Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неотомистская теория права Маритена





Неотомистская теория права Жака Маритена (1882-1973)

Неотомизм – от имени Фомы Аквинского (Томасо)

Маритен Жак— франц религ философ, представитель неотомистской теории права.

Эпоха. Две мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН, Всеобщей декларации прав человека и др.) - обращение к проблеме прав человека.

Биография. родился в протестантской семье, но принял католичество. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. Многие годы посвятил преподавательской и политической деятельности, участвоал в разработке декларации прав человека 1948г, в течение нескольких лет — посол Франции в Ватикане

Основные работы: «Права человека и естественный закон», Человек и государство», «Моральная Философия, «Интегральный гуманизм».

 

Логическое основание: Правовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (экзистенциализм и др.).вслед за фомой считал что естественное право восходит к вечному божественному закону (LEXAETERNA). естесвтенное право - закон лишь потому, что оно сопричастно кбожественному закону.

Цель - вписать вопрос о естественном праве в современную философскую мысль, опираясь на учение Фомы аквинского

Содержание политико-правового учения.

1 ) Понятие естественного права и проблемы его познания.

Спорит с двумя школами в понимании естественного права:

1) спорит с Юр позитивизмом (естественное право -это просто метафора)

Нет,

Онтологически, естественное право - это правила человеческого поведения обусловленные общей человеческой природой, требуемые для нормального человеческого существования

«Человек есть существо, наделенное разумом, и он имеет цели, которые соответствуют его сущности и которые одинаковы для всех»

Естественное право соответствует моральным законам (в тч не осознаваемым пока)

Школа юр позитивизма бессильно обосновать существование прав, от которых сегодня ничто не может заставить нас отказаться.

2) спорит с рационалистической школой естественного права (Г. Гроций и др.)

Рационалистическое школа: -естественное это реальность, открытая для своего понимания человеческим разумом. Гроций – перечень естественных прав.

Маритен: Да, естественное право познаваемо, но оно не писано.

ü Естественное право нельзя полностью описать, как мы не можем знать целиком сущность человека (экзистенциализм -существование человека предшествует его сущности):

«Только ангел может знать естественное право в его бесконечности и протяженности. Мы не знаем»

Наше знание о естественном праве развивается: сначала говорили только об обязанностях, с посвящения заговорили о правах. Нало учитывать и права и обязанности

ü Нельзя вывести каких то декретов, написанных природой – все что будет принято за таковое, на самом деле будет выведено искусственно.(гуго гроций - перечень естественных прав)

В тоже время нельзя сказать, что естественное право - это общая норма «делай добро и избегай зла». Это общий принцип естественного права но не само право, так как из принципа не ясно, что именно следует делать а чего не следует.

ü Наши глаза могут быть слепы, а природа груба – отчего в понимании естественного права может быть допущена ошибка (хотя оно познаваемо)

ü

Как познавать тогда естетсвенное право? -не через разум (как рационалистическая школа), а исключительно через конгениальность - совпадение по духу и образу мыслей

Тут схожесть с Фомой: «к естественному закону относится все то, к чему человек имеет природную склонность».

 

 

Для этого необходимо подключить

ü - моральное сознание добродетельного человека

ü - мистическое сознание созерцателя

ü - поэтическое сознание художника.

Все эти виды сознания позволяют вывести динамические схемы естественного права, которые исторически проявились и продолжают проявляться в разнообразных относительных правилах поведения

= >Маритен, гносеологически естественное право- это не концептуально познанное естественное право, а лишь динамические схемы естественного права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека.

Пример:

1) люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и

запрещений;

2)лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем

убить какое-либо животное;

3)«семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения»;

4) сексуальные отношения должны быть подчинены определенным ограничениям;


5)«мы обязаны видеть Невидимое».

2)Теория прав человека.

1. Все Права человека вытекают из следующих естественных прав:

Ø -права быть уважаемой личностью

Ø -права быть субъектом права и обладать правами.

2. Проблема развития прав человека: «Старые» права сопротивляются появлению «новых»,любо е право - это результат противостояния старым правам

Пр, право на справедливую з\п (новое)- борьба с правами свободы договора частной собственности (старые права)

Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г –там есть место и для сторых и для новых прав9 социальных, культурных, экономических)

 

3. классификация прав человека, три группы:

права индивида права гражданина права трудящегося.
безусловно соответствуют естествзакону, они абсолютно неотчуждаемы, тк основаны на человеческой природе, а ее утратить нельзя   Ø -право на жизнь Ø -право на стремление к счастью; Ø -право на религиозную свободу.     Вытекают из позитивного права   Ø -право объединения в политические партии; Ø -избирательное право   санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям:   Ø -право на труд; Ø -право на объединение в профсоюзы; Ø -право на справедливую з\п и др.  

 

Значение философии Маритена:

1) один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой он принимал непосредственное участие.

2) получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике(основной папский документ по тем или иным важным общественным вопросам) «О прогрессе народов» (1967) ссылался на работы Маритена.

3) Философия права и прав человека Маритена — возрождение теории естественного права в XX в.

 

 

 







Date: 2015-09-19; view: 3108; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию