Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английский идеализм ХVIII века





Английский идеализм представлен идеями Дж. Беркли и Д. Юма.

Джордж Беркли (1685-1753) – английский философ, субъективный идеалист, епископ. В своем главном сочинении «Трактат о принципах человеческого знания» он поставил задачу опровергнуть материализм и при помощи философских аргументов укрепить позиции религии. Идеалистически перерабатывает эмпиризм и сенсуализм Локка. Беркли считал, что предметы окружающего мира не существуют объективно, независимо от человека, а являются только ощущениями (идеями) человека. Вещи существуют только в том случае, если они воспринимаются. Для Беркли быть – значит быть воспринимаемым (esse est percipi). Эти рассуждения называются солипсизмом,согласно которому в мире существует только воспринимающий субъект, а окружающая действительность, в том числе и другие люди, не существуют иначе как в сознании воспринимающего «Я».

Чтобы избежать солипсизма (который противоречит здравому смыслу), Беркли вынужден признать, что вещи, которые я вижу моими глазами или осязаю моими руками, действительно существуют, я отнюдь не сомневаюсь1. Но существуют они как комплексы моих ощущений. С одной стороны, Беркли утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии не существуют, с другой – что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются Богом. Беркли отрицает лишь существование такого понятия как материя в философском его понимании.

Философия Беркли направлена против материализма и атеизма, между которыми он видит прямую связь, понимая материализм как философскую основу атеизма. Взгляды его критиковались во все времена и со всех сторон представителями различных философских направлений.

Давид Юм (1711-1776) – крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Основные философские труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом познании», «Исследование о принципах морали», «Естественная история религии». Подготовил и издал восьмитомную «Историю Англии». Сформулировал основные принципы европейского агностицизма, является предшественником позитивизма. Взгляды Юма формировались под влиянием эмпиризма Локка и Беркли. Он утверждает, что наши знания представляют собой совокупность «впечатлений». Но выяснить их источник (наших ощущений и восприятий) невозможно, так как познание не может выйти за пределы ощущений, а опыт не может доказать происхождение (источник) ощущений. Если Локк видел источник наших ощущений во внешнем мире, в самой действительности, а Беркли – в духе, или Боге, то Юм отрицает оба эти взгляда. Он полагает, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Из этих соображений Юм отрицал также и объективное существование причинности, субстанции. Он распространил свой скептицизм и на религию, утверждая что существование Бога невозможно доказать.






Date: 2015-09-19; view: 304; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию