Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История подготовки инженеров путей сообщения в вузах России





ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗАХ

Железнодорожный транспорт во все времена был сложной многогранной отраслью, требующей от работников высокой квалификации, серьезной теоретической и практической подготовки. Эту задачу решала разветвленная сеть транспортного образования.

Петербургский университет путей сообщения – первый транспортный вуз России

История высшего образования на отечественном транспорте начинается в 1809 г. Именно тогда манифестом Александра I были учреждены Корпус и Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений, переименованный в 1810 г. в Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС).

Институт разместился в С.-Петербурге в бывшем Юсуповском дворце, построенному по проекту архитектора Д. Кваренги.

Необходимость создания института диктовалась самой жизнью. Россия с ее пространственной необъятностью остро нуждалось в разветвленной сети сухопутных и водных путей сообщения. Для их устройства и эксплуатации требовались хорошо подготовленные инженеры, способные успешно решать сложные технические и организационные задачи. Корпусу поручалось строительство и эксплуатация всех путей сообщения, а институту – подготовка нужных для этих целей специалистов.

Организатором и первым директором института был Августин Августинович Бетанкур (1758–1824 гг.), известный ученый и инженер в области механики строительства, приглашенный в 1808 г. на русскую службу из Испании.

ИКИПС был одним из первых в мире инженерно-путейских высших учебных заведений, занял ведущее положение в становлении и развитии транспортной науки и системы русского инженерного образования.

В первые годы институт был открытым учебным заведением с 4-летним сроком обучения. К вступительным испытаниям допускались дети дворян и военнослужащих в возрасте 15 – 23 лет, окончившие гимназии, юнкерские и другие школы. Первоначально лекции читались на французском языке. В 1823 г. институт преобразовали в закрытое учебное заведение военного типа, его выпускники получали офицерские чины.

Высокий уровень организации учебного процесса обеспечивался фундаментальным изучением общенаучных и инженерных дисциплин, высокой требовательностью к подбору профессорско-преподавательского состава. В институте трудились известные ученые – профессора М.С. Волков, Н.И. Липин, Н.О. Крафт, С.В. Кербедз, Д.И. Журавский, П.П. Мельников, Д.И. Менделеев и многие другие.

За первые 10 лет институт выпустил 97 инженеров, что было недостаточно. Ведомство нуждалось также в специалистах среднего уровня – мастерах и техниках. Для их подготовки в 1820 г. была создана Военно-строительная школа путей сообщения с 3-летним сроком обучения. Выпускники школы получали звание прапорщика (техника) и направлялись на работу в строительный отряд путей сообщения, особо отличившиеся принимались в институт на старшие курсы. В 1829 г. школа вошла в состав института, стала важным звеном 2-х ступенчатой системы подготовки специалистов-путейцев.

За первые 50 лет институт выпустил 969 инженеров и 650 техников. В числе первых его выпускников были П.П. Мельников, Н.О. Крафт, Д.И. Журавский, С.В. Кербедз, М.С. Волков, Я.А. Севастьянов, Н.А. Белелюбский, Я.Н. Гордиенко, С.Д. Карейша, Л.Ф. Николаи и многие другие ставшие преподавателями института, впоследствии – основоположниками русской школы строительных и транспортных наук.

В 1864 г. институт стал гражданским и был переименован в Институт инженеров путей сообщения (ИИПС). В нем могли учиться не только дворяне, но и представители других сословий.

В период с 1882 по 1890 г. институт практически стал академией инженерного дела с 3- летним сроком обучения, куда поступали только лица, окончившие университеты по физико-математическому отделению.

Институт быстро превратился в самое престижное инженерное высшее учебное заведение России. Он обеспечивал европейский уровень подготовки специалистов, с основательной физико-механико-математической базой. Об этом говорит и круг изучаемых дисциплин. Помимо математики, физики, геодезии, механики, гидравлики, гидродинамики, минералогии, начертательной геометрии, статистики преподавались химия, архитектура, а также курсы «Железные дороги», «Каналы и шлюзы», «Основания и фундаменты», «Строительные материалы» и др. Кстати, курс электрических железных дорог был введен в институте инженеров путей сообщения еще в 1904 г.

В 80-е годы XIX века интенсивное строительство железных дорог потребовало увеличения числа инженеров путей сообщения. Несмотря на то, что с 1892 г. прием в Петербургский институт увеличился и выпуск инженеров был доведен до 100 человек в год, потребности транспорта в специалистах не были удовлетворены. Поэтому в конце XIX и начале XX века инженеров для железнодорожного хозяйства стали готовить также Петербургский, Харьковский и Томский технологические институты, Московское высшее техническое училище, политехнический институт.


Московское инженерное училище – институт инженеров путей сообщения

В 1890-е годы в связи с интенсивным строительством железных дорог, в т.ч. Транссибирской магистрали, требовалось большое количество изыскателей, строителей. эксплуатационников. С этой целью было учреждено другое высшее транспортное учебное заведение.

В сентябре 1896 г. было учреждено в Москве Императорское Московское инженерное училище МПС (ИМИУ).

Инициатором создания училища был ученый в области транспорта Н.П. Петров. Первым директором училища был профессор Ф.Е. Максименко.

Училище располагалось в трехэтажном здании на Бахметьевской улице, имело первоклассную по тому времени учебно-лабораторную базу, в т.ч. уникальную гидравлическую и механическую лаборатории.

В отличие от С.-Петербургского института в Московском училище был не 5-летний, а 3-летний срок обучения. Для получения диплома студентам необходимо было пройти 2 –летнюю практику на строительстве или эксплуатации путей сообщения, представить и защитить отчет по ней. Выпускникам училища присваивалось звание инженера-строителя, а также разрешалось после сдачи дополнительного экзамена в Петербургском институте получить звание инженера путей сообщения.

Инженеры, вышедшие из ИМИУ, показали себя подготовленными не только для практической работы, но и дл научной деятельности. Среди выпускников ИМИУ заметно выделялись ученые Г.В. Ульянинский, И.П. Прокофьев, Б.Н. Веденисов, П.Я. Каменцев, И.Г. Александров, Д.В. Шумский, Д.С. Дурново и многие другие.

В 1913 г. училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС) имени Николая II. На трех факультетах вуза готовили специалистов для железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

Впоследствии МИИПС вместе с Петербургским институтом стал ведущим вузом, выпускавшим инженеров по всем основным специальностям. В 1916/17 учебном году в России в двух вузах обучалось немногим более 1 тыс. студентов.

Транспортные вузы страны в советский период

В труднейших условиях 1917–1920-х годов Петроградский институт инженеров путей сообщения не прерывал подготовку специалистов и выпускал в среднем 90 инженеров в год. Если в прошлом в институте обучались в основном представители привилегированных слоев общества, то после революции основную часть принимаемых в вуз составляли рабочие и крестьяне.

Вуз выпускал специалистов широкого профиля – инженеров путей сообщения, а с 1924 г. началась специализация подготовки инженеров на двух факультетах: сухопутных сообщений (отделения: мостовое, дорожное и эксплуатационное) и водных сообщений (отделение водного и воздушного транспорта). В начале 1928/29 учебного года в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС) стало уже три факультета: сухопутных, водяных и воздушных сообщений, а также отделение военных сообщений.


В 1930-е гг. подготовка инженерных кадров расширилась. На базе факультетов ЛИИПСа в Ленинграде были созданы институты инженеров гражданского флота (ЛИИВФ) и автодорожный (ЛАДИ). Кроме того, на базе факультетов водных путей сообщений Ленинградского и Московского транспортных вузов открылся Институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), в 1932 г. военное отделение ЛИИПСа было преобразовано в Военно-транспортную академию (ВТА) с местом дислокации в Москве. В 1938 г. академия была переведена в Ленинград.

В 1937 г. создан Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС). Основой его послужили существовавший с 1930 г. одноименный факультет ЛИИПСа и Московский институт инженеров связи и сигнализации образованный в 1932 г.

В целях ускоренной подготовки командных кадров транспорта в 1929 г. в Ленинграде была организована Всероссийская академия железнодорожного транспорта (ВАЖТ), которая выпускала около 100 специалистов в год.

После революции Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС) также подвергся преобразованиям. После объединения с Высшими техническими курсами НКПС в 1924 г. МИИПС переименовали в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). С 1926 г. МИИТ носил имя Ф.Э. Дзержинского, с 1933 г. – имя И.В. Сталина.

В 30-е годы факультет автомобильного транспорта выделился в самостоятельный институт (МАДИ), тяговый факультет был преобразован вначале в Механический, затем – в Электромеханический (МЭМИИТ). В 1931 г. в этом вузе было 5 факультетов: паровозный, вагонный, инженерно-педагогический, теплоэнергетический и новых локомотивов. В дальнейшем в связи с укрупнением вузов этот институт вновь вошел в состав МИИТа. Сюда же влился работавший в Москве Транспортно-экономический институт (МТЭИ).

В 1918 – 1928 гг. институты, готовившие инженеров путей сообщения, находились в ведении комиссариата просвещения. В 1929 г. ЛИИПС и МИИТ были переданы в НКПС. Инженеров подобного профиля в небольшом количестве готовили также в Московском высшем техническом училище, Ленинградском электротехническом, Харьковском технологическом институтах, Киевском институте народного хозяйства.

В связи с развитием экономики в годы первой пятилетки резко возросла потребность в инженерных кадрах для транспорта. В 1930-х гг. организуется сеть транспортных высших учебных заведений. В 1934 г. в ведении НКПС находилось 11 вузов, к 1940 г. открылось еще два транспортных вуза. В системе НКПС обучалось более 18 тысяч студентов, а выпуск составил 3965 инженеров. Новые вузы создавались в тех регионах страны, где велись широкое строительство и реконструкция железных дорог.

В 1930-е годы были созданыРостовский (РИИЖТ), Харьковский (ХИИТ), Днепропетровский (ДИИТ), Тбилисский (ТбИИЖТ), Киевский, Уральский и Иркутский, Среднеазиатский (с 1937 г. Ташкентский – ТашИИТ), Сибирский, Новосибирский, Хабаровский (ХабИИЖТ) институты инженеров железнодорожного транспорта.


Проводимая работа по подготовке и воспитанию кадров давала положительные результаты. Страна ежегодно получала все больше инженеров. Они приходили на транспорт, где вместе со старыми и опытными кадрами проектировали и строили новые железнодорожные магистрали, осуществляли реконструкцию, совершенствовали методы эксплуатации линий. Многие из питомцев транспортных вузов стали впоследствии крупными инженерами и организаторами на железных дорогах и в транспортном строительстве.

Выпускники железнодорожных вузов внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Построенные к 1941 году железнодорожные линии обеспечивали своевременную поставку к линии фронта боевой техники, боеприпасов, воинских соединений. После войны они активно участвовали в поднятии экономики разрушенной страны, в кратчайшие сроки восстановили разрушенные железные дороги, обеспечивали их эксплуатацию.

В послевоенный период для восстановления и развития, а затем модернизации железнодорожного транспорта потребовалось много инженеров путей сообщения разных специальностей. Их подготовка (с 3-летним сроком обучения) проводилась из дипломированных техников с 5-летним опытом работы по специальности в течение 12 лет. В 1948 г. прием в вузы составил 4 тыс. человек.

В 1950-е гг. продолжали создавать институты инженеров железнодорожного транспорта.

Для подготовки специалистов без отрыва от производства в 1951 г. был организован Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ), с 1995 г. – Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС), с 2009 г. – Российская открытая академия транспорта (РОАТ).

В 1953 г. был создан Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле (БелИИЖТ), в 1956 г. – Уральский электромеханический в Свердловске (УрЭМИИТ). В 1973 г. был открыт Куйбышевский (Самарский – СамИИТ), в 1975 г. – Иркутский (ИрИИТ), в 1976 г. – Алма-Атинский (АлИИТ – 1976 г.) институт.

Всего в 1991/92 учебном году в СССР в15 железнодорожных вузах с филиалами и учебно-консультативными пунктами обучалось около 120 тыс. студентов.

Железнодорожные вузы в современной России

После распада СССР в систему транспортного образования России вошли 10 высших учебных заведений.

К середине 1990-х гг. железнодорожные вузы были преобразованы в университеты путей сообщения: Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС); Московский (МГУПС); Самарский (СамГУПС); Ростовский (РГУПС); Дальневосточный (ДВГУПС); Сибирский (СГУПС); Уральский (УрГУПС); Омский (ОмГУПС); Иркутский (ИрГУПС); Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС).

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) получил университетский статус в 1993 г.

В начале 2000-х гг. потребность в кадрах для железнодорожного транспорта поставила перед Министерством транспорта задачу по созданию крупных университетских комплексов. В 2005 г. было издано распоряжение Правительства РФ, которым техникумы и колледжи переданы в ведение Росжелдора с условием их реорганизации. В том же, 2005 г., было принято распоряжение Правительства РФ об образовании университетских комплексов на базе Уральского, Сибирского, Иркутского и Дальневосточного университетов путей сообщения путем присоединения к ним техникумов и колледжей. В 2007 г. вышли распоряжения Правительства РФ о создании университетских комплексов на базе МГУПСа, ПГУПСа и СамГУПСа.

В настоящее время на транспорте в России действуют 6 университетских комплексов, которые представляют мощную научную структуру по подготовке и переподготовке кадров для отрасли, по развитию научных исследований.

Железнодорожный транспорт современной России располагает мощным научно-техническим потенциалом, способным создавать новую транспортную технику, технологии работы железных дорог, готовить специалистов, отвечающих современным требованиям.







Date: 2015-09-19; view: 937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию