Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий (вторая половина XV в. – первая половина XVI в.) – этап безусловного лидерства Москвы, как в роли объединителя, так и в роли освободителя от ордынского ига





Завершающий этап объединительного процесса длился примерно 50 лет и олицетворялся главным образом княжением Ивана III Васильевича (1462 – 1505). Его политику в полной мере продолжил сын Василий III Иванович (1505 – 1533). Этот период отличается сознательным стремлением Ивана III к установлению единодержавия. Новый взгляд был обусловлен рядом причин.

Его детство прошло в обстановке усобиц в Москве, поэтому Иван Васильевич ненавидел удельный порядок, от которого была только «брань» и «нестроение».

После падения и захвата турками Византии в 1453 г. традиционная русская религиозно-национальная идея приобрела особое звучание. Иван III остался единственным государем, который мог вступиться за православие. И московский князь, и русские вне зависимости от государственной принадлежности осознавали это призвание. Иван III стремился воссоединить все русские земли и избавить их от всякой чужеземной и иноверной власти. Свержение монголо-татарского ига и защита от религиозных притеснений православного населения в Литве были частями большой программы. Выполнение этих задач также было несовместно с удельным строем.

При Иване III собирательная деятельность приобрела грандиозные масштабы – под властью Москвы объединились весь бассейн Десны, Сейма и Верхней Оки, города и волости из состава Чернигово-Северской, Смоленской, Полоцкой, Витебской земель.

В 1471 г. он предпринял поход против «изменников христианству», отступников к «латинству» в Новгороде. В начале XV в. вечевой строй утратил там своё значение, и вся власть фактически перешла к боярам, которые в 70-е гг. XV в. взяли курс на подчинение Литве. Новгородцы в этой ситуации взяли сторону московского князя. Они неохотно сражались с москвичами в битве, состоявшейся на реке Шелони, а полк новгородского архиепископа весь бой простоял на месте. Московский князь к удовольствию новгородцев расправился с боярами. У них отбирали земли, их самих переселяли в центральные регионы. В 1478 г. Новгородская республика была вовсе ликвидирована, вечевой колокол снят и переправлен в Москву, хотя новгородцам сохранили некоторые «вольности». Князь не «выводил» больше бояр в другие земли, не вмешивался в дела о земельных вотчинах, не привлекал новгородцев к несению службы в «низовской земле», осуществлял дипломатические отношения со Швецией через новгородских наместников.



В 1485 г. после 2-х дневного сопротивления Москве сдалась Тверь. В 1489 г. была присоединена Вятская земля и нерусские народы севера и северо-востока.

При Василии III в 1510 г. прекратила своё существование Псковская республика, часть бояр и купцов была переселена в центральные земли. В 1521 г. формально подчинилось Москве Рязанское княжество, которое фактически уже давно утратило самостоятельность.

В отношениях с Литвой Иван III действовал последовательно и жёстко.

Москва неоднократно отправляла представления литовскому правительству по поводу принуждения православных (здесь были подробно информированы о делах в Литве, в том числе через дочь Ивана III, выданную замуж за литовского князя Александра Казимировича), а в конце XV в. московский князь взялся за оружие. В 1494 г. в результате военного столкновения были возвращены земли в районе верхней Оки и город Вязьма. Мелкие владетели добровольно переходили к Москве. Москва притягивала мелкие тела однородной национальной и религиозной консистенции. При этом Иван отвергал претензии Литвы и Польши, что он якобы отбирает их отчины. Послу от папы, который пытался упрекать московского князя в захватах чужих земель, он отвечал: «… короли что называют своей отчиной?.. Папе, надеемся, хорошо известно, что короли Владислав и Александр отчичи Польского королевства да Литовской земли – от своих предков, а Русская земля – от наших предков, из старины, наша отчина».

Срединные и западнорусские земли в составе литовского государства также хотели присоединения к Москве. Движение за присоединение возглавил князь Михаил Глинский. Новая победоносная война с Литвой 1500 – 1503 гг. обеспечила переход к Москве земель в верхнем течении Оки, по берегам Десны и притокам, части нижнего течения Сожи и верхнего течения Днепра, городов Чернигова, Брянска, Рыльска, Путивля – всего 25-ти городов и 70-ти волостей. В княжение Василия III провалилась попытка великого князя Литовского и Польского Сигизмунда объединить свои усилия с Ливонией, а также Казанским и Крымским ханствами, образовавшимися после распада Золотой Орды. В результате войн 1507-1508 гг. и 1514 – 1522 гг. Литва была вынуждена заключить с Россией «вечный мир» и признать её права на земли, отошедшие от Литовского княжества. В рамках этих войн показательно поведение жителей Смоленска. В 1514 г. горожане открыли ворота московским войскам. Смоленск получил грамоту о сохранении элементов самостоятельности в суде и администрации. Окончательно Смоленск был отвоёван у Литвы в 1522 г.

В княжение Ивана III была поставлена финальная точка в истории монголо-татарского ига. Это произошло в 1480 г. Ахмед-хан из так называемой Большой Орды в союзе с польско-литовским королём Казимиром IV вторглись в русские земли, чтобы заставить вновь платить дань (Москва не делала этого уже несколько лет). Иван III «побил» одних татар с помощью других. Он заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который вторгся во владения Казимира, не дав ему соединиться с Ахмад-ханом. В итоге тот так и не решился вступить в сражение. Постояв на берегу реки Угры, татарские войска удалились.



В дальнейшем московский князь боролся с остатками Золотой Орды. Нападения казанцев, как и походы против Казанского ханства осуществлялись регулярно. Русская земля подвергалась опустошительным набегам крымского хана, и Василий III вынужден был платить ему дань. В 1524 г. удалось установить мирные отношения с Казанью, торг из Казани перенесли в Нижний Новгород – важнейший торговый центр на Волжском пути. Новый поход казанских татар на Москву состоялся лишь в 1533 г. Их разгромили у Рязани.

Иван III первым понял значение Сибири. Немцам, которые настойчиво «интересовались» территориями ближе к Оби, засылали агентов, якобы желавших познакомиться с Россией и выучить русский язык, он учтиво, но определённо указывал на её принадлежность России. Так, одного из таких агентов в 1492 г. он несколько месяцев продержал в Москве, а затем отправил в Германию тем же путём, которым тот приехал, сопроводив посланием к императору Максимилиану, в котором писал, что до Оби ехать долго и опасно, и сами русские туда за данью пробираются с трудом.

Уничтожение удельного порядка осуществлялось разными способами параллельно с политикой воссоединения русских земель.

Следуя тактике московских правителей, Иван III расширял преимущество старшего сына над младшими. Он составил «духовную грамоту», согласно которой в руках старшего сына и наследника Василия Ивановича оставались земли с 66 городами, а всем остальным сыновьям он оставлял 30 городов. Выморочные уделы переходили во владение великого князя. Только за ним закреплялось право чеканить собственные монеты. Старшего сына Василия по примеру греческих царей поставлял «государем всея Руси» сам митрополит.

При Иване III и Василии III последовательно уничтожалось право отъезда бояр и вольных слуг посредством взятия с них письменного обязательства с крупным денежным поручительством со стороны друзей и родственников (Иван Грозный поступал так же). Служба связывалась с вотчиной. Нельзя было отъезжать на службу, но и вотчина предполагала службу. Новые вотчины раздавались только вместе со службой. Бояре подписывали клятвенные грамоты о верности великому князю, развивалась практика «опал» на бояр, конфискаций их вотчин, отстранения от службы, управления их иммунитетом.

Возвышению великокняжеской власти способствовало то обстоятельство, что с воссоединением земель усложнился состав знати. Старая московская знать должна была потесниться в пользу влившейся в неё аристократии из других земель.

Иван III начал назначать князей воеводами своих полков, ликвидируя, таким образом, их самостоятельные полки, которые смешивались с общегосударственным ополчением. Под разными предлогами стал отбирать родовые вотчины и заменять их пожалованными имениями, лишал князей их стольных городков и уделов. Распространение помещичьего дворянского землевладения было эффективным средством уничтожения удельности. Фонд земель составлялся из «выводов» бояр из их вотчин. Так было положено основание изживанию договорных отношений, которые менялись отношениями подданства, и формированию многоступенчатого слоя служилых людей.

В конце XV в. начался новый этап государственного развития.

Политический строй московского государства преобразовывался в самодержавный.

При великом князе постоянно действовал совет знати Боярская Дума, состоявший первоначально примерно из 20-ти человек. В дополнение к ней в дальнейшем сложилась «ближняя дума». В отличие от прежней эпохи думцы оставались только советниками. Слишком «самостоятельные» и упорные подвергались опалам. В 1499 г. князь Иван Патрикеев с двумя сыновьями и зятем должны были подвергнуться казни смертью за то, что слишком «высокоумничали». Князей удалось спасти уговорами церковных иерархов, они постриглись в монахи, а зятю всё-таки отрубили голову. При этом если Иван III был ещё относительно терпимым к инакомыслию и даже жаловал тех, кто «против него говаривал», то его наследники этим качеством уже не обладали.

И в Думе, и в сфере государственного управления утвердилась местническая организация. Должности занимались в соответствии со знатностью происхождения, близостью к великому князю, давностью службы. Высшее положение закреплялось за потомками Рюрика и Гедимина.

Функциональные органы управления отделились от дворцового хозяйства. Из старинного органа дворцового управления Большого дворца и Казны в начале XVI в. выделились приказы. Эти специальные бюрократические учреждения, дворцовые и общегосударственные, функциональные и территориальные, ведали разными направлениями государственного управления - судебными, финансовыми, земельными, военными делами. Приказы также собирали налоги и пошлины. Границы полномочий разных приказов часто пересекались. В приказах формировался новый слой чиновников-профессионалов незнатного происхождения.

Унифицировалась административно-судебная деятельность. В 1497 г. был издан единый свод законов Судебник. В том числе Судебник определял общий для всех срок перехода крестьян – Юрьев день осенний 26 ноября, за неделю и после с выплатой пожилого. Были ограничены источники холопства. Холопами не могли стать горожане.

Управление на местах осуществлялось через бояр-наместников. Волостями управляли волостели. Судом занимались приставы и доводчики. Все чиновники оставались кормленщиками.

Постепенно осуществлялся и психологический переход от удельности к единодержавию. Соответственно новым ощущениям обставлялся быт Московских князей. Под руководством итальянских архитекторов велось роскошное строительство в Москве, отстраивалась великолепная княжеская резиденция. Московский двор был пышным и церемонным.

Неизменно расширялись внешние контакты. Уже при Василии II иноземные придворные (особенно много итальянцев, греков) не были новостью для Московии, русские князья были хорошо осведомлены о большой политике. Иван III широко открыл двери иностранцам, понимая, что за время монголо-татарского ига Русь отстала в области техники. Иностранные мастера строили крепости, дворцы, отливали пушки, чеканили деньги. Медицина была в руках немцев. Европейцы были особенно заинтересованы в активности Москвы после падения Константинополя. Рим, Венеция, Венгрия, Неаполитанское королевство желали получить Ивана в союзники, организовать большой поход на турок, вернуть Константинополь в лоно христианства, вовлечь в этот союз татар. В союзе с Россией были заинтересованы: Венгрия для борьбы с Польшей, Дания для борьбы со Швецией. Послы от папы из Рима регулярно наезжали в Москву, а русские послы за границу.

Результатом сложной европейской дипломатической комбинации стал брак с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора, нашедшей убежище в Риме. Римский престол, помимо прочего, рассчитывал использовать этот брак для латинизации московитов и распространения на Московию Флорентийской унии (в 1439 г. под натиском турок в надежде на поддержку унию с Римом заключила константинопольская патриархия. На Руси унию не признали и сместили грека митрополита, её подписавшего). Иван III дал согласие на брак, венчание состоялось в 1472 г.

Прибывший с царевной папский посланник кардинал Антоний был торжественно принят при московском дворе, но его попытки настаивать на реализации Флорентийской унии не увенчались успехом. Более того, Антония вовлекли в богословский диспут с книжником Никитой Поповичем, в котором обнаружилась теоретическая неподготовленность кардинала.

В Москве по-своему оценили возможности, предоставляемые совершившимся союзом.

С падением Византии центр православного мира переместился в Москву. Брак с византийской царевной делал Московского князя преемником византийских императоров. Москва переняла символы византийской власти – двуглавый орёл стал государственным гербом, московский князь усвоил титул «царя», был введён обряд царского венчания, особые внешние признаки великокняжеского достоинства. С конца XV в. стал использоваться термин Россия, заимствованный из Византии. Преемственностью от византийских императоров подкреплялась идея возрождения русской православной государственности после свержения татарского ига. Московский государь противопоставлялся «поганскому» татарскому царю.

Идейные истоки Московского государства содержались, кроме того, в древнерусской традиции. Его становление понималось и как возрождение изначального единства Русской земли, и как преемственность великокняжеских столов (Киев – Владимир – Москва), и в деяниях князей (Владимир Святой – Александр Невский­ – Даниил Московский – Иван III). То есть, преемство Царьград – Москва осуществлялось через всех прародителей, включая языческих князей.

В княжение Василия III началось оформление официальной идеологии обновлённой русской государственности. В 1510 – 1511 гг. монах Псковского Елиазарова монастыря Филофей в послании к Василию сформулировал идею Москва – Третий Рим. Её главный смысл состоял в определении источника истинной власти и исторического предназначения русской державы.

По мысли Филофея Рим языческий обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим - Византия, пошёл на согласие с католиками и пал под ударами мусульман. Третий Рим – Москва, последний, так как сознательно подчинил себя высшей власти (нет иной власти, кроме как от Бога) и принял обязанность охранять православие. Идея Москва - третий Рим не содержала в себе претензии на некую исключительность или, тем более, на всеобщую святость и праведность, а лишь указание на то, чьей власти Россия подчиняется, каковы обязанности и в чём ограничения великокняжеской власти (московский царь сначала христианин, а потом кесарь, но как кесарь он полновластный хозяин).

В конце 20-х – начале 30-х гг. на основе «Послания» Спиридона-Саввы сложилось «Сказание о князьях Владимирских». В нём развивались предания о Москве и Московском государстве как наследнике великих христианских империй – Рима и Византии, а происхождение московских князей через владимирских и киевских велось от римского императора Августа (Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 – 23 гг. до н.э.).

Широкое распространение и статус государственной идеологии эти сочинения приобрели в следующую эпоху, в царствование Ивана IV Васильевича (Грозного).

 

Методические указания одобрены на заседании кафедры и могут быть рекомендованы студентам I курса всех специальностей.

 

Зав. кафедрой,

профессор, к. и. н. Попова Т. Г.


Учебное издание

 

 

Образование Российского государства

 

Составитель

АГЕЙЧЕВА Татьяна Владимировна

 

 

Редактор С.П. Клышинская

Технический редактор О.Г. Завьялова

http://www.miem.edu.ru/rio

rio@miem.edu.ru

 

 

Подписано в печать . Формат 60х84/16.

Бумага типографская № 2. Печать – ризография.

Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Изд № .

Заказ . Бесплатно. Тираж 100 экз.

Московский государственный институт электроники и математики

109028 Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 1 - 3/12, стр. 8.

Отдел оперативной полиграфии Московского государственного

института электроники и математики.






Date: 2015-09-05; view: 95; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию