Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Развитие философской мысли в Молдове в средние века





С самого своего возникновения философская мысль Молдовы носила религиозно-мифологический характер и не представляла что-то целостное. Оно было связано с процессами консолидации молдавского феодального государства, с социально-экономическими, политическими и культурными традициями и особенностями того времени. Первые философские идеи как таковые можно отметить в конце XV – начале XVI века в произведениях летописцев и ученых. Это были комментарии к религиозным книгам и поучения для каждого дня («Цветы даров» – 1620, «Поучения для каждого дня» – 1642, «Румынская книга воскресных поучений для всего года» – 1643, «Ответы на кальвинистский Катехизис» – 1645, «Житие святых» и др.). Литература, церковные хроники и летописи были носителями мировоззрения эпохи феодализма. Молдавские летописи включают письменные хроники Молдовы ХУ – ХУШ веков. В развитии молдавских летописей выделяют три периода.

Первый этап - это молдо-славянские хроники ХУ – XVI века. Эти хроники писались на старославянском языке церковными писарями по заданию правителей. Самая старая молдо-славянская хроника «Анналы двора Стефана Великого» не сохранилась в оригинале. Дошли до нас в различных доработках как «Анонимная летопись Молдовы» и два варианта «Летописи Путны», а также в виде внешней хроники, принадлежащие иностранным писарям «Молдо-германская хроника», «Молдо-польская хроника и «Молдо-русская хроника». Анналы были продолжены Макарием, Ефтимием и Азарием.

Второй этап – это ХУП век и включает летописи Г. Уреке и М. Костина. Они уже писались на румынском языке, не придерживались религиозных традиций, носили более светский характер. В них отражались надежды и чаяния народа, моменты борьбы за освобождение от турецкого ига. Соединяя народную речь с книжными элементами, летописцы XVII века способствовали существенному развитию литературного румынского языка. Хроники Г. Уреке и М. Костина являются апогеем молдавских летописей.

Третий этап относится к ХУШ веку и включает летописи И. Некульче, с одной стороны, и других известных и анонимных летописцев (Хроники Н. Костина, Анонимная хроника страны Молдовы 1661-1709 гг., Анонимная хроника Молдовы 1733-1774 гг. и др.). Ценность летописи И. Некульче обусловлены его литературным талантом и умением находить и выделять выдающихся личностей и знаменательных событий.



До ХУШ века философская мысль Молдовы развивалась преимущественно в устном творчестве. Она носила национально-патриотический и гуманистический характер. Отставала в своем развитии по сравнению с Европой на 2 – 3 столетия. Философия в Молдове развивалась вместе с религией, первые идеи находим в хрониках. Все виды духовной деятельности, культуры этого периода были проникнуты религиозным духом. Философская мысль этого периода также не были исключением. В ней преобладали как религиозные понятия, так и религиозный язык. Широкое распространение получили гуманистические идеи, которые носили патриотический характер. Молдавские гуманисты выступали за независимость страны, за освобождение от турецкого ига.

Проявлением гуманизма в общественно-политическом мышлении Молдовы XVII века было и неоаристотелизм. Сторонники этого течения выступали за отделение философии от теологии, за независимость разума от веры, намечая путь независимого развития науки и философии. Гуманизм проявился и в некоторых элементах светского взгляда на мир и человека, выражающие уверенность в способности индивида познать и преобразовать мир. История становится средством выражения политических идей, пробуждения гордости народа за свое боевое прошлое, за романское происхождение. Движимые интересами происхождения предков, молдавские летописцы усваивали гуманистическую культуру, изучали классическую историю, географию, филологию и философию.

Григоре Уреке (1590-1647) начал писать на румынском языке. В «Летописи Страны Молдовы» утверждает, что история, сбережение прошлого отличает человека от животных, что история имеет не только познавательный, но и воспитательный смысл. Г. Уреке описывает историю страны на основе документов. Он впервые ссылается как на внутренние источники (предшествующие анналы и хроники), так и на внешние (польские хроники 1521, 1555, 1578, 1597 гг.). Г. Уреке является основоположником историографического анализа в истории развития Молдовы. Летописи Г. Уреке носят более светский характер, в интерпретации природных и социальных явлений он значительно отходит от церковно-религиозной точки зрения.

Мирон Костин (1633-1691) продолжает идеи своего предшественника. В работах «О родословие молдаван», «Хроника Молдовы и Мунтении» обосновывает идеи не только римского происхождения наших предков, но и латинского происхождения нашего языка. В философской поэме «Жизнь мира» ставятся проблемы о нашей вселенной, о космической неуравновешенности, о счастье в жизни человека.Примечательно, что «Летопись Страны Молдовы» с самого начала есть целостное произведение с определенной преемственностью. Так, Г. Уреке описывает исторические события 1359-1595 гг., М. Костин – 1595 – 1661, а И. Некульче соответственно 1661 – 1743 гг.



Определенный вклад в молдавские хроники внес и Николай Костин(1660-1743) сын М. Костина. Он прославляет мир среди народов, осуждает захватнические войны, выступал за популяризацию науки, литературы, искусства. Когорту молдавских летописцев замыкает Ион Некульче (1672-1745). Способствовали развитию культуры Молдовы в ХУШ веке митрополиты Петру Мовилэ (1596-1646), Варлаам (1590-1659) и Дософтей (1624-1693). П. Мовилэ, будучи митрополитом Киева, помог в открытии в Яссах греко-латинско-славянского колледжа (1640), открытию первой типографии в Молдове (1642). Варлаам и Дософтей внесли свой вклад в публикации и распространении религиозной литературы на родном языке.

 

 

9.3. Философия в Молдове в ХVII – ХVIII вв

Развитие социально-философской мысли в ХУП - ХУШ в. зависело от общественно-экономических, политических и культурных условий. Молдова в этом периоде была феодальным государством, в котором преобладала натуральное хозяйство. Прогрессивная мысль Молдовы того времени была охвачена идеей борьбы с Портой и беззакония местных феодалов. Начиная с ХУШ века в Молдове, выделяются несколько крупных и оригинальных мыслителей как Николай Милеску-Спэтару, Дмитрий Кантемир, Амфилохий Хотинский.

Николай Милеску-Спэтару (1636-1708) – философ гуманист, просветитель, представитель румынского Возрождения, непревзойденный полиглот (знал более десяти языков). Окончил латино-греко-славянскую Академию в Яссах, потом продолжил образование в Константинополе. Был специалистом в области философии, истории, литературы, теологии, был предшественником современной географии и картографии, был натуралистом, этнографом, экономистом, дипломатом и педагогом. Будучи посланником русского царя, совершил путешествие по Сибири и Китаю, где собрал большой материал высоко оцененный в Европе (Милеску-Спэтару был вторым европейцем после Марко Поло, который посетил и описал Китай). Написал более 30 научных трудов, среди которых «Генеалогия русских царей», «Книга пророков», «Аритмологион», «Иероглифическая книга», «Журнал путешествий в Китае», «Описание первой части мира» и т.д. Перевел с древнегреческого языка на румынский Библию и много философских трудов.

Философская концепция Милеску-Спэтару содержит много прогрессивных идей, но он делает некоторые уступки теологии, некоторые его материалистические элементы переплетаются с религиозно-деистическими. Тем не менее, можно отметить, что философская и социологическая мысль Молдовы конца XVIII века, в лице Милеску-Спэтару, пытается выйти из-под опеки религии, господствовавшей в феодальном обществе. Он признавал сотворение мира Богом, но дальше пытается материалистически его объяснить.

В основе мира, по его мнению, находятся четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь. Пространство и время существуют вместе с миром, вне мира ничего не существует. Как ученый признает роль окружающей среды для существования и развития живых существ, описывает анатомию некоторых организмов. Милеску-Спэтару формулирует и некоторые идеи спонтанной диалектики: относительно единства и борьбы противоположностей, движения как формы существования материи. Предпринимает попытку объяснить и некоторые социальные явления, выдвигает идею циклического развития общества, аргументирует необходимость сильного централизованного государства. В теории познания отрицает религиозно-идеалистический агностицизм. Пытается объединить чувственный опыт с рациональным мышлением, подчеркивал роль практической деятельности людей. Утверждает , что человеческий разум способен познать действительность.

Милеску-Спэтару хорошо знал историю философии, особенно античность. Перевел много философских текстов на русский язык. Кроме философии Платона и Аристотеля высоко ценил идеи Сократа, Демокрита, Фалеса, Пифагора, Ксенофонта и др. Придает огромное значение философии как науки, утверждая, что это не только одна из многих наук, но она и область, где обобщаются знания и ориентируется развитие других наук, это инструмент инструментов, королева разума. Милеску-Спэтару придавал решающее значение науки в развитии общества, утверждал, что наука является главным средством в улучшении нравов и обычаев народов.

Дмитрий Кантемир (1673-1723) – господарь Молдовы, философ, писатель, ученый энциклопедист, представитель румынского гуманизма ХУП – ХУШ веков. Его ещё называют философом среди королей и король среди философов. В 1714 г. был избран членом Берлинской Академии наук. Развил бурную научную деятельность, имеет работы по философии, логике, этике, литературе, географии, ориенталистике, музыке и др. Среди его работ отметим «Неописуемая икона священных наук » (1700), «Малый учебник по логике» (1701), «Иероглифическая история» (1705), «Диван, или споры мудреца с миром» (1701), «Естественная интерпретация монархий» (1714), «История Оттоманской империи» (1714-1716), «Описание Молдовы» (1715), «Система магометанской религии» (1722) и др. Хотел написать большой философский трактат в трех частях: теолого-физика, теолого-метафизика и теолого-этика, но реализовал только первую часть. Кантемир был первым ученым, который начал писать труды на родном языке, впервые сформулировал философскую терминологию на румынском языке.

Философская концепция Д. Кантемира образовалась под влиянием православной теологии, философии стоицизма и средневековой схоластике. Он согласен с идеями Аристотеля о материи и форме, отрицает теорию идей Платона. В объяснении мира он деист – признавал сотворение мира Богом, а дальше мир развивается по своим собственным законам. В основе мира находятся четыре первоэлемента: земля, вода, воздух и огонь. Рассматривает философские понятия пространство, время, движение, необходимость и т.д. Все предметы и явления причинно обусловлены.

В теории познания утверждал единство чувственного и рационального, придавал большое значение роли опыта и практики в развитии науки. Признавал теорию двойственной истины, что существуют истины веры и истины науки, выступал за отделение науки и философии от теологии. Кантемир понимал человека как единство духа и тела, что человек отличается от других живых существ духовностью своей. Общественные явления объясняет посредством определенных законов. В основе развития общества ставит внутренние, материальные факторы. Утверждает циклический характер развития, что все страны проходят определенные циклы – рождение, зрелость и гибель. После исчезновения одних стран или империй – возникают другие. Прогресс общества зависит от культуры, морали. Труды Д. Кантемира способствовали формированию светского мышления и распространению гуманизма.

Амфилохий Хотинский (1730-1800) – выдающийся ученый и философ. Он имел глубокие знания в области философии, истории, математики, географии, физики, астрономии. Владел многими языками, в т.ч. латинским, греческим, старославянским, русским. Хорошо знал работы Демокрита, Пифагора, Сократа, Платона, Н. Коперника, Д. Бруно, Р. Декарта. Утверждал материальность и познаваемость мира. Пропагандировал гелиоцентрические идеи Коперника. В работе «О философии» он раскрывает сущность, задачи и роль философии в жизни людей. Считал, что философия состоит из двух частей – теоретической и практической. Оценивая значимость философии в повседневной жизни людей, подчеркивает, что на основе обобщения знаний развиваются многие науки, в том числе медицина, фармация, мореплавание, люди учатся лучше обрабатывать землю, выращивать растения и животных, добывать, и обрабатывать металлы.

 








Date: 2015-09-19; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию