвижного состава, автоматизации и механизации производственных процессов. На новой технической основе осуществлялось строительство железных дорог.

Для выполнения этих задач требовались специалисты, способные грамотно эксплуатировать новую технику, создавать и внедрять новые технологии. Нехватка квалифицированных инженерных кадров была в то время одной из основных проблем железнодорожного транспорта. В 1951 г. практики, не имевшие высшего и среднего специального образования, составили 50% инженерно-технического состава.

Необходимо было организовать подготовку высококвалифицированных инженерных кадров без отрыва от производства. Эту задачу решала система заочного и вечернего образования. По инициативе министра путей сообщения Б.П. Бещева в 1951 году правительство приняло решение об организации Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта. Институт был образован на базе Московского электромеханического института инженеров транспорта им. Ф.Э. Дзержинского (МЭМИИТа).

Первым начальником института был назначен генерал-директор тяги III ранга Н.Ф. Бочаров. Среди преподавателей были крупные ученые-транспортники, в том числе член-корреспондент Академии наук СССР Б.Н. Ведерников. Кафедру «Путь и путевое хозяйство» возглавил видный ученый, профессор П.С. Дурново.

Обучение осуществлялось по 8 железнодорожным специальностям на 3 факультетах: «Электромеханическом», Эксплуатационном» и «Строительном».

Интересными и насыщенными были годы становления ВЗИИТа, заочного образования на транспорте.

Институт в момент его организации не имел своей учебно-материальной базы. Занятия проводились на базе МИИТа, МЭМИИТа, на заводах МПС, в депо.

Организация учебного процесса требовала создания необходимых условий для успешной учебы железнодорожников с учетом местных условий, оказания помощи студентам выполнении учебных планов. Именно для проведения занятий по месту жительства студентов ВЗИИТ начал создавать учебно-консультационные пункты (УКП). В 1953 г. было открыто 9 УКП института – в Москве, Ленинграде, Харькове, Львове, Куйбышеве, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Воронеже. В 1956 г. создано еще 14 УКП – в европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока. Количество студентов приблизилось к 10 тыс. человек.

В конце 1950-х гг. было принято решение о создании при кафедрах передвижных учебных лабораторий на базе пассажирских вагонов для проведения в них учебной работы на линии. Это был первый и единственный опыт в стране по использованию вагонов-лабораторий в учебном процессе. Передвижные лаборатории позволили приблизить обучение непосредственно к местам производственной деятельности студентов, активизировать их учебную работу. Оценивая работу передвижных лабораторий с позиций сегодняшнего дня, можно отметить, что они явились одной из составляющих дистанционного образования.

Этапным в жизни ВЗИИТа был 1958 год, когда вузу было передано здание бывшего Московского транспортно-экономического института, в котором и сегодня располагается академия.

За короткий срок ВЗИИТ на деле показал не только жизнеспособность и полноценность заочной подготовки кадров, но и ряд ее преимуществ. Знания, получаемые студентами в процессе учебы, сразу же использовались ими на производстве. Многие студенты осуществляли реальное курсовое и дипломное проектирование, решая тем самым практические задачи производства.

В 60-е – 70-е годы продолжалась реорганизация ВЗИИТа, создавались филиалы института, имевшие учебные помещения, лаборатории, общежития, штат преподавателей. Организация филиалов позволила повысить качество подготовки специалистов.

В 1961 г. были созданы филиалы в Челябинске и Иркутске, в 1962 г. – в Куйбышеве

На базе УКП были созданы Горьковский (1963 г.), Ярославский (1973 г.) и Воронежский (1977 г.) филиалы ВЗИИТа.

В 1980-е гг. расширилась сеть УКП и филиалов, были созданы новые кафедры, вечерний факультет. В учебном процессе стали применять вычислительную технику и технические средства обучения. Ежегодно для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства ВЗИИТ готовил без отрыва от производства свыше 1 тыс. инженеров и экономистов.

Подготовка кадров для железнодорожного транспорта по заочной форме обучения практически охватила всю территорию Советского Союза. ВЗИИТ возглавил работу среди транспортных вузов страны, в 1984 г. в соответствии с Указанием МПС СССР был преобразован в Научно-методический центр подготовки специалистов с высшим образованием без отрыва от производства. Вуз координировал работу заочных факультетов и отделений транспортных вузов, обеспечивал их методической документацией по всем специальностям подготовки кадров для транспорта, проводил научно-методические конференции, стал крупнейшим центром по заочной форме обучения.

По итогам работы за 1990 г., социалистического соревнования среди 15 вузов МПС ВЗИИТу было присуждено первое место и переходящее Красное знамя.

Создание РГОТУПСа

К середине 1990-х годов ВЗИИТ накопил значительный учебный и научный потенциал. В институте функционировало 12 факультетов, 25 кафедр, 3 филиала и 20 УКП. Контингент студентов составлял более 13 тыс. человек. Штат профессорско-преподавательского состава насчитывал 332 человека, из них 217 преподавателей с учеными степенями и званиями. Подготовка специалистов осуществлялась по 16 специальностям.

За 40 с небольшим лет ВЗИИТ подготовил для железнодорожной отрасли 44 тысячи специалистов с высшим образованием. Многие из них занимали ответственные посты на транспорте. Под руководством ведущих ученых ВЗИИТа сформированы научные направления, в рамках которых осуществлялись перспективные исследования, велась подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров.

В 1995 г. за многолетнюю, целенаправленную работу коллектива по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ВЗИИТ получил статус Университета и стал Российским государственным открытым техническим университетом путей сообщения (РГОТУПС).

Перед университетом была поставлена задача дальнейшего совершенствования накопленного опыта целевой подготовки специалистов без отрыва от производства, в первую очередь специалистов-эксплуатационников, имеющих производственный опыт и знающих проблемы и специфику своих железных дорог и конкретных предприятий.

За годы деятельности вуза в статусе университета РГОТУПС и его филиалы успешно прошли государственную аттестацию и аккредитацию. В целях дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в 1997 г. на базе общетехнических линейных факультетов были образованы два новых филиала – Поволжский и Смоленский. В 1999 г. проведено структурное преобразование УКП университета в филиалы и представительства.

Университет вел подготовку по 23 специальностям по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Число студентов насчитывалось свыше 16 тысяч человек.

РГОТУПС принял активное участие в работе по созданию единого информационного пространства учебных заведений МПС России, возглавил работу и стал лидером по разработке новых информационных технологий в образовательном процессе. В университете разрабатывалось аппаратно-программное обеспечение дистанционного образования и формировалась база данных электронных версий учебно-методических материалов.

Профессорско-преподавательский коллектив, ученые вуза продолжали развивать отраслевую науку.

В университете развивалась научно-исследовательская деятельность студентов. С 1998 г. университет принимал участие в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов России, проводимом Министерством образования РФ. В университете проходили конкурсы дипломных проектов, международные межвузовские студенческие конференции по естественно-научной проблематике (на базе Нижегородского филиала).

Продолжая традиции первого заочного транспортного вуза СССР, РГОТУПС превратился в уникальный комплекс непрерывного образования специалистов железнодорожного транспорта.

Образование РОАТа

В 2007 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ РГОТУПС был реорганизован путем присоединения к Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ) с образованием на его основе структурного подразделения университета – Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ).

В сентябре 2009 г. был организовануниверситетский комплекс МГУПС (МИИТ), в который вошла РОАТ, филиалы РГОТУПСа (в настоящее время – филиалы МИИТа) и техникумы.

В настоящее время РОАТ готовит кадры по 25 специальностям. Учитывая потребности отрасли, в вузе открыта подготовка кадров по ряду новых специальностей, таких, как «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», «Инженерная защита окружающей среды», «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», «Экономическая безопасность».

Важным направлением деятельности коллектива РОАТ является информатизация учебного процесса, отвечающая требованиям подготовки современных кадров, способных работать в новом информационном поле и применять в системе управления новые технологии. РОАТ приняла самое активное участие в работе по созданию единого информационного пространства учебных заведений, в разработке новых информационных технологий в образовательном процессе.

В соответствии с требованиями нового государственного стандарта в академии разработано аппаратно-программное обеспечение дистанционного образования и база электронных версий учебно-методических комплексов, включая курсы лекций, электронные учебники, практикумы и обучающие программы. Все они доступны для студентов в системе «Космос» по сетям передачи или непосредственно на рабочих местах в ВЦ, на кафедрах и в филиалах.

Студенты РОАТ проявляют большой интерес к гуманитарной подготовке. С 2004 г. на кафедре «Философия, социология и история» в рамках социально-философских исследований сформирована научная школа «Социальная философия. Современные концепции общества как организационной формы социума и отдельной личности» (руководитель – д.ф.н., профессор С.Н.Климов).

Студенты и преподаватели принимают активное участие в международных научных, научно-практических конференциях, организуемых кафедрами РОАТ.

Одним из важнейших условий, обуславливающих качественную подготовку специалистов для отрасли, является тесное взаимодействие вузов с ОАО «РЖД», железными дорогами, предприятиями железнодорожного транспорта. Такое сотрудничество включает все направления деятельности учебного заведения: учебный процесс, практику, проведение научных исследований, совершенствование учебно-материальной базы, повышение квалификации специалистов и профессорско-преподавательского состава, нравственно-патриотическое воспитание.

На всех этапах истории вуз – ВЗИИТ-РГОТУПС-РОАТ вносил существенный вклад в подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства, выпустив за эти годы свыше 90 тысяч инженеров.

Задача современного транспортного вуза состоит в том, чтобы обеспечить выполнение единых отраслевых требований к уровню и квалификации специалистов в области безопасности, эффективности и технологии перевозочного процесса. Система подготовки специалистов для железнодорожного транспорта имеет хорошие и давние традиции. Главной задачей сегодня является необходимость их сохранения и развития применительно к современным условиям.

Date: 2015-09-19; view: 957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию