Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция защиты Айки-до





 

В этой главе мы рассмотрим Айки-до как систему самообороны и проведём сравнительную характеристику методов воздействия Айки-до на противника по отношению к другим единоборствам.

Ответьте пожалуйста на несколько вопросов. Приятно ли вам кому-то сломать руку или ногу? Приятно ли вам поставить громадный синяк на чьём-то теле? Что бы вы сделали, если кому-то предложили бы это сделать на вашем теле? Ответ практически всегда один: если это пытаются сделать с вашим телом, то вы будете защищать его, а если вы пытаетесь сделать это с чьим-то телом, то вас попытаются остановить, так как насилие всегда и везде порицалось.

Но давайте посмотрим на единоборства и проанализируем то, что они нам предлагают, их методы воздействия на тело человека. Если разложить эти методы на составные части, то мы увидим чёткие составные части этих методов и последствия их "искреннего" применения. Методы состоят: 1) из ударов различными частями тела (результаты применения - синяк, потеря сознания от болевого шока, тяжёлое увечье, смерть); 2) из бросков (результаты применения - те же, что при ударах); 3) из болевых заломов (результаты применения - тяжёлые переломы и увечья); 4) из удушений (результаты применения - потеря сознания или смерть). Ко всему этому "джентльменскому" набору единоборства предлагают применить всевозможные подручные средства или различные типы оружия ударно-раздробляющего, колющего или режущего действия. (Об огнестрельном оружии мы не говорим, это тема другого разговора).

Как мы видим, практически все единоборства строят тактику самообороны по следующему принципу: человек, защищая себя или кого-то, должен разрушить тело противника (его анатомическую целостность) или причинить противнику такую боль, чтобы противник отказался от своих агрессивных действий.

Но как быть, если человек при самообороне не желает причинять боль и вред своему противнику? А если религиозные убеждения человека не позволяют ему причинять вред кому-либо, но человек вынужден защищаться от нападения? (Мы строим свои соображения на основе того, что каждый человек имеет право выбора метода защиты. А вот какой выбор он делает и по каким причинам - про это мы расскажем в Главе 5). Помочь человеку в таком случае может только Айки-до. Исходя из этого, Айки-до выступает уже не столько как средство самообороны, а как способ существования, способ мировоззрения, в основе которого лежит защита себя и всех окружающих. Морихэй Уэсиба, создавая своё искусство, говорил:

" Айки - это выражение самой Истины. Это способ созывать всех людей, нападающих на нас, и примиряться с ними в любви. Когда они во гневе нападают на тебя, улыбайся и мирись с ними. Это - истинный путь Айки. "

В Главе 5 мы детально рассмотрим вопросы физического, психологического плана, т. е. вопросы, связанные с методами воздействия на тело и сознание противника. Сейчас же мы вернёмся к одному важному вопросу - отличие методик тренировок Айки-до по отношению к другим единоборствам.

За последние 50 лет единоборства претерпели огромнейшие изменения, как и мир, который их окружает. Покинув свои исторические родины, единоборства распространились по всему миру. Теперь К аратэ, Д зю-до, Айки-до, У -шу и другие виды единоборств знакомы практически всем. Количество самих только основных стилей достигло такого количества, что уследить за всеми ними сейчас практически невозможно. Единоборства прочно укрепились в спорте, некоторые вошли в программу Олимпийских Игр, по многим единоборствам проводятся чемпионаты мира. Число занимающихся единоборствами исчисляется миллионами. Но на фоне таких, вроде несомненных, достижений видны те процессы, которые могут свести единоборства не нет. Но давайте всё по порядку.

Практически все древние единоборства зарождались как тайные искусства, которые практиковались в тайных обществах. Тайные общества представляли собой узкий круг посвящённых людей, которые были объедены между собой одной философией или целью жизни (особенно в Японии и Китае). Знания и умения в таких обществах передавались устно, в процессе обучения, а если и письменно, то в зашифрованном виде. Сам процесс обучения в таких обществах не был оторван от повседневной жизни. Примером может служить окинавское каратэ, китайское у-шу, самурайские дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, яри-дзюцу и т. д. Мастера школ проводили тщательный отбор своих учеников. Отбор проводился в основном не по физическим, а по духовно-психоло-гическим показателям. При этом количество учеников не превышало одного-двух десятков человек, а процесс обучения занимал несколько лет. Всё это проходило на фоне постоянных войн и конфликтов, на полях которых адепты на практике проверяли и совершенствовали свои техники.


Но с изменениями в социальном укладе стран и развитием технологий (в частности, возникновением огнестрельного оружия) требования к человеку стали меняться. Новая тактика и стратегия ведения вооружённых конфликтов стали требовать от человека умения владеть не так личным телом, как оружием и техникой, на которой он воевал. Единоборства стали угасать и потеряли своё былое место как в боевой подготовке, так и в системах самообороны вообще. Лишь отдельные энтузиасты уделяли достаточно много времени самосовершенствованию в каком-нибудь виде единоборств.

И только после Второй Мировой войны единоборства приобрели своё второе рождение. Видя в единоборствах мощное средство воспитания, их популяризаторы приложили огромные усилия к распространению своих стилей как нового вида спорта, причём не только в своих странах, но и за их пределами. Особенно преуспели в этом японские дзю-до и каратэ.

Но проблему реальной самозащиты спортивные единоборства решить не смогли. Даже Айки-до в последнее время претерпело такие изменения, которые могут свести к минимуму тот высокий оборонительный потенциал, заложенный в него Морихэем Уэсибой.

Прежде всего давайте проанализируем современные спортивные единоборства.

Главной целью спортивных единоборств является победа на соревнованиях. Проведение же самих соревнований строго регламентируется правилами. Эти правила запрещают (!) проведение тех или иных техник и наказывают за применение "запрещённых" техник. При следовании этим правилам, на соревнованиях можно встретить такую ситуацию, когда более слабые спортсмены получают победу над более сильным из-за дисквалификации последнего за применение “запрещённых” техник. Также повсеместно встречаются ситуации, когда судьи останавливают поединок из-за небольшой травмы одного из участников (особенно если идёт кровь). Даже в пресловутых "боях без правил" запрещено кусаться, бить по глазам, бить в пах, применять ноги в поединке, если они обуты.

Все эти примеры доказывают тот факт, что спортивные единоборства превратились в коммерческие зрелища. А постоянная установка на победу превратили спортивные единоборства в простую борьбу за титул всеми доступными (ненаказуемыми) средствами. При этом единоборства, как системы самообороны, превратились в системы нападения, вступая при этом в конфликт с их моральными и философскими истоками. (Примером может служить дзю-до. Выход дзю-до на спортивную арену практически свёл на нет его основной принцип " поддайся, чтобы победить ". " Гибкое искусство " превратилось в обыкновенную возню на татами, а количество сторонников этого искусства за последние десятилетия резко сократилось.)

Морихэй Уэсиба, видя такую тенденцию развития единоборств, запретил проведение каких-либо соревнований и поединков в Айки-до. Он говорил:

Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим "нанести поражение", то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.


Ищущие единоборства совершают смертельные ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение.

Искусство Мира - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется.

Тот, у кого ум неспокоен и раздираемый противоречиями, изначально обречён на поражение.

Как же ты можешь успокоить ум, очистить своё сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в своё сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. "В любви нет противоречия. У любви нет врага". Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.

Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его бу-до - это бу-до разрушения. Это не созидательное бу-до.

Поэтому соревнование в выполнении приёмов, выявление победителя и побеждённого - не истинное бу-до. Истинное бу-до не знает поражения. " Непобедимый " означает " никогда не сражающийся ".

А вот что пишет Коити Тохэй в своей книге " Айки-до " (эта книга писалась ещё при жизни Морихэя Уэсибы и под его редакцией):

"В видах спорта, где главным является победа на соревнованиях, существуют правила, которые нужно соблюдать. Скажем, нужно удерживать противника только за лацкан или ремень, нельзя бить ниже пояса, бить ногой, кусаться или обманывать. Без таких правил эти виды спорта могут быть опасны для здоровья. Это всё применимо в спорте, но что касается настоящего боя, то если вы захотите применить спортивный вариант борьбы, то будет неуместным следовать её правилам. Искусство самообороны должно быть таким, чтобы его можно было применить против человека, который бьёт вас не на шутку. Если ваш противник желает драться не на шутку, то он выбирает вид атаки, и вы не можете назвать такого запрещённого приёма, который не может применить против вас противник. (Да и сам факт неспровоцированного нападения уже есть явление ненормальное с точки зрения морали и законности.) Вы не можете сказать: "Я тренировался, держа лацкан противника, так что ты должен держать мой лацкан", или "Я учил только удары рукой, так что не души меня". Вне зависимости от вида его атаки вы должны подготовить себя к встрече с противником и подчинить его себе. Если вы тренируетесь по определённым правилам, то это станет для вас привычкой, а в настоящем бою вы будете драться не по правилам. Можно привести пример человека, который мастерски владел спортивным искусством борьбы. Он стал удерживать противника за одежду, чтобы потом бросить его, но был ранен ножом. Не имея представления о том, что противник держит в руке, глупо хвататься за его одежду. И в этом случае не надо удивляться ранениям. Привычка ежедневной практики в спортивном единоборстве заставляет действовать на уровне подсознания именно таким образом.


Значит должна быть чёткая граница между спортом и любым искусством самообороны. Когда вы атакованы несколькими противниками или в руках у них оружие - тактика любого спорта неуместна".

Следующее негативное явление, которое наблюдается в спортивных единоборствах - это массовость. Как мы отмечали, раньше каждый мастер проводил тщательный отбор учеников по моральным, психическим и физическим данным. Мастера прекрасно понимали, что в неумелых или агрессивных руках единоборства могут превратиться в страшнейшее оружие разрушения. Сейчас же мастера открывают сотни секций, принимают в них тысячи людей. Тренировки проходят 2-3 часа пару раз в неделю. (Раньше же мастер был практически хозяином своих учеников, которые жили и тренировались в его школе несколько лет.) В современных школах воспитание в философском и психологическом плане практически не ведётся, а если и ведётся, то сводится к повторению пары затасканных фраз, которые ученики могут вычитать в любом пособии по единоборствам. Контроль над тем, кто посещает занятия, практически не ведётся: предоставил справку о здоровье, заплатил абонемент - и ты уже в общей толпе махаешь руками и ногами. И, как правило, мастеров абсолютно не волнует где и как его ученики будут применять своё "мастерство" вне зала.

Перечисленные выше процессы затронули и Айки-до. Уделяя внимание в основном физическому аспекту продвижения своих учеников и игнорируя их духовный рост, современные "мастера" практически растеряли то духовное наследие, которое оставил Морихэй Уэсиба, и заменили его на жалкие цитаты, выхваченные из дешёвеньких книжечек. А "обогащение" такими "мастерами" техник Айки-до своими "достижениями" или "улучшениями" сводит великое искусство на путь того же дзю-до.

Айки-до может выжить и сохранить свою целостность и гармоничность, если следовать истинному пути, который указал О-сэнсэй. Но на пути этого стоит несовершенство человека, загрязнённость его разума мелкими желаниями и большими амбициями.

И ещё один вопрос, который мы рассмотрим в данной главе - это отличие методик тренировок Айки-до по отношению к другим единоборствам. Неся в себе огромный груз условностей, единоборства отошли от повседневной жизни, разделили сознание человека на две части: одна часть тренируется в зале, а вторая живёт и работает. Совмещение этих частей происходит очень и очень редко. Всё это происходит в основном из-за несовершенства методик тренировок, а также из-за утери единоборствами тех целей, ради которых они создавались.

Первое, что применили современные спортивные единоборства - это различные виды защитных средств, которые одеваются для избежания травм или для придания "правдоподобности" применяемым техникам. Применение этих "доспехов" приводит к наработке грубых ошибок и потере так называемого "шестого чувства", столь важного в изучении единоборств.

Второе, от чего страдают современные спортивные (а также боевые) единоборства - это невозможность отработать свои техники, как говориться, "в живую". Так, например, человек, который занимается дзю-дзюцу, не может отработать свои разрушающие техники ни в зале, ни вне него. Все эти отрывания ушей, разрывы тканей противника, выдавливания глаз, все те техники, которыми богаты все стили дзю-дзюцу, так и остаются чисто теоретическими изысканиями, не имеющими практического применения в обычной жизни.

И только в Айки-до возможно искреннее применение всех техник без страха нанести травму своему противнику или партнёру. Неразрушающий характер техник, отсутствие в методиках тренировок каких-либо тренажёров или защитных средств, глубокая теоретическая проработка ставит Айки-до в явное преимущество как система самообороны. Следует отметить, что в Японии Айки-до официально стоит на вооружении полиции, тогда как, к примеру, на Украине вообще нет чёткого приоритета к какому-нибудь виду единоборств.

Изучение и применение техник Айки-до имеет ещё одно мощное преимущество перед другими видами единоборств: применяя техники Айки-до, человек остаётся свободным от поиска компромисса между злом, которое он наносит агрессору, и добром, которое человек защищает. Морихэй Уэсиба говорил:

"Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда и есть Искусство Мира. "

Чтобы более полно раскрыть глубину Искусства Мира, ниже, в Главе 5, мы рассмотрим философские истоки этого искусства.

А сейчас мы вернёмся к вопросу о защите.

Каждого, кто выбирает стезю боевых искусств, неизбежно сталкивается с дилеммой: красиво или реально? Что лучше: эффект или эффективность? Ответ скрыт, как правило, в цели, которую преследует занимающийся.

Что же касается Айки-до, то здесь можно с полной уверенностью утверждать, что основа Айки-до - рационализм, цель – гармония с окружающим миром. Цель в Айки-до всегда одна - избежать или предотвратить избиение или повреждение. При этом в жертву приносится любая условность: спортивный зал, удобная одежда и обувь, специальная физическая подготовка. Айкидока остаётся наедине с реальностью. Можно сказать, что цель в Айки-до всегда противоположна той цели, которую преследует тот, кто начинает драку или поединок. А цели, преследуемые в драках, всегда те же: первая - избить; вторая - подавить, унизить, показать превосходство и иерархическое главенство. В первом случае драка не является душевным порывом, к ней готовятся. Во втором случае драка есть способ самоутверждения, способ поддержать существование иллюзий своего все подавляющего физического “Я”. Чем грубее оно выглядит, тем убедительным кажется достоинство. Это можно назвать физической моралью. Её влияние охватывает не только мордобой, но и другие “самцовые” проявления, вроде неуёмной похотливости, вызванной половыми способностями, демонстрацией возможностей в пьянстве и т. д.

Как в первом, так и во втором случае противник действует исключительно агрессивно. Ибо и там, и тут агрессия есть способ достижения поставленной цели.

Но как вообще должен реагировать человек, на которого нападают? От чего зависят его ответные действия? Ответ как правило один: всё зависит от опыта и мастерства.

Противник, который нападает на вас, рассчитывает на реакцию, которая, по его мнению, не превышает его физические и моральные возможности.

Такие боевые искусства как каратэ, дзю-до, дзю-дзюцу, да и все боевые искусства, которые используют оружие, принуждают бойца решать проблему сопоставимости мастерства по типу “кто кого” за счёт только личных данных. Например: по скорости рефлексов, по способности предвидения реакции противника, по запасу боевой прочности и т. д. Системы этих единоборств, как правило, устанавливают такие стандарты, которые значительно превосходят реальную целесообразность. Зачастую единоборства используют малоподвижные, перегруженные стойки, энергоёмкие удары в высоких прыжках, неестественные для человеческой биомеханики передвижения и многое другое. Для того, чтобы побеждать таким способом, человеку нужно адаптироваться под условия тех программ боя, которые предлагают единоборства. На это уходят годы, но достигнутый результат, как правило, очень нестойкий и, при прекращении тренировок, тело возвращается к исходным параметрам. Но разве освоенная система облегчила вам жизнь? Нет! Всё равно быстро и манёвренно передвигаться легче в стойке на свободных ногах с высоким центром тяжести, чем в низкой, широкой стойке со сдавленными ногами. Всё равно удар развивается быстрее тогда, когда рука предварительно расслаблена, а не зажата концентрацией где-нибудь у бедра. Всё равно результативно бьёт не тот, кто бьёт сильно, да и не тот, кто бьёт “по точкам”, а тот, кто неожиданно попадает. Механическое воздействие плюс стресс! Вот и получается, что хотя вы и мастер, но для того, чтобы побеждать по законам создавшей вас системы, следует преодолевать объективные трудности, в которые вы сами себя поставили.

Айки-до же черпает свои двигательные стереотипы из природы человека (в отличие от некоторых “звериных” стилей единоборств). И не просто человека, а человека адаптированного к конкретным механическим нагрузкам, развитого до той степени адаптации, в которой он проводит свою нормальную повседневную жизнь. Айки-до использует в качестве реакции не осознанно сформированные программы действия (что и объясняет его непостижимость и волшебность воздействия), а самую точную форму реакции - рефлексы.

 

Условности, от которых свободно Айки-до.

 

1. Использование нетренированных и “холодных” мышц, а не “горячих” и растянутых.

Скорость и подвижность человека зависит от времени занятий вообще и в конкретном случае. Предварительный разогрев мышц перед поединком - это первая условность спортивных единоборств. Но “холодные” мышцы - это как раз критерий реального технического состояния. То, что можно показать без предварительной разминки, не причиняя ущерба здоровью - и есть подлинный уровень. Для того, чтобы содержательность телодвижений была и сложна, и доступна, нужно не только сформировать двигательный стереотип, но и довести его до степени минимальных физических затрат (это и в музыке, и в танцах, и в жизни вообще). Разминка - это способ создать проводимость движения. Разминаясь перед боем, человек как бы опровергает физический уровень своего обычного состояния. При этом затрачивается много времени и энергии, что само собой уже понижает реальную защищённость. Физическая форма, зависящая от степени предварительного разогрева, - первая условность, которую преодолело Айки-до.

 







Date: 2015-09-05; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию